Формы и методы работы ОУ с родителями.
материал по теме
Воспитание ребенка - это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты. Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_ou_s_roditelyami.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы ОУ с родителями
В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги. Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.
Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в становлении личности ребенка. Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.
С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются. И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение. В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.
Воспитание ребенка - это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты. Невозможно воспитать целеустремлен-ную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители зачастую предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.
Главная задача классного руководителя при этом – найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами. Ведь новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной и воспитательной программ школы. Возросший уровень педагогической компетентности родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения.
Самой эффективной групповой формой работы с родителями является родительское собрание, которое проводится один раз в четверть.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Классный руководитель в работе с детским коллективом многие проблемные вопросы, касающиеся общения детей и родителей, проговаривает вначале со взрослыми, осуществляя серьезное и целенаправленное просвещение родителей своих учащихся по проблемам воспитания. И это просвещение опережающее, а не констатирующее, предваряющее те трудные ситуации, которые могут назреть в семьях учащихся. Только тогда можно говорить о каких – то результатах в системе воспитательной работы.
Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции; признанию личности человека как абсолютной ценности.
Для оптимального формирования и развития личности ребенка очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным. Ведь семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, - сложнейшее из производств – производство человека. Совместная работа семьи и школы только помогает этому благородному делу. Какие формы работы используются при этом?
Формы работы с родителями
Работа с родителями ведется по двум направлениям – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитатель- ный процесс.
Основные ценности, которые привносит учитель: образованность, целеустремленность, демократичность, интеллигентность, воспитанность, законопослушность.
Формы участия родителей в управлении ОУ:
· спонсоры;
· социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
· эксперты качества образования;
· защитники прав и интересов ребенка.
Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
Основные формы работы с родителями – тематические родительские собрания совместно с медучреждениями, органами правопорядка, ГО и ЧС, лекторий для родителей, родительские конференции, практикумы, открытые уроки, индивидуальные тематические консультации, рейды в неблагополучные семьи, индивидуальные беседы, проведение совместных праздников.
Кроме этого применяются следующие формы работы:
- Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
- Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
- Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
1. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На родительских конференциях обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, правовое воспитание, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции проходят с обязательным участием психолога, социального педагога, медицинского работника, инспектора ОППН. В их задачу входит проведение социологических, психологических исследований по проблеме конференции, знакомство участников конференции с их результатами Проведение бесед по различным темам, например, «Юношеский возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста» (психолог), «Научите ребенка говорить «Нет». Нет наркотикам, алкоголю, табаку, (памятка родителям) (нарколог). Также даются статистические данные правонарушений среди подростков, их профилактика, проводятся беседы, например, «Роль семьи в правовом воспитании подростков» и другое. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
2. Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, тренировка педагогического мышления у родителей. Например, «Наказания детей. Какими им быть?»).
3. Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Чтобы избежать проблем, родителям необходимо посещать факультативные занятия по подготовке к ЕГЭ и обязательно знакомить их с результатами тестирования. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
4. Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Классный руководитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении, в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
5. Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни. Обязательное условие - составление Акта обследования семьи. Ведение дневника наблюдений за поведением и прилежанием ребенка (если семья неблагополучная, а ребенок принадлежит к «группе риска»).
6. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения организуются следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Например, «Половое воспитание подростка», «Плохая память ребенка. Как ее развить? Классный руководитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью библиотекаря подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
7. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах участвуют оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Детские игры», «Воспоминания детства», «Фильм о моей семье», «Моя мечта».
8. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке (решаются вопросы по правовому и патриотическому воспитанию; вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями, с табакокурением, наркотиками, с поведением в различных жизненных ситуациях, вопросы на эрудицию и другое).
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
9. Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
Классные родительские собрания – проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Родительское собрание – это школа просвещения родителей, расширение их педагогического кругозора, стимулирования желаний стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируем учебные достижения учащихся, характеризуем их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. Темы родительских собраний могут быть следующими: «Какие мы сегодня?» Анализ анкет; «Помощь подросткам в выборе профессии (изучение психологических особенностей, интересов и склонностей подростков в целях профориентации) (психолог); «Труд подростка в семье (анализ анкет). Выступления родителей; Тест «Какие мы родители?»
Психологические и педагогические игры; «Эстетика семейных отношений». Тест для родителей.
К родительскому собранию готовим выставки творческих работ учащихся, их достижений в учебной и внеклассной деятельности.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно - воспитательного процесса. Ведь дети учатся жить у жизни:
· если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
· если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
· если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
· если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
· если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Наметившаяся тенденция к дифференциации семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ОУ является опорой для развития образовательного процесса в школе, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей (более 60% родителей с высшим образованием) позволяет активно привлекать их к развитию системы образования в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с родителями.
Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся начальной школы....
Формы и методы работы с родителями (выступление на педагогическом совете "Взаимодействие школы и родителей")
Формы и методы работы с родителями...
Формы и методы работы с родителями.
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обу...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика...
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ - ОСНОВА УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ».
Школа и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Концепция модернизации российского образования подчеркив...
Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В данной статье даются рекомендации по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...
Методика и формы сотрудничества классного руководителя с родителями.
Материал данной презентации познакомит классных руководителей с разнообразными формами работы с родителями....