Клубный час "Берегите лес от пожаров"
классный час (1 класс) по теме
Разработка предназначена для учителей начальных классов и воспитателей ГПД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klubnyy_chas_protivopazharnoe_povedenie_v_lesu_word.docx | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Клубный час «Берегите лес от пожаров»
Цель: формирование у детей экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством.
Задачи:
Обучающая: ознакомить учащихся с значением леса, видами лесных пожаров, причинами их возникновения и их последствиями. Подготовить детей к каникулярному сезону.
Развивающая: сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара, развивать творческие способности, самостоятельность.
Воспитательная: воспитание у детей бережного отношения к лесу, храбрость и решительность при пожарах.
Оборудование: проигрыватель, класс оформлен в виде леса, в правом углу берлога медведя. Дети сидят группами по 4 человека.
Ход занятия.
Учитель: Здравствуйте ребята, прошу внимания!
Важная тема сегодняшнего нашего собрания.
Послушайте стихотворение и догадайтесь, о чём мы с вами будем говорить?
Ученик:
С огнем не шути
Об этом нельзя говорить без волненья:
То дом загорелся, то клуб, то амбар…
Врывается вдруг в города и селенья
Короткое страшное слово: «Пожар!»
Но кто виноват, что беснуется пламя?
Виноваты мы сами!
Взлетает в прозрачное небо дымок –
Туристы в лесу разожгли костерок,
И песня с дымком пронеслась в высоту
Про искры, что гаснут порой на лету.
Туристы ушли – не потухли уголья.
Тут ветер повеял с соседнего поля,
Он искры раздул, загорелась трава.
И лес запылал, как сухие дрова.
А рядом деревни, стога возле хат,
За ними – школа, под горой – нефтесклад.
Три долгих опасных мучительных дня
В лесу укрощали стихию огня.
Не выключат плитку беспечные лица,
И спички дадут карапузу «любя».
Жестоко тому довелось поплатиться,
Кто вызвал «случайно» огонь на себя.
Настало горючее долгое лето
Пожарам везде перекроем пути.
Беспечность, небрежность, халатность – к ответу!
С огнем не шутите! С огнем не шути!
Учитель: Кто догадался, какая тема сегодняшнего занятия? Правильно, тема нашего сегодняшнего занятия «Лесные пожары».
Пожары – опасная чрезвычайная ситуация.
К этой теме не можем мы быть безучастными.
Огонь сметает все на своем пути –
Вовремя эту опасность предотврати!
Для этого нужны умения и знания.
Сегодня, ребята, мы поговорим о лесных пожарах. Наступила долгожданная весна, много сухой травы и листвы. И как часто то тут, то там виден дымок, огонь - это взрослые и дети жгут прошлогоднюю траву, листву. А это очень опасно.
- К чему могут привести такие действия людей?
-Правильно пожарам, а самое страшное лесным пожарам. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы…
Скоро наступит время пика пожарной опасности, а для этого нам нужно обладать определенными знаниями.
А сейчас послушайте стих «Очень важные правила!»
Ученик:
Чтобы пожаров избежать,
Нужно много детям знать.
Деревянные сестрички
В коробочке — это спички.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя!
Если увидишь огонь или дым,
Скорее звони, телефон — 01.
Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.
Но не вздумай воду лить
Там где электричество,
Телевизор и утюг,
Миксер и розетку
Вы друзья скорей
Обходите стороной!
Учитель:
Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнем, и непогашенный костер, и брошенная спичка или сигарета. Иногда причиной возникновения пожара может служить молния, но такие случаи довольно редки. Но бывает так, причиной пожара может стать детская шалость. Вашему вниманию сценка «Пожарники» (Приложение1)
Учитель: Вот к чему может привести детские шалости, наши звери чуть не остались без жилья.
Физкультминутка:
Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают)
И немножко отдохнем. (Подтягиваются)
Вправо, влево повернитесь, (Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь! (Наклоны)
Руки вверх и руки в бок, (Движения руками)
И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте)
А теперь бегом в припрыжку, (Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!
«Лес наше богатство!»
И вправду лес это – жилище многих зверей, птиц и насекомых. Да не только, лес- это наше богатство! Лес нас:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает
- Давайте ребята подумаем, что же дает нам лес, что из него мы получаем? Вам даю я 30 секунд, чтобы подумать. Перед вами лист бумаги, сейчас каждый человек в группе запишет свой вариант ответа на листочке «Лес наше богатство!», начинает ученик под №1
Примерные ответы, что дает нам лес:
- материал для строительство;
-топливо, дрова;
-бумага, картон;
-мебель;
- лекарства;
-продукты питания.
Отложили листочки.
-А ещё лес называют «Зеленым золотом». Как вы думаете, что это означает? (Являясь предметом экспорта, он вносит немалый вклад в государственный бюджет)
«Правила пожарной безопасности в лесу»
Ежегодно мы слышим о громадных лесных пожарах. В нашей области лесные пожары тоже не редкость.
Пик пожарной опасности приходится на апрель-май и на август-сентябрь. По статистике виновником пожара в 9 случаях из 10 является человек. А ведь чтобы не допускать пожаров достаточно соблюдать простые правила обращения с огнём в лесу. Как не допустить лесного пожара?
- А сейчас, прежде чем мы начнем работу, послушайте стихотворение о правилах, которые мы должны соблюдать.
(Читает подготовленный ученик)
Много бед пожар наделал…
Кто виновник, кто всё сделал?
Мы в лесу костер зажгли,
Посидели и пошли,
А огонь не потушили:
Про него мы и забыли.
Ветром пламя разметало,
И вокруг как в печке стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед погнался.
Чтоб не было пожаров,
Надо правила всем знать.
Их, конечно, очень много –
Выучим хотя бы пять.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
И в лесу костер опасен –
Для деревьев, птиц, зверей.
Будет лес для всех прекрасен
Без пожаров и углей.
Чтоб огонь не убежал,
Чтоб он место свое знал,
Ты ему создай преграду:
Из камней, земли ограду.
Уходя, засыпь землей
Или всё залей водой.
Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться –
Ты костер не разжигай
Там, где зреет урожай.
Вдруг одежда загорелась –
Сразу на пол ты вались,
Сразу по полу катайся,
В одеяло обернись.
Всем давно понять пора:
Детям спички не игра!
Пусть и взрослым будет ясно…
Что с огнем шутить опасно!
- Ребята, а какие правила пожарной безопасности в лесу вы знаете? Что же делать, чтобы не было пожара в лесу?
Для уменьшения риска возникновения пожаров огромное значение имеет соблюдение установочных правил пожарной безопасности. Если вы решили разжечь костер, то надо знать, как правильно это сделать.
Подумайте 30 секунд. А сейчас записываем свои мысли в листочки по порядку начиная с ученика под №2 «Правила пожарной безопасности в лесу» (Дети записывают правила, которые знают)
Примерные ответы:
- Нельзя бросать горящую спичку, окурок.
- Нельзя оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином или иным горючим веществом обтирочный материал.
- Нельзя зажигать сухую траву.
- Нельзя оставлять в лесу стеклянные бутылки, осколки, которые, фокусируя солнечные лучи, способны сработать как зажигательные линзы.
- Нельзя разводить костры, без соблюдения строгих мер безопасности:
- Дети не должны разводить костер одни, без взрослых.
- Не разводить костёр в неположенном месте и потушить его при уходе.
- Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
- Нельзя разводить костер под деревьями, а особенно под хвойными деревьями.
- Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся яме.
- Обязательно наблюдайте за горящим костром.
- Уходя, надо погасить костер: залить водой или если есть лопата засыпать землей.
- Нельзя сразу оставлять место пожара, даже если очаг затушен, т. к. огонь может разгореться вновь.
«В зоне лесного пожара»
Учитель:
Что же необходимо знать, если вам все же придется столкнуться в лесу с огненной стихией? Что делать, если все-таки пожар уже возник?
А теперь давайте представим ситуацию:
- Находясь в лесу, вы почувствовали запах дыма. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Что же делать, если вы попали в зону пожара? Каковы ваши дальнейшие действия? Какие меры безопасности в зоне лесных пожаров вы знаете?
Думаем 30 секунд, и записываем по очереди, начиная с ученика под №3.
Примерные ответы:
- Если пожар только – только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток длиной около метра, им надо наносить скользящие удары, как бы сметая горящие материалы. Или же забросать очаг возгорания землёй .
- Сообщите об этом в лесничество или ближайший населенный пункт, надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию.
- Если пожар сильный, ваша задача как можно быстрее покинуть это опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнём. От низового пожара человек может быстро уйти. Нужно идти навстречу ветру по просекам, дорогам, полянам, берегам рек.
- При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой - полотенцем, подолом рубашки. Убегать, задерживая дыхание, чтобы не обжечь лёгкие.
- Относительно безопасным местом является вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.
- Следует избегать бурелома(поломанные бурей деревья в лесу): сухие деревья и трава вспыхивают моментально.
«Последствия пожара»
- А теперь ребята на одну минуту закройте глаза и представьте, что же останется в лесу после пожара, какие последствия могут быть у лесного пожара, какой вред принесет пожар окружающий среде и людям? Подумайте 30 секунд и записывайте на листочки «Последствия пожара», начиная с ученика под №4.
Примерные ответы:
- уничтожают растительность, лесных животных,
- вид леса после пожара: черная земля, обгоревшие стволы деревьев, черные кроны, нигде ни пятнышки зелени… и гнетущая мертвая тишина.
- выжигают из почвы перегной,
- наносят ущерб населенным пунктам,
- люди получают ожоги и травмы, отравления дымом, а иногда бывают случаи их гибели.
Берегите лес от пожара!
Ты слышал, как стонут деревья,
Как птицы над ними кричат,
Зайчиха, не зная страха,
Спасает своих зайчат?
Ты видел, как плачут деревья,
Роняя смолу на траву,
Как корчатся ветки от боли,
Подвластные злому огню?
Как он, по траве пробегая,
Все сжег у себя на пути
И цветы, по весне расцветая,
Схорониться нигде не смогли?
Как земля почернела от горя:
Нет зеленой травы, нет грибов,
Не цветет здесь ландыш душистый,
Лес уже не «волшебный дом».
- А теперь ребята нарисуем плакаты для жителей планеты Земля по определённым темам «Лес наше богатство!», «Правила безопасности в лесу», «В зоне лесного пожара», «Последствия пожара», «Сюрприз». На выполнение работы вам даётся 10 минут. По истечением времени вы в течении 3-х минут должны будете защитить свою работу. Поэтому вы не только рисуете, но и продумываете как и кто будет защитить вашу работу. (Дети выполняют, в течении 10-12 минут, на листах формата А3 по своей теме плакаты. Плакат включает в себя рисунок, лозунг. Кому достается «Сюрприз » выполняют задание объединяя все последующие 4 темы. После окончания работ, выполняется защита проектов.)
Давайте подведем итог нашего занятия и ответим на вопросы викторины. Викторина покажет, готовы ли мы стать хозяевами нашего леса. Помогать ему, а не вредить.
Вопросы:
1.Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава? Ваши действия. ( залью водой, сообщу об этом взрослым).
2. Почему в лесу нельзя разбивать стеклянные бутылки? (В данном случае стекло играет роль линзы, где фокусируется солнечный луч, от которого может загореться сухая трава.)
3. Чем опасно поджигать сухую траву? (огонь быстро распространится на деревья).
4. Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать при разведении костра в лесу? ( Подготовить место для разведения костра (выкопать яму), разгрести сухую листву на безопасное от возгорания расстояние).
5. Назвать всевозможные причины лесных пожаров (высокая температура воздуха, молния, брошенная спичка или окурок, непотушенный костер, бутылки в лесу).
6.Какие последствия возникают при пожарах в лесу( сгорают деревья, страдают животные и люди.)
7. Какие методы борьбы с лесными пожарами вы знаете?
(Тушение водой, заваливать песком, разреживать лес, очищать лес от сухих веток)
8. Кто и как спасает лес от пожара? (Если под рукой имеется лопата, вдоль кромки огня капают ямки, грунт бросают в нижнюю часть пламени. Сильные пожары тушат с использованием специальной техники – машин и авиации. Детей к тушения пожара не допускают!”)
Хотелось бы закончить наше занятие с строчками стихов:
Не разжигай в лесу костер!
Огонь коварен и хитер,
Он уничтожит все кругом!
А лес – он для животных дом.
Стать может пеплом этот дом.
Не навреди игрой с огнем.
Чтобы в наш лес
Не пришла беда,
Будьте, ребята, с огнем
Осторожны всегда.
Сценка
Звучит спокойная, приятная музыка П. Чайковского «Сладкая грёза». На лесной поляне появляются два мальчика Саша и Паша, они любуются красотой леса.
1-й мальчик:
Кружевеет, розовеет утром лес,
Паучок на паутинке вверх полез.
2-й мальчик:
Бриллиантится весёлая роса:
«Что за воздух, что за свет, что за краса!»
1-й :Чем бы нам с тобой заняться?
2-й: Что бы такого сделать?
1-й: О! Я, кажется, придумал! (достает из кармана спичечный коробок).
Давай-ка мы с тобою костерчик разведем!
2-й - Вот здорово! Давай! (Мальчики собирают веточки и разжигают костер.
Звучит тревожная музыка А.Хачатуряна «Танец с саблями», появляется Огонь бегает, кружится около детей).
Огонь:
Я огонь, я друг ребят,
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю всё кругом!
(Дети убегают. Огонь кружится около деревьев.)
Огонь:
Ха – ха – ха! Свободен я!
Побегу гулять в поля!
Я по лесу поброжу,
Весь народ там разбужу!
На поляну выбегают напуганные звери.
Лиса:
Пламя прыгнуло в траву,
Подожгло оно листву!
Заяц:
Берегись лесной народ, к нам в леса огонь идёт!
Огонь:
Ах, как весело гулять
Траву, деревья поджигать!
Здесь, в лесу раздолье,
Попляшу на воле.
«Танец Огня», муз. Вивальди «Шторм»
Лиса:
Ах, огонь, незваный гость,
Опалил мне рыжий хвост,
Еле ноги я несу,
Заинька, спаси лису!
Звучит тихий фон музыки Баха «Концерт»
Заяц подбегает к лисе.
Заяц:
Надо к Мишеньке бежать
И пожарных вызывать,
У него есть телефон,
Пусть звонит скорее он!
Лиса и Заяц бегут к берлоге, зовут Медведя.
Лиса:
Миша, Миша, друг, в лесу беда
Выходи скорей сюда!
Появляется Медведь.
Заяц:
Нужно 01 набрать
И пожарных вызывать!
Медведь вызывает пожарных по телефону.
Медведь:
Лес горит! Пожар! Беда!
Приезжайте к нам сюда!
Пожарный:
Принят ваш сигнал тревоги,
Выезжаем на подмогу! (Кладёт трубку)
Эй, пожарная команда,
Потушить пожар нам надо!
Танец «Пожарных», муз. Г. Свиридова «Время вперёд»
Пожарный:
(по окончании танца)
Мы огонь водой залили,
Пожар быстро потушили.
Лес родной уберегли,
От беды зверей спасли!
Лесные звери:
(вместе) Поработали недаром,
Славно справились с пожаром!
Пожарный:
Будьте ж с огнём осторожны, дети,
Твёрдо запомните правила эти.
Лесные звери держат в руках плакаты, соответствующие словам, которые они произносят.
Медведь:
Для забавы, для игры спичек в руки не бери.
Не шути, дружок, с огнём, чтобы не жалеть потом.
Заяц:
Сам костра не разжигай и другим не позволяй:
Даже крошка – огонёк от пожара недалёк.
Лиса:
Если же стряслась беда, что тогда нам делать?
Заяц:
Не теряться никогда, действовать умело!
Лиса:
Если близко телефон и тебе доступен он,
Нужно «0 1» набрать и пожарников позвать!
Лесные звери: (вместе)
Победить огонь сумей, докажи, что ты сильней!
Песня на мотив «Птица счастья», муз. А. Пахмутовой
- На планете нашей голубой
Есть то место, где живём с тобой,
Родина моя – Российские края
Будем мы всегда беречь тебя:
Здесь растут и елка, и сосна,
И берёзка белая моя,
Дуб, осина, клён все деревья в нём
Край Российский – я в тебя влюблён!
Припев:
Лес, лес – зелёный наш дом
Где птицы летают, и звери кругом
Чтоб всем здесь дышалось легко
Мы будем беречь лес – богатство своё!
2) Будем мы природу охранять
И леса её преумножать,
Чтоб Земля жила, долгие века
И потомкам счастье принесла.
Птица в небо из гнезда летит,
А зайчишка под кустом сидит,
Лес всем дом родной летом и зимой
Здесь живут одной большой семьёй!
Припев: тот же
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"
Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...
Клубный час "Вода. Свойства и состояния воды"
Занятие проводится в форме космического путешествия. Дети стремятся помочь планете, на которой отсутствует жизнь, и одновременно закрепляют занания о свойствах и состояниях воды....
Клубная деятельность в начальной школе
Одним из направлений в системе работы семьи и школы является клубная деятельность. В 1 классе есть курс "Мой нижний Новгород (Автор Л. М. Добролюбова)....
Пожар-это страшно, пожар - это опасно.
Занятие позволяет научить прогнозировать опасности, связанные с возникновением пожаров в помещениях , в транспорте, в лесу....
Пожар и действия человека при пожаре
Конспект внеклассного мероприятия...
Пожар. Правила поведения при пожаре.
Цель: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; составить памятку о поведении при пожаре.Задачи: 1)знать правила противопожарной безопасности...
Конспект урока « Пожар. Что я знаю о пожаре?»
Конспект урока по окруающему миру.2 класс Тип урока: изучение нового материала Тема: « Пожар. Что я знаю о пожаре?»Цель: знакомство детей с основными правилами п...