Статья "Школьный кабинет"
консультация по теме

Канчина Оксана Анатольевна

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы его ученики росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Но всегда ли мы добиваемся успехов, несмотря на все наши усилия? Всегда ли педагогический труд доставляет нам радость и удовлетворение? От чего это зависит? Попробуем  разобраться в этих, отнюдь не праздных вопросах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_kabinete.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом.

В.А. Сухомлинский

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы его ученики росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Но всегда ли мы добиваемся успехов, несмотря на все наши усилия? Всегда ли педагогический труд доставляет нам радость и удовлетворение? От чего это зависит? Попробуем  разобраться в этих, отнюдь не праздных вопросах.
В школах немало педагогов с высокой эстетической культурой. Их отличает любовь к своей педагогической деятельности, художественному творчеству, высокоразвитый вкус, стремление к постоянному эстетическому самообразованию и самовоспитанию. Талантом делиться своим духовным богатством с учащимися, заражать их своей увлечённостью стараются многие учителя. Однако надо не только уметь чем делиться, но и знать, как это делается, то есть владеть техникой эстетическо-педагогического общения.

«Эстетикос» по-гречески означает «имеющий отношение к чувственному восприятию». Применительно к педагогической деятельности это уточнение весьма существенно, ибо учитель должен думать не только о внешней красоте урока, но и о том эмоциональном настрое, который урок может вызвать в душе ребенка.

Прекрасное – это то, что в наивысшей степени соответствует глубинным человеческим потребностям, представлениям, целям.

Однако понятие о красоте нередко субъективно. На определение прекрасного существенное влияние оказывает целый ряд социально-психологических обстоятельств: эпоха, национальные и расовые факторы, религиозная и классовая принадлежность, мода, индивидуальные психологические особенности личности.

В оптимальные условия труда учителя входит и выполнение санитарно-гигиенических требований, и соблюдение эстетических норм
и правил безопасности труда, которые становятся, более эффективными при соблюдении требований эстетики.

Следует знать, что эстетические качества цвета, обращенные к нашим чувствам, имеют явно физическую окраску. Модные увлечения пластиком приводят к нежелательным явлениям накопления статистического электричества и пыли, а если статик светлых тонов, то появляются яркие блики света, мешающие зрительному восприятию. Пестрота расцвечивания стен иногда откровенно раздражает и утомляет. Дети совершенно иначе, чем взрослые, «чувствуют» цвета и реагируют на них.

Я, Канчина Оксана Анатольевна, работаю  завкабинетом начальных классов Центра образования №2006 5 лет. Совместно с родителями  стараюсь уделить большое внимание вопросам эстетики интерьера: световому и цветовому климату кабинета, рациональному размещению оборудования, оптимальному количеству наглядных пособий в интерьере,  экономическому и эстетическому обоснованию расположения и конструкции рабочих мест учащихся и учителя, эстетике технических средств обучения и контроля знаний учащихся, композиции комнатных  цветов, температурному  режиму помещения.

Воздушно-тепловой режим - один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников. Воздушная среда существенно влияет на функциональное состояние организма – на дыхание, реакцию сердечно-сосудистой системы, иммунный статус, тепловое состояние, а также умственную работоспособность школьников. Мы регулярно следим за температурой воздуха в классе, осуществляется ежедневная уборка классной комнаты после занятий и во время большой перемены. Для обеспечения достаточного притока воздуха проводится проветривание учебного кабинета.

Критерием достаточности  проветривания является снижение температуры воздуха на 2-3°С. На большой перемене в отсутствии детей (питание
в столовой) проводится сквозное  проветривание. После уроков ежедневно
в нашем кабинете мы используем ионизатор воздуха.

Световой режим кабинета соответствует современным гигиеническим нормам. Под действием света изменяются физические и психические реакции в организме человека, повышается общий тонус, поддерживается  состояние деятельности. Окраска интерьера - спокойного бежевого тона. Кабинет расположен на теневой стороне. Учитывая данный фактор, класс обеспечен тюлевыми занавесами, сделанными из тканей, которые обладают хорошими светорассеивающими свойствами. Хочется отметить, что в верхней части они украшены ламбрекенами, сочетающимися по цветовой гамме со стенами кабинета.

Мебель также является одним из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников. Обеспечение прямой посадки  возможно при соответствии размеров мебели пропорциям роста учащихся. Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сидения и дифференциация.  Таким образом, правильный подбор мебели позволяет обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Мебель класса промаркирована согласно гигиеническим нормам и требованиям.

Покрытие доски в классе матовое, не дающее бликов, цвет зеленый. Доска строго вертикальная.

Пособия, используемые на уроках, аккуратные и чистые, которые воспитывают хороший вкус и являются главным в демонстрационном материале.

Чистота и уют в кабинете носят воспитывающий характер, так как они поддерживаются учениками. Заведенный ритм кабинета соблюдается
и выполняется без каких-либо видимых усилий. Я решительно против превращения кабинета в выставочный зал. Наглядных пособий и плакатов
в кабинете выставляю столько, чтобы их можно было заметить и запомнить. Поэтому экспозицию периодически меняю, что привлекает внимание детей.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни - к жизни
в мире, полном огромного объема информации. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно каждому образованному человеку, сегодня уже  недостаточно книг и учебников, ему необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.

Использование компьютерных технологий влияют на эффективность учебно-воспитательного процесса. Изменяется стиль общения между учителем и учеником, повышается активизация мышления учащихся, развиваются творческие способности личности.

Информационно – коммуникативные технологии   облегчают труд учителя, повышают уровень наглядности в преподавании, эстетизируют педагогический труд. Еще больший эффект достигается в учебном процессе при использовании звуковых и видеозаписей, слайдов, кинофильмов.

Особое место в оздоровлении детей занимает работа по созданию фитодизайна класса. При этом подбор растений осуществляется с учетом их способности выделения фитонцидов, поглощению экологически вредных выбросов предприятий.

В гигиенических целях в классе установлен рукомойник виде «мойдодыра». Дети при необходимости могут вымыть руки в классе, прибрать рабочее место у доски. Это создает дополнительные условия для сохранения здоровья детей.

В целях сохранения здоровья учащихся в классе  установлен колер для питьевой воды. Это не только полезно для здоровья ребят, но и очень удобно. Колер находится в кабинете, и дети могут утолить жажду в любой момент, используя одноразовые стаканчики.

Образовательные технологии следует рассматривать и как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации  обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности ребёнка к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости
и вкуса. А ведь именно педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета

Готовые таблицы, чтобы облегчить учителю заполнение паспорта своего рабочего кабинета....

Презентация кабинета в начальной школе (смотр кабинетов)

Ежегодно после зимних каникулов у нас проходит смотр кабинетов (наглядность, оформление, методическая копилка). Однажды мы с детьми это делали в стихотворной форме. Вот что получилось....

Паспорт кабинета. Приказы о заведовании кабинетом.

1)В данном паспорте кабинета отражена:опись имущества; занятость кабинета; план работы кабинета на 2021 - 2022 учебный год;наглядные пособия и иллюстрированный материал по предметам, используемый учит...

Паспорт учебного кабинета начальных классов. Зав. кабинетом Захарина Нина Леонидовна

Паспорт кабинета начальных классов. Пояснительная записка, режим работы, чель и задачи паспортизации кабинета....

Приказ об аттестации кабинета на высшую категорию Материально-техническое обеспечение кабинета

Приказ об аттестации кабинета на высшую категорию Материально-техническое обеспечение кабинета...