Музыкально-литературная композиция "Щедра талантами Россия"
методическая разработка (1 класс) по теме
Представлено 4 народных промысла.Это-хохлома,гжель,дымковская игрушка,павлово-посадские платки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 21.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий Литературно-музыкальной композиции «Щедра талантами Россия»
Пояснительная записка.
Я выбрала тему про народные промыслы России неслучайно. Еще в садике начинается знакомство детей с некоторыми из них. Это - хохломская роспись, дымковская игрушка, гжель.
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.
Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
Используя комплексный подход в решении задач нравственно-эстетического воспитания,
Этот сценарий направлен на сохранение знаний о русском мастере, как хранителе народных традиций, о взаимосвязи красоты и пользы в декоративно-прикладном искусстве, на формирование уважительного отношения к Родине, людям и результатам их труда. Может использоваться для младшего -школьного возраста.
В России народных художественных промыслов великое множество…Я выбрала к показу на конкурсе 4 промысла - гжель, дымка, хохлома и Павлово -посадские платки.
Планирую каждый год расширять знания детей об этих и других промыслах России.
В преддверии конкурса, мы:
- Устроили в классе выставку. Это хохлома-ложки, солонки ,блюда, подносы, ковш -уточка; гжель- сервизы; петербургская северная роспись-подносы, расчески, ложки, солонки; Жестов – подносы; Павлово -посадские платки.
- Приглашали петербуржскую художницу Малышеву Е.Т. Она проводила мастер-класс и учила ребяток рисовать мезенскую роспись.
- Разучивали стихи и песни про эти промыслы
- Смотрели ролики - презентации
- На уроках изо знакомились с элементами той или иной росписи и пробовали творить сами
Большую работу провела с родителями. Ведь именно они помогали своим детям создавать такие прекрасные народные костюмы!
Название «ЩЕДРА ТАЛАНТАМИ РОССИЯ»
Действующие лица:
-скоморохи
-Россия
- гости из деревни Хохлома
-гости из деревни Гжель
-гости из Дымковской слободы
-гости из Павлово - Посада
-мужик
-царь
Звучит музыка (минусовка, «Гляжу в озера синие»). На сцену выходит Россия, кланяется и читает:
- Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга!
Как огромна и красива
Наша Родина – Россия!
Кланяется и зовет скоморохов. Они выскакивают вприсядку из-за кулис под музыку (русская народная песня «ой, полным полна моя коробушка..»).Танец скоморохов, они зовут гостей. Гости выбегают и встают в карусель(дети держатся каждый за свою ленточку, карусель крутится, а они бегут под музыку, скоморохи пляшут.)
Музыка заканчивается, карусель останавливается.
1 скоморох:
-Откуда гости дорогие вы к нам приехали?
Гости (хором):
- А мы приехали из чудесного села хохлома(кланяются).
2 скоморох:
-Как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома»?
1 гость:
-Старинное предание рассказывает :жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так расписал, что казалось, сделаны они из чистого золота.(мужик показывает).Узнал об этом царь и рассердился!
Царь:
-Почему у меня нет такого мастера???? ко мне его, немедленно!!А не то голову с плеч!
1 гость:
-Отправились выполнять царский приказ солдаты, но найти чудо мастера не смогли.…Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных жителей делать золотую посуду. Так и родилось название- «золотая хохлома».(Показывают посуду).
2 гость( с хохломским подносом в руках):
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески
Шёлковые всплески
Солнечно медовой.. Золотой листвы
3 гость:
-Золотая хохлома!
Лучше нет подарка!
Хохломские ложечки
Звонкие да яркие.
4 гость:
-А еще у нас люди играют на ложках.
Ударяли ложки
В звонкие ладошки!
Ой, жги –говори!
Заиграли ложкари!
Не дождик, не град, брызги летят.
Ой, жги – говори!
Заиграли ложкари!
Дети под музыку играют на ложках.
Закружилась опять карусель……и остановилась на гостях.
1 скоморох:
-Откуда вы к нам приехали, гости дорогие?
Гости:
-А мы приехали из деревни Гжель.
1 гость:
- А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвой мы живем,
Глину месим и поем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
2 гость:
- Небо гжельское такое
Лучезарно-голубое.
В речке синяя водица,
Так и хочется напиться.
Ну а только лето будет
Голубица там и тут,
Вот поэтому нас люди
Гжелью синею зовут(хором).
Кланяются и встают в карусель. Она крутится под музыку «Ой, полным полна…». Карусель остановилась.
2 скоморох:
-А вы откуда приехали, дорогие наши гости?
Гости хором:- А мы приехали из Дымковской слободы. (кланяются)
1 скоморох:
- А почему ваша слобода называется Дымковской?
1 гость:
-Как-то очень давно на поросшем лесном берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода.
По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки дружно поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.
2 скоморох:
_ А что у вас там изготавливают?
2 гость:
- Барынь, кавалеров, игрушки расписные, свистульки.
На сцене появляются две дымковских рисованных игрушки в рост ребят.
- Это барыня.
У барынь алые щеки и губки.
Нарядные платья и теплые шубки
В ней молодость-изюминка.
В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет десятки
Сотни лет.
1 скоморох:
- А что за предание у вас со свистульками?
3 гость:
-Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная.… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи - люди находчивые. Придумали горожане “военную” хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли!(Дети свистят на дымковских свистульках). Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой “Свистуньей”.
Скоморохи играют под музыку на свистульках, а все гости пляшут.
Закружилась карусель. Остановка-след гости.
2 скоморох:
-А вы откуда к нам, гости дорогие?
Гости хором:- А мы приехали из Павлово- посада. (кланяются)
1 гость:
- Павлово - посад- это центр народного творчества. Здесь изготовляют шали, платки. Символ Павлово - посадского платка-роза.
2 гость:
- А в платке то самом: поле, поле цветет!
И цветы в нем безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки, горы, дороги и нивы…
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором,
На платке уместилась – работа и жизнь
И Россия. …с огромной любовью!
Танец «Павлово – посадский платок»
Дети встают в 3 ряда( 1 ряд-скоморохи и солистка; 2 ряд-девочки;3 ряд- мальчики).Начинается музыка-они раскачиваются в такт.
Солистка поет песню Ирины Савицкой «Моя Россия»
- Я за родину-мать за Россию молюсь
Я своею великой страною горжусь,
Потому что мы здесь рождены и живем,
Это наша земля, это наш отчий дом!
Не сгибалась ты Русь, поднималась опять,
Несмотря ни на что продолжаешь стоять,
Те кто злобой кипит, никогда не поймут,
Что за люди у нас в России живут.
Припев (хором,2 раза)
Ты живи моя Россия
Славься русская земля!
Краше нет, под небом синим-
Это родина моя!!!!!!!
Кланяется 1 ряд и уходит со сцены, кланяется 2 ряд и уходит, кланяется 3 ряд и уходит.
Все выступление сопровождается комп презентацией о народных промыслах России. Участники в ярких костюмах того промысла, что они представляют.
-
Литература:
- Клиентов А. Е. »Народные промыслы»,2013.
Серия: История России
- Василенко В.М. Русское прикладное искусство. «Искусство», 1977.
-Стихи для детей о народных промыслах
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-литературная композиция к 9 Мая
Музыкально-литературная композиция составлена по материала страниц Книги Памяти, составленных моими ребятами -нынешними учениками, выпускниками и ребятами параллельного класса. Эта композиция была при...
Музыкально-литературная композиция "Хотят ли русские войны"
Стихи, проза из истории Великой Отечественной войны, песни....
Музыкально - литературная композиция для младших школьников "Родной край"
Основная цель: Воспитание духовно-нравственных качеств личности. Задачи: 1.Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе....
Музыкально-литературная гостиная "Все струны сердца о тебе поют, Россия..."
Разработку музыкально-литературной гостиной "Все струны сердца о тебе поют, Россия..." можно использовать при проведении мероприятий, посвящённых Дню конституции России или Дню независимости Рос...
Музыкально - литературная композиция " Россия - Родина моя"
Музыкально - литературная композиция, посвященная истории России ( символы России)...
Музыкально-литературная композиция «О Россия, Россия, ты такая одна!»для учащихся 4-х классов.
Литературно-музыкальная композиция по истории России 20века....
Музыкально-литературная композиция «О Россия, Россия, ты такая одна!» для учащихся 4-х классов.
В октябре в нашем лицее проходила неделя начальных классов . Тема «От Руси до России» Мой класс получил задание рассказать о культуре начала ХХ века. Данный материал будет полезен учителям...