Музыкально-литературная композиция «О Россия, Россия, ты такая одна!»для учащихся 4-х классов.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Долидзе Галина Николаевна

Литературно-музыкальная композиция по истории России 20века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolidze2.docx20.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-литературная композиция «О Россия, Россия, ты такая одна!»для учащихся 4-х классов.

Автор: Долидзе Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ лицей № 8 , г. Ставрополь.
Цель: привлечение внимания обучающихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия нашей страны.
Задачи
образовательные:
- изучить жизнь и творчество всемирно известных поэтов;
развивающие:
- развивать интерес учащихся к культурно-историческому наследию нашей страны.;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- развивать сценические навыки учащихся.
воспитательные:
- воспитывать интерес учащихся к изучению культурного наследия нашей страны;
Подготовительная работа:
Чтение стихов С. Есенина, М. Цветаевой, В. Маяковского, И. Северянина, К. Бальмонта
Разучивание песен;
Репетиции по инсценировке песни.
Описание материала: в октябре в нашем лицее проходила неделя начальных классов . Тема «От Руси до России» Мой класс получил задание рассказать о культуре начала ХХ века. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы во время проведения традиционных для многих школ предметных недель.
Оборудование: музыкальное сопровождение, проектор, компьютер, презентация

Ход мероприятия

Ведущий №1 Начало века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну – драмы и трагедии мирового масштаба.


Ведущий №2 Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба и каждого второго назвать Моцартом стиха.
Пронин. Уважаемые дамы и господа! Вечер поэтов, указанный в программе, начнется через несколько минут.
Голос ведущего. Это Борис Пронин , организатор кабаре «Бродячая собака», гостями которого были по средам и субботам художники, поэты, музыканты. Если бы хватило силы, он бы весь свет превратил в театр.
Бальмонт 
Да, я влюблен в свой стих державный,
В свой стих изысканно простой…
- Константин Бальмонт, представляется исполнитель и садится в одно из стоящих на сцене кресел.
Северянин (выходя на сцену)
Я выполнил свою задачу.
Литературу покорив,
Бросаю сильным на удачу
Завоевателя порыв.
- Игорь Северянин, - представляется чтец и садится в другое кресло.
Пронин. Друзья! У нас еще гости: Николай Степанович Гумилев с женой Анной Андреевной Ахматовой. Анна Андреевна! Говорят, вы тоже пишите?

Н. Гумилев. Ну, разумеется, жены писателей всегда пишут, жены художников возятся с красками, жены музыкантов играют…
Пронин. Анна Андреевна, вы что-нибудь прочтете сегодня нам?
А. Ахматова. (Гордо) Я прочту!
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три.
Между кленов шепот осенний…
Что скажите, Борис Иванович?
Пронин. Анна Андреевна, поздравляю Вас! Это стихотворение событие в русской поэзии.
А. Ахматова. Позвольте вам представить скромного, но очень талантливого крестьянского поэта Сергея Есенина и попросим его почитать свои стихи.
Есенин.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа.
Не видать конца и края
Только синь сосет глаза…
Пропин: А вот и другие гости Александр Блок, Владимир Маяковский.
(Маяковский и Блок читают свои стихи!)


Пропин: Господа! Давайте же дадим слово дамам. Марина Ивановна (Цветаева), просим! В не любите слово «поэтесса», вы – поэт. Что это, вызов нам, мужчинам?
М. Цветаева. Что вы?! Что вы?! Я люблю вас всех. Но сегодня я читаю только для одного (обращает свой взор на А. Блока)

Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке,
Одно – единственное движение губ.
Имя твое – пять букв.

Реплика из зала. Да что же это? Опять все лавры Александру Александровичу Блоку. Неужели мы не заслуживаем Вашего внимания?
М. Цветаева. Да я для вас даже спою, если вы поддержите.


Мне нравится, что Вы больны не мной
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, -
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я - увы! - больна не вами.

Голос из будущего Начало ХХ века. Это было особенное время – время экспериментов. И жили в нем особенные люди, движимые потребностью все обращать в поэзию, стать целым миром, раствориться, разлиться в нем. Это была целая литературная планета, у которой был свой период младенчества, взросления, зрелости. Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский… Каждый из них оставил свой неповторимый след в литературной летописи, название которой «Поэзия Серебряного века».
Ведущий
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
Ведущий Ветер революции… Он не принес желанной свободы, не разрешил противоречивых сомнений даже тех поэтов кто верил в спасительность самой мечты, надеялся и любил…
Ведущий Уже прозвучал революционный набат. Разгорался пожар революции и гражданской войны. На улицах пели:
Смело мы в бой пойдем
За власть Советов
И как один умрем
В борьбе за это!
На сцену выходит отряд революционных солдат.


Они произносят лозунги
1. Вся власть Советам Народных Депутатов!
2.Земля – крестьянам!
3. Заводы – рабочим!
4. Долой буржуев!
5. Долой временное правительство!
Отряд революционных солдат и матросов поет песню Варшавянка

Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас еще судьбы безвестные ждут.

Но мы подымем гордо и смело
Знамя борьбы за рабочее дело,
Знамя великой борьбы всех народов
За лучший мир, за святую свободу!

На бой кровавый,
Святой и правый,
Марш, марш вперед,
Рабочий народ!
Ведущий Разное время – разные песни. И не только песни, но и происходившие события, и сами люди. Песни того времени люди строили на том, что происходило вокруг: забастовки, баррикады, голодовки, безработица и многое другое. Сочиняли на месте, возбужденные происходившим.


Воевал в войну германску,
На японской был войне,
А за власть свою крестьянску
Повоюю я вдвойне.

Сине море не наполнить, —
Оно очень глубоко,
Всех буржуев не накормишь, -
У них пузо велико.


До свиданья, мать родная,
До свиданья, брат, отец,
Я решаю: белу банду
Под горячий брать свинец!

Дайте новеньку винтовку,
Вороного мне коня,
Мы поедем бить буржуев
И буржуйского царя!

За советское правленье
Буйну голову сложу:
Я милее этой власти
Никакой не нахожу.
Звучит музыка. Вдалеке появляется отряд анархистов и поет свой гимн.


Споемте же песню под громы ударов,
Под взрывы и пули, под пламя пожаров,
Под знаменем черным гигантской борьбы,
Под звуки набата призывной трубы!
Разрушимте, братья, дворцы и кумиры,
Сбивайте оковы, срывая порфиры;
Довольно покорной и рабской любви -
Мы горе народа затопим в крови!
Ведущий Анархия отрицает все формы власти и утверждает, что человек должен жить свободно, без законов, руководствуясь только собственной совестью.
Ведущий Многие наверняка слышали фамилии Кропоткин, Бакунин, ну и конечно же Нестора Махно.
На сцене появляется Н. Махно и читает свои стихи.
Проклинайте меня, проклинайте,
Если я вам хоть слово солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал.

За тебя, угнетенное братство,
За обманутый властью народ.
Ненавидел я чванство и барство,
Был со мной заодно пулемет.

И тачанка, летящая пулей,
Сабли блеск ошалелый подвысь.
Почему ж от меня отвернулись
Вы, кому я отдал свою жизнь?

В моей песне ни слова упрека,
Я не смею народ упрекать.
От чего же мне так одиноко,
Не могу рассказать и понять.

Вы простите меня, кто в атаку
Шел со мною и пулей сражен,
Мне б о вас полагалось заплакать,
Но я вижу глаза ваших жен.

Вот они вас отвоют, отплачут
И лампады не станут гасить...
Ну, а батько не может иначе,
Он умеет не плакать, а мстить…

Это стихотворение Махно написал в 1921 году.


Ребята поют и инсценируют песню «Батька Махно»


Батька Махно смотрит в окно,
На дворе темным-темно.
На посту стоит монах,
Еле-еле на ногах...

Спит монастырь, дремлет село,
Мошки бьются о стекло..
Звёзды светят и луна,
А в округе тишина...

Мёртвые с косами вдоль дорог стоят -
Дело рук красных дьяволят!
Мёртвые с косами сбросили царя,
Занималась алая,
Занималась алая,
Занималась алая, эх

Заря, заря, заря,
Алая заря...

Видели их, истинный крест,
Вся губерния, весь уезд.
Проскакали сквозь туман -
Что не весел, атаман?

В поле гуляй, пламя, пылай!
Револьвер, давай, стреляй!
Любо, любо, братцы, жить,
Не приходится тужить...

Мёртвые с косами вдоль дорог стоят -
Дело рук красных дьяволят!
Мёртвые с косами сбросили царя,
Занималась алая,
Занималась алая,
Занималась алая, эх

Заря, заря, заря,
Алая заря...
Анархисты уходят
Ведущий 


Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция к 9 Мая

Музыкально-литературная композиция составлена по материала страниц Книги Памяти, составленных моими ребятами -нынешними учениками, выпускниками и ребятами параллельного класса. Эта композиция была при...

Музыкально-литературная композиция "Хотят ли русские войны"

Стихи, проза из истории Великой Отечественной войны, песни....

Музыкально - литературная композиция для младших школьников "Родной край"

Основная цель: Воспитание духовно-нравственных  качеств  личности. Задачи: 1.Воспитание любви к родному  краю,  бережного отношения к природе....

Музыкально-литературная композиция "Щедра талантами Россия"

Представлено 4 народных промысла.Это-хохлома,гжель,дымковская игрушка,павлово-посадские платки....

Музыкально - литературная композиция " Россия - Родина моя"

Музыкально - литературная композиция, посвященная истории  России ( символы России)...

Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся. Музыкально-литературная композиция "Женщина и война" учителя музыки ГБОУ гимназия №209 Центрального района Санкт-Петербурга "Павловская гимназия" Н.А. Ягудиной

Необходимость таких мероприятий очень нужна и важна! Мы должны воспитывать в детях патриотическое созание, чувство гордости за свою страну, уважение к старшему поколению,  уважение к подвигу ЧЕЛО...

Музыкально-литературная композиция «О Россия, Россия, ты такая одна!» для учащихся 4-х классов.

В октябре в нашем лицее проходила неделя начальных классов . Тема «От Руси до России» Мой класс получил задание рассказать о культуре начала ХХ века. Данный материал будет полезен учителям...