Социальный проект "Лес - наше богатство"
проект

Проект "Лес - наше богатство" позволяет учителю организовать поисковую работу учащихся в группах. Благодаря работе над проектом, школьники узнают о том,какие богатства таит в себе лес, какой урон приносят лесу пожары, какие бывают пожары, как долго восстанавливается лес после пожара. Дети учатся бережно относится к природе,продумывать свои действия, находясь на отдыхе в лесу,призывают окружающих беречь лес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les-nashe_bogatstvo.doc1014 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                                                        СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………  4

1.Теоретическая часть

        1.1 Мероприятия проекта………………………………………………………………   7

        1.2 Ресурсное обеспечение……………………………………………………………… 8

        1.3 Организация управление проектом и контроль над ходом его реализации………8

2.Практическая часть

         2.1 Исследовательская деятельность……………………………………………………9

         2.2 Взаимодействие с властными структурами……………………………………….. 9

3. Программа действий по реализации проекта……………………………………………..10

        3.1 Проведение классных часов, викторин, выставок на тему проекта…………….. 10

         3.2 Работа над сбором материала……………………………………………………… 11

        3.3 Взаимодействие с областными структурами. Встреча с мастером леса Архиповой    

              Т.Т ГП «Югралесхоз»  ……………………………………………………………     13                                      

        3.4 Экскурсия в лес со специалистом ГП «Югралесхоз»……………………………   15

        3.5 Юридическая правомерность действий…………………………………………     18

        Вывод……………………………………………………………………………………      19

    Список литературы………………………………………………………………………     20

        Приложения                          

У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!

 

                                                               

                                                                      Введение

          «Леса не только приносят великую пользу человеку, украшают и оздоравливают Землю, но поддерживают саму жизнь на Земле»

                                                                                         К.Паустовский.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к лесу нет и не может быть мелочей. Сорванные просто так листья с деревьев, обломанные ветки, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому,  прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность леса. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

       Школьное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.

       Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов Белоярского района. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту. 

Нет на земле человека, чья жизнь не была бы самыми тесными узами связана с жизнью дерева, с жизнью леса. Оглянитесь вокруг: изделия и продукты из древесины, окружают нас со всех сторон.  Из древесины книги и тетради, растворители для красок и специальные масла, даже некоторые лекарства и витамины. По подсчетам  ученых, из стволов деревьев можно изготовить продукцию почти 20 тыс. наименований. Более 10 тыс. видов различных изделий из древесины производится промышленностью только нашей страны. Без дерева наша сегодняшняя жизнь просто немыслима.

Но встает вопрос, смогут ли существовать леса, если человек так беспечно относится к ним?

Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.

Причины этому следующие:

  1. Недостаток научных знаний о природе.
  2. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
  3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу).

Актуальность проекта Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов. Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям,  как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Лекции специалистов, педагогов и родители малоинтересны современным детям. Таким образом возникла необходимость применения новых форм и методов работы, направленной на формирование бережного отношения к природе.

           Цель: Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме.

           Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.
  2. Познакомить с правилами поведения в природе.
  3. Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
  4. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и   взрослых.
  5. Учить детей замечать красоту окружающей природы.
  6. Расширить читательский кругозор.
  7. Научить задавать вопросы и находить на них ответы в различных источниках    (книгах, учебниках, журналах, Интернете).
  8. Пробудить интерес к познавательной деятельности учащихся, желание самим быть исследователями.

         Объект исследования – экосистема ХМАО -Югры Тюменской области..

Предмет исследования - взаимодействия человека с природой.

Сроки и этапы реализации проекта: проект краткосрочный ( апрель 2013г. – апрель 2014г.)

I этап – подготовительный:

  1. Выбор темы
  2. Определение целей.
  3. Создание группы учащихся, которые будут заниматься данным вопросом

II этап – планирование работы

  1. Разработка и планирование мероприятий

III этап – реализация проекта

  1.  Проведение классных часов, мастер-класса, викторины.
  2. Знакомство одноклассников с лесными пожарами, их причинами, последствиями, мерами по их предотвращению и способами борьбы с этой стихией.
  3. Сбор и обработка информации о восстановлении леса после пожара.
  4. Беседа с Архиповой Т.Т  как с мастером леса ГП «Югралесхоз» .
  5. Экскурсия в лес  и в Белоярское лесничество.
  6. Создание макета бумажного завода.
  7. Групповая поделка – аппликация из тряпок «Лес – многоэтажный дом»
  8. Создание и распространение агитационных листовок, буклетов, памяток.
  9. Изготовление плаката «Кому нужны деревья и как лесник заботится о лесе»

IV этап – анализ проделанной работы

Участники проекта: учащиеся 4г класса.

Ожидаемый результат:

Ребенка обучи - дашь миру человека.

                                                               В. Гюго

1.     Формирование у детей самостоятельности и ответственности  за окружающую среду.

2  Сформированность устойчивых навыков  бережного отношения к окружающей природе.

3.     Привитие желания трудится, увлекаться новым, интересным.

4.   Увлечение детей в самостоятельном поиске и сбора информации по интересующим их вопросам.

                                         

                                              1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

                                       

                                            1.1 МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА

Задача

Мероприятия

Срок

Ответств.

1.

Формировать у детей экологических знаний о лесе.

Познавательное занятие «Удивительный лес» (расширять знаний о лесах ХМАО -Югры, представителях флоры и фауны);

апрель

(2013г.)

Кл.руководитель

Познавательное занятие «Лес и мы» (уточнить знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края)

апрель

(2013г.)

Кл.руководитель

Выставка семейных коллажей «Лес – мой зеленый друг» (расширять кругозор и представления детей о лесе);

май

(2013г.)

Кл.руководитель Родители

Творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы

май

(2013г.)

Кл.руководитель

Викторина «Мы – друзья леса»
(развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей);

сентябрь

(2013г.)

Кл.руководитель

Познавательное занятие «В гости к деревьям»
(продолжать знакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой);

сентябрь

(2013г.)

Кл.руководитель

Консультация для родителей «Экологические игры с детьми на прогулке в лесу»
(привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе)

октябрь

(2013г.)

Кл.руководитель Родители

2.

Познакомить с правилами поведения в природе.

Экскурсия в лес
(познакомить детей с профессиями, связанными с лесом, научить детей поведению в лесу);

октябрь

(2013г.)

Кл.руководитель

Изготовление папки – передвижки «Как появились кровать и книга»

ноябрь

(2013г.)

Кл.руководитель Родители

Познавательное занятие «Путешествие в зимний лес»
(уточнить знания детей о профессии лесника, углубить у детей чувство причастности к окружающему миру,

декабрь

(2013г)

Кл.руководитель Родители

Выпуск плаката « Кому нужны деревья и для чего нужен лесник»

январь

(2014г.)

Кл.руководитель

Чтение художественной литературы (прививать любовь к природе средствами художественной выразительности);

февраль

(2014г.)

Кл.руководитель

Рисование на тему «После отдыха в лесу» (развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы);

март

(2014г.)

Кл.руководитель

Познавательное занятие «Как вести себя в природе»
(изучить с детьми нормы и правила поведения в природе

март

(2014г.)

Кл.руководитель

Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу»
(закреплять знания о правилах поведения в лесу);

апрель

92014г.)

Кл.руководитель

            1.2 РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Компьютер, интернет, учебная и справочная литература, публицистические статьи. Основной формой продукта проектной деятельности являются анализ данных социологического опроса, беседа с мастером леса ГП Югралесхоз», слайд – презентация, плакат «Кому нужны деревья и для чего нужен лесник», папка – передвижка «Как появились кровать и книга», макет бумажного завода, плакат «Этажи леса и их обитатели»,  буклет « Правила поведения в лесу»

        1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ И КОНТРОЛЬ НАД ХОДОМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

  1. Классный руководитель: Вахитова О.Ф. – организация проектной деятельности, выбор учащихся, ответственных за порученные задания.

2.Ответственные : ученики и их родители.

            3.Директор МОСШ №3 Харисова А.М. и заместитель директора по воспитательной работе Силаева Д.М. – контроль и оказание помощи в реализации проекта.


                                                 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

                               2.1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

          В настоящее время общая площадь лесов на планете составляет примерно 38 млн. кв. км (это около трети площади суши), из которых 13% относятся к охраняемым природным территориям. Леса – легкие нашей планеты, они имеют неоценимое экологическое, социальное и экономическое значение – участвуют в формировании климата планеты, обеспечивают кислородом, перерабатывают вредные выбросы, сохраняют водные ресурсы, являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты

          Однако с каждым днем площадь мировых лесов неуклонно сокращается, каждую секунду Земля теряет более 1,5 гектаров девственного леса. Прежде всего это связано с ростом численности населения и преобразованием лесных территорий для различных человеческих нужд. По некоторым экспертным оценкам, за последние 10 тысяч лет человек уничтожил 26 млн. кв. км лесов. Наряду с этим леса гибнут от пожаров, незаконной вырубки, природных катастроф, воздействия насекомых-вредителей, болезней и других причин. А ведь сокращение площади лесных массивов ведет к непоправимым негативным процессам, имеющим глобальное значение для всей природы и жизнедеятельности всего человечеств. Из этого следует, что данная работа актуальна и имеет социальную направленность.

.     

                   2.2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВЛАСТНЫМИ СТРУКТУРАМИ

Во время реализации проекта осуществлялось взаимодействие с государственным предприятием «Югралесхоз»

                         

                             3.ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

                   3.1 ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ, ВИКТОРИН, ВЫСТАВОК

                      НА ТЕМУ ПРОЕКТА. ОБСУЖДЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕТА.

          В ходе первого этапа проекта (2013 – 2014 учебный год) в нашем классе были проведены классные часы, викторины, беседы на темы: «Лес – наше богатство», «Берегите лес».Создана выставка рисунков на тему : «Наши леса»   (Приложение 1) Ученики с интересом принимали участие в мероприятиях, посвящённых лесной теме. На этом этапе прошло обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта, где был предложен «Банк идей» :

-поиск, изучение эффективных технологий и методик в области развития экологического сознания у детей и взрослых;
- создание условий необходимых для реализации проекта;
- подходы к взаимодействию с сотрудниками лесничества, родителями.
-обоснование, предсказание путей реализации проекта.
 

Также ребята установили основополагающий вопрос:

В чем богатство леса?

Проблемные вопросы:
1)выяснить с помощью различных информационных источников, какие богатства сокрыты в лесу; 
2)узнать, какой ущерб наносят лесные пожары и какой ущерб принесли лесные пожары до 2013 года, прошедшие  на территории ХМАО Тюменской  области;
3)выяснить, по каким причинам возникают лесные пожары, как с ними бороться и как их избежать; 

Учебные вопросы:

 1)узнать о способах восстановления леса;
2)рассказать одноклассникам о лесных культурах;

 Ребята нашего класса в рамках мероприятий социального проекта участвовали в муниципальном конкурсе рисунков: « Огонь – враг леса», где Павловский Виктор стал призёром и получил Диплом III степени.

   Выполнив первый этап работы, мы убедились в правильности выбора темы, потому что она актуальна и имеет социальную направленность.

        

                                 

                              3.2 РАБОТА НАД СБОРОМ МАТЕРИАЛА.

             Далее наш класс начал работу по сбору материала по данной теме. Изучали дополнительную литературу, обращались в библиотеки, к интернет – ресурсам, после чего систематизировали собранный материал, составляли слайд – презентации,

            Наиболее важными в природно-ресурсном потенциале автономного округа являются нефтегазовые, лесные, минерально-сырьевые, водные ресурсы. Общая площадь земель лесного фонда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре составляет 48,9 млн. га, из них земли, покрытые лесной растительностью – 27,8 млн. га. Запас древесины в автономном округе достигает 3089,9 млн. кбм, в том числе по хвойным породам - 2494,2 млн. кбм. Общий средний прирост – 28,6 млн. кбм/год. Запас древесины на 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда составляет 111 кбм. Запасы спелых и перестойных насаждений в эксплуатационных лесах достигают 1,77 млрд. кбм на площади 12,4 млн. га.   В среднем по округу запас спелых и перестойных лесов на одном гектаре составляет порядка 142 кбм. Расчетная лесосека по продуктивным насаждениям в 2007 г. составляла 29,2 млн. кбм. Фактически осваивается 10,3% расчетной лесосеки (около 3 млн. кбм), в т.ч. по хвойному хозяйству – 13,8% (около 2,2 млн. кбм).

       

Рисунок 1. Оборот древесины в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре к 2013 г

         Перспективы освоения запасов древесины на этих территориях зависят от начала реализации крупных инвестиционных проектов по созданию объектов лесоперерабатывающей промышленности. С учетом приоритетных инвестиционных проектов спрос на древесное сырье в округе составит 7,2 млн. кбм к 2013 г. и 11,5 млн. кбм к 2018 г. (Рисунок 2).

        

      .

Рисунок 2. Оборот древесины в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре к 2018 г.

          На основании собранного материала мы выпустили папку–передвижку «Как появились кровать и книга» ( Приложение 2) и макет бумажного завода

(Приложение 3)

  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЛАСТНЫМИ СТРУКТУРАМИ. ВСТРЕЧА С       МАСТЕРОМ ЛЕСА АРХИПОВОЙ Т.Т.  ГП « ЮГРАЛЕСХОЗ»

         На этом этапе проекта ребята нашего класса встретились с мастером леса Архиповой Т.Т. ГП « Югралесхоз» которая рассказала нам о состоянии лесов на сегодняшний день, значении леса в жизни человека и животных.

1. Общая площадь земель, на которых расположены леса составляет 50 406,6 тыс.га, в том числе:

 - земли лесного фонда – 49 355 726 га.

- земли населенных пунктов, на которых расположены леса – 199 407 га.

- земли особо охраняемых природных территорий – 851 506 га.

 2. Лесистость территории по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре составляет 53,9%.

 3. Характеристика земель лесного фонда:

 По целевому назначению леса распределены на:

- защитные леса – 7,6%;

- эксплуатационные – 92,3%.

 Общий запас насаждений составляет 3 180,93 млн. куб.м., из них:

 - хвойных – 80,02%,

- мягколиственных – 19,9%,

- прочих древесных пород и кустарников – 0,03%.

 Расчетная лесосека составляет 39,6 млн. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству 20,3 млн. куб.м.

 По породному составу насаждения (по запасу) составляют:

 - сосна обыкновенная – 45,8%,

- ель – 9,4%,

- пихта – 0,5%,

- лиственница – 2,8%, 

- сосна сибирская (кедр) – 21,4%,

- берёза – 14,6%,

- осина – 4,8%,

- прочих древесных пород и кустарников – 0,6%.

 Сосна – преобладающая порода для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 Распределение площади покрытой лесной растительностью по группам возраста:

 - молодняки – 10,2%,

- средневозрастные – 18,4%,

- приспевающие – 13,2%,

- спелые и перестойные – 79,2%, из них перестойные 21,1 %.

     Лес играет в жизни человека тройную роль.

       Во-первых, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды, он в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы.      

       Во-вторых, это источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет в обозримом будущем: древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений.

       В-третьих, лес – часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются быт и обычаи целых народов, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках.
        Для человечества в целом одинаково важны все три роли леса – экологическая, экономическая и социальная, но для каждого конкретного человека в зависимости от того, где он живет и чем занимается, та или иная функция леса может иметь большее или меньшее значение. Как правило, чем меньше леса в местности, тем заметнее его средообразующая роль, тем выше ценится он в сохранении рек и ручьев, защите прилегающих сельскохозяйственных земель от иссушения и эрозии, благотворном влиянии на воздух, обеспечении мест для отдыха. Чем больше леса в той или иной местности – тем, наоборот, меньше замечается его средообразующая роль, но тем большее значение имеет лес как источник работы, экономического благополучия, строительных материалов, дров, грибов, ягод и других материальных ресурсов.
При заготовке древесины для промышленных нужд одновременно используются ресурсы леса (экономическая роль) и создаются рабочие места и источники доходов местного населения (социальная роль). Примеров того, как разные роли леса пересекаются друг с другом, можно привести множество, но это нисколько не умаляет ни одну из них.

     Продуктом этой встречи стал плакат «Кому и для чего нужны деревья и какую роль в жизни леса играет лесник?», которую дети разработали совместно с родителями.( Приложение 4)

 3.4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЛАСТНЫМИ СТРУКТУРАМИ.

        ЭКСКУРСИЯ В ЛЕС СО СПЕЦИАЛИСТОМ ГП «ЮГРАЛЕСХОЗ»

         На этом этапе проекта мы отправились на экскурсию в лес, где нас сопровождал мастер леса ГП « Югралесхоз» .Она рассказала детям о лесных пожарах, о естественном и искусственном восстановлении лесов после пожара и о том как нужно вести себя в лесу.

Ежегодно  от халатного отношения людей  выгорает  миллионы гектаров лесов.   Именно поэтому  охрана лесов остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами

Для многих территорий основным источником пожаров являются отдыхающие и туристы, а также человеческая деятельность. В России люди вызывают примерно 90% природных пожаров. От огня чаще страдают наиболее привлекательные, а потому более посещаемые людьми места.
            Следует отметить, что естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более быстрое и опасное развитие.
                                        
Пожар лучше предотвратить, чем тушить

Будьте предельно осторожны с огнем на любой природной территории. Чтобы ваша неаккуратность не стала причиной больших проблем, выполняйте следующие правила:

  • никогда не поджигайте сухую траву на полях и полянах. Если вы увидите, как это делают другие, постарайтесь их остановить и объяснить, что травяные палы очень опасны;
  • никогда не разводите костер в сухом лесу или на торфянике. Прежде всего, убедитесь, что кострище располагается на минеральной почве (песке или глине). Прежде чем развести костер, сгребите лесную подстилку с кострища и вокруг нее в радиусе одного метра;
  • хорошо залейте костер перед уходом. После этого разгребите золу и убедитесь, что под ней не сохранилось тлеющих углей, если сохранились - то залейте еще раз. Не уходите от залитого костра, пока от него идет дым или пар. О том, чем заливать костер, позаботьтесь заранее;
  • никогда не бросайте непотушенные спички или сигареты, не пользуйтесь в лесу различными пиротехническими изделиями.
  •  Верховой пожар - катастрофа для леса. В огне гибнет все живое, что находится над почвой и в ее верхнем слое. Но все же лес не исчезает безвозвратно и навсегда. Рано или поздно лесная растительность вновь возвращается на свое прежнее место. Процесс восстановления леса на пожарище, как правило, протекает успешно. Только продолжается он не один год и даже не один десяток лет, а значительно дольше. Общая схема развития растительного покрова на пожарищах такова. В первые годы поселяются и пышно развиваются специфические растения-пионеры, разрастаются некоторые светолюбивые лесные и луговые травы. Постепенно появляется самосев деревьев. Со временем его становится все больше, а деревца вырастают все крупнее. Через 10-15 лет начинает формироваться древесный ярус. Под пологом деревьев мало-помалу исчезают светолюбивые растения, несвойственные лесу. Типично лесные виды, напротив, сильно распространяются, начинают господствовать в напочвенном покрове. Спустя 80-100 лет может восстановиться лес, близкий к исходному типу, такой, какой был до пожара. Но может произойти и смена господствующих древесных пород. Например, на месте выгоревшего сосняка сформируется березняк, на месте ельника - осинник и т. д.

Лесопожарный календарь 2013 года

 

 

 

МАЙ

 

ИЮНЬ

 

ИЮЛЬ

 

 

Пн

 

 

6

13

20

27

 

 

 

3

10

17

24

 

1

8

15

22

29

 

 

Вт

 

 

7

14

21

28

 

 

 

4

11

18

25

 

2

9

16

23

30

 

 

Ср

 

1

8

15

22

29

 

 

 

5

12

19

26

 

3

10

17

24

31

 

 

Чт

 

2

9

16

23

30

 

 

 

6

13

20

27

 

4

11

18

25

 

 

 

Пт

 

3

10

17

24

31

 

 

 

7

14

21

28

 

5

12

19

26

 

 

 

Сб

 

4

11

18

25

 

 

 

1

8

15

22

29

 

6

13

20

27

 

 

 

Вс

 

5

12

19

26

 

 

 

2

9

16

23

30

 

7

14

21

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

АВГУСТ

 

СЕНТЯБРЬ

 

ОКТЯБРЬ

 

 

Пн

 

 

5

12

19

26

 

 

 

2

9

16

23

30

 

7

14

21

28

 

 

Вт

 

 

6

13

20

27

 

 

 

3

10

17

24

 

1

8

15

22

29

 

 

Ср

 

 

7

14

21

28

 

 

 

4

11

18

25

 

2

9

16

23

30

 

 

Чт

 

1

8

15

22

29

 

 

 

5

12

19

26

 

3

10

17

24

31

 

 

Пт

 

2

9

16

23

30

 

 

 

6

13

20

27

 

4

11

18

25

 

 

 

Сб

 

3

10

17

24

31

 

 

 

7

14

21

28

 

5

12

19

26

 

 

 

Вс

 

4

11

18

25

 

 

 

1

8

15

22

29

 

Также детям рассказали о правилах поведения в лесу.

1.Нельзя загрязнять лес.

  • Оставленная бумага будет лежать до полного разложения более 2 лет, консервные банки – более 90 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, стекло – более 1000 лет, а полимеры вообще не разлагаются.

2.Нельзя ловить насекомых для коллекций.

  • Как правило, в коллекцию попадают самые красивые и редкие виды, а ведь насекомые являются опылителями растений, ими питаются птицы, некоторые животные.

3.Нельзя  рвать дикорастущие растения для гербария и составления букетов.

  • Дикорастущие цветы быстро увядают, лучше фотографировать цветы в природе. Возможно,  эти растения применяют в медицине для приготовления лекарств. Для возобновления численности необходимо оставлять хотя бы несколько растений на 1 квадратном метре.

4.Запрещено разводить костры:

  • В сухую погоду, при сильном ветре, на торфяниках.
  • На расстоянии не менее 3-х метров от деревьев.
  • Среди хвойных молодняков и зарослях вереска.
  • На сухой траве, в тростниках и камышах.
  • Под кронами деревьев, между поверхностными корнями и около пней.
  • В лесосеках с оставленными порубочными остатками и на участках, захламленных сухими ветками.

    Не следует оставлять костры без присмотра, даже на некоторое время, а также, отправляясь в путь, оставлять их непотушенными.

5.Нельзя  обламывать ветки деревьев и кустарников,  повреждать их топорами и режущими предметами.

 Одна большая береза, пораненная топором, может потерять за сезон до 200 литров сока. В раны на стволах деревьев проникают целые армии болезнетворных организмов: грибов-паразитов, вирусов, бактерий.

6. Находясь в лесу, нельзя  шуметь, включать  громко музыку.

  • Потревоженные случайным шумом птицы и животные, как правило, покидают свои места обитания; особенно в тяжелом положении оказывается молодняк. Не поспевая за взрослыми, птенцы и зверята теряются и нередко гибнут. Несколько вспугиваний приводят к гибели целых выводков некоторых видов птиц.

7.Нельзя повреждать норы животных, гнезда птиц, муравейники.

  • При повреждении мест обитания животных уменьшается их численность. Нельзя трогать птичьи яйца и вынимать птенцов из гнезд - это может привести к их гибели.

     Муравьи – санитары леса. За один день они уничтожают 70-100    тыс. вредителей леса, что предохраняет деревья от тлей, гусениц и  других вредителей на площади 1 га.

8.Нельзя собирать лесные ягоды  различными  приспособлениями (гребёнками, комбайнами).

  • При таком сборе повреждаются ягодные кустарники и кустарнички.

9. Нельзя нарушать сроки сбора клюквы и брусники, ежегодно устанавливаемые в   зависимости от времени созревания.

  • Недозрелые ягоды не обладают ценными питательными и лечебными свойствами.

10. Запрещается самовольный отлов певчих птиц и диких животных.

  • Помните, что дикие животные не могут жить в неволе и поэтому в большинстве случаев погибают.

На основании этой экскурсии и беседы со специалистом наш класс выпустил буклеты «Лес – наше богатство. Берегите лес» (Приложение 6)

               

         3.5ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАВОМЕРНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

В ходе работы над проектом использованы формы и методы, которые не противоречат законам Российской Федерации («Конвенции о правах ребенка»).

                                                                 

                                                                    ВЫВОД

        Работая на третьем этапе данного социального проекта, мы убедились в правильности выбора  темы.  Ежегодно  от халатного отношения людей  выгорает  миллионы гектаров лесов. Именно поэтому  охрана лесов остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

      Как уже говорилось выше, правила  по охране окружающей среды едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача педагогов и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями учителей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам  бережного отношения к лесным богатствам.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения  в лесу; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам.

                                         

Список литературы:

  1. Жильцова Н.М Большая энциклопедия для дошкольников «Красный Пролетарий», 1998.
  2. А.С. Степановских Охрана окружающей среды – М.: Юнити, 2003.
  3. Добро пожаловать в экологию: часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой, – М.: АРКТИ, 2004.
  5. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.:: АРКТИ, 2004.
  6. Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006.
  7. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
  8. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М.: ВАКО, 2008.

9.    Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии, М., «Просвещение»,2007г.

10.    Биология в школе - №5,1999г., №3, 2000г.

     11.       Бинас А.В., Биологический эксперимент в школе, М., Просвещение, 1990г.

     12.      Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Экология, М., Издательский дом «Дрофа», 2010г.

     13.      Бобров Р.  Беседы о лесе. Москва.: «Молодая гвардия». 1989г.

     14.      Интернет ресурс http://ugrales.ru/index.php?q=node&year=2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Наша речь - наше богатство"

Консультация для родителей. Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некото...

мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила

классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозно...

"Хлеб - наше богатство, хлеб - наша сила"

Тематический классный час о хлебе...

Урок толерантности "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Актуальность проекта: Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем...

Урок толерантности в 4 классе "Мы разные и в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила"

Данный классный час формирует у ребят представление о толерантности, воспитывает толеранотное мышление, уважение  к своим правам и прапвам других людей....

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!" с презентацией. Цель данного мероприятия: познакомить ребят с понятием "то...

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час с презентацией для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!". Данное мероприятие формирует у детей  представление о...