Работа над проектной задачей "Зеленая красавица"
проект (3 класс) по теме

Сергеева Татьяна Константиновна

В 2013-2014 уч.году работали с учениками над ролектной задачей "Зеленая красавица", при этом использовали в своей работе экологический дневник "Зеленая красавица" под редакцией Морозовой Е.Е.. Саратов. ИЦ "Наука" 2014 - 43с. Работа была проведена большая, интересная, разнообразная . В материале дан  план работы,анализ проведенной работы, фотографии детских работ, конспект меропиятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_proektnoy_zadachey.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 38»





РАБОТА  НАД  ПРОЕКТНОЙ  ЗАДАЧЕЙ

«ЗЕЛЕНАЯ  КРАСАВИЦА»

СЕРГЕЕВА ТАТЬЯНА КОНСТАНТИНОВНА,

                                                   учитель начальных классов          

САРАТОВ

2013 – 2014 УЧ.ГОД

    Экология – это наука , изучающая взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. К мысли об охране природы человек пришел давно, но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Требуемые для восстановления экологического благополучия  затраты подчас исчисляются миллиардами.

     Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно  ином , гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.                                                                                                                                                        Начальная ступень общеобразовательной школы является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Именно поэтому с третьеклассниками мы работали над решением проектной задачи «Зеленая красавица», которая помогла детям «узнать много нового  о новогоднем празднике, осознать огромную роль дружеского общения в нашей жизни, научиться ценить и любить природу вокруг нас».  

Тип задачи : межпредметная, одновозрастная, творческая. 
Участники проекта: учащиеся 3 « А» класса МОУ «СОШ № 38». 
Сроки работы над проектной задачей:  декабрь-февраль 2013-2014 уч.года                      

  Цели и педагогические задачи.

  1. Расширить представления детей о хвойных деревьях.
  2. Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

        

  1. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, зафиксированной разными способами, и на основе проведенного анализа осуществлять выбор оптимального решения с учетом ценностного отношения к объектам природы.

  1. Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
  2. Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
  3. Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи.

Формировать:

Регулятивные УУД

  • Определять цель выполнения работы под руководством учителя;
  • Осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;
  • Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.

Коммуникативные  УУД

  • Уметь согласованно работать в группе;
  • Взаимодействие и сотрудничество;
  • Уметь подчиняться правилам;
  • Разрешать конфликты;
  • Слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Отвечать на вопросы, товарищей по классу, ставить вопросы;
  • Уметь классифицировать, наблюдать.

Личностные УУД

  • Делать выбор, какой поступок совершить (опираясь на правила поведения
  • Формирование базовых эстетических ценностей.

Перечень форм и методов реализации проектной задачи: 

  • Классные часы, викторины, презентации
  • Досуги, развлечения
  • Дидактические, творческие, подвижные игры
  • Творческая деятельность: оформление «книжек-малышек» о хвойных деревьях, разработка экологических знаков, выставки творческих работ.
  • Занятия в мастерской Деда Мороза
  • Природоохранные акции

Ожидаемые результаты: 

Для учащихся 

  • Расширение представлений о хвойных деревьях,  о неразрывной связи человека и природы;
  • Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • Ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье);
  • Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;
  • Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Для родителей 

  • Повышение уровня экологического сознания;
  • Активное участие в жизнедеятельности класса.

Для педагога 

  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;
  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности;
  • Личностный и профессиональный рост;
  • Самореализация

          Объектом исследований детьми является всеми любимый праздник – Новый год, а вместе с тем и главный символ Нового года – елка. Новый год - семейный праздник, каждая семья отмечает его по-своему. Но всегда ли отмечали его на Руси ? А как отмечают его в других странах? Главный символ Нового года – елка. А обязательно ли рубить ель или сосну ради нескольких праздничных дней ? А что происходит с этими деревьями после праздника ? А какие еще деревья являются хвойными ? В чем их особенность ? Детьми были найдены ответы на все эти вопросы. Кроме того, они узнали о птицах и зверях, живущих в хвойных лесах, о влиянии хвойных растений на обитателей лесного сообщества, на здоровье человека . Решая проектную задачу, дети вели экологический дневник «Зеленая красавица». Они с удовольствием работали , выполняя задания, представленные в пособии, однако, подходили к их выполнению творчески, внося свои корректировки.

Перечень форм и методов реализации проектной задачи: 

  • Классные часы, викторины, презентации
  • Досуги, развлечения
  • Дидактические, творческие, подвижные игры
  • Творческая деятельность: оформление «книжек-малышек» о хвойных деревьях, разработка экологических знаков, выставки творческих работ.
  • Занятия в мастерской Деда Мороза
  • Природоохранные акции

Ожидаемые результаты: 

Для учащихся 

  • Расширение представлений о хвойных деревьях,  о неразрывной связи человека и природы;
  • Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • Ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье);
  • Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;
  • Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Для родителей 

  • Повышение уровня экологического сознания;
  • Активное участие в жизнедеятельности класса.

Для педагога 

  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;
  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности;
  • Личностный и профессиональный рост;
  • Самореализация

Этапы реализации проектной задачи: 
1 этап – подготовительный 
2 этап – основной (реализация) 
3 этап – заключительный .      

Работу над задачей мы начали с  классного часа  «Здравствуй, здравствуй, Новый год !».  На классном часе ребята получили экологические дневники , прочитали обращение к ним авторов пособия, порассуждали о том, в чем будет заключаться их работа , что они хотели бы провести в классе, решая обозначенную проблему. Считаем, что эффективность экологического воспитания возрастает при использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей как на уроке, так и во внеурочной работе. Поэтому на следующий день на уроке литературного чтения, во время работы над рассказом Драгунского «Кот в сапогах», мы вернулись к своей проблеме: после чтения   рассказа и обсуждения работы друзей (героев Драгунского) к подготовке и  их участии в школьном карнавале , ребята   рассказали о том, как отмечается этот праздник в  семьях. Многие из них написали свои рассказы «Новый год в моей семье»  , нарисовали красочные рисунки о праздновании Нового года в школе.

      В дальнейшем дети решили разделиться на группы :

- «Экологи». Представители этой группы провели наблюдение , где они могут увидеть елочку в нашем городе, как ей живется. Кроме того, они выяснили, имеются ли в нашей области хвойные леса, какие хвойные деревья там растут. В классе они помогли провести практическую работу (используя материал гербария) «Хвойные деревья», которая помогла детям расширить представление о хвойных деревьях, выяснить, чем они отличаются друг от друга.

-«Дизайнеры». Работая в этом направлении, дети предложили интересные решения  для оформления класса к Новому году, организовали выставки работ в классе на тему «Новогодние игрушки», помогли отобрать лучшие поделки и рисунки для  участия в школьном конкурсе.

-«Режиссеры». Ребята из этой группы организовали информационную работу «Новый год в других странах», подготовили классный час , включающий конкурс загадок, кроссвордов о хвойных деревьях, на базе библиотеки № 16 подготовили мероприятия в рамках программы «Театр книги».

Работая в группах , дети провели большую работу, которая помогла им не только применить знания, имеющиеся у них,  расширить их,  но и учила их работать вместе, находить ответы на возникшие вопросы. Ребята учились высказывать свою точку зрения, и в тоже время учились слушать своих товарищей, оценивать их действия. (Правда, критично оценить свою работу нам пока еще трудно, но мы будем над этим работать).

    Работа над проектной задачей позволила детям узнать много нового о праздновании всеми любимого Новогоднего праздника в других странах. Частично знания дети получили , работая над экологическим дневником, но материал заинтересовал их , и они стали искать другие сведения по этому вопросу.    Итогом  работы было «Поле Чудес»  по теме «Новый год шагает по планете». Идея мероприятия была заимствована у известной передачи, но так как мероприятие проводилось накануне Нового года, то к традиционным секторам (игровые сектора, плюс, шанс, приз) были добавлены сектора : музыкальная пауза, новогоднее стихотворение, игра, что позволило всем учащимся класса  проявить себя в соответствии со своими способностями.

    Дальнейшая деятельность в рамках проекта предполагала следующие этапы работы  : поиск информации и подготовка сообщений о многообразии хвойных растений, знакомство с историей празднования новогоднего праздника на Руси, практическая работа «Хвойные деревья», тематический классный час «Птицы и звери – обитатели хвойного леса». Двойственным было отношение детей к такому вопросу : с одной стороны , мы все выступаем за сохранность деревьев, за то , чтобы на нашей Земле шумели леса, но с другой , Новый год без елки мы себе не представляем. Интересны были высказывания ребят на эту тему : кто-то рассказывал об искусственной елке, которую поставили дома, кто-то рассказывал о елке, посаженной во дворе на даче , но большинство все-таки рассказывали о купленном зеленом деревце. Поэтому нас заинтересовал вопрос : а что же будет с этими деревьями потом, когда праздник закончится ? А где берут все эти деревья, которые продают на елочных базарах? Ну , а в классе мы решили сделать свое зеленое дерево дружбы : каждый обвел и вырезал свою ладошку на зеленой бумаге, написал на ней  пожелание одноклассникам, и из этих ладошек на входной двери мы сделали свою зеленую красавицу.

Работа над проектной задачей включает творческие дела детей ,это : сочинения «Новый год в моей семье», рисунки «Новый год – веселый праздник»,  новогодние поделки  . Итогом кропотливой работы стали выставки работ. Ребятами представлены новогодние поделки ,выполненные из разных материалов (бумага, бросовый материал, фольга), экспозиции по сказкам..  Все дети приняли участие в школьном конкурсе поделок, в конкурсе рисунков, а лучшие работы были выставлены на районный конкурс «Подарок Деду Морозу», где заняли призовые места ( 1 место в номинации «Работа с разными материалами», 2 – в номинации «Символ года. Мягкая игрушка»). Лучшей  в школе была признана работа ученика нашего класса в номинации «Новогодний рисунок. Символ года». Очень тесно с празднованием Нового года была связана еще одна актуальная тема - «Безопасная елка»  , которая тоже включала в себя творческие работы детей : поделки, сочинения, рисунки по противопожарной безопасности.   
Создание творческих работ увлекает детей, влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки, позволяет детям испытать свои возможности и проявить способности .

 Среди других форм экологического воспитания хочется отметить игру. Она формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Это игры:  экологические викторины, игра-путешествие, игра-соревнование, составление кроссвордов,  придумывание загадок, ребусов, интерактивные игры. Ребятам нравятся дидактические игры "Чудо-дерево", "Волшебный круг", "Закончи предложение", "Не ошибись!", , "Кто, что, из чего и чем?", "Кто дружит с деревом?", "Какое время года?", "Пищевые цепочки", "Кто и что делает из дерева?", "Что вырастили люди?", "Природа и человек", "Путешествие в мир природы", "Угадай правило" и другие. 

          Работая над проектной задачей , мы опирались на помощь детской библиотеки № 16, с которой уже давно плодотворно работаем. Совместно с работниками библиотеки мы использовали уже испытанные формы работы , это : викторина « Мир, который тебя окружает», урок –доброты с элементами театрализации «Лесные полянки В. Бианки», мини –спектакль «Привет, Уморушка!» (по пьесе-сказке М. Каришнева – Лубоцкого из цикла «Писатели – земляки», направление «Природа ищет друга») , устный журнал «Зеленая красавица».  Ребята часто ходят в библиотеку , готовя материал к  мероприятию, они знают, что им здесь всегда помогут найти нужную информацию. Особенно им нравится работать по направлению «Театр Книги», поэтому элементы театрализации мы вносим в очень многие мероприятия.  Театр Книги развивает такие элементы экологической культуры как: экологические чувства (сочувствие, сопереживание, чувство гражданственности); экологическое сознание; отношение к природе как к ценности. Театр помогает детям развивать коммуникативные возможности, а также навыки групповой творческой работы. 
Театрализация развивает эмоции и дает много нестандартных ситуаций для умственного развития. Участвуя в коллективной работе, ребенок увидит конечный её результат - спектакль, и почувствует важность своего вклада. С мини -  спектаклем «Привет, Уморушка !» ребята выступили перед другими третьеклассниками школы.

Интересно прошла работа в рамках городского проекта «Пусть картины говорят».  На экскурсии  «Русская природа в изображении художников-пейзажистов» ребята с интересом рассматривали картины известных авторов, высказывали своё мнение об увиденном. При этом они пришли к выводу, что красота природы всегда вызывала восторг  у людей, стремление заботится о ней, охранять.

Подводя итоги работы над проектной задачей, мы создали устный журнал «Зеленая красавица». В журнале была выделено место для каждой творческой группы: дизайнеры – подумали об иллюстрациях, экологи – предоставили информацию о хвойных деревьях и их значении в жизни человека, режиссеры – предложили кроссворды, загадки, ребусы, экологические задачи. Цель занятия – это расширение представлений о хвойных лесах, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы. Ребята загадывали загадки, рассказывали о деревьях в сопровождении презентации, а также отметили важность экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нарисовали экологические знаки, составили коллажи.

Проблема экологического образования и воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что наши  уроки добра и любви к родной природе не будут забыты детьми. Результаты  работы скажутся не сразу. Однако, есть  уверенность, что наши ученики внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания. 

План работы над проектной задачей "Зеленая красавица» (2013- 2014 учебный год) 

1 этап- подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Взаимодействие с семьей

Примечание

1.Беседа с детьми охвойных деревьях (выявление уровня знаний детей о деревьях) 
2.Составление плана работы над проектной задачей. 
3. Сбор материала, необходимого для реализации цели проектной задачи. 
4. Разработка конспектов классных часов, презентаций по планируемым темам.

Рассматривание иллюстративного материала, чтение литературы по теме проектной задачи.

Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проектной задачи.

На этом этапе формируется проблема, цель и задачи .

2   этап - основной

1.Зимняя экскурсии в природу. 
2.Классные часы: «Здравствуй, здравствуй , Новый год!», «История празднования Нового года на Руси» , «Что мы знаем о хвойных деревьях», «Птицы и звери – обитатели хвойного леса», практическая работа «Хвойные деревья»
3.Работа в мастерской Деда Мороза. Организация выставок детских работ :

- в классе;

- в школе ;

- в детской библиотеке № 16.

4.Конкурс эскизов  оформления класса к Новому году

5.Участие в школьном конкурсе противопожарной безопасности «Безопасная елка»:

-конкурс поделок;

-конкурс творческих работ;

-конкурс рисунков. 
6.Проведение Новогоднего утренника

7.Поле Чудес «Новый год шагает по планете» 
8.Социально-значимая акция «Сохрани деревья». 
9.Разработка детьми экологических знаков в виде рисунков, коллажей. 
10.Викторина «Мир, который тебя окружает». 
11.Урок доброты с элементами театрализации «Лесные полянки Валентина Бианки» 
12.Мини-спектакль «Привет,Уморушка!» (по пьесе-сказке М.Каришнева-Лубоцкого из цикла «Писатели-земляки» , направление «Природа ищет друга»)
13.Викторина «Хвойные деревья».. 
14.Составление презентации «Удивительные деревья» 

15.Экскурсия на выставку картин «Русская природа в изображении русских художников-пейзажистов»

Подготовка сообщений по теме;

участие в конкурсах творческих работ ;в организации выставок

изготовление поделок;

подготовка материала для викторин (загадки, кроссворды, ребусы);

участие в работе Театра Книги

Помощь  детям в подготовке сообщений  «Хвойные деревья», «Птицы и звери – обитатели хвойного леса»

 

Работа над созданием эскизов оформления класса к Новому году;

помощь в организации и проведении выставок поделок, новогоднего утренника

3 этап – заключительный

Устный журнал «Зеленая красавица». Подведение итогов работы над проектной задачей

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста

Проектная деятельность в начальной школе Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов 1.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является...

Моделирование системы работы над проектной деятельностью с учащимися школы 1 ступени

проект по теме: "Моделирование системы работы над проектной деятельностью с учащимися школы 1 ступени...

кружковая работа по проектной деятельности

календарно-тематическое планирование кружка...

Обобщение опыта работы о проектной деятельности

Сегодня уже никого не приходиться убеждать в важности и необходимости  использования метода проектов в образовании и воспитании школьников. Проектная деятельность обучающихся - этосовместная...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА Номинация: «Проектно-исследовательская работа на тему «Роль календарей в жизни людей»

На сегодняшний день практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самы...