Познавательно-развивающий практикум для младших школьников «Путешествие во времени»
план-конспект занятия (2 класс) по теме
«Путешествие во времени», состоящее из двух частей. Первая часть -в занимательной форме познакомить учащихся с особенностями школьного обучения в различные исторические эпохи и подвести к пониманию того, что направленность и формы образования всегда являются выражением определенного социального заказа; способствовать интеллектуальному развитию учащихся, повышению уровня их эрудиции, любознательности, сообразительности. А вторая часть представляет собой групповое занятие, на котором обучающимся предлагается решать поставленные вопросы.При этом материалы и вопросы для игры были подобраны таким образом, чтобы показать: каждая эпоха имеет свою систему образования и воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План – конспект мероприятия:
Автор: Федорова Людмила Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ№24» города Чебоксары.
Класс: 2 класс
Тема мероприятия: Познавательно-развивающий практикум для младших школьников «Путешествие во времени»
Тип урока: внеклассное мероприятие
Цели:
- Познакомить детей с наиболее интересными страницами истории своего края;
- Сформировать у учащихся представления о школах в разные времена;
- Научить делать анализировать и делать выводы;
- Развивать внимание, сообразительность, память, стремление узнать новое;
- Расширять кругозор обучающихся;
- Воспитывать чувство товарищества.
Оборудование:
-чернильницы и гусиные перья,
- свечи,
-раздаточный материал из старинной чувашской азбука,
-колокольчик.
-розги,
- класс оформлен под школу прошлого,
-компьютеры,
-проектор,
- экран,
-раздаточный материал
№№ п/п | Этапы мероприятия | Ход мероприятия | Формирование УУД на каждом этапе мероприятия |
Ι. Актуализация знаний и постановка проблемы ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | Учитель: - Здравствуйте дорогие ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Людмила Владимировна. С каким настроением вы пришли на мероприятие?? Любое настроение поднять поможет улыбка. Подарите улыбки гостям, учителю, друг другу. Улыбка – успех в любой работе. Учитель: -Ребята, вы помните, что происходило с вами вчера, год назад, пять лет назад? Вы можете друг другу об этом рассказать? (Да.) Учитель:-А кто нам может рассказать о том, что происходило 20 лет назад? (Родители, бабушки и дедушки.) Учитель:-Кто может рассказать о том, что было 50, 70 лет назад? (Бабушки и дедушки.) Учитель:–Можем ли мы сказать, что вокруг нас живут люди, которые видели и помнят события пяти-, двадцати-, пятидесятилетней давности? (Да, можем.) Учитель:- У нас сегодня занятие, на котором мы в разных школах побываем, много нового узнаем. (слайд ) Наши предки издавна придавали большое значение обучению грамоте. 1. Школа наших предков. Учитель:- Перенесемся с вами на время в прошлое, в XVII век, то есть на 300 с лишним лет назад. И сейчас побываем в школе наших предков.(слайд ) (Дети рассаживаются за длинным столом на лавках. На столе чернильницы и гусиные перья, свечи, раздаточный материал из старинной чувашской азбука. Эта часть класса оформлена под школу прошлого. В углу деревянная кадка с розгами. Колокольчик.) Учитель: - Мы в школе наших предков. Занятия в этой школе начинались в 7 часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Каждый занимал свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй!» - Внимательно рассмотрите, какие предметы были в школе. Их назначение мы сейчас выясним. (слайд) Учитель: - Свечи? Дети: - Раньше не было электричества и помещения освещались с помощью свечей. Учитель: - Чернильницы? Дети:- Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером. Учитель:-Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли иметь крышку и подставку. Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка (непроливашка)- особого устройства чернильница, которую используют при работе с пером для письма или с перьевой ручкой. - Гусиные перья? Дети: - В старину перьями писали. Учитель: - Писчие перья известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до н. э., и вырезались из стеблей тростника. С VI века до н. э. перья использовали на протяжении более тысячи лет многими цивилизациями. Лучшие образцы изготавливались из перьев лебедей, индюков и гусей, как имеющих в крыльях перья наибольшего размера. Учитель:- А эти предметы зачем? (Учитель показывает на розги в кадке.Ответы детей) Учитель: - Это розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. В старой школе была очень строгая дисциплина. (Звенит колокольчик) Учитель:- Ребята, кто открыл первую чувашскую школу? (ответы детей) Дети: Иван Яковлевич Яковлев Учитель: - И. Я Яковлев - просветитель чувашского народа. Через трое суток после рождения он остался сиротой и его усыновила семья русских- Мушкеевы. Они были добрые люди. Иван Яковлев сразу после рождения стал народным сыном. Ивана послали учиться в школу, после окончания которой он поступил в Симбирскую школу. Работал землемером и знакомился с жизнью чуваш, русских, татар, марийцев, мордвы. Ему очень хотелось, чтобы чуваши могли учиться. Чтобы эту мечту осуществить, надо было много учиться. И вот он поступает в Симбирскую гимназию, которую оканчивает с золотой медалью, затем учится в Казанском университете. И в Симбирске открывает чувашскую школу, создает чувашский алфавит, печатает первый чувашский букварь. Учитель: - Обучение в старорусской школе проходило на славянском языке. Чтобы научиться писать и читать, надо было выучить старорусскую азбуку. (слайд ) - Сравните образцы древних чувашских букв с буквами современного алфавита. (У детей образцы букв из двух азбук) Учитель: - Чем отличаются? Дети: - Начертанием. Но есть и похожие буквы. Учитель: - Какие буквы больше нравятся? Почему? Дети: - Старинные более интересно пишутся. Учитель: - Как вы думаете, какие буквы проще писать? Почему? Дети: - Наши, современные. Они из простых элементов. Учитель: - В старорусской школе писали гусиными перьями. Сегодня у вас есть возможность узнать, легко ли это сделать. Напишите слово ШКОЛА печатными буквами пером. (Дети пишут отточенными гусиными перьями, чернилами) - В чем заключалась трудность письма? Дети: - Чернила могут капнуть, перо царапает бумагу, надо найти ровный край. Учитель: - Вот каково было нашим предкам! 2. Современная школа. Учитель: - То ли дело в нашей современной школе! В современной школе розги не нужны, В современной школе компьютеры важны. (слайд) - Оглянись, дружок, вокруг! Вот компьютер – твой верный друг. Он всегда тебе поможет: Сложит, вычтет и умножит. (Дети рассаживаются за парты к компьютерам по группам) Учитель читает стихотворение, а дети договаривают. Наверху машины всей Размещается…(дисплей) Словно смелый капитан! А на нем горит… (экран) Это вот…(клавиатура) Вот где пальцам физкультура и гимнастика нужны! Пальцы прыгать там должны. В зоопарке есть зайчишка, У компьютера есть..(мышка) Эта мышка не простая, эта мышка вот какая: Скромный серый коробок, Длинный тонкий проводок. Ну а на коробке две или три кнопки. Если дальняя дорога приведет его в твой дом, То скажи ты всем вокруг: «Вот компьютер – мой ... (лучший друг)! 3. Работа на компьютерах. Учитель:- Я предлагаю работать в группах. 1 группа: Соберите пословицы: (слайд ) Аз, буки, и веди страшат… тому надо мало спать. Кто хочет много знать,… а плод сладок. Корень учения горек,… от глупого разучишься От умного научишься, … как медведи. (Дети объединяют начало и конец пословицы) Учитель: - Богато народное творчество на пословицы. Пословицы века живут, они советы нам дают. Какие советы почерпнули из этих пословиц? - Умницы! Ваша группа поработала на славу! 2 группа: Разгадайте загадки, допишите слова-отгадки из букв. (слайд) Какая водица только для грамотных годится? ( чернила) Мал малышок, а мудрые пути кажет? (грамота) Сама мала, а ума придала. (книга) (Дети допечатали отгадки) Учитель: - Молодцы! Вы постарались – и у вас все получилось! 3 группа: Переведите слова (архаизмы) на современный русский язык. (слайд ) Хоромы – … (дом) Град – …(город) Изгородь - … (забор) Учитель : -Хорошая работа! Я рада за вас! Хоть слова и устарели, отгадать вы их сумели! | Познавательные УУД 1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 2. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 3. Подробно пересказывать прослушанное; составлять простой план. 4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 5. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |
V. Итог мероприятия. | Учитель: - А чему учат в старорусской, современной школах? (слайд ) Дети: - В школе учат читать, писать, решать задачи. - А ведь наступит такое время, когда используемые в нашей жизни слова, предметы станут устаревшими. (пауза) Учитель: О том, что происходило в далёком прошлом мы можем узнать изстаринные книги, летопись, памятники, картины и рисунки, посуда, одежда и украшения, оружие и доспехи. Даже старинные названия городов, улиц, имён – тоже могут нам рассказать об истории. Нужно только уметь их «Слушать». 2014 год указом президента России Владимира Путина объявлен Годом культуры. В нашей республике тоже офицально объявлен Годом культуры Чувашии, (слайд) Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Родина- это место где человек родился и живет, это место, где живут ваши одноклассники. Все люди должны любить свою Родину, мы должны доказывать свою любовь к земле чувашской своим трудом и хорошей учебой того, чтобы вырасти умными, добиться успехов во взрослой жизни, чтобы наши знания были полезны Отечеству, чтобы достойно ему послужить. Учитель: - Спасибо вам за работу. Вы сегодня были активны, оригинальны, сообразительны! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"
Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...
Разработка проекта для младших школьников « Путешествие по странам»
Проект предназначен для учащихся 4-го класса и направлен на изучение темы "Путешествие по странам" в базовом курсе "Окружающий мир: Мир вокруг нас" Вахрушева по программе «Школа 2100»....
Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"
Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...
Тренинг для младших школьников «Путешествие в Лесную школу»
Тренинг для детей начальных классов коррекционной школы 8 вида. Данное тренинговое занятие можно использовать как групповое, так и индивидуальное. Занятие проводилось в...
Викторина с ответами для младших школьников "Путешествие по дорогам сказок".
Данное занятие может быть полезна учителям младших классов, воспитателям группы продленного дня, педагогам дополнительного образования при изучении сказок и сказочных героев....
Игровая программа для младших школьников "Путешествие в страну здоровья"
В данной статье приводится сценарий игровой программы «Путешествие в страну здоровья», цель которой - пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания ...
Новогоднее театрализованное представление для младших школьников «Путешествие в сказочный мир»
Цель: создание новогоднего настроения, познакомить обучающихся с традициями праздников России, получить эстетическое удовольствие. Задачи:Развивать творческие способности обучающихся;В...