Устный журнал "Блокадный календарь"
методическая разработка (1 класс) на тему
Внеклассное мероприятие (проект), посвящённое 70-тилетию полного снятия блокады Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokadnyy_kalendar_tekst.docx | 58.88 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ГБОУ гимназия 446
Внеклассное мероприятие в группе
продлённого дня
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
«БЛОКАДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
Разработано воспитателем ГПД
Кривонос Еленой Робертовной
2014 год
Цель: Формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, за подвиги своих соотечественников. Содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.
Задачи: Ознакомление учащихся с памятными датами в истории нашей Родины. Знакомить детей с героическими подвигами нашего города в дни блокады. Расширять знания детей о героях-ленинградцах во время Великой отечественной войны. Воспитывать детей в духе патриотизма и любви к своему отечеству. Воспитание уважения к людям старшего поколения.
Расширение области знаний учащихся о периоде Великой Отечественной войны с июля 1941 г. по февраль 1944 г. Формирование высоких морально-нравственных качеств личности, создание условий для дальнейшего развития молодого поколения.
Формы и методы реализации:
Проведение мероприятия построено в форме устного журнала. Метод реализации – пояснительно — иллюстративный с использованием рассказа о блокаде Ленинграда, его славных защитниках, о всех тех, кто пережил и не пережил все тяготы блокады, музыкально-поэтической композиции, просмотра отрывков их фильмов о блокаде, а также воспоминаний участников Великой Отечественной войны. Занятие имеет музыкальное оформление.
Оборудование: Мультимедийный проектор (демонстрация слайдов); экран; музыкальный центр, метроном, весы для взвешивания хлеба, хлеб, нож, разделочная доска, выставка детских рисунков «Как я вижу блокаду», свеча памяти, выставка детских книг о войне, отрывной календарь, жетоны «Ласточка».
Предварительная работа: Заранее дать задание, узнать о блокаде Ленинграда. Нарисовать рисунок на тему «Как я вижу блокаду».
Ход мероприятия.
Дорогие друзья. Мы с вами живём в самом прекрасном городе на земле - в Санкт-Петербурге. Но 3 дня в году: 8 сентября, 18 января и 27 января наш родной город с гордостью называется ГОРОД-ГЕРОЙ ЛЕНИНГРАД! Это звание наш город получил за подвиг, который совершили наши земляки, жители и защитники Ленинграда, в годы Великой отечественной войны, за 871 день: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Эти страшные дни получили в истории название БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
Время идет быстро, и человеческая память забывает многое. Но эти события люди забыть не имеют права, чтобы никогда и ни с кем это больше не повторилось! Сегодня мы с вами будем вспоминать эти страшные дни.
Итак!
Отрывается лист календаря.
Лист календаря (СЛАЙД КИНОХРОНИКА Звучит запись с голосом Левитана о начале войны).
(АУДИОЗАПИСЬ фрагмент песни «Священная война».)
22 июня 1941 года. Нападением Германии на СССР началась Великая Отечественная война. «Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью», - так напутствовал Гитлер свои войска перед нападением на нашу страну.
В. Шефнер
Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Внимание переводится на девочку в летнем платье, сидящую за столом и пишущую в дневнике.
«В тот год, когда началась война, я окончила шестой класс 393 школы Кировского района. В этой школе учились, в основном, дети сотрудников Лесного порта. Жила в Автово, на проспекте Стачек, в доме №8. В начале войны мне было 14 лет. Враг приближался к Ленинграду, надо было готовиться к обороне города — стали помогать взрослым рыть окопы рядом со школой».
В первые недели войны события развивались не просто быстро, а стремительно!
Далее быстро отрываются и зачитываются листы календаря (до 9-го листа).
Лист календаря 23 июня 1941 года (СЛАЙД) В Ленинграде объявлена первая воздушная тревога
Лист календаря 10 июля 1941 года Немецкие войска вступили в пределы Ленинградской области
Лист календаря 18 июля 1941 года (СЛАЙД) Введена карточная система распределения продовольствия.
Лист календаря 20-27 августа 1941 года Эвакуация гражданского населения остановлена, так как заблокированы железные дороги и другие выходы из Ленинграда.
Лист календаря 4 сентября — 8 сентября1941 года (СЛАЙД) Артиллерийские обстрелы начинают разрушать промышленные районы, школы, госпитали и жилые дома Ленинграда.
Лист календаря 8 сентября 1941 года (СЛАЙД)
Кольцо окружения вокруг Ленинграда замкнулось, когда немецкие войска достигли берегов Ладожского озера.
Первый массированный налет вражеской авиации. Воздушная тревога была объявлена 18 часов 50 минут. На город было сброшено 12 тыс. зажигательных бомб. Особо интенсивной бомбардировки подвергся Московский район. В течении 7 – 10 минут на район сброшено более 5 тыс. килограммовых зажигательных термитных бомб. Были зафиксированы 144 пожара, в том числе 62 на промышленных объектах, 52 – в жилых домах, остальные в учреждениях района.
8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,
И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад…
В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей.
Лист календаря 19 сентября 1941 года (СЛАЙД)
Немецкие войска остановились в 10 км от Ленинграда. Жители города участвуют в боях на передовой. Самая тяжелая бомбардировка города - было сброшено 528 фугасных и 2870 зажигательных бомб.
Сообщение о налетах на Ленинград 20 сентября 1941 г. Диктор Ю. Левитан. (АУДИОЗАПИСЬ)
(СЛАЙД видео «Последствия бомбардировки»)
Перед ребятами выставляется и запускается метроном. (СЛАЙД)
Метроно́м— прибор, способный производить произвольное количество тактовых долей времени на слух. Служит как вспомогательный прибор для установления точного ритма в музыкальном произведении.
В окруженном фашистами Ленинграде проводное вещание продолжалось круглосуточно. Трансляция концертов, сводок Совинформбюро, выступления по радиосети известных горожан, деятелей культуры вселяли в жителей города надежду и веру в неизбежную победу над захватчиками. По окончании передач звучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
Его стук называли живым биением сердца Ленинграда.
Кроме того, на улицах города появились предупреждающие надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Девочка пишет в дневнике: «Помню, вечером собрались дома, вдруг радио громко оповещает: «Воздушная тревога», повторяет три раза и включают метроном. Во дворах домов воют сирены. Гул самолетов в воздухе, отвратительный свист падающей бомбы. Дом сотрясается от взрыва, качается мебель, звенит посуда. Дом наш двухэтажный, бомбоубежища нет. Что будет, то и будет…»
(АУДИОЗАПИСЬ песни « Ленинградский метроном»)
Лист календаря 22 сентября 1941 г. (СЛАЙД)
Выходит директива Гитлера № 1601 «Будущее города Петербурга» от 22 сентября 1941 г., где со всей определённостью говорилось:
«…стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса... 4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». Лист календаря 23 сентября 1941 (СЛАЙД) |
На Колпинском направлении 23 и 24 сентября сконцентрировано значительное число артиллерийских полков для нанесения удара по наступающим войскам противника. Было разрешено перерасходовать боезапас. Мощный артиллерийский огонь остановил наступление шести немецких дивизий.
Лист календаря 1 октября 1941 Третье снижение норм продажи хлеба: рабочим 400, служащим, иждивенцам и детям до 12 лет - 200 г.
Девочка пишет в дневнике: «Начались страшные дни блокады. Голод — постоянно уменьшались нормы хлеба по карточкам (у нас были две иждивенческие и одна служащая). Первого октября 1941 года — норма по 200 граммов, тринадцатого ноября 1941 года — по 150 граммов, двадцатого ноября 1941 года — по 125 граммов. Хлеб, как глина, — сырым его невозможно было есть. Стали делить каждую порцию на три части и подсушивать.»
Лист календаря 3 ноября 1941 года (СЛАЙД)
Начался новый учебный год в школах города. Всего в 103 школах обучалось 30 тыс. школьников. Уроки прерывались сигналами воздушной тревоги и артиллерийскими обстрелами. Холода не позволяли проводить письменные работы. Нередко уроки приходилось проводить в бомбоубежищах. С наступлением зимы занятия в школах прекратились.
Девочка пишет в дневнике: «Вылетели все стекла с первого этажа, частично – второго, а на улице – мороз. Ряды учеников редеют. Требуется большая сила воли, чтобы сидеть в стуже почти 5 часов, а дома в той же обстановке готовить уроки. Частые воздушные тревоги и обстрелы заставили перенести занятия в бомбоубежище. Школа жила и работала»
Лист календаря С 20 ноября 1941 года (СЛАЙД)
НОРМА ВЫДАЧИ ХЛЕБА
Рабочим и ИТР Служащим Иждивенцам Детям
250 гр. 125 гр. 125 гр. 125 гр.
(СЛАЙД)
На 50 процентов данный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Выдача других продуктов в этот период прекратилась.
Лист календаря 21 ноября 1941 года
В Ленинграде отключено электричество в жилых домах
Лист календаря 22 ноября 1941 года (СЛАЙД кинохроника)
Началось действие дороги по льду Ладожского озера - “Дороги жизни”.
Из воспоминаний шофера Ивана Васильевича Максимова
«Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги»
"В ночь на 22 ноября с западного берега на лед спустилась первая колонна из десяти автомашин. Я был в этой колонне. Над озером стояла темная и ветреная ночь. Снега еще не было, и черные полосы ледяного поля часто казались открытой водой. Не скрою, страх леденил сердце, тряслись руки: наверное, и от напряжения и от слабости… Первые рейсы врезались в память как самые трудные. Ехали медленно, напряженно, как бы прощупывая путь... Через несколько дней пригляделись, почувствовали дорогу, появилась уверенность…
С западного на восточный берег перевозили людей из Ленинграда. Эти рейсы были для меня самыми напряженными и мучительными. Обессиленные от голода люди лежали и сидели неподвижно, казалось, безучастно. Бывали случаи, когда санитары, снимая людей с машины, сообщали, что кто-то в дороге скончался. От жалости, злобы и горя сжималось сердце, ком подкатывал к горлу... Я всегда торопился, когда ехал с людьми, все казалось не успею и страшно боялся задержек в дороге…
Дорога быстро осваивалась. Начались массовые перевозки. Грузовики на трассе шли в пургу и метель, днем и ночью, нередко попадали в полыньи, пробитые бомбами и снарядами, не достигая берега гибли, тонули. Но несмотря на невероятные трудности, доставка продуктов не прекращалась… По трассе фактически проходил фронт. И каждый выполненный рейс был как выигранный бой.
Лист календаря: 6 декабря 1941 года. В Ленинграде вышел из строя водопровод. Прекратилось теплоснабжение жилых домов.
В ЛЕНИНГРАДЕ НАЧАЛАСЬ ПЕРВАЯ САМАЯ ДЛИННАЯ БЛОКАДНАЯ ЗИМА!
К столу с весами подходит женщина и начинает резать и взвешивать хлеб (по 125 гр)
Чёрное дуло блокадной ночи...
Холодно,
холодно,
холодно очень...
Вставлена вместо стекла
картонка...
Вместо соседнего дома –
воронка...
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то...
Еле живая ушла на работу...
Есть очень хочется...
Страшно...
Темно...
Умер братишка мой...
Утром...
Давно...
Вышла вода...
Не дойти до реки...
Очень устал...
Сил уже никаких...
Ниточка жизни натянута тонко...
А на столе –
на отца похоронка...
Н. Радченко ■
Девочка пишет в дневнике: «Голод невозможно воссоздать, перечувствовать. Ведь он был не просто страстным желанием поесть, а особым состоянием человека, при котором любое движение требовало огромного напряжения воли. К голоду прибавился невыносимый холод. Стекол нет, окна забиты фанерой, завешаны одеялами. А эти бомбежки…
Уже лютая зима, морозы больше 30 градусов. В классах ученики сидят в пальто, перчатках или рукавицах. У девочек на головах теплые платки. Руки в муфтах. Чернила замерзали. В чернильницах устраивали «проруби» и через них обмакивали перья.
После четвертого урока – звонок «к супу». Суп для всех приобрел особую ценность.»
«Блокада»
Блокада! Блокада! Блокада!
Погасли огни Ленинграда.
В снегу от разрывов воронки
Чернеют, как стаи вороньи.
Блокада. Блокада. Блокада.
У Нарвских ворот баррикада.
На фронт уходящие танки.
И с гробиком детские санки.
Блокада. Блокада. Блокада.
И голод, и ноги, как вата.
И смерть каждый день на пороге.
А в школе сегодня уроки.
Уроки с тетрадками, с мелом,
Уроки под страшным обстрелом.
Уроки, как вызов блокаде.
И выстрел… и кровь на тетради.
(СЛАЙД)
Всем присутствующим раздаётся по кусочку хлеба.
Я – хлеб. У меня есть душа.
Я – хлеб. И мне больно бывает.
С берёзы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я – ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони, как лист,
Голодный блокадный ребёнок.
Я – хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается еле дыша
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой.
С трудом поднимает ручонку.
Я – хлеб. И пока я живой,
Не дам умереть я ребёнку!
Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я – хлеб.
У меня есть душа.
Я хлеб…
Сто двадцать пять граммов блокадного хлеба, пепельно – чёрный кубик на сморщенной ладони, главное, а то и единственное суточное пропитание, роковые сто двадцать пять граммов. Как жить, как выжить?
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго – долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошечка не пропала… ни одна крошечка!
Я хочу, чтобы этот маленький урок вы запомнили на всю жизнь! Надеюсь, что вы поняли, что означает хлеб, особенно для нашего города, и навсегда сохраните к нему уважение и бережное отношение.
А что еще ели в блокадном Ленинграде? Со стен срывали обои, чтобы соскаблить с них клей, состоящий из крахмала. Варили сначала крахмальный клей, но крахмал быстро кончился, в ход пошел столярный клей, который нужно было запивать кипятком, иначе мог случиться заворот кишок. В ход шла даже кожаная одежда, обувь, которую разрезали и вываривали, привозили срезанные елочки и еловые ветки. Из них прессами выдавливали сок, который спас многих ленинградцев. / Газета Вечерний Петербург 14 мая 2010, Воспоминания о блокадном огороде /. Собирали и лебеду, и крапиву, и корни лопуха, варили и ели. А когда сгорели Бадаевские склады и земля под ними пропиталась расплавленным сахаром, люди брали эту землю, кипятили ее и пили потом сладковатую воду.
Лежали трупы на снегу.
В домах, не топленых в пургу,
Сидели люди так, без дел.
В то время Город есть хотел.
Снаряды, бомбы рвались в миг,
Раздался чей-то жуткий крик,
Через мгновение дом осел.
В то время Город есть хотел.
На Пискаревке землю рвут,
И трупы во рвы кладут, кладут.
В них бесконечна груда тел.
В то время Город есть хотел.
Да, Город есть тогда хотел.
Кто утром встал, кто только сел,
Кто за ночь весь окоченел.
Казалось, все – настал предел.
В то время Город есть хотел.
И ни гудка, и ни звонка,
Застыл весь Город, как Нева.
Идти же надо – много дел.
В то время Город есть хотел.
А на промерзшем чердаке
Упал, сознанье, потеряв,
мальчишка-школьник.
Он не раз свой дом
от зажигалок спас,
Упал, подняться не сумел.
В то время Город есть хотел.
В. Прусаков – блокадник,
Кавалер медали «За оборону Ленинграда».
(СЛАЙД кинохроника)
«Ленинградские дети», когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Это звучало как пароль – «ленинградские дети». И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей земли, когда детей эвакуировали из блокадного города.
Дети – старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, голодные.
Как же можно было выжить в эти суровые дни блокады? Об одной девочке – Тане Савичевой мы вам сегодня расскажем.
(СЛАЙД)
Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город.
Таня осталась в блокадном Ленинграде. Как многие девочки её возраста, Таня вела свой дневник. Но в её дневнике всего 9 страшных записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические "визиты смерти" в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
(на каждую запись включается слайд)
"Женя умерла 2 декабря в 12.30 часов утра.1941 года".
"Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.".
"Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.".
"Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год".
"Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год".
"Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942"
«Савичевы умерли». "Умерли все". "Осталась одна Таня".
На берегу Невы,
В музейном зданье
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечёт.
Пред ним стоят
сельчане,
горожане,
От старца –
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца. Сергей Смирнов из поэмы "Дневник и сердце"
Саму Таню по Дороге жизни вывезли из блокадного города. Но от крайнего истощения и болезней она умерла в эвакуации.
Сегодня "Дневник Тани Савичевой" выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
1942 год Лист календаря 2 января 1942 года (СЛАЙД)
Несмотря на нечеловеческие трудности, в школах, театрах, Дворцах культуры и клубах проводятся новогодние представления, где в качестве подарка детям дают хлеб, печенье, и на некоторых кормят обедом.
Лист календаря 22 января 1942 года (СЛАЙД)
Началась массовая эвакуация населения по "Дороге жизни".
Лист календаря 11 февраля 1942 года увеличение норм продажи хлеба. Рабочие получили возможность покупать 500 г, служащие - 400 г, дети и иждивенцы - 300 г. (СЛАЙД)
ЖИЗНЬ начинает побеждать!
Лист календаря 25 марта 1942 года (СЛАЙД)
исполком Ленгорсовета в соответствии с постановлением ГКО об очистке Ленинграда принял решение о мобилизации всего трудоспособного населения на работы по очистке дворов, площадей и набережных. Измученные блокадой ленинградцы вышли на улицы и очистили город от завалов снега, льда, грязи, нечистот, трупов - весна была на подходе, а вместе с ней в городе могли начаться эпидемии. К 15 апреля ленинградцы с помощью солдат местного гарнизона привели в порядок более 12 тысяч дворов, очистили свыше 3 миллионов квадратных метров улиц, площадей и набережных, вывезли около миллиона тонн мусора и снега. К концу месяца в Ленинграде начали ходить трамваи.
Лист календаря 24 апреля 1942 года в связи со стремительным таянием льда закончилось движение по ледовой трассе.
Блокадная ласточка (во время рассказа всем присутствующим вешается на грудь «ласточка») (СЛАЙД АУДИОЗАПИСЬ СТИХОТВОРЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИИ О.БЕРГОЛЬЦ)
Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна -
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: "Жду письма".
Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет. Ольга Берггольц
Весной 1942 года множество ленинградцев носило на груди жетон ЛАСТОЧКУ с письмом в клюве.
Маленький жестяной значок, а на нем – ласточка с письмом в клюве. Весной 1942 года его начали носить на одежде многие жители Ленинграда – этот символ стал коротким и ясным ответом на заявления немецкой пропаганды о том, что теперь в город даже птица не пролетит.
Люди ждали благих вестей с фронта, они никогда не теряли связи с огромной страной, несмотря на то, что они были полностью отрезаны от нее.
Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города.
Лист календаря 22 мая 1942 года (СЛАЙД)
Началась навигация на Ладожском озере.
(СЛАЙД)
Весной 1942 года весь блокадный Ленинград принялся выращивать овощи. В огороды превратились сады, скверы, бульвары, набережные и откосы каналов. Покрылись грядками и Марсово поле, и Летний сад, и Висячий сад Эрмитажа, газоны вокруг памятников и пустыри между разбомбленными домами. В каждой горстке земли и в каждом ростке была жизнь, спасительная для изголодавшихся ленинградцев.
Лист календаря (СЛАЙД)
31 мая 1942 года состоялся первый футбольный матч между командами, составленными из воинов Ленинградского фронта и рабочих Ленинграда. Игра, которая состоялась на стадионе «Динамо», транслировалась в прямом эфире на весь город, его ближайшие пригороды и даже передовую линию обороны. Игра опровергала доводы вражеской пропаганды, утверждавшей, что Ленинград – огромное кладбище, которое немцы не берут лишь потому, что боятся трупной эпидемии. Ленинград жил и даже играл в футбол!
Лист календаря (СЛАЙД)
июнь-сентябрь: Начались артиллерийские обстрелы Ленинграда новыми 800-килограммовыми снарядами.
Лист календаря 9августа ( СЛАЙД) (АУДИОЗАПИСЬ фрагмент Ленинградской симфонии Шостаковича)
9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут "Ленинградской". Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал. Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию - обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда.
Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже двое бывших немецких солдат признавались: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…». Они-то считали, что город мертвый.
Лист календаря18 октября 1942 года (СЛАЙД)
в осажденном Ленинграде — беспрецедентный случай в мировой истории! – открылся новый, «Городской», театр. Театр открылся спектаклем по пьесе К. Симонова «Русские люди».
Лист календаря 14 августа — 27 октября (СЛАЙД)
Финская военная флотилия «К» атакует «Дорогу жизни» на Ладожском озере.
Город постоянно обстреливается из артиллерийских орудий и при помощи авиации.
(СЛАЙД)
Осенью ленинградцы собирают урожай овощей, выращенных в городе
Лист календаря 6 декабря 1942 года. На Ладожском озере развернулось строительство железной дороги на льду.
Лист календаря 19 декабря 1942 года Возобновление перевозок по Ладожской ледовой трассе.
Лист календаря (СЛАЙД)
22 декабря 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль "За оборону Ленинграда"
1943 год
Лист календаря 6 января 1943 года. На стадионе “Динамо” прошел городской военно-спортивный праздник школьников.
Лист календаря 2 января 1943 года. В 9 час. 30 мин. утра артиллерийской подготовкой началась операция по прорыву блокады.
Лист календаря 12 января 1943 года. По утверждённому плану операции «Искра» Ставка верховного главнокомандующего приказала нашим войскам перейти в наступление южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда! В 9 часов 30 минут по всей линии обороны началась артподготовка. К концу первого же дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы.
Лист календаря В результате ожесточенных боев к полудню 18 января блокада Ленинграда была прорвана! (СЛАЙД кинохроника)
Девочка пишет в дневнике.
19 января 1943 года – блокада прорвана. Но зима и весна 1943 года еще тяжелы: обстрелы, воздушные тревоги. Занятия продолжаются. В мае 1943 года мы приняты в комсомол. За работы в подсобных хозяйствах, за оздоровительную кампанию 1942-1943 года в ноябре 1943 года нам были вручены медали «За оборону Ленинграда».
Лист календаря 5 февраля вступила в строй Дорога победы — 33-километровая железнодорожная линия, связавшая Ленинград с «Большой землёй».
Лист календаря (СЛАЙД)
7 февраля — в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с «Большой земли».
Лист календаря 22 февраля повышена норма продажи хлеба.
(СЛАЙД)
В 1942–43 годах крысы заполонили голодающий город. Крысы не только пожирали скудные продовольственные запасы, но и грозили возникновением среди ослабевших от голода блокадников страшных эпидемий болезней, вирусы которых переносят крысы. Их было так много, что даже были созданы специальные бригады по уничтожению грызунов. Их давили танками, в них стреляли — бесполезно. В апреле 1943 года вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек». Дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. В Ленинград прибыли четыре вагона кошек, за которыми тут же выстроилась огромная очередь. В январе 1944 года котенок в Ленинграде стоил 500 рублей (для сравнения, килограмм хлеба с рук можно было купить за 50 рублей). Но, главное, город был спасен, крысы отступили.
25 января 2000 г. на Малой Садовой улице, на доме Елисеевского магазина, установили фигурку кота Елисея. А 1 апреля 2000 г. на карнизе дома напротив появилась изящная кошка Василиса — памятник ярославским кошкам.
Лист календаря (СЛАЙД)
17 августа 1943 года Самый длительный обстрел за все годы блокады, продолжительностью 13 час. 14 мин. В городе разорвалось более 2000 снарядов.
Лист календаря 18 сентября 1943 года Горком партии принял решение до 1 ноября включить электричество во всех домах, имеющих исправные внутренние сети.
Лист календаря 17 октября 1943 года Последний налет немецкой авиации на Ленинград. В город прорвался только один бомбардировщик.
1944 год
Лист календаря 14 января 1944 года Для окончательного снятия блокады советскими войсками предпринята стратегическая Ленинградско-Новгородская наступательная операция.
Лист календаря 27 января 1944 года. Снята блокада Ленинграда. Немецкие войска отброшены на 60-100 км от города.
(СЛАЙД кинохроника)
В Ленинграде в честь этого события был произведен салют — все другие салюты во время войны были только в Москве. (СЛАЙД аудио)
Ленинградский салют
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…
Т. Варламова ■
(СЛАЙД)
За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почетное звание "Город-Герой".
(АУДИОЗАПИСЬ АЛЬБИОНИ АДАЖИО СОЛЬ-МИНОР)
27 января 2014 года исполнится 70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
В память о всех погибших в те страшные дни объявляю минету молчания.
ЗАЖИГАЕТСЯ СВЕЧА. ВСЕ ВСТАЮТ.
Помните! Знать героическую историю нашего города, чтить защитников Ленинграда, заботиться о ветеранах и блокадниках – наша святая обязанность.
ИСТОЧНИКИ
Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти томах. т.3. Подвиг Ленинграда.
О подвиге твоём, Ленинград! Альбом.
Михайлов В.В. Ленинград: Героическая оборона города в 1941-1944 гг.
Семь великих побед и ещё 42 подвига в Великой Отечественной войне. (Главные книги о России).
Яковлев Ю. Мистерия «Страсти по четырём девочкам».
Коплан-Дикс М.Г., Иванова И.С. Воспоминания школьниц блокадного Ленинграда// Эстафета вечной жизни : сборник воспоминаний уходящего поколения блокадников .
Газета Вечерний Петербург 14 мая 2010, Воспоминания о блокадном огороде
Землянова Л.С. «В то время город есть хотел…: посвящается 60-летию со дня окончания блокады Ленинграда» (сборник воспоминаний очевидцев Ленинградской блокады, ныне живущих в Новокузнецке)
Берггольц, «Ленинградская поэма»
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАПИСИ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАДИО
РИА Новости
http://vk.com/photo5951546_271709242
http://5fan.ru/wievjob.php?id=12481
http://t-kudelina.livejournal.com/
www.peoples.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....
Устный счет в пределах 100, таблица умножения. Упражнения для устного счета. 2 класс
В презентации даны слайды с цепочками примеров для устного счета. Анимация по щелчку. Слайд "Магазин" не анимированный....
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...
Устный счет. Как организовать и провести устный счет во 2 - м классе.
Устный счет. Как его правильно подобрать к той или иной темы урока? Как сделать урок математики интересным? Как помочь ученикам включиться в новую тему крока? На все эти вопросы можно найти ответы в д...
Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования
Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного ...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г.
Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г....