Час духовного общения "Мой Ангел Хранитель". 1 класс
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Это занятие можно использовать как внеклассное или на уроках  "Православной культуры" в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_angel_-_khranitel.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

 г. Протвино

МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Разработка внеклассного мероприятия

по курсу «Основы православной культуры» в 1 классе

на тему «Мой Ангел Хранитель».

   Учитель:

Кожевникова Юлия Дмитриевна

Тема: Мой Ангел Хранитель

Цель урока: разработка духовно-нравственных понятий: Ангел, святой

                       покровитель, день Ангела.

Задачи урока:

                        1. раскрыть перед учащимися значение имени для человека;

                2. дать каждому ребёнку знание о святом покровителе, чье имя

                    он носит;

                3. закрепить такие понятия как святой,

                    Ангел-Хранитель, день Ангела, именины;

                        4. развивать познавательную активность, коммуникативные

                             навыки и творческие способности учащихся;

                        5. на примерах жизни святых покровителей воспитывать у детей

                          христианские добродетели и стремление следовать им

                          в жизни.

Оборудование:

У учителя:    1. компьютер, проектор (компьютерная презентация; запись

                            фонограммы для исполнения песни «Ангел-Хранитель»);

                        2. запись на классной доске эпиграфа;                          

                  3. Репродукции с икон с изображениями святых покровителей:

                      «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их

                      София», «Святой Сергий Радонежский», «Святая блаженная

                      Ксения Петербургская».

У учащихся:            1. Подарки для гостей: ангелочки

2. У каждого ученика карточка с его именем

Ход мероприятия

Слайд 1

  1. (звучит легкая музыка) Притча об Ангеле (выходит учитель в образе Бога и ребёнок)

Притча об Ангеле...

К человеку обратился ангел:

- Хочешь, я покажу тебе твою жизнь?

- Хочу, - сказал человек.

Ангел поднял его над землей и человек увидел всю свою жизнь и две пары следов, идущих рядом...

- Кто это рядом со мной?

- Это я, - говорит ангел. - Я сопровождаю тебя всю твою жизнь.

- А почему иногда видна только одна пара следов?

- Это самые трудные периоды твоей жизни... - говорит ангел.

- И что же, ты бросал меня в самые трудные минуты ? - возмущенно спросил человек.

- Нет, я нес тебя на руках... - тихо ответил ангел.

Пуcть твой ангел всегда будет рядом!

  1. Танец ангелов под презентацию

- Сегодня у нас в классе праздник. Не пытайтесь вспомнить, какой. Не ищите его в календаре. Ощущение этого праздника вы найдете в своей душе к концу нашего занятия, потому что сегодня мы будем говорить об одном из самых важных и главных для каждого человека празднике – дне его Ангела, его именинах.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему мероприятию хотелось бы взять следующие слова:
«Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах»
                                                                                    (Евангелие от Луки (X, 20)

- Между тем, именины - праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан, прежде всего, с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

 

- Ребята, а как вы относитесь к этому дню, празднуете ли День Ангела? 


-  Как показал наш опрос, не все до конца понимают важность и традиции праздника. Давайте сегодня, выясним важность этого дня в жизни человека

(дети читают стихи)

Ангел чудный, ангел ясный,

Житель горней стороны,

Ты слети ко мне прекрасный,

 В час вечерней тишины.

 Научи меня учиться,

 Праведно на свете жить,

 Научи меня трудиться,

 А в душе честнее быть.

Научи любить и верить,

Научи не осуждать,

Научи не лицемерить

И в бедах не унывать.

  1. Актуализация базисных знаний.

Вопрос: Кто такие ангелы? (ответы детей)

Слайд 2

Ангел-Хранитель в христианстве — ангел, добрый дух, данный человеку Богом при крещении для помощи и руководства.

Само слово «ангел» означает по-русски «вестник». Бог посылает святых Ангелов в мир возвещать людям Свою волю.
   Для этого Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ. Много раз Ангелы являлись людям в образе прекрасных юношей в белоснежных, блестящих одеяниях, препоясанных золотыми поясами. 
   Ангелы изображаются в виде красивых юношей - в знак их духовной красоты и крылатыми –  в знак их пребывания в Царствии Небесном.

Слайд 3

 Каждому православному христианину Бог дает при Крещении своего особого доброго Ангела – Ангела Хранителя. Он наш первый заступник и помощник. Ангел-хранитель невидимо охраняет человека во время всей его земной жизни, не оставляет нас и после смерти. 

Вопрос: В чем заключается роль Ангела-Хранителя?


Слайд 4

Ангел-Хранитель помогает делать человеку добро и молится за него пред Богом. Ангел-Хранитель оберегает нас от всякой беды и, в случае опасности, закрывает нас своими крыльями. Человек должен любить своего Ангела Хранителя и стараться не огорчать его.

Слайд 5

Моя мама мне сказала,

Что Хранитель Ангел мой,

Где бы я ни находился,

Всегда рядышком со мной.

*

Осмотрелся я: «Где Ангел?

Ведь его не вижу я.

Если Ангел невидимка,

Как же он хранит меня? »

*

А мне мама отвечает:

«Да. Невидим Ангел твой,

Но ты помни, мой сыночек,

Ангел рядышком с тобой.

*

Будто шапкой – невидимкой

Он решил себя накрыть.

Он сияет таким светом,

Что нас может ослепить.

*

Хоть невидим Ангел светлый,

Уж, поверь ты маме,

Укрывает он тебя

Нежными крылами.

*

Ангел твой переживает,

Если плохо ты ведешь,

Если друга, обижаешь,

Иль чужое ты берешь.

*

Ну, а если ты послушен,

И прилежен, и учтив,

Если ты со всеми дружишь,

Если в меру ты игрив.

*

Слабых смело защищаешь,

Маме дома помогаешь,

Ты для Ангела - отрада.

Он всегда с тобою рядом»

.*

И сказал я: «Ангел мой,

Ты почаще прилетай.

И меня, мой друг небесный,

Вместе: Никогда не покидай».

 Вопрос: Чем отличается Ангел Хранитель от святого покровителя?

Слайд 6

- У каждого христианина, кроме Ангела-Хранителя, есть ещё один святой  покровитель: это святой человек, имя которого христианин носит. При крещении человека нарекают именем в честь одного из святых христианской церкви.

Вопрос: А что такое именины?

Именины – праздник особый.  Это день памяти того святого, в честь которого крещен человек. И праздник этот можно назвать днем духовного рождения – ведь связан он прежде всего с таинством Крещения и с нашими соименными небесными покровителями.   В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения. Кроме того, во многих случаях они практически совпадали.

-  На доске прикреплены сердечки с вашими  именами. (сердечки с именами)

- Сколько же различных имен у ребят нашего класса.

- Вот столько святых ежеминутно находится рядом с нами. Они помогают нам, предостерегают от плохих мыслей и поступков.

Слайд 7

14 ноября Именины отмечают люди с именами Денис, Дмитрий, Ульяна, Давид, Юлия.

15 ноября – Константин

16 ноября – Сергей, Павел, Иван

Когда рождается ребёнок, родители стараются дать ему такое имя, именины какого святого приходятся на день рождения ребёнка. Наши предки строго придерживались этого правила и называли своих детей в строгом соответствии с «церковными святцами» – перечнем имен святых и днями их памяти.

Нередко имя, данное при крещении, не совпадало с именем, которым все называли ребёнка, и хранилось в тайне от посторонних.

- Как называется просьба, с которой обращаются к  своему святому или Ангелу люди? (молитва)

Когда-то один человек обратился с молитвой к ангелу и он ему помог. Послушайте рассказ.

В 1885 году помощник начальника московского Октябрьского вокзала Ф. И. Соколов сообщил такой случай. У него был знакомый железнодорожный 
служащий — стрелочник, который служил на одной из ближайших к Москве станций Октябрьской железной дороги. Однажды при исполнении своих 
служебных обязанностей на линии ему пришлось пережить ужасные минуты. Из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел ему 
навстречу, чтобы перевести стрелку и направить его на свободный путь. Смотрит, далеко впереди уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза. 
Оглянувшись назад, он видит: по полотну навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать навстречу сыну, чтобы увести его с полотна, было уже поздно. Что делать?
А поезд между тем приближался, и через минуты две, если он не перевел бы стрелку, состав должен был бы промчаться по другому пути, занятому, и потерпеть крушение, что привело бы к сотням человеческих жертв. Тогда всем сердцем он воззвал к Богу: “Да будет воля Твоя святая”, — перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Мгновение — и поезд промчался уже по полотну, по которому только что бежал его маленький сын. Когда поезд скрылся из виду и пыль немного улеглась, стрелочник  бегом направился к тому месту, где был его сын, думая найти хотя бы 
останки трупика, и что же видит: мальчик, сложив ручки на груди, лежит ниц на земле. Отец закричал ему: “Сын мой, ты жив?” — “Я жив, жив”, —  весело отвечал он, поднялся на ножки, продолжая прижимать к своей груди 
вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его: “Как же ты догадался лечь на землю?” А мальчик ответил: “Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле”. Стрелочник понял, что, когда он воззвал к Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка. (Троицкие листки с луга духовного. С. 84). 

Слайд 8

К своему святому каждый христианин мог обратиться за помощью и поддержкой со словами, которые мы называем молитвой: «Моли  Бога обо мне, святой (имя)…..». Каждый ребёнок старался как можно больше узнать о жизни своего святого и подражать ему в делах и мыслях.

-Сейчас я вам предлагаю послушать молитву к Ангелу, а затем мы с вами повторим вместе с гостями.    

(звучит молитва)

- Сегодня вы узнаете о жизни  некоторых святых, чьи имена носите вы, ребята. Дома вместе с родителями вы подготовили рассказы о своих святых в честь, которых вас назвали. Посмотрите на доску. Вот столько святых с нами.

На доске коллаж «Мой святой покровитель»

(Кира Горевая читает о святой Кире)

Слайд 9

А теперь послушаем

 « о Святых мученицах Вере, Надежде, Любови и матери  их Софии»

Ученица:  Иду с иконкой из храма.

Сюжет её очень прост:

Три девочки, с ними мама –

Четверо в полный рост.

Когда-то девочки встали

Перед царём-палачом,

И за Христа их пытали,

А после казнили мечом.

От слез исчезают строчки,

Но я их читаю вновь:

Мама – София, а дочки –

Вера, Надежда, Любовь.

Над каждою нимб лучится,

У каждой в руках по кресту.

Ах, если б и мне научиться

Верною быть Христу!

(одна из учениц с именем великомучениц  Вера  читает стихотворение и прикрепляет репродукцию иконы с их изображением рядом с карточками  «Надежда, Вера»)

-  Вера и София, ваши святые покровители, в честь которых вас нарекли –  святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Вера, Надежда, Любовь были дочерьми Софии. Вере было 12 лет, Надежде – 10, а Любови – 9. Мать воспитывала их настоящими христианками.

- Именно такими и были сестры. Людям была непонятна такая жизнь сестер

и император приказал им отречься от христианской веры. Девочки не отреклись. Они понимали, что им предстоит подвиг мученичества, и молились Богу, чтобы он даровал им силы перенести страдания.  Сёстры были подвергнуты мукам и казнены на глазах матери. Мать схоронила своих дочерей, три дня молилась на их могиле, а потом умерла.

День памяти великомучениц Веры, Надежды, Любови и Софии – 30 сентября. В этот день всех девочек и женщин с таким именем поздравляют с именинами, дарят им подарки. Надежды, Любови, Софии

слайд 10  «Святая блаженная Ксения Петербургская»

( девочки Ксении читают стихотворение о святой Ксении Петербургской)

Девочка 1.  Однажды в воскресение

Пришли мы с мамой в храм.

И вдруг я имя «Ксения»,

Представьте, слышу там!

Вот странно: ведь не дома я,

Где вся моя родня.

Кто звал меня – знакомые?

А звали не меня.

Святой молились Ксении.

Она, сказали мне,-

Надежда на спасение

И людям, и стране.

Жила она, блаженная,

Тиха, добра, чиста,

Насмешки, унижения

Терпя ради Христа!

- Ксения Петербургская рано лишилась мужа и, одевшись в его мужские одежды, стала нести подвиг терпения во имя спасения его души. Все считали это блажью, смеялись над нею, но она кротко сносила все усмешки и издевательства людей, не обижалась на них, а, напротив, молила для обидчиков прощения у Господа. Для нас она – символ веры, смирения и терпения.

День памяти Святой блаженной Ксении Петербургской – 6 февраля. Это именины девочек с именами Ксения и Оксана.

Слайд 11

 Преподобный Сергий Радонежский

Из века в век
Твой ясный свет
Сияет над Россией.
Твой образ Пресвятой
Живёт в сердцах людей.
Ты открываешь к Истине пути
И воскрешаешь силы,
Даруя Миру Свет
Любви и радости своей.
(Эпиграф)

 

Сергий Радонежский – монах, святой.

При рождении Сергия Радонежского было получено имя Варфоломей. Отставая в обучении от своих сверстников, Сергий  стал изучать Священное писание.

 Он вместе с семьей переехал в Радонеж. Там отправился в монастырь, а через некоторое время им была основана церковь Сергия Радонежского во имя Святой Троицы.

Слайд  12

Затем он стал игуменом в Богоявленском монастыре, принял имя Сергий. Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского.

Скончался великий игумен 25 сентября 1392 года.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, многие верующие отмечают его память.

СЛАЙД 13

- Обо всём ли можно просить своего Ангела-хранителя и святого покровителя?

- На какие просьбы он не откликнется? Почему?

Вопрос. Можно ли надеяться на помощь святого, если просишь, что-то плохое для других?
Ответ. Нет.

Давайте поиграем в игру «Помощь Ангела». Я вам буду называть поступки и просьбы, если вы считаете, что в них можно рассчитывать на помощь Ангела, то хлопните в ладоши, если нет, качайте головой.

1. Не стараться в учении и надеяться на помощь Ангела Хранителя и святого покровителя?

2. Просить помощи для того, чтобы отомстить товарищу.

3. Хорошо учиться.

4. Помогать взрослым.

5. Уважать старших.

6. Ябедничать.

7. Злиться.

8. Просить прощения за плохие поступки.

- Теперь вы знаете, у кого из одноклассников, в какой день именины. У нас есть прекрасная возможность доставить друг другу приятное, поздравив с днём именин. Не забывайте, что ваше внимание очень порадует вашего друга, особенно в такой день.

Заключительное слово учителя


Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день  рождения. Давайте же отмечать именины, и красным днем в календаре мы можем сделать этот день сами. 

СЛАЙД 14

(В исполнении детей звучит  песня «Ангел-Хранитель»)

  1. C милою улыбкой, сильный и большой

Ангел мой хранитель, он всегда со мной,

И когда иду я в школу и домой,

Я не боюсь иду спокойно, Ангел мой со мной. (2 р)

  1. .Если я страдаю, плачу и больной,

 Знаю, что страдает ангел мой со мной.

 Перед ним не скрою в жизни ничего,

Он видит всё и знает всё

Да, ангел мой со мной( 2р.)

3.        C милою улыбкой, сильный и большой

Ангел мой хранитель, он всегда со мной,

И когда иду я в школу и домой,

Я не боюсь иду спокойно, Ангел мой со мной. (2 р)

- В  память о нашем празднике мы вам дарим подарки: вот таких ангелочков. Пусть они всегда будут рядом с вами!

(Подарки для гостей)

Рефлексия : презентация «Молитва»

Литература, использованная при подготовке урока:

  1. Сурова Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. Христианская жизнь. Клин. 2004.
  2. Шевченко Л.Л. Методическое пособие для учителя. 1-й год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва. 2006.
  3. Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
  4. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изготовление Ангела – Хранителя в технике «конструирование из ткани»

Учебный предмет: технология в начальной школеТема: «Изготовление Ангела – Хранителя в технике «конструирование из ткани».Цель: научить обучающихся выполнять ангела в технике «конструирование из ткани»...

Сценарий внеклассного мероприятия посвящённого Международному женскому дню 8 марта: «Ангел хранитель – МАМА»

- прививать любовь к самому близкому человеку на земле – маме;- развивать память, артистичность;- разнообразить досуг детей и родителей;- сплотить коллектив детей, родителей и учителя....

День матери "Ангел хранитель мой"

День матери "Ангел хранитель мой" для 3 класса...

Открытый классный час "Ангел-хранитель - мама"

Классный час, проводимый совмесьно с родителями, посвященный празднику "День матери"...

Мастер-класс "Ангел-хранитель" в смешанной технике

После новогодних праздников дома остается много фантиков от конфет. Давйте, покажем детям, что это не просто мусор, но и отличный материал для творчества. Дети с увлечением будут разглядывать фантики,...

ОРКС Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель.»

Конспект урока «открытие новых знаний»Используемый учебно-методический комплект: начальная школа 21 векаУчебный предмет (дисциплина):  ОРКСЭКласс: 4 Тема урока: «Добрые и злые а...