СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ БЕСЕД С СУВОРОВЦАМИ (возрастная группа 12 – 14 лет)
методическая разработка по теме
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ПОКАЗАН ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_sovershenstvovanie.docx | 55.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ БЕСЕД С СУВОРОВЦАМИ (возрастная группа 12 – 14 лет) Воспитателя 4 взвода 5 роты Орлова Александра Александровича г. Москва |
«Воспитание солдата должно быть поставлено выше образования, и потому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание...».
(генерал М.И. Драгомиров)
Одной из основных составляющих в воспитательном процессе с суворовцами является индивидуально-воспитательная работа.
Знание индивидуальных особенностей и качеств суворовцев помогает воспитателю правильно организовать воспитательный и учебный процесс, расставить суворовцев на должности (зам. командира взвода, командиров отделений), выбрать актив взвода (приложение №2, №3), для того чтобы в дальнейшем опираться на них и качественно решать все задачи.
Среди многообразных методов изучения суворовцев наиболее распространенным и действенным методом является индивидуальная беседа. Это наиболее распространённая форма воспитательной работы с людьми, которую широко применяют воспитатели.
Индивидуальная беседа - это разговор (собеседование) одного человека с другим. Предназначается она для одного из них и позволяет всесторонне рассмотреть его проблемы, ответить на все интересующие его вопросы, дать ему советы и рекомендации.
Самые достоверные данные о суворовце дает личное общение с ним.
Опыт воспитательной работы с суворовцами 4 взвода 5 роты (приложение№1) показывает, что успех индивидуальной беседы во многом зависит от методики ее ведения и соблюдения воспитателем педагогических правил. Выделим наиболее важные из них:
- тщательность подготовки к беседе;
- создание непринужденной атмосферы;
- творческий характер беседы;
- воспитывающий аспект беседы;
- доброжелательная направленность беседы.
- нецелесообразность ведения записей в ходе собеседования.
Беседа - это активный метод общения воспитателя с суворовцами. Характерное ее отличие от других методов в том, что в ней активную роль играют не только воспитатели, но и сами суворовцы. Во время беседы ведется двусторонний разговор, в ходе которого суворовец отвечает на вопросы, задает их воспитателю, высказывает свое мнение. Беседа не должна проводится без всякой целевой установки. Она лишь тогда дает результат, когда является целенаправленной и подводит собеседника к определенному выводу.
Беседа отличается большой гибкостью. Ее с успехом можно проводить в любых условиях и обстановке, в большом и малом суворовском коллективе.
Воспитателю приходится проводить индивидуальные беседы с различными категориями суворовцев в самых различных условиях и по самым различным вопросам, причём не всегда можно предвидеть, как поведет себя собеседник во время беседы, как она сложится и каким будет её результат. Поэтому, проведение любой индивидуальной беседы требует серьезной подготовки, разносторонних знаний, педагогического такта, умения слушать и говорить с людьми.
Содержание (приложение №6) объём подготовки к индивидуальной беседе зависят от многих обстоятельств, в том числе от темы и цели беседы, наличия времени, условий подготовки и проведения беседы, от индивидуальных особенностей суворовца. Они могут проводиться как по планам воспитательной работы, так и для разрешения ситуаций, возникающих в процессе повседневной деятельности. Можно рекомендовать некоторые общие правила (приёмы), способствующие успеху индивидуальной беседы.
Прежде всего, нужно стремиться к созданию непринуждённой обстановки, располагающей к взаимному доверию и откровенности.
Возможно, в начале беседы следует поинтересоваться состоянием здоровья, самочувствием собеседника, узнать о вестях из дома т.п. В ходе беседы не следует подчеркивать своё превосходство в знаниях, опыте, служебном положении. Важно не поучать собеседника, а стремиться проводить беседу в спокойном, доброжелательном тоне. Тем более недопустимы грубость, окрики, оскорбления, угрозы, чем бы они ни мотивировались, а также - заигрывание перед суворовцем, заискивание и отход от принципиальных позиций. Если нет каких-либо оправдывающих обстоятельств, то надо называть вещи своими именами; давать принципиальную оценку фактам, событиям, говорить правду, как бы она ни была тяжела. В любой беседе нужно стремиться убедить собеседника. А этого можно добиться только тогда, когда воспитатель сам глубоко убеждён в правоте своих слов.
В случае возникновения у суворовца вопросов на них следует отвечать по возможности сразу или пообещать разобраться с вопросом и в короткие сроки дать исчерпывающий ответ.
Перед беседой воспитателю важно основательно проанализировать разностороннюю деятельность суворовца (учеба, дисциплина, общественная жизнь и т.п.), для этого о его личности нужно знать следующее:
а) общие: биографические сведения (дата рождения, состав семьи, национальность, учебная и общественная деятельность до училища);
б) профессия и материальное положение родителей (опекунов), наличие переписки (телефонных и других переговоров) с ними. Также полезно знать, служили ли в армии отец, братья, дедушки или другие родственники собеседника, участвовали ли они в боях, какие имеют награды, сколько лет они служили, использовать пример близких ему людей;
в) каковы морально-психологические качества и степень их проявления, преобладающая направленность, жизненная позиция, сфера проявления способностей, уровень воспитанности, качество памяти, внимания, преобладающие чувства, наличие воли, темперамент и характер, состояние здоровья и физического развития; преобладание психических состояний (подъём, упадок, бодрость, уныние и др.) в последнее время;
г) отношение к окружающему миру (мировоззрение, взгляды на социально-экономическое состояние и государственный строй общества);
д) отношение к окружающим людям (с кем дружит, место в коллективе, степень авторитетности, общительности, помогает ли товарищам в учёбе или сам нуждается в помощи, как понимает дружбу и товарищество, поведение в различных ситуациях);
е) отношение к самому себе (уверенность в себе, самокритичность, чувство собственного достоинства и др.);
ж) показатели в выполнении конкретных обязанностей, уровень знаний, навыков и умений, анализ несения службы дневальным (дежурным) по роте, общественную активность;
з) количество поощрений и взысканий (кем, когда и за что применялись);
и) обсуждался ли на собраниях взвода (роты) и как себя при этом вел и т.д.
Кроме того, надо знать и учитывать конкретную обстановку во взводе (роте).
Индивидуальную беседу можно проводить практически в любом месте. Желательно, проведение беседы наедине с собеседником, так как это больше располагает к откровенному разговору и взаимопониманию.
Время проведения индивидуальной беседы должно быть выбрано с таким расчётом, чтобы она проходила без спешки, не захватывала время приема пищи и отдыха, не отрывала суворовца от интересного для него занятия.
Приступая к беседе, необходимо сообщить цель и причину встречи с собеседником. Обращаться к собеседнику следует с уважение к нему.
Некоторые особенности имеет индивидуальная беседа с недисциплинированными суворовцами.
В этом случае особенно важно расположить подчиненного к себе. Всем видом, содержанием всего разговора надо дать понять и почувствовать суворовцу, что его поведением воспитатель обеспокоен, что желает ему добра.
В ходе обмена мнениями желательно постепенно подводить собеседника к главному вопросу - почему он встал на путь нарушений дисциплины. Не следует бояться возражений собеседника. Надо стараться понять и дать правильную оценку его суждениям. В беседе весьма важно дать возможность суворовцу высказаться, выслушать его. Это позволит увидеть отношение суворовца к себе, другим людям, своим поступкам, ещё глубже и полнее познать его индивидуальную психологию, сильные и слабые стороны. Возможно, в беседе он сообщит о допускавшейся в отношении него несправедливости, нарушении его прав и законных интересов. Если будет сделано такое заявление, то следует проверить его информацию и принять меры к устранению нарушений.
В ходе беседы следует подвести суворовца к мысли о том, что причины имеющихся недостатков кроются и в нём самом. Обосновывать и убеждать его в этом следует весьма тактично, доброжелательно, но принципиально и твёрдо. Не следует прибегать к насмешке, назидательному, грубому тону, выражать недоверие к его словам, тем более допускать угрозу. Это, как правило, обрекает беседу на неудачу.
Прежде всего, требуется выяснить, в чем причины отклоняющегося от установленных в училище правил поведения. Если суворовец осознает свои проступки и раскаивается в них, то следующим важным моментом собеседования является совместное определение путей и приемов коренного улучшения поведения и личной дисциплинированности. Возможно, следует выразить ему доверие, показать доброжелательное отношение к нему, выразить уверенность в его успехах в будущем.
Вместе с тем необходимо тактично разъяснить, что избавление от отрицательных привычек, наклонностей, поступков и формирование положительных черт характера, волевых качеств - дело трудоемкое. Здесь нужны самостоятельная повседневная работа над собой, волевые усилия, старание, постоянное стремление выполнить порученное задание точно и своевременно.
В итоге суворовец должен уяснить, что его задача заключается в том, чтобы воспитать в себе исполнительность, умение подчинять свою волю интересам обучения в училище.
Откровенный, душевный разговор, безусловно, оказывает положительное влияние на недисциплинированного суворовца и является средством предупреждения проступков с его стороны. Индивидуальные беседы с суворовцами по вопросам личной дисциплинированности следует учитывать, возможно, в дневнике педагогических наблюдений и систематически интересоваться их поведением, отношением к учебе и общественной жизни.
Для систематизации, анализа и учета индивидуальной работы воспитателю целесообразно иметь в педагогическом дневнике бланк результатов наблюдения и индивидуальных бесед (приложение№4) или журнал индивидуальных бесед (приложение№5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной разработке собран теоретический и практический материал по индивидуально-воспитательной работе, в частности касающейся индивидуальной беседы.
При подготовке данной работы использовались рекомендации ГУВР ВС РФ, Управления воспитательной работы Военно-Морского Флота, опыт собственной практической работы, как заместителя командира полка во ВР, воспитателя Московского ГКК и воспитателя МСВУ.
Главная цель данной работы – показать роль индивидуальной беседы при индивидуально-воспитательной работе с суворовцами – будущими защитниками нашего Отечества, всем кто работает с подчиненными, расширить их кругозор, сформировать полное понимание процесса индивидуального воздействия на суворовца.
Убежден, что предлагаемый алгоритм работы позволит воспитателям Московского военного суворовского училища объективно и в полном объеме организовать индивидуально-воспитательную работу, что позволит успешно решать различные задачи по обучению и укреплению дисциплины во взводах и ротах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и технологии работы с культурным наследием при проведении цикла бесед по Светской этике в рамках клубного часа в ГПД.
Исходя из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС второго поколения), главная задача образования – научить каждого человека следовать указаниям совести, ...
Статья на тему: «Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников в ходе проведения внеурочных занятий».
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников....
Методы повышения качества знаний обучающихся в ходе проведения консультаций
Работая со слабо подготовленными к школе детьми нужно помнить, что это физически и психически развитые дети из хороших, благополучных семей. А значит взрослые (родители и учителя совместно) могу...
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков...
Повышение интереса к математике у учащихся с умственной отсталостью во внеклассной работе в ходе проведения предметных недель
Актуальность темы заключается в поиске наиболее эффективных методов обучения и воспитания школьников, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии в коррекционной школе.Обучение до...
Аттестация 2024. 3. 3-3.5 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков
открытые уроки...
Сценарий проведения брендового турнира «Веселые старты» в честь Героя Советского Союза Григория Ивановича Шапаря» в рамках реализации проекта "Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях Ивнянского района"
Цель: Вовлечение обучающихся в регулярные занятия физической культурой и спортом.Задачи:формирование здорового образа жизни;повышение социальной активности и укрепления здоровья учащихся, приобще...