Программа формирования самоуправления в классе.
статья по теме

Зарубина Татьяна Львовна
Программа формирования самоуправления в классе. Материал для классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                   

 Содержание

  1. Актуальность проблемы формирования детского коллектива.
  2. Обоснование Программы.
  1. Теоретико-методологические основания Программы.
  2. Целевой блок. Цель и задачи Программы.
  3. Принципы.
  4. Содержание.
  1. Механизмы реализации Программы.
  2. Этапы реализации Программы
  3. Предполагаемый результат реализации Программы
  4. Мониторинг
  5. Список литературы
  6. Приложение

1.Актуальность программы

Процесс воспитания школьников за последние время претерпел существенные изменения. В период перехода общества от индустриального к постиндустриальному наблюдается частая смена видов деятельности и трудовых коллективов, отчуждение и одиночество молодых и пожилых людей стали очевидными признаками времени. Человек нередко теряет способность управлять самим собой, не находит места в коллективе. Такие проблемы захватывают с неменьшей остротой детей и детские коллективы, многие из которых не имеют навыков самоуправления, другие испытывают давление детских асоциальных групп или стремятся избежать пребывания в коллективе.

   Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющая личностное «я». Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе. 

  Деятельность школы в режиме инновационного развития потребовала радикальных изменений в организации и управлении воспитательной работой, цель которой заключалась в формировании у учащихся качеств свободной личности, гармонично развитой, подготовленной духовно и физически к самостоятельной жизни в обществе.

Ученический коллектив - учебно-воспитательный, его цель - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив. Поэтому проблема формирования детского коллектива и самоуправления в нём актуальна на данном этапе развития гражданского общества и системы его образования.

2.Обоснование

Классное руководство в школе - это не работа, это образ жизни. Для меня классное руководство – это радость общения в кругу детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

Общие требования к работе классного руководителя определяются целями и содержанием воспитания в современной российской школе.

Наш класс – это второй дом, куда мы с ребятами торопливо шагаем каждое утро. Как хочется, чтобы в доме этом всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки, взаимопонимания всем – и взрослым, и детям. Воспитание личности – это искусство. Где искусство – там талант, там сердце, там интуиция, там вдохновение...

Что ж, начинать урок пора!

Вдруг плач... А в чём причина?

Я не заметила Джамильку,

Не заглянула ей в глаза,

Она к портфелю наклонилась,

Нарочно взгляд свой отвела...

И вдруг посыпались слова:

- Сергей её обидел.

- Джамилька сдачи вмиг дала...

- А как? Кто это видел?

- Он «неумехою» назвал

Джамильку за работу,

Её тетрадку полистал,

Сказал плохое что-то.

- Стоп! – говорю сама себе.-

Не начинай урока...

Как равнодушье в класс вошло?

Зазнайство? Лень? Упрёки?

Беру Джамилькину тетрадь...

Бегут неровно строчки.

Не подчеркнула орфограммы

И пропустила точку.

Но знаю, здесь причина спешка!

Уроки музыки и хор,

Пропела два часа на сцене,

А ей в глаза такой укор?

- Талантами щедра Природа,

Нам каждому досталось что-то:

Один поёт, другой рисует,

А третий... только критикует?

Опущены глаза Серёжки,

Он понял всё, он покраснел...

-Прости, Джамилька... Я обидел...

Пойдём, я помогу тебе.

И на последней парте вместе

Исправили ошибки все,

Довольные, сияют оба,

И в классе Равновесие!

 Моя стратегия к ученику при построении воспитательной системы класса:

  • не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который нам выпало быть вместе. При этом к детям относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
  • лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты;
  • главное – найти интересное дело, в которое можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними;
  • главное - не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований;
  • дети в классе – твоё отражение: старайся постоянно работать над собой;
  • будь последовательным и объективным.

Основной структурный элемент школы — классный коллектив. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные и человеческие отношения, решаются проблемы досуга, высвечивается личность каждого ребенка. Главным организатором жизнедеятельности класса является  классный руководитель и орган классного самоуправления.

В условиях создания гуманистической системы воспитания ведущим в деятельности классного руководителя становится личностный подход, выражающийся в признании ценностно-смыслового равенства взрослых и детей, в умении выстроить внутренний маршрут развития личности на основе природосообразности ребенка, а также культуры и ментальности народа и модели семейного воспитания.

Основными задачами классного руководителя является всестороннее изучение школьников, создание единого коллектива — детей, педагогов и родителей, включение детей в совместную социально-значимую деятельность в соответствии с их интересами, способностями и потребностями, осуществление помощи своим воспитанникам в учебной деятельности.

Организация внеурочной деятельности детского коллектива, в том числе досуговой, всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителя. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.

Учащиеся с первого класса испытывали трудности в общении, во взаимоотношениях и поэтому мною была разработана и реализуется программа «Страна Дружляндия».

3. Концептуальная часть

3.1.Теоретико-методологические обоснования программы (нормативно-правовые акты, положения научных теорий)

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечает: «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Нормативные основы программы:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Конвенция ООН «О правах ребенка»;
  3. Закон РФ «Об общественных объединениях»;
  4. Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений»;
  5. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».

Научно-методологические основы:

  1. Положение закона РФ «Об образовании»;
  2. Конвенция ООН «О правах ребенка»;
  3. Решение коллегии Министерства образования РФ «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования» (№21/1 от 05.06.1996г.);
  4. Положения личностно-ориентированной педагогики, психологии; в том числе работы ученых г. Костромы и г. Ярославля (С.П.Афанасьева, Н.Ф.Басов, В.М.Басова, В.П.Ижицкий, А.Г.Кирпичник, Б.В.Куприянов, Н.М.Рассадин, А.Ф. Спирин, А.И.Тимонин, А.Д. Шилик, Л.И.Уманский, М.И.Рожков и др.);
  5. Концепция учащейся молодежи (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Н.Е. Щуркова и др.);
  6. Концепция социальной работы в сфере детского движения (Н.Ф.Басов, В.М.Басова, А.Г.Кирпичник, Н.М.Рассадин, М.И.Рожков и др.);
  7. Программа развития образования Костромской области;
  8. Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова;
  9. Концептуальные основы взаимодействия образовательных учреждений и детских общеобразовательных организаций (Е.В.Титова, Т.В.Трухачева);
  10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Целевой блок. Цели и задачи Программы

ЦЕЛЬ:

Создать условия для формирования детского коллектива, как средства для индивидуального развития и саморазвития детей.

Задачи:

  1. Организация коллективной деятельности и общения.
  2. Помощь школьнику в поиске позиции в классе, регулирование его отношений в классном коллективе.
  3. Изучение межличностных отношений.
  4. Регулирование культуры общения через занятия-тренинги по общению.
  5. Развитие классного самоуправления на основе системы, выбранной совместно с учащимися.
  6. Организация совместных коллективных творческих дел (КТД), основанных на интересах в соответствии с программой воспитания.

Принципиальное положение Программы

В основе Программы лежат  принципы:

  • Содержательность деятельности, ее многообразие, лежащие в основе  индивидуальной и коллективной деятельности;
  • Педагогическое и социальное воздействие должно быть правомерным: общение с ребенком должно осуществляться в рамках законов, относящихся к детям;
  • Развитие творческого потенциала каждого ребенка.

Формы работы

  • ролевая игра;
  • беседы;
  • классные собрание;
  • собрание;
  • час общения;
  • экскурсии,
  • викторины;
  • тренинги и межличностные коммуникации;
  • методы самовыражения (в рисунке, в создании образа и т.д.).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

  • Традиционно-массовое. Цель: создание атмосферы единства школьного сообщества, взаимосвязь со средой, сохранение традиций. День Знаний, День Здоровья, День Учителя, День Ученика, Конкурсы чтецов, День пожарной безопасности, Новогодний праздник, Встреча выпускников, Последний звонок, Выпускной.

  • Спортивно-оздоровительное. Цель: создание условий для сохранения здоровья учащихся, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. Основные формы: работа спортивных секций, организация спортивно-массовых мероприятий (поход, «Веселые старты», турэстафета, «А ну-ка, мальчики!», соревнования по различным видам спорта и т.д.).

  • Художественно-эстетическое. Цель: выявление и развитие у учащихся творческих способностей, создание условий для творческой самореализации, формирование художественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, приобщение к духовным ценностям. Основные формы: работа объединений дополнительного образования, творческие отчеты, концерты, Дни творчества, театральные постановки, конкурсы.

  • Патриотическое. Цель: воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями, воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству. Основные формы: уроки Мужества, встречи с ветеранами войн, работа школьного музея, благоустройство территории около памятника погибшим воинам, празднование Дня защитника Отечества, Дня Победы, военизированные эстафеты, смотры строя и песни, фестиваль инсценированной военной песни,  тимуровская работа, благотворительная деятельность, работа ДОО «Поколение».

  • Интеллектуально-познавательное. Цель: помощь учащимся в более успешном освоении школьной программы, используя игровую форму; реализация острой потребности школьников в признании. Основные формы: викторины, «Интеллектуальный марафон», формы телевизионных программ, интеллектуальные игры.

  • Правовое. Цель: просвещении учащихся и родителей о правах и обязанностях человека. Основные формы: тематические мероприятия, собрания учащихся и родителей, агитбригады, тематические классные часы.

  • Трудовое. Цель: воспитание уважительного отношения к своему труду и труду других людей, профориентация. Основные формы: дежурство по классу, по школе, генеральные уборки школы, субботники, тематические классные часы, экскурсии в учебные заведения, на предприятия.

Содержание программы

Дружить всегда,

Дружить везде:

На суше, в воздухе,

 в воде!

Программа «Страна Дружляндия» рассчитана на 4 года.

Участники программы: дети с 1-го по 4-й класс.

Основными направлениями деятельности выступают:

  • Общение;
  • Коллективная творческая деятельность;
  • Самоуправление.

1.Общение

Цель: передача детьми опыта социального общения; сформировать в классе отношения товарищества и взаимовыручки на основе развития интересов учащихся друг к другу, к делам и проблемам коллектива и школы.

Задачи:

  • Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.
  • Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.
  • Обучение школьников доброжелательному отношению друг к другу, поддержка и развитие в них такие качества, как доброта, отзывчивость, умение сопереживать товарищу, уважение к окружающим людям.

Содержание:

1 – класс  - подпрограмма «Зеркало»; 2 – 4 классы  - «Часы общения».

Тематический план подпрограммы «Зеркало»

№ п/п

Тема занятия

Формы работы

Социометрия

«Паровозик», «Река», «Ученый»

Правила поведения группы

«Хрустальный шар», «Ласковое имя», «Добрый труд»

Установление контакта

«Иди ко мне», «Тух-тиби-дух»,  «Доброе тепло», «Поддержка».

Чувственное восприятие себя

«Барометр настроения», «Что я люблю делать»;

«Имя мне не нравится»

Распознание и регуляция своего состояния

«Березка», «Гроза», «Сорви яблоко»

  1. .

Внимание к партнеру

«Эстафета хороших известий»

Повышение самоуважения

«Эстафета хороших новостей», «Самоуважение», «Костер дружбы»

Доверие к другому человеку

«Эхо», «Хочешь – не хочешь», «Сладкая проблема», «Слепой и поводырь»

Сплочение детей в группе

«Волшебная котомка», «Иван да Данила», «Ночной поезд».

Умение читать настроение другого

«Цветопись настроения», «Краски».

Навыки взаимодействия

«Посылай и воспринимай уверенность», «Распустившийся бутон».

Разные настроения

«Посылай и воспринимай уверенность», «Распустившийся бутон».

Умение успокоить другого

«Одюдюка», «Ласковые слова», «барометр настроения».

14

Конфликты в контакте, или решение проблем и контактов

«Интервью», «Кого не хватает?», «Акулы и матросы».

15

Самоуправление (Само регуляция)

«Коробка переживаний», «Разбуди дух», «Цветочный код».

16

Умение вступить в контакт

«Зеркала», «Маски», «Зоопарк».

17

Групповое взаимодействие

«Слушаем тишину», «Разговор с деревом», «Щепки на реке».

18

Самооценка. Социометрия

Социометрия «Два домика»

Часы общения

  1. «Учусь понимать себя».
  • Твои новые друзья;
  • Как ты растешь;
  • Что ты знаешь о себе;
  • Твое настроение;
  • Как ты познаешь мир;
  • Твои чувства;
  • Как исправить настроение;
  • Твои поступки;
  • Твои привычки.
  1. «Учусь понимать других»:
  • Что изменилось за год;
  • Как научиться разговаривать с людьми;
  • Как научиться преодолевать трудности;
  • Как понять друг друга без слов;
  • Для чего нужна улыбка;
  • Умеешь ли ты дружить.
  1. «Учусь общаться».
  • Что вы знаете друг о друге;
  • Твой класс;
  • Кто твой друг;
  • Как научиться жить дружно;
  • Как помириться после ссоры;
  • Как воспитывать свой характер;
  • Как сказать «Нет» и отстоять свое мнение;
  • Фантастическое путешествие.

2. Коллективная творческая деятельность

КТД -  основное средство воспитания

Одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе является коллективная творческая деятельность. Наиболее подробно методика ее организации разработана И.П.Ивановым и его последователями, выдвинувшими идею «Педагогики обшей заботы». В основе ее лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельность детей и взрослых, творчество.

Каждое коллективное творческое дело (КТД) есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело. Оно коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно  воспитанниками и воспитателем.

Оно – творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте.

Цель: создать условия организации коллективного творческого дела.

Задачи:

  • дать понятие алгоритма организации КТД;
  • учить коллективному планированию;
  • развивать навыки работы в группе.

Структуру КТД см. (Приложение).

Виды КТД:

  • Общественно-политическое;
  • Трудовое;
  • Познавательное;
  • Художественно-эстетическое;
  • Организаторское;
  • Спортивно-оздоровительное.

Традиции класса:

№ п/п

Содержание

Период

Ответственный

Традиционные КТД

2.

День рождения класса

сентябрь

Кл.  руководитель, род.ком.

3.

День Матери

ноябрь

Кл.  руководитель, род.ком.

4.

Праздник, посвященный Новому году

декабрь

Кл.  руководитель, род.ком.

5.

Праздник, посвященный  8 Марта

Февраль март

Кл.  руководитель, род.ком.

6.

Вахта памяти (9 Мая)

Апрель - май

Кл.  руководитель, род.ком., библиотекарь

Тематические КТД для 1-го года реализации

7.

«Праздник игр  игрушек»

ноябрь

Кл.  руководитель, род.ком.

8.

«ШОУ настоящих рыцарей»

февраль

Кл.  руководитель, род.ком.

Тематические КТД в 2-го года реализации

9.

«Слова – не воробей»

октябрь

Кл.  руководитель, род.ком.

10.

«Дог-шоу» (наши питомцы)

январь

Кл.  руководитель, род.ком.

11.

«Этот необычный подводный мир»

апрель

Кл.  руководитель, род.ком.

Тематические КТД в 3-м году реализации

12.

«Клуб веселых математиков»

ноябрь

Кл.  руководитель, род.ком.

13.

«Любовью дорожить умеем ли?»

февраль

Кл.  руководитель, род.ком., психолог

14.

«Здоровый образ жизни».

апрель

Кл.  руководитель, род.ком., мед работник

Тематические КТД на 4-м году реализации

15.

День пожилого человека

октябрь

Кл.  руководитель, род.ком.

16.

«Кто это?  Что это?»

декабрь

Кл.  руководитель, род.ком.

17.

«Что нужно делать для воспитания характера»

январь

Кл.  руководитель, род.ком.

3.Самоуправление

Важнейшим фактором воспитания свободного человека является детское самоуправление. Это демократическая форма организации детского коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Цели:

Развитие  ученического        самоуправления, как важного фактора формирования инициативной творческой личности, готовой к активным социальным действиям, стремящейся к постоянному совершенствованию.

Задачи:

  • Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной деятельности;
  • Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учётом его возможностей.

Самоуправление является не просто   необходимым    компонентом воспитательной деятельности, но и отражает особенности созданной в классе воспитательной системы.

        Путь развития самодеятельности школьников можно представить следующим образом: от деятельности при непосредственном руководстве взрослых - к проявлению инициативы, а далее - к самостоятельным действиям и проявлению инициативы без непосредственного руководства

Я, как классный руководитель, направляю усилия на создание воспитательной системы, рассчитанной на 4 года, ведущим замыслом которой является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника.

1 класс - знакомство с поручениями;

2 класс – учимся работе в парах;

3 класс – освоение работы в  группе;

4 класс – работа командами.

В 1-м классе планом предусматривалось целенаправленное и поступательное освоение первоклассниками азбуки организаторского мастерства, система чередования временных поручений.

Ученики 3 класса, их родители и я, классный руководитель - граждане игровой страны, которая функционирует и развивается на основе законов демократии и принципах самоорганизации, поддерживает индивидуальные и коллективные инициативы своих граждан и обеспечивает соблюдение их прав. Главными ориентирами жизни детей этого государства являются следующие цели:

формирование у детей и взрослых активной гражданской позиции;

развитие в них инициативы и творчества;

построение отношений дружбы и заботы друг о друге;

создание условий для самовыражения и самоутверждения каждой личности.

  • конкурс на лучшего ученика;
  • «лучший дневник»;
  • «мой друг - портфель»;
  • сочинение на тему «Зачем ты учишься?»;
  • помощь консультантов по предметам;
  • поощрение лучших учащихся.

Организационную структуру 3 «А» класса  можно представить в виде общей схемы:

Высший орган самоуправления в 3 «А» классе – Общее собрание, которое организуется раз в четверть, обсуждает и решает важные вопросы жизни классного коллектива.

Ему   подчиняется   Староста   и   Совет   командиров экипажей,   которые избираются  тайным  голосованием  или  в  ходе  микроигр  и  возглавляют основные направления работы классного коллектива.

Агитационная листовка кандидата на пост старосты класса

__________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество учащегося – кандидата на пост старосты класса)

Родился__________________   _____ года

Ученик ______ «___» класса

«Коренной житель» Никольской школы

Баллотируется на пост старосты __ класса

Предвыборная программа:

  • Улучшить___________________________________________________
  • Проводить ___________________________________________________
  • Реализовать проект___________________________________________

Совет командиров экипажей обладает следующими полномочиями:

  • участие в составлении и обсуждении плана работы класса;
  • назначение ответственных за подготовку и проведение различных дел;
  • отчет о выполнении  поручений; об организации участия в КТД.

В каждом  экипаже в течение месяца выполняется одно поручение.

Обязанности консультантов

  1. Организовывать помощь одноклассникам в учебе.
  2. Вместе с учителем следить за успеваемостью класса.
  3. Замечать успехи одноклассников в учебе, их участие в проведении предметных недель, рассказывать об этом на классных собраниях, особенно при подведении итогов.
  4. Проводить анкетирование одноклассников по вопросам учебы и свободного времени.
  5. Составлять зачетные работы по предметам для одноклассников и задания для третьеклассников.

Обязанности природоведов

  1. Оформляют и ведут классный «Календарь природы и труда».
  2. Поливают растения специально подготовленной водой. Поливают осторожно, маленькой струей, чтобы не размывалась почва. Носик лейки при поливе должен касаться края горшка. На второй день после полива почву разрыхлить специальной заостренной палочкой около стенок горшка, чтобы не повредить корней цветка.
  3. Рассказывают об интересных явлениях природы.
  4. Участвуют в выпуске газеты класса «Школьная орбита» по экологической тематике.

Обязанности библиотекарей

  1. Оформляют уголок чтения.
  2. Проводят внутриклассные рейды по проверке сохранности учебников; интересуются, как одноклассники посещают библиотеки.
  3. Проверять читательские дневники.
  4. Организовывать выставки лучших читательских дневников.
  5. Рассказывать об интересных книгах.
  6. Помогают учителю на уроках внеклассного чтения.
  7. Проводят обзор детской периодики.

Обязанности физоргов

  1. Ежедневно перед уроками проводить утреннюю зарядку.
  2. Помогать классному руководителю и учителю физкультуры в проведении Дней здоровья, общешкольных соревнований.
  3. Организовывать внутриклассные соревнования по шашкам, шахматам и другим видам состязаний.
  4. Оказывать помощь младшим ученикам в проведении игр на переменах.

Обязанности журналистов

  1. Собирать информацию и писать заметки в газету класса «Школьная орбита».
  2. Вести личную тетрадь, в которую можно записывать интересные случаи, интервью, события из личной и общественной жизни.
  3. Вести фотохронику событий, обеспечивать иллюстративный материалом выпуск газеты, составлять фотолетопись жизни класса.
  4. Проводить беседы, анкетирование учеников, жителей поселка и других респондентов; анализировать полученные данные.

Деятельность рождает самоуправление. Один раз в четверть ребята получают  маршрутный   лист  от Совета старшеклассников с делами, организаторами которых выступают объединенные общими интересами одноклассники (выпуск газет, оформление школы к праздникам, конкурсы, соревнования и т.д.).

Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества детей и взрослых. Делаем не за маленьких, а вместе с ними -главное условие подготовки и проведения любого дела. Родители - первые помощники во всех начинаниях. Они помогают в организации работы кружка юных краеведов, проведение экскурсий и коллективных творческих дел.

Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки - любая детская самодеятельность угаснет. Через отношения со взрослыми передаются социальный и исторический опыт, достижение культуры. Родители активно участвуют в самоуправлении, являясь не только наблюдателями, но и вдохновителями, и организаторами, и исполнителями.

Смена  поручений  с  обязательным  подведением итогов  классных дел происходит на классном собрании «Я - САМ!», которые приводятся один раз в месяц. На нем дети учатся анализировать и оценивать работу друг друга и свою собственную.

Второй год идет работа по развитию детского самоуправления в классе. Классная модель самоуправления взаимосвязана со школьной моделью. В классе работает пять экипажей.

Необходимо указать на определенные результаты в работе по данному направлению, заключающиеся в положительной динамике включенности учащихся в совместную деятельность, в повышении организованности классного коллектива.  Ребята, включенные в работу органов самоуправления, стали больше участвовать в школьных и городских конкурсах; у них повысились активность и интерес к общественным делам.

Учебные года

Кол-во учащихся (%)

2006-2007

2007-2008

2008 - 2009

2009 - 2010

Школьные конкурсы

 32%

47%

76%

89%

Районные конкурсы

 9%

12%

12%

16%

Положительными моментами работы по развитию самоуправления являются пробы ребят, как в роли организатора, так  и в роли исполнителя. Следует отметить, что в управленческую работу классного коллектива были вовлечены учащиеся «группы риска», каждый из них смог принять участие в организации запланированного дела и почувствовать себя значимым в своей рабочей группе.  Ребята из данной категории учащихся  отметили, что наибольший интерес у них вызвала подготовка материала на тематические классные часы.

Изучение эффективности ученического самоуправления с помощью разработанной анкеты  позволило сделать следующие выводы. Принимая участие в самоуправленческой деятельности, школьники овладевают навыками работы в группе, в команде, каждому учащемуся предоставляется выбор такой роли участия в самоуправленческой деятельности, которая соответствует его задаткам, склонностям и интересам. Взаимодействуя друг с другом, школьники учатся взаимному доверию, уважению, взаимопомощи и взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций.

Таким образом, в своей деятельности я стремлюсь создать условия, которые содействуют воспитанию лидерского потенциала, развитию эмоционально-волевой сферы личности, особенно таких качеств как инициативность, самостоятельность, активность, ответственность, организованности. Организованная работа по развитию детского самоуправления в классе ведет к раскрытию перед учащимися тех сфер и направлений деятельности, в которых они могут реализовать себя. Используемые формы педагогического сопровождения учащихся, включенных в самоуправленческую деятельность класса

Условия

Этапы

Включение детей в управление детским сообществом

Реализация способностей в различных сферах школьной жизни

Сочетание решения реальных управленческих проблем и игровой деятельности

Ориентация на создание жизненной перспективы

Диагнос-

тический

Классный час, игра «Дом, в котором мы живем», собрание учащихся класса «Планируем работу на год».

Журнал-эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел».

Собрание «Готовность класса к совместной деятельности».

Игра «Мои жизненные цели», индивидуаль-ные беседы с учащимися класса.

Социальных

проб

Конкурс на лучшее название самоуправ-ленческой структуры класса, деловая игра «Избиратель-ный лабиринт», объединение учащихся в рабочие группы – избирательные штабы.

Деловая игра «Наша команда в сборе?», дискуссия «Мои права и твои права: для чего? Для кого?»

Заседание комитетов по плану работы, диспут «Что изменилось в классе после включения учащихся в самоуправ-ленческую деятельность?»

Классный вечер «Расскажи мне обо мне».

Рефлексив-ный

Вечер вопросов и ответов «Мой вклад в общее дело».

Беседа «Что смог достичь каждый из нас?»

Заседание комитетов класса «Подведение итогов деятельности», конференция «Мы это делали».

  Игра «Я в этом мире», летопись интересных дел.

4. Механизм реализации Программы

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы, в состав которого входят классный руководитель представители родительского комитета класса. Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий по Программе являются учащиеся с 1 по 4 класс, их родители, классный руководитель, общественность.

В помощь реализации Программы предусмотрено взаимодействие с заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом, педагогом-психологом  школы, учителями – предметниками.


5.Этапы реализации Программы

Программа «Страна Дружляндия» рассчитана на 4 года, реализую ее с 2006 года по 2010 год.

Для учащихся                                        Для учителя                                                

1. « Зеркало » 2006 – 2007  уч. год.        диагностико-проектированная

2. «Маяк» 2007 – 2008  уч. год                                         договорный

3. «Алые паруса»  2008 – 2009 уч.год        содержательно-деятельностный

4. «Факел»  2009 – 2010 уч.год                                  рефлексивный

Начало учебного года связано с необходимостью проработать с учащимися данную программу информационно, сделать так, чтобы школьники получили исчерпывающие представления о своих возможностях. Далее целесообразно строить деятельность в направлении как индивидуального, так и коллективного успеха. Планирование стоит выстраивать на основе тех ориентиров, которые выберут учащиеся, здесь возможна работа по творческим группам, проработка как ориентиров, так и планов класса. Программа будет порождать реальные воспитательные события, требовать оценки и самоопределения со стороны педагога.

Первая четверть должна предполагать включение учащихся в реализацию планов класса, подведение итогов, должно внести коррективы в организацию совместной деятельности, здесь возможен полноценный анализ.

Вторая и третья четверти – время осуществления педагогического сопровождения достижений учащихся в различных номинациях: консультирование школьников при подготовке, проведении, участии в мероприятиях, коллективного анализа. Особое внимание надо обратить на публикацию результатов участия в программе – уголок класса, должен быть достаточно информативным.

 Четвертая четверть – это подведение итогов, необходимо формировать конструктивность в восприятии результатов, заниматься профилактикой конфликтов и противостояния классов и школьников.

Предполагаемый результат

Результативность данной программы подтверждает мониторинг развития ученического самоуправления, который показал, что через детское самоуправление в классе  успешно решаются следующие задачи:

  • развитие и сплочение коллектива;
  • формирование чувства товарищества и взаимопомощи;
  • овладение начальными навыками организационной работы;
  • самораскрытие и самореализация личности младшего школьника;
  • активное участие в организации жизнедеятельности школы.

Анкетирование «Я и мой класс» позволяет увидеть увеличение количества учащихся, принимаемых активное участие в деятельности классного самоуправления.

Мониторинг

Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Средства реализации задач

Изучение уч-ся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе

  1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личные характеристики членов классного коллектива.
  2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояния в нем деловых и межличностных отношений.
  3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.
  4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.
  1. Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых знаний», методика «Цветик-семицветик», развивающая анкета «Твои увлечения», методика для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений учащихся класса.
  2. Мастерская общения «Давайте познакомимся!», творческая работа «Наш класс», классный час«Погружение в мир своего Я», игра «Расскажи мне обо всем».
  3. Изучение сформированности коллектива по методикам «Какой у нас коллектив» (А.Н.Лутошкин), «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!», состояния межличностных отношений с помощью игр «Лидер» и «Киностудия», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моем классе».
  4. Сочинение «Моя семья», огонек «Мы и наши дети», КТД «Мир интересов моей семьи».
  5. Тесты Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А.Андреева «Удовлетворенность уч-ся школьной жизнью»

Проектирова-ние целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества

  1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.
  2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.
  3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.
  1. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника», ролевая игра «Планета друзей», КТД «Экологический КВН».
  2.  Вечер «Мир моих увлечений», творческое дело «Устав класса», конкурс «Герб класса», выпуск стенной газеты «Мой класс сегодня и завтра».

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка

  1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

  1. Праздник именинников, выходы на природу, экскурсии, игра «Узнай свое поручение», КТД «В нашем классе День рождение».
  2. «Арбузники», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности.

Литература

1 . Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. / Пед . соч . : в 8 т. , Т. 1 .- М . , 1958

2 . Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова И. Л. Воспитание? Воспитание: Воспитание! // Теория и практика воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996

3 . Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М . : Педагогика , 1978

4 . Рожков М.И., Байбородова Л . В ., Организация воспитательного процесса в школе . - М . : Владос , 2001

5 . Шевченко А. П.Формирование как педагогический процесс. // Современный центр дополнительного образования //Сост. ЧерниковаВ. М., Затейкина А.Ф., Грабовенко М.В. Самара , СИПКРО , 2000


Приложение

Стадии коллективного творческого дела (КТД)

(по методике И.П.Иванова)

Стадии

Целеполагание

1.Предваритель-ная работа  

  • Для чего, с кем?
  • С какой целью?
  • Кто может помочь?
  • Как подключить ребят, родителей, учителей?
  • Кому быть организатором?

2.Коллективное планирование

  • Какие дела проведем?
  • На  радость  и  пользу кому?
  • Где лучше проводить?
  • С кем лучше проводить?

3.Подготовка дела

  • Как развивать положительные качества ребят?
  • Как преодолевать отрицательные качества ребят?
  • Как включить всех ребят в активный творческий поиск?
  • Как научить ребят преодолевать   трудности,   не поддаваться соблазнам?

4.Проведение дела

  • Как воодушевить  и помочь ребятам  сосредоточиться на главном в КТД?
  • Как увлечь   личным примером?
  • Как добиться радостной перспективы близкого успеха?
  • Как научить ребят выходить из затруднительного положения?

5.Подведение итогов

  • Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?
  • Как  анализировать и оценивать свою работу?
  • Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

6.Ближайшие последствия

  • Как  внедрить в жизнь выводы и предложения?
  • Как  использовать полученный опыт в жизни коллектива?
  • Как научить осуществлять собственные решения?

Приложение 

Законы  класса

Законы – это правила для всех.

  1. Хочешь быть гражданином страны – научись быть гражданином школы. Люби её, береги её честь.
  2. Умей вести себя в классе: выполняй правила поведения, распорядок нашей школы.
  3. Выполняй режим дня. Во всём будь аккуратен.
  4. Человек растёт в напряженном труде. Выполняй учебную программу на совесть. Каждый день будь готов к ответу по всем предметам – не давай повода думать о тебе как о труженике дурно.
  5. Увлеченность возвеличивает людей. Избери учебное поручение (библиотекарь, журналист, природовед, консультант, физорг). Старайся проявить себя в нём как можно полнее: приносить радость людям – большое личное счастье.
  6. Береги красоту природы. Не причиняй вреда животным.
  7. В конце каждого дня подводи  итоги сделанному. Анализируй свои поступки. Самовоспитанием достигнешь многого.

Приложение 

Заповеди общения в классе

  • Критику начинай с себя, будь требователен к себе.
  • Не показывай своего превосходства, будь проще.
  • Не упрекай, критикуя; не обвиняй, не унижай.
  • Спеши делать добро; сделал – не жди награды.
  • Будь терпим, не спеши излить свой гнев, умей понять и простить другого.
  • Не давай советов, если тебя об этом не просят.
  • Делай первый шаг навстречу сам; не жди, когда ссора станет скандалом.
  • Ищи в другом хорошее, говори ему чаще о его достоинствах.
  • Смейся вместе с другими, а не над ними.
  • Не верит тот, кто сам обманывает.
  • Решайте все дела вместе, а не вместо.
  • Не обвиняйте, если вина не доказана. Вы не судья.
  • Помните, что лучше иметь друзей, чем врагов в коллективе.

Диагностические методики по уровню

сплоченности детского коллектива

1-й класс

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА №1. «Урок физкультуры. Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:

Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включенности в жизнь детского коллектива.

 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 2. «Солнце, тучка, дождик»

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

            В классе мне – *

            С друзьями мне –  Õ    Дома мне –Û

 2-й класс.

            ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 1. «Пьедестал»

            Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению является значимой фигурой          в жизни класса.

            Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

            ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 2. «Дом, в котором я живу»

            Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

3-й класс.

            ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 1. «Круги на воде»

            Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.

            ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА №2. «Мультфильм о нашем классе»

            Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.

1.      Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.

2.      Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.

3.      Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)

4.      Какие проблемы поднимает мультфильм.

Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения

1.      «Страна Х» (коллективный рисунок)

Цель: Развитие навыков участия в совместной деятельности.

Материалы: Большой лист бумаги, фломастеры, восковые пастели, и т.д. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в коллективном рисовании.

2.      «Нарисуй узор» (картинки-варежки)

Цель: Тренировка умения осуществлять совместную деятельность.

Материалы: Несколько пар вырезанных из бумаги варежек с различными узорами. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе.

А) Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги варежка. Каждая из них имеет свою форму и узор. Одинаковых «половинок» - две; они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После этого каждая пара должна, не разговаривая, закончить узор, изображенный на варежках, причем ей дается только один набор карандашей и фломастеров.

Б) Каждой паре детей даются чистые варежки. Они должны договориться, как их украсят. Условие присутствия одного набора карандашей сохраняется.

    После этой игры можно устроить конкурс варежек.

3.      Рисунок «Мои друзья»

Цель: Диагностика отношений детей в классе.

      Детям предлагается нарисовать своих друзей, как им хочется: или как людей, или в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После рисования можно обсудить рисунки детей, спросить, кто здесь нарисован, почему нарисованы именно эти дети?

И др.

Приложение

Методика выявления уровня развития самоуправления

(Рожков М.И., Байбородова Л.В.)

Цель - определить уровень развития самоуправления в детском коллективе.

Методика выявления уровня развития детского самоуправления содержит вопросы, соответствующие его функциям и критериям развития

Процедура проведения:

Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведённых ниже предложений; степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4- да; 3 - скорее да, чем нет; 2 - трудно сказать; 1 - скорее нет, чем да; 0 - нет .

Предложения.

1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

3. Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в классе.

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

6. У нас в классе обязанности чётко и равномерно распределяются между учащимися.

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов группы.

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10.Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

11. Стремлюсь участвовать в работе классе, помогать ребятам.

12. Смогу ответить за результаты своей работы и оценить работу своих товарищей.

Обработка результатов:

При обработке результатов 12 предложений разбивают на 3 блока. Данная систематизация позволяет выявить различные аспекты самоуправления:

1 . Включённость учащихся в самоуправленческую деятельность (1, 2, 3, 4)

2 . Организованность классного коллектива (5, 6, 7, 8)

3 . Ответственность за результаты совместной работы в классе (9, 10, 11, 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ самоуправления в классе

Из опыта работы по формированию основ самоуправления  младших школьников...

Воспитательная программа самоуправления в классе

Данная программа будет способствовать развитию детского коллектива и формированию личности каждого воспитанника, а также поддерживать и стимулировать самоуправление....

Программа формирования органов самоуправления

Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи...

Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.

В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию  самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и пре...

Формирование личности ученика через организацию самоуправления в классе.

Из опыта работы по организации самоуправления в классном коллективе....

Формирование классного коллектива и организация ученического самоуправления в классе

Организация ученического самоуправления в виде игровой модели....