Береги свою планету
классный час (4 класс) по теме

Внеклассное экологическое мероприятие для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregi_svoyu_planetu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Береги свою планету

Цели:

  • воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное;
  • усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
  • расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Оборудование: 

  • динамическая картина “Лес и река”;
  • старичок Лесовичок;
  • экологические знаки;
  • нефть;
  • модель реки ( для опыта);
  • аудиозаписи “Звуки леса”, “Плеск воды”, песня “Всё это называется природа”; задания для конкурсов на карточках.

Ход мероприятия

Вступительная беседа. Сообщение целей.

Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: “Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Сегодня нас ждет увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Экология – наука о доме, природе. Ведь природа – это и есть наш большой общий дом, и мы все, сообща, должны поддерживать порядок.

Старт. Участвуют две команды.

Конкурс “Бывалые туристы”.

Поход, костер, палатка – разве это не прекрасно?! Но туристами быть непросто, много надо знать и уметь. А вот вы умеете укладывать рюкзак, собирать в поход только самые нужные вещи? Это мы сейчас и проверим.

Каждая команда получает набор карточек, на которых написаны слова:

компас, учебники, мыло, полотенце, кружка, чашка, телевизор, миска, ложка, будильник, коробка конфет, пакет для мусора, консервы, зонтик, хлеб, утюг, спальник, кошка, ролики, теннисные ракетки, зубная щетка, коньки.

Дети должны отобрать только те предметы, которые необходимы в походе.

Подведение итогов конкурса.

Составление динамической картины “Лес и река”. Звучит аудиозапись “Звуки леса”.

Куда мы отправимся дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой. (Лес)

Да, мы отправимся в лес. Что же такое лес? Однажды один художник решил нарисовать лес. Сразу же взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Наш художник остался очень доволен. Он лег спать. Проснувшись утром, он увидел, что лес завял, все деревья засохли. А рядом с картиной стоял какой - то Старичок Лесовичок. Он сказал: “Лес – это не только деревья”.

Ребята, давайте оживим наш лес. Лесовичок нам поможет в этом.

Дети отгадывают загадки. Отгадки – рисунки закрепляют на картине. Объясняют, почему они нужны в лесу.

Ну – а, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (Солнце).

Нет ног, а идут,
Глаз нет, а плачут. (Тучки).

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой накрылся. (Гриб).

Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают
Медом угощают. (Цветы).

В ярком платье модница –
Полетать охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – ожидает. (Бабочка).

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю натружусь. (Жук).

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой! (Дятел).

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка
Шапка бегает в бору,
У ствола грызет кору. (Заяц).

Течет- течет, не вытечет,
Бежит- бежит, не выбежит. (Речка).

Ведущий.

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?

Дети.

Лес – наше богатство. Лес – зеленый наряд нашей страны.

Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – наш друг.

Там, где лес всегда чистый воздух.

Лес дает нам грибы, ягоды, орехи.

Ведущий. Какой красивый, светлый уголок природы у нас получился. Очень хочется, чтобы именно таким чистым и прекрасным, чтобы люди могли восхищаться им, удивляясь щедрости природы.

Но наша природа в опасности: человек все сильнее и сильнее ранит природу. Об этих тревожных сигналах мы и поговорим сегодня.

Конкурс “Экологические знаки”.

Представители каждой команды берут знак, объясняют, что он обозначают.

Знаки.

  1. Не рвать цветы.
  2. Не стрелять из рогатки.
  3. Помогать птицам.
  4. Не портить деревья.
  5. Не уничтожать грибы, даже ядовитые.
  6. Не шуметь в лесу.
  7. Не вырубать деревья.
  8. Поливать и сажать цветы.
  9. Сажать деревья.
  10. Не оставлять мусор.

Обсуждение знаков.

Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку или наступите на мухомор? Сделаете венок из цветов, которые растут на поляне?

Ответы детей.

Да, природе будет хуже! Ведь каждая зря сломанная веточка или гриб – это маленькая рана, нанесенная природе. Природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Кто же виноват?

Ответы детей.

Команды рассказывают заранее подготовленные стихи.

Первая команда. “Лесные правила”. А. Рыжова.

Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чуть не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

Вторая команда. “Мы – любители природы”.

Мы – любители природы!
Чтоб ее покой хранить,
Мы хотим от человека
Всю природу оградить.

Всех любить животных нужно
Каждый день и каждый час!
Купим каждому подушку,
Одеяло и матрас!

Мы помочь животным рады,
Мы хотим удачи им
Всех напоим лимонадом,
Шоколада им дадим.

Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя,
Так давайте к ней мы будем
Относиться как друзья.

И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе
Но со знаньем и с умом!

Конкурс “Отгадай-ка”.

Надо угадать по подсказке различные понятия. Если не сможете отгадать с первой подсказки, то попробуете со следующей.

1. КОСТЁР

- служит защитой от животных;

- спасает от холода;

- его разводят туристы;

- на нем можно кипятить воду и варить еду.

2. ПАЛАТКА

- она необходима в походе для туристов, которые отправляются в лес на несколько дней;

- помогает спрятаться от зверей и насекомых;

- защищает от холода, ветра или дождя.

Звучит аудиозапись “Плеск воды”.

Ведущий рассказывает сказку.

Как люди речку обидели. Сказка.

По Н.А. Рыжовой “Не просто сказки”. Экологические рассказы.

“В одном далеком краю жила Река. Начиналась она с большого прозрачного родника, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. Наша Река очень любила путешествовать, много повидала она на своем пути, многих птиц и зверей напоила, пока однажды случайно не оказалась в городе. Это место было ей незнакомо: вместо елей и берез здесь стояли огромные дома, в которых жили люди. В этом городе не хватало воды, её приходилось привозить издалека, поэтому каждая капля ценилась на вес золота. Конечно же, горожане обрадовались Реке и попросили её остаться. Река всегда всем помогала и поэтому согласилась. По глади её воды поплыли пароходы и лодки, в жаркую погоду купались люди. А главное–Река напоила весь город. Никто теперь не боялся остаться без воды.

Случилось так, что люди быстро привыкли к Реке и уже ни о чем её не просили, а просто делали все, что им вздумается. Рядом с ней построили большой завод. Из больших труб потекли грязные потоки. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, пакеты, бутылки. В ней мыли машины. И никто из горожан не подумал, что Река–тоже живая. А она очень переживала: “Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала от зноя в жаркие дни”.

Шло время. Люди не прекращали загрязнять Реку, а она все ждала, когда же они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке прошел танкер. Он был неисправен, и в воду вылилось много нефти. Совсем заболела Река: “Нет, не могу я больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. Позвала она всех своих жителей, собрались и рыбы, и утки, и звери - и очистили Реку, вылечили её. Побежала она в край своего детства. Туда, где стояли ели и березы, где человек – редкий гость.

А жители обнаружили, что остались без Реки...”

Обсуждение сказки.

Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели?

Демонстрация опыта “Последствия разлива нефти”.

Цели:

  • продемонстрировать опасность разлива нефти на реке;
  • выяснить, какой вред нефть наносит обитателям реки или моря.

Описание опыта.

Оборудование: “модель реки”, (для опыта я заранее приготовила “модель реки”: в аквариуме выложила дно песком, камушками, ракушками. Вылепила из пластилина рыбок, улиток, водоросли и залила водой.); пробирка с нефтью; птичка ( изготовлена из пластилина, тело покрыто перьями).

В ходе опыта не пострадало ни одно живое существо!

Ведущий: Представьте себе, что случилась авария и из танкера, перевозящего нефть, произошла утечка нефти. Я буду капать нефть из пробирки в нашу речку, а вы понаблюдайте, что будет происходить.

Дети: Нефть покрывает всю поверхность тонкой непрозрачной пленкой.

Ведущий: Как вы думаете, какой вред это может нанести окружающей среде?

Дети: Солнечный свет не проникает в глубину, растения перестают вырабатывать кислород, рыбы, выныривая на поверхность, покрываются плотным слоем маслянистой жидкости и т. д.

Ведущий: Сейчас я покажу вам, какой вред нефть, оказавшаяся в воде, приносит водоплавающим животным. Для этого я сделала птичку из пластилина, покрыла ее тело перьями и привязала на веревочку. Представьте себе, что наша птичка долго летела и решила отдохнуть на поверхности воды, покачиваясь на волнах. Я буду опускать птичку, а вы наблюдайте, что будет происходить.

Дети: Все перышки покрылись нефтью, она не сможет летать и погибнет.

Этот опыт помог моим детям наглядно увидеть и понять, что нефть, попавшая в водоемы, наносит огромный вред окружающей среде.

Ведущий: Ребята, давайте попробуем сделать вывод, почему же речка обиделась на людей и пропала? Что вы можете предложить жителям города, чтобы вернуть речку?

Ответы и предложения детей.

Ведущий: 22 апреля – День Земли. Впервые начали отмечать в США, после трагедии, которая произошла в 1969 году. Большая авария произошла на нефтяной буровой установке, когда огромное количество нефти вылилось в океан. Погибло множество животных. Поэтому каждый из нас должен бережно относиться к природе, заботиться о ней, а не причинять ей боль…

Подведение итогов занятия.

В заключении звучит песня “Все это называется природа”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический утренник "Береги свою планету" 3-4 классы

На фоне занимательного инсценирования, конкурса загадок, игр, интеллектуальных заданий, веселых песен дети постигают законы природы, получают представление о взаимосвязи природы и человека, учатся нес...

Береги свою планету

Урок - праздник  по  окружающему  миру....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру 2 - 4 классы «Береги свою планету »

Внеклассное мероприятиепо окружающему миру , которое можно использовать во внеурочной работе и на уроке....

Береги свою планету.

Сценарий классного часа....

Праздник "Берегите свою планету"

Праздник «Берегите свою планету».На доске слова: «Охранять природу – значит охранять Родину».М. Пришвин«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский.Ход праздника.Ведущ...

Классный час "Береги свою планету". 4 класс

Классный час "Береги свою планету" для учеников 4 класса проведен с целью:формировать нравственный аспект защиты экологии на основе воспитания  бережного  отношения  к родной природе....

Презентация "Береги свою планету!"

Презентация к внеклассому мероприятию о природе....