Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва театральная"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Курс внеурочной деятельности «Москва театральная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к общечеловеческим духовным ценностям и формирования творческого отношения к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_moskva_teatralnaya.doc | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
- опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
общения;
- через театр привить интерес к мировой художественной культуре
и дать первичные сведения о ней;
- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к
любой работе.
Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в
начальной школе даются общие представления о его специфике.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
- выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Программа курса «Москва театральная» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр спектаклей в театрах города.
5. Наш театр.
В программу курса «Москва театральная» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых по программе «Литературное чтение».
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе: 1 час в неделю в 1-4 классах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
Ожидаемые результаты
№ п/п | Тема раздела | Форма | Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
1 | «Мы играем – мы мечтаем!» | игра | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
2 | Театр | беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
экскурсия | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
3 | Основы актёрского мастерства | изучение основ сценичес-кого мастерства | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
актёрский тренинг | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
4 | Просмотр спектаклей в театрах города | просмотр спектакля | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
Иллюстри-рование | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
5 | Наш театр | мастерская образа | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
мастерская костюма, декораций | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
Инсцени-ровка, постановка спектакля | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
Выступ- ление | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов |
Раздел «Мы играем – мы мечтаем!» | ||
1 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
2 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
3 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
4 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
5 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
6 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
7 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
8 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
9 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
10 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
11 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
12 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
13 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
14 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
15 | Игры на развитие внимания и воображения. | 1 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | ||
16 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
17 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
18 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
19 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
20 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
21 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
Раздел «Наш театр» | ||
22 | Инсценирование русских народных сказок | 1 |
23 | Инсценирование русских народных сказок | 1 |
24 | Инсценирование русских народных сказок | 1 |
25 | Инсценирование русских народных сказок | 1 |
26 | Инсценирование русских народных сказок | 1 |
27 | Инсценирование русских народных сказок | 1 |
28 | Инсценирование русских народных сказок | 1 |
29 | Инсценирование русских народных сказок | 1 |
30 | Инсценирование русских народных сказок | 1 |
31 | Инсценирование русских народных сказок | 1 |
32 | Инсценирование русских народных сказок | 1 |
33 | Инсценирование русских народных сказок | 1 |
34 | Инсценирование русских народных сказок | 1 |
Итого 34 |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов |
Раздел «Театр» | ||
1 | Дорога в театр. | 1 |
2 | Дорога в театр. | 1 |
3 | В театре. | 1 |
4 | В театре. | 1 |
5 | Как создаётся спектакль. | 1 |
6 | Как создаётся спектакль. | 1 |
Раздел «Основы актёрского мастерства» | ||
7 | Мимика. Пантомима. | 1 |
8 | Мимика. Пантомима. | 1 |
9 | Мимика. Пантомима. | 1 |
10 | Мимика. Пантомима. | 1 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | ||
11 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
12 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
13 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
14 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
15 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
16 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
17 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
18 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
19 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
20 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
21 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
22 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
Раздел «Наш театр» | ||
23 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
24 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
25 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
26 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
27 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
28 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
29 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
30 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
31 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
32 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
33 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
34 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
Итого 34 |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов |
Раздел «Театр» | ||
1 | Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. | 1 |
2 | Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. | 1 |
3 | Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. | 1 |
4 | Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. | 1 |
5 | Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. | 1 |
6 | Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. | 1 |
7 | Древнегреческий театр. | 1 |
8 | Древнегреческий театр. | 1 |
9 | Театр «Глобус». | 1 |
10 | Театр «Глобус». | 1 |
11 | Театр под крышей. | 1 |
12 | Современный театр. | 1 |
13 | Театральный билет. | 1 |
14 | Театр кукол. | 1 |
15 | Музыкальный театр. | 1 |
16 | Цирк. | 1 |
17 | Цирк. | 1 |
18 | Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. | 1 |
19 | Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. | 1 |
20 | Зритель в зале. | 1 |
21 | Зритель в зале. | 1 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | ||
22 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
23 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
24 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
25 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
26 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
27 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
28 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
29 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
30 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
31 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
32 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 |
33 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 |
Основы актёрского мастерства | ||
34 | Театральный этюд. | 1 |
Итого 34 |
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов |
Раздел «Театр» | ||
1 | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. | 1 |
2 | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. | 1 |
3 | Театральные жанры. | 1 |
4 | Театральные жанры. | 1 |
Основы актёрского мастерства | ||
5 | Язык жестов. | 1 |
6 | Язык жестов. | 1 |
7 | Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. | 1 |
8 | Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. | 1 |
9 | Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. | 1 |
10 | Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. | 1 |
11 | Интонация. | 1 |
12 | Интонация. | 1 |
13 | Темп речи. | 1 |
14 | Темп речи. | 1 |
15 | Рифма. | 1 |
16 | Ритм. | 1 |
17 | Считалка. | 1 |
18 | Скороговорка. | 1 |
19 | Скороговорка. | 1 |
20 | Искусство декламации. | 1 |
21 | Искусство декламации. | 1 |
22 | Импровизация. | 1 |
23 | Импровизация. | 1 |
24 | Диалог. Монолог. | 1 |
25 | Диалог. Монолог. | 1 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | ||
26 | Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. | 1 |
27 | Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. | 1 |
28 | Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. | 1 |
29 | Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. | 1 |
30 | Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. | 1 |
31 | Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. | 1 |
Наш театр | ||
32 | Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова. | 1 |
33 | Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова. | 1 |
34 | Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова. | 1 |
Итого 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральный сундучок"
Программа содержит материалы для работы с детьми в театральном кружке....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"
Рабочая программа и тематическое планирование занятий на 1 год...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Театральная студия» по духовно- нравственному направлению 3-4 класс
Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средств...
Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы
Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральный"
Театральная студия...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» для начального общего образования
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная студия «Fairytale» (8-11 лет)
Рабочая программа кружка, которую можно реализовать в начальной школе....