Экология. Вода - источник жизни и красоты.
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Внеклассное занятие экологической направленности про воду - уникальное вещество, источник жизни и красоты. Занятие способствует воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к самому бесценному веществу на планете - воде. На нашей прекрасной планете есть ВОДА, пробуждающая и поддерживающая жизнь, ласковая и бодрящая, журчащая и громыхающая,твёрдая и парящая, такая привычная и нераскрытая загадка природы. Вот какие мысли хочется передать детям и вместе с ними прикоснуться к её тайнам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya._voda-istochnik_zhizni_i_krasoty.docx | 36.85 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс
«Вода – источник жизни и красоты»
Цель: формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность, формировать понятие бережного отношения к воде, значимость воды для жизни человека, повторить три состояния воды в природе, показать её красоту; развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда, развивать приемы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ, синтез, развивать самоконтроль; способствовать экологизации образа жизни, воспитанию бережного отношения к воде, к природе в целом, воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.
Оборудование: глобус, ноутбук, проектор; разрезные карточки-знаки; оборудование для опытов.
Ход занятия
1. Орг. момент.
- Ребята! Мы продолжаем проведение экологической недели. Сегодня наше занятие посвящено воде. Поговорим об удивительном, уникальном веществе вода, об её охране, защите, ведь вода – источник жизни и красоты.
-Прочитаем хором тему занятия на доске: «Вода – источник жизни и красоты».
Для создания в нашем маленьком коллективе атмосферы сотрудничества и доверия проведём
Коммуникативное упражнение «Дождь».
Группа ребят образует круг. В центре круга находится ведущий, который показывает определённые движения. Новое движение начинается только после последовательного включения в его выполнение всех участников по кругу. Смена движения участником происходит в момент нахождения ведущего напротив его. Остальные ребята продолжают выполнять предыдущее действие.
Последовательность движений: ведущий и первый участник (потом по очереди второй, третий и т.д.) соединяют свои ладоши и начинает ими потихоньку делать круговые движения. Затем выполняются пальцами щелчки, потом начинают хлопать ладошками, далее похлопывание по бедрам и топот ногами. Потом все движения выполняются в обратной последовательности. Этими движениями участники имитируют грозу от начала до завершения. Во время всей игры ребята внимательно слушают и сравнивают получаемые звуки с явлениями, происходящими в природе.
2. Введение.
- Посмотрите на глобус – модель земного шара. «Земля – планета поразительной голубизны! – восторженно докладывали возвращавшиеся из далёкого космоса первые космонавты.
Да и не может быть наша планета выглядеть по-другому, большую часть её поверхности занимают моря и океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода самое распространенное вещество на нашей планете.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
- Мы привыкли к ней, используем её каждый день, и считаем её обыденным явлением. А между тем, вода удивительна и загадочна. Она подлинное чудо природы, единственное с своём роде. Сегодня мы заглянем в её тайны.
Опыт «Вода на планете Земля».
Большая часть нашей планеты покрыта водой, но распределена она по поверхности неравномерно и далеко не всей водой мы можем воспользоваться. Попробуем оценить масштабы водных запасов.
(Демонстрирует учитель)
- Наполним литровую банку подкрашенной синей гуашью водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.
- Наберем 1 мл воды с помощью шприца из литровой банки и выжмем её в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.
- 4 мл с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озёрах.
- 21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии.
- 1 мл выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.
- 973 мл, оставшиеся в банке, это вода морей и океанов. Добавляем туда соль – это солёная вода.
- Обсуждение. В каких ёмкостях находится вода, пригодная для человека? (для использования пригодна вода, символизирующая воду в реках и озёрах и в почве).
Вода! Это одно из самых распространённых веществ в природе. Более 70% Земли покрыты водой, но только 2,5% из этой воды пригодно для питья.
Скажите, при таком ограниченном запасе важно ли беречь её?
3. Моделирование воды в разных состояниях.
- Известно, что в природе вода может находиться в трёх различных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
Облака, дождь, лёд, снег, пар, град, туман, иней - разные состояния воды.
Возьмите картинки, лежащие у вас на парте, распределите их на группы. (дети выходят к доске и распределяют картинки, согласно изображённому на них агрегатному состоянию воды: твёрдому, жидкому, газообразному)
- Давайте поиграем, превратимся в молекулы воды и побываем в разных её состояниях.
- Сцепимся руками, согнутыми в локтях. Мы плотно стоим. – Это твёрдое состояние. Мы как лёд.
- Возьмёмся за ручки. Теперь мы свободнее стоим, можем повертеться. «Потечём» в правую сторону, а теперь в левую! – Это жидкое состояние.
- Расцепим ручки. Свободно «летаем» кто куда! – Это газообразное состояние воды.
- Молекулы! Разлетимся на свои места!
4. Мозговой штурм «Значение воды».
Вода – не только самая распространённая, но и самая важная жидкость на планете.
- Вода – источник энергии.
- Воде принадлежит важная роль в геологии, в истории планеты.
- Без воды невозможно существование живых организмов, в живых организмах содержится вода.
- На предприятиях, фабриках, заводах, фермах большинство технологических процессов протекает с участием воды. Например, химическая промышленность, производство бумаги, металла, лекарств, пищевых продуктов.
- Огромную роль имеет вода в быту.
- Для некоторых животных вода – место их жизни.
- По воде перевозят грузы, пассажиров.
- Вода может хранить и передавать информацию.
- Назовите, какое значение играет вода для жизни на нашей планете?
Ребята фиксируют свои мысли на цветных листочках бумаги, высказывают их вслух и кладут свои листочки в карман «Значение воды». Этот карман находится на «исследовательском фартуке», который держит в руках учитель.
5. Презентация «Вода – источник жизни и красоты».
(Показ презентации сопровождается чтением текста о красоте воды)
Красоту воды не сможет передать словами ни один человек в мире. Она и главный источник жизни всего живого на земле. И самое завораживающее явление.
Гладкие реки и озёра отражаются в лучах солнца. Сверкают, вызывая восхищение. Шум воды способен успокоить душу человека. А маленький звонкий ручеек может звенеть веселой песней.
Утром можно увидеть настоящее чудо. Маленькие, чистые и прозрачные росинки, словно стеклянные бусинки рассыпались на листьях и цветах. Кажется, весь мир отражается в каждой росинке.
Вода может быть и в виде тёплого летнего дождя. Капли, падающие с неба, радуют и веселят. А после летней грозы можно увидеть разноцветную радугу, которую без дождя увидеть невозможно.
Моря и океаны могут показать всю силу и мощь воды. Наблюдая за морем можно увидеть в одно время тихую гладь, а можно увидеть настоящий шторм. Волны, бьющиеся о скалы, тоже привлекают своей красотой.
Без воды не было бы жизни на земле!
6. Эксперименты с водой.
1) Лаборатория «Исследовательская» (Работа в парах)
- Узнай, сколько воды может быть потрачено из-за неисправности крана. (Работа в малых группах).
- Настроим кран самовара так, чтобы из него капала вода. Посчитаем количество капель в минуту. Запишем результат в таблицу.
- Теперь поставим под кран пустой стаканчик (100г) и проследим, за какое время он станет полным. Результаты запишем в таблицу.
Берегите чистую воду!
Промежуток времени | Количество потраченной воды |
За 1 минуту | |
За 10 минут | |
За 1 час | |
За сутки | |
За неделю |
2) Лаборатория «Экспериментальная»
- Человек использует чистую воду, а какая вода возвращается природе, вы сами можете увидеть.
Возьмите балончики на вашем столе, откройте их и высыпайте содержимое в стаканчики с чистой водой. Перемешайте стеклянной палочкой.
Вы добавили:
- средство для мытья посуды (такую воду мы сливаем после мытья посуды);
- щепотку почвы (такая вода остаётся после мытья обуви);
- немного стирального порошка (вода после стирки);
- гуашь (вода после рисования красками);
- опилки (вода после мытья пола в прихожей);
- капля мазута (вода после мытья машины)
- Нравится ли вам такая вода?
- Можно ли её снова использовать?
- Можно ли сделать эту воду снова чистой?
- Возьмите в руки кружок фильтра, сложите его кулёчком и опустите в воронку, попробуйте очистить воду, пропустив её через фильтр.
- Хорошо ли очистилась вода?
- Отчего воду труднее очистить?
- Что легче: загрязнить воду или очистить её?
- Упражнение «Водный светофор». (Работа в парах)
Каждой паре выдаются по три карточки-знака и круги красного, жёлтого и зелёного цвета, согласно цветам светофора. Участники должны разложить карточки-знаки по назначению.
- Красный круг – действия человека, приносящие вред воде;
- Жёлтый круг – действия по рациональному использованию воды;
- Зелёный круг – действия человека, которые направлены на охрану воды и её обитателей.
Далее представители каждой пары комментируют свой выбор для «Водного светофора».
Красный круг (ответы А3, Б2, В1)
- А3 – выбросы сточных вод от заводов загрязняют реки городов.
- Б2 – при мытье машины тратится много воды и загрязняются почва, водоёмы.
- В1 – реки загрязняются бытовым мусором в местах отдыха.
Жёлтый круг (ответы А1, Б3, В3)
- А1 – можно предотвратить потери воды, закрыв плотно кран.
- Б3 – принимая душ, а не ванну, можно сэкономить воду.
- В2 – применение воды для полива растений из лейки экономнее.
Зелёный круг (ответы А2, Б1, В3)
- А2 – наш родник – чистый, так как люди берегут его от загрязнения.
- Б1 – мальков, которых выращивают искусственно, выпускают в чистую воду.
- В3 - дождевая вода, которая собирается в ёмкостях, может использоваться на благо человека.
- Рефлексия «Капля настроения».
Составление синквейна о воде.
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода - источник жизни на Земле
Поект подготовили учащиеся 4-го класса. Ребята попытались доказать актуальность темы: " Вода - источник жизни на Земле"....
Вода- источник жизни
Материал к уроку по окружающему миру с расочной презентацией, выполненной вместе с детьми для научной конференции...
Проект детского объединения "Пламя": "Вода - источник жизни"
В рамках проекта "Обучаем ресурсосбережению от А до Я "детско- юношеской общественной организации"Экологический Центр"г.Омска учащимися детского объединения "Пламя" был создан проект:"Вода...
Игра - викторина "Вода - источник жизни"
Данную разработку можно применять как в урочной, так и во внеурочной деятельности....
Классный час по экологии "Вода - источник жизни"
Классный час по экологии...
Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ. Экологическое воспитание.
Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость в рамках "экологического воспитания". Данная разр...