эссе "экологическое воспитание младших школьников"
материал на тему

Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, лазурные воды, неповторимый мир  растений и животных.  Все создано разумно и удобно для жизни живых существ. Да, природа щедра и бескорыстна. Она даёт человеку для жизни всё- пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Но так ли все хорошо в этом мире? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ekologicheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

 

    Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, лазурные воды, неповторимый мир  растений и животных.  Все создано разумно и удобно для жизни живых существ. Да, природа щедра и бескорыстна. Она даёт человеку для жизни всё- пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Но так ли все хорошо в этом мире? 

 Беспощадно  вырубаются леса, осушаются болота, добываются полезные ископаемые, возделываются земли, строятся  города, заводы, фабрики, которые  загрязняют  водоёмы и атмосферу. Растут  горы промышленных и бытовых отходов, ядохимикатов. Люди это делают всё для того, чтобы быть сытыми, в тепле, чтобы было меньше работы и можно было бы беззаботно отдыхать и делать только то, что нравится. Они думают, что так будет всегда, что им всего этого будет достаточно. И ни один человек не задумывается, а  в каком состоянии находится наша планета, каково существам, живущим вокруг. Из-за разрушения и загрязнения мест обитания  многие виды животных  исчезли с лица Земли, а некоторые находятся на грани исчезновения.С каждым годом ресурсы планеты всё больше истощаются, чаще случаются экологические катастрофы, в которых гибнут тысячи жизней. А человечество всё так же движется вперёд, по пути технического прогресса, забывая, что если бы не было природы, то не было бы и самого человека. 
   А ведь человек – самое развитое среди живых существ на планете Земля. Это лицо, наделенное достояниями культуры: духовной, нравственной, материальной, культуры взаимоотношений и экологии. Экологическая культура есть одной из составных общечеловеческих отношений человека и окружающей среды.

Так зачем же своими руками уничтожать тот  мир, в котором  живёшь? Что же нужно для того, чтобы достигнуть высокого качества жизни и начать подниматься по ступенькам новой цивилизации? Необходима массовая экологическая культура. Сразу и в один миг, конечно, невозможно изменить мышление миллиардов людей.  Поэтому проблема "правильного" восприятия природы, равно как и "экологической культуры" выходит в настоящий момент на передний план. Путь к её формированию – это дальнейшее развитие экологического образования, где важное место для этого  отводится школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру. 

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам

 составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать. Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются  перед детьми постепенно, по мере изучения  охраны конкретных объектов природы. 

   Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов. 

   Работая со школьниками, я стараюсь использовать разнообразные формы и методы: это и наблюдения за растениями и животными на природе, на пришкольном участке; ведение календарей, целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций. Спецификой моей технологии является проведение исследовательских работ : « Цветы нашего города», «Птицы зимой», «Лекарственные травы». В течение  учебного года использываю литературные произведения В.Бианки,  М.Пришвина,С. Чарушина,  которые доступны детям этого возраста и достоверно отражают  природные  явления, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому. Много мероприятий проводится в нашей школе по данной проблеме – это акция по сбору мусора, акция  «Покормите птиц зимой», это месячник «Чистый город», озеленение и  восстановление парка, пришкольного участка, это недели экологии, где каждый день посвящён экологическим проблемам и, конечно,это праздники «День Земли», «Золотая осень», «Весенние секреты».

    Но только экологического воспитания в стенах учебного заведения недостаточно. Ребенок должен видеть бережное отношение и  уважение к природе со стороны родителей и государства. На родительских собраниях в беседах с родителями я напоминаю о правилах поведения в местах отдыха на природе. Советую  чаще им бывать в лесу в выходные дни с целью наблюдения за окружающей природой, изготовление поделок, ведь детям интересно творчество из природного  материала.

Любовь к природе тесно связана с культурой поведения, которой так не хватает большинству нашим гражданам. Достаточно обратить внимание на свалку мусора возле баков или приехать отдохнуть на речку и взглянуть на кострища с бутылками вокруг, как сразу становится ясно, как далеки мы ещё от решения данной  проблемы.

    Но всё-таки, я думаю, что люди начинают понимать, что человечество неотделимо от природы, что Земля – наш общий дом, который  надо сохранить  для  потомков. А чтобы поднять культуру человека, хорошо бы добавить курс «Экологическое образование» к школьной программе для учащихся 5- 11 классов. Ведь человек должен представлять меру ответственности за нарушения законов природы, знать механизмы, пресекающие опасную и преступную деятельность, не оставаться равнодушным к ней в рамках своей гражданской позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...