Система воспитания детей с ОВЗ (из опыта работы).
статья (1 класс) на тему

Оленова Евгения Владимировна

Система воспитания детей с ОВЗ (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olenova_sistema_vospitaniya_detey_s_ovz_v_1_klasse.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Оленова Евгения Владимировна, учитель начальных классов, МБСКОУ «Школа№ 17» г.Абакан

Система воспитания детей с ОВЗ в 1 классе.

В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». В связи с настоятельными требованиями сегодняшнего времени, назрела осознанная необходимость создания единой воспитательной системы. Воспитательная система класса - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту. Системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе. В процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества. Воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.

Центральное место в воспитательной системе занимают классные часы, они служат для организации коллективной жизнедеятельности и социализации личности, для коррекции поведения, формирования нравственной позиции и гражданских мотивов. Приоритетным направлением воспитательной работы в 1 классе является духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и трудовое воспитание.

Задачи, формы и методы воспитательной работы:  

    1. Воспитание познавательных интересов.        

Воспитание отношения к учебе как к главному труду. Воспитание у обучающихся понимания значимости образования. Развитие сознательной учебной дисциплины.(День рождения 1 класса; Праздник первой отметки; «Что? Где? Когда?»).

2. Трудовое воспитание.        Воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни. Развитие  потребности в творческом труде. Развитие навыков самообслуживания; общественно-полезный труд. (Организация дежурства по уборке территории и кабинета; изготовление подарков и сувениров к празднику; «Книжкина больница»; Операция «Чистюлька»).

3. Гражданское воспитание.        Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни. Воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории, традициях школы.(День знаний; Государственные символы. Герб. Флаг. Гимн.; Прощание с 1 классом; День открытых дверей; Урок Мужества; Праздник – День защитника Отечества; «Герои города в названиях улиц»; «Подарок ветерану»).

4. Духовно-нравственное воспитание.        Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения. Развитие внутренней свободы, чувства собственного достоинства.(Прекрасное в моей жизни; Правила хорошего тона; Учимся правильно жить и дружить).

5. Спортивно-оздоровительное воспитание. Развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом. Воспитание потребностей в здоровом образе жизни, формирование рациональной организации учебного процесса труда и отдыха. (Использование материалов программы «Полезные привычки»; Дни Здоровья; «Весёлые старты»).

6. Эстетическое воспитание. Развитие индивидуальных задатков и способностей. Развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном.(Выставки рисунков и поделок; Мастерская Деда Мороза; Конкурсы чтецов, концерты к праздничным датам).

7. Экологическое воспитание. Воспитание бережного отношения к природе, формирование чувства необходимости беречь и защищать ее. ( Уборка территорий школьного парка; Посадка деревьев, кустов, разбивка цветников; День птиц; День Земли).

  Своё взаимодействие в качестве классного руководителя  с родителями осуществляю в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива. Основные направления работы с семьёй:

1) психолого - педагогическое просвещение родителей, с привлечением специалистов ОУ (логопед, дефектолог, психолог, психиатр);

2) индивидуальные и тематические консультации;

3) родительские собрания;

4) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

5) открытые уроки и внеклассные мероприятия;

6) участие родителей класса в работе родительского комитета.

В своей системе воспитательной работы я использую ресурсы, внутренней и внешней  связи, такие как: школьная библиотека, городская детская библиотека, городской и железнодорожный музей, Центр живой природы, Центр детского творчества; Выставочный центр.

Таким образом организованная система воспитательной работы должна способствовать становлению личностных характеристик выпускника – (так называемому «портрету выпускника начальной школы»):

- любящего свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающего и принимающего ценности семьи и общества;

- любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;

- владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности;

- готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Литература

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.,2009.- С.23.

Методическое пособие

Планирование воспитательной работы в классе / Е.Н. Степанова.-М.,2000.

Книга

Смирнов Н.К. здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К.Смирнов.-М.,2002

Книга

Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня / Г.Г.Манке.-М.,1988

Интернет-ресурсы

Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование.- Режим доступа : http: //standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание в начальной школе (из опыта работы)

Проблема, освященная в данной статье, актуальна в школе, так как в сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку,   необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в...

Духовно-нравственное воспитание учащихся 2 класса . Из опыта работы учителя начальных классов Семибратченко Т.Н.

Как я прививаю детям духовно-нравственные ценности во 2 классе начальной школы....

Воспитание любви к природе (из опыта работы)

В статье учитель  делится опытом своей работы по воспитанию у детей любви к природе, так как считает, что общение ребёнка с живой природой даёт более яркие представления, чем самая прекрасная кни...

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»)

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»)...

Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...

Доклад Тема: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития  занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу.  Как правило, ...