Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках внедрения ФГОС
консультация на тему
Данный материал поможет учиетлю начальных классов при организации внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_po_fgos.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель организации внеурочной деятельности
обучающихся в рамках внедрения ФГОС
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования, различных предприятий, культурных и спортивных учреждений. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, создание условий для удовлетворения и развития познавательных способностей ребенка, создания устойчивой мотивации к новым видам деятельности, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
• создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
• формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
• создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
• расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации внеурочной деятельности:
• соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
включение в активную жизненную позицию.
• сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
• связь теории с практикой;
• доступность и наглядность;
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности в разных аспектах.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
При организации внеурочной деятельности обучающихся в нашей школе использованы собственные ресурсы (учителя начальных классов, учитель физической культуры, библиотекарь, вожатая).
Коллектив начальной школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Для ребенка создано особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Начальная школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, имеется медиапроектор , 1 экран, телевизор, DVD-проигрыватель. Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний.
Одной из главных проблем нашей школы для организации ВУД является отсутствие вариативности учреждений дополнительного образования, недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности. Программы по организации внеурочной деятельности были разработаны педагогами самостоятельно на основе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности. Некоторые курсы взяты в сети Интернет, модифицированы, рассмотрены на заседании МО. Все они адаптированы к условиям нашей школы. Занятия проводятся учителями школы, а также привлекаются специалисты Солнцевского дома культуры.
Программа организации внеурочной деятельности состоит из образовательных курсов, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:
1. Спортивно-оздоровительное направление
2. Общекультурное направление
3. Интеллектуально-познавательное направление
4. Духовно-нравственное направление
5. Социальное направление
Внеурочная деятельность в нашей школе осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, конкурсы, соревнования, поисковые и проектные исследования, общественно-полезная практика. Занятия, протарифицированные в учебном плане, посещают все учащиеся класса. Это обусловлено несколькими причинами:
• дети еще маленькие, интересы разбросаны – по опросу, хотят ходить во все кружки;
• отсутствие центров дополнительного образования;
• большинство семей – малообеспеченные, безработные, как правило, детей не развивают и школе не помощники.
Внеурочную деятельность в 1-2 классах осуществляют учителя начальных классов и учитель физкультуры. Представлена она следующим образом:
Направления | Название кружка (секции) | Количество часов по программе | Форма организации занятий | ||
Всего | За год: | В неделю: | |||
Спортивно-оздоровительное | «Путешествие по тропе здоровья» | 33 | 33 | 1 | Разучивание игр - познавательная деятельность Игровая деятельность – игры на перемене, часы активного отдыха, Дни здоровья, прогулки на свежем воздухе, школьные спортивные соревнования, эстафеты, совместные с родителями спортивные праздники состязания. |
Интеллектуально-познавательное | «Информатика в играх и задачах» | 33 | 33 | 1 | Выполнение заданий в рабочих тетрадях, групповые и индивидуальные формы работы, игры, кроссворды, занимательные игры и упражнения на описание предметов, состав предметов, симметрию и т.д. |
Социальное. Проектная деятельность | «Что? Где? Когда? | 33 | 33 | 1 | Проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний. Олимпиады, викторины, встречи с интересными людьми, соревнования, реализация проектов, индивидуальная творческая работа, работа с информационными справочниками, выставки творческих работ и т д. |
Духовно-нравственное | «Моя родословная» | 33 | 33 | 1 | Беседы, посещение памятных мест села и г. Исилькуля, краеведческого музея, участие в традиционных мероприятиях школы, деловые игры, классные часы, диспуты, исследовательская деятельность, трудовые дела, коллективные творческие дела, экскурсии в сельскую библиотеку, просмотр фильмов, совместные праздники с семьей («Папа, мама, я – спортивная семья, «Папа, мама, я – дружная семья и т д.) |
Общекультурное | Риторика. «Этикет поведения и общения с элементами театральной деятельности» | 33 | 33 | 1 | Занимательные упражнения (викторины, учебные ситуации, загадки, кроссворды, пословицы), индивидуальное моделирование и конструирование, решение проблемных ситуаций по речевому этикету, подготовка и защита творческих работ и т.д. |
Направления | Название кружка (секции) | Количество часов по программе | Виды и формы организации занятий | ||
Всего | За год: | В неделю: | |||
Общекультурное | «Театральные ступеньки» | 33 | 33 | 1 | Игровые упражнения, театральные игры, инсценировки сказок, эмоционально-сенсорные игры, креативные игры, подвижные игры, тренинги, постановки мини спектаклей т .д. |
Духовно-нравственное (проектная деятельность) | «Что? Где? Когда? | 33 | 33 | 1 | Встречи с интересными людьми, соревнования, реализация проектов, индивидуальная творческая работа, работа с информационными справочниками, выставки творческих работ, беседы, различные игры, театральные постановки, мини-проекты, конкурсы рисунков , плакатов, сочинений, фотовыстаки, трудовые дела, выставки прикладного творчества и т д. |
Социальное | «Риторика» (для четырехлетней нач. школы) | 33 | 33 | 1 | Этикетные диалоги, Занимательные упражнения (викторины, учебные ситуации, загадки, кроссворды, пословицы), индивидуальное моделироывание и контруирование, решение проблемных ситуаций по речевому этикету, подготовка и защита творческих работ |
Интеллектуально-познавательное | «Информатика в играх и задачах» (продолжение курса 1-го класса – логико-алгоритмический компонент) | 33 | 33 | 1 | Выполнение заданий в рабочих тетрадях, групповые и индивидуальные формы работы, игры, кроссворды, занимательные игры, различные виды упражнений, создание рисунков на компьютере и т.д. |
Спортивно-оздоровительное | «Путешествие по тропе здоровья» (второй блок программы) | 33 | 33 | 1 | Валеологические беседы, просмотр док. фильмов и мультфильмов, викторины, КВНы – познавательная деятельность Игровая деятельность – игры на перемене, часы активного отдыха, Дни здоровья, прогулки на свежем воздухе, школьные спортивные соревнования, эстафеты, игры, совместные с родителями спортивные праздники состязания. |
Внеурочную деятельность в 3 – х классах осуществляют только учителя начальных классов.
Направления | Название кружка (секции) | Количество часов по программе | Виды и формы организации занятий | ||
Всего | За год: | В неделю: | |||
Социальное | «Риторика» (для четырехлетней нач. школы) | 34 | 34 | 1 | Работа с текстом учебника, Этикетные диалоги, Занимательные упражнения (викторины, учебные ситуации, загадки, кроссворды, пословицы), индивидуальное моделирование и конструирование, решение проблемных ситуаций по речевому этикету, подготовка и защита творческих работ, театральная деятельность (постановка мини спектаклей, инсценировки) |
Духовно-нравственное | «Я – гражданин России». 3 класс «Россия – родина моя» | 34 | 34 | 1 | Беседы, предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО), классные часы, сообщения, просмотр и обсуждение видеоматериалов, экскурсии, поедки, походы, творческие конкусрсы, коллективные творческие дела, соревнования, показательные выступления, праздники, викторины, интеллектуально-познавательные игры, трудовые дела, тренинги, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, заочные путешествия, акции благотворительности, милосердия, творческие проекты, презентации, проведение выставок семейного творчества, музыкальных вечеров, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания и т.д. |
Спортивно-оздоровительное | «Дорога к доброму здоровью». 3 класс. «По дорожкам здоровья» | 34 | 34 | 1 | Беседы, игры, тесты и анкетирование, круглые столы, школьные конференции, просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, Дни здоровья, спортивные праздники, состязания, конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок, решение ситуационных задач, театрализованные представления, кукольный театр, участие в антинаркотических акциях, муниципальных и региональных конкурсах и т.д. |
Проектная деятельность | « Я -исследователь» | 34 | 34 | 1 | Беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательский работ, мини -конференция, консультация ,конкурсы, выставки и т.д. |
Интеллектуально-познавательное | «Информатика в играх и задачах» | 34 | 34 | 1 | Выполнение заданий в рабочих тетрадях, групповые и индивидуальные формы работы, игры, кроссворды, решение простейших типовых задач, решение логических задач, , решение задач с ориентацией на проблему», работа с таблицами и схемами, логические игры, моделирование, конструирование и т.д. |
В общей годовой циклограмме предусмотрены общешкольные дела по программе воспитательной системы, т.к. они являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план начальных классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Ожидаемые результаты
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к своему селу, школе, чувства гордости, что я – гражданин России; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Успешность реализации основной образовательной программы начального общего образования зависит от четкого взаимодействия всех участников образовательного процесса, в частности от педагогов, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках внедрения ФГОС
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Материал предоставит ВАМ возможность пользоваться рабочими программами некоторых клубов , кружков , объединений для организации внеурочной деятельности по нескольким направлени...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Организация внеурочной деятельности отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, исследования и др.Основным преимуществом внеу...
Выступление по теме "Модель организации внеурочной деятельности обучающихся"
Выступление на семинаре...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения МАОУ «СОШ№6».
В статье описана модель внеурочной деятельности учащихся начальных классов, направленная на то,чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной....
«Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения"
«Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения в образовательном учреждении"...