Программа формирования органов самоуправления
методическая разработка (1 класс) по теме

Помиляйко Виктория Александровна

Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_formirovanie_kazachegosamoupravleniya.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

                                               

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание

 гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность.

        Создание классов казачьей направленности вызвано нашей убежденностью в необходимости формирования у подростков чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков. На Кубани с давних времен уважаемы и поныне сохранены славные героические традиции казачьего войска. Умелое сочетание казачьих традиций и инноваций в современной школе – залог успешного формирования личности учащихся.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  • духовное и нравственное воспитание детей;
  • формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе воспитания и обучения;
  • выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих умелое сочетание казачьих традиций и инноваций в учебно-воспитательном процессе.

           ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Воспитание духовно-нравственного и физически здорового поколения на основе исторических традиций России, родного края, казачества.
  2. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.
  3. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
  4. Разработка         и апробирование модели детского самоуправления .
  5. Корректировка авторских и модифицированных программ педагогов, работающих в казачьем классе, для определения возможности повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
  6. Проведение педагогического мониторинга воспитанности и обученности учащихся казачьего класса.
  7. Воспитание потребностей знать историю и культуру своего края, фольклор и этнографию.
  8. Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи. Привлечение учащихся к активной общественной работе на благо родного края, станицы.

        В средствах, основанных на казачьих и народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние.  Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.

Функционирование органов ученического самоуправления в классах казачьей направленности – одно из звеньев казачьего воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

        Жизнь класса строится на выполнении  присяги ( Приложение 2), кодекса чести ( Приложение 3), правах и обязанностях казачат ( Приложение 4), Уставе школы и положении о казачьих классах (Приложение 4).

        Очень много зависит от органов ученического самоуправления, которые  способствуют:

  • Развитию самостоятельности;
  • Принятию и реализации управленческих решений;
  • Объединение детей на основе объединения их интересов.

Реализация инновационных технологий по функционированию органов ученического самоуправления в классах казачьей направленности

 строится на следующих принципах:

  1. Сотрудничество

    Общественные организации                         школа                       Семья

  • Казачье общество
  • Совет ветеранов  
  • Общество воинов-интернационалистов
  • Общество инвалидов
  • В/ч  2440 пограничная
  1. Сотворчество

       

                                   учитель                                                ученик        

  1. Свобода в выборе самостоятельных решений
  2. Гармоничность в развитии личности ребенка

                               

                     

                       

                       СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ  ИНФОРМАЦИИ

                                                             

                                        СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ

 Одним из важных направлений в деле решения задач, стоящих перед казачьим классом, является организация развития системы самоуправления казачьего класса.

        Под самоуправлением понимается возможность самими учащимися:

- планировать, организовывать свою деятельность и подводить её итоги;

- проводить интересные для самих учащихся мероприятия;

- пробовать себя в различных социальных ролях;

- испытать чувство ответственности за порученное дело и за свои поступки.

        Работу в органе самоуправления необходимо рассматривать как важнейшее условие для выработки у учащихся навыков управленческого труда, умения руководить коллективом, искусство аргументированного выступления перед аудиторией.

        Деятельность казачьего класса следует организовывать в соответствии с предложенной структурой самоуправления в казачьем классе. (Приложение 6)

        Возглавляет самоуправление класса казачий круг, в состав которого входят заместитель директора по УВР, классный руководитель, родительский комитет, атаман класса.

        Выборные собрания атамана класса, помощников атамана проводятся в торжественной обстановке с участием представителей городского и станичного казачьих обществ.

        Атаман класса, помощники избираются большинством голосов, путем открытого голосования на выборном собрании класса. Атаман и его помощники в пределах предоставленных им полномочий, согласно структуре самоуправления в казачьем классе, являются старшими. Атаман и его помощники в пределах предоставленных им полномочий, имеют право делать замечания остальным учащимся казачьих классов, а также требовать от них соблюдения дисциплины, общественного порядка и формы одежды, правил поведения и приветствия.  

Все помощники атамана входят в клуб лидеров, в обязанности которых входят: выпуск газет (редколлегия), организация досуга (отдел вожатых), осуществление контроля за дисциплиной и порядком.  В клуб лидеров также входят куренные атаманы.  Все учащиеся класса делятся на группы (курени).

Учебно-воспитательная работа ведется таким образом, чтобы каждый ребенок опробовал свои силы в разнообразной деятельности. И коллектив движется вперед за счет развития и роста каждой личности и в рамках общего дела. Каждый ребенок может выступить в роли организатора, высказать свое мнение.  Для того чтобы стимулировать саморазвитие учащихся казачьего класса, мы организовали соревнования между ребятами, они включают все стороны нашей жизни:

  • Учеба,
  • Дисциплина без замечаний,
  • Участие в организации классных дел,
  • Участие в спортивных соревнованиях,
  • Посещение кружков и факультативов, спортивных секций,
  • Знание и соблюдение казачьих заповедей,
  • Участие в местном социуме.

Подведение итогов проводится 2 раза в год (День защитника Отечества, завершение учебного года.

Классный руководитель осуществляет воспитательную работу в соответствии с воспитательными задачами, осуществляет походы, поездки в музеи, театры.

При поступлении в казачий класс ребята принимают присягу казачат Кубанского казачьего войска на празднике «Посвящение в казачата».(Приложение 7). Данный обряд требует длительной кропотливой работы с юными казачатами.

Изучаются заповеди казаков, клятва казачат, строевая подготовка. Приглашаются на праздник священник, атаман станичного казачьего общества, руководство школы, станицы, родители. Будущие казачата очень ответственно подходят к подготовке данного мероприятия. Казачата четко знают и чтят казачьи заповеди. (Приложение 8)

         

                 

                       ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Мы живем на славной казачьей земле. Каждая травинка, песня, слово пропитаны ароматом свободы и степных трав. Воспитание на традициях Кубанского казачества позволяет детям познать и полюбить свой край, приобщиться к истокам родной культуры. 

         Программа занятости учащихся казачьих классов разработана по 7 направлениям деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное: казачья борьба, рукопашный бой; военно-спортивная игра «Зарница»; «Военно-спортивные дисциплины»
  2. трудовое, экологическое: трудовые десанты, экологические конкурсы, профильный экологический лагерь, «Экология души» -тренинговые занятия по саморазвитию личности учащихся;
  3. интеллектуально-познавательное: интеллектуальные игры, игровые тренинги, выставки детских работ, работа в школьном научном обществе, творческие конкурсы;
  4. работа с активом: казачий круг;
  5. работа в социуме: семья, Дом культуры, детская школа искусств;
  6. редакционное: газета класса «КАЗАКИ»
  7. духовно-эстетическое: фольклорный ансамбль, декоративно-прикладной кружок., отчетные концерты, «Основы православной культуры», «история и традиции Кубанского казачества»

         Основными  направлениями воспитательной работы в казачьих классах является патриотическое, экологическое, художественно-эстетическое, спортивное, пропаганда здорового образа жизни, взаимодействие с семьей, с общественными организациями. Для работы по этим основным направлениям в школе были разработаны воспитательные программы: «Отечество»,  «Экология», «Одаренные дети», «Здоровый образ жизни», «Семья».

    ПРОГРАММЫ

      ЗАДАЧИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

«     «Отечество»

Воспитание патриотических чувств к Родине и её гражданам,  знакомство детей с историей Кубанского казачества.

«Посвящение в казачата», военно-спортивная игра «Зарница», смотр строя и песни, уроки мужества, обязательное участие в станичных, городских, краевых конкурсах по казачьей тематике, военно-патриотический лагерь, День освобождения станицы, города от фашистских захватчиков, День Победы, операция «Бескозырка», тематические просмотры фильмов по истории, быту и фольклору Кубанского казачества.

«     «Экология»

Воспитание бережного отношения к родной природе

Экскурсии в природу, субботники по очистке водоёмов и общественных мест, выпуск экологических газет, лекции по пропаганде здорового образа жизни, создание бригад по оказанию помощи пернатым в зимний период, участие в акциях «Чистая школа», «Чистая станица», экологические конкурсы «Черное море», «Моя малая Родина», «Зеркало природы», экологический лагерь, экологическая тропа.

М  «Здоровый образ           ж    жизни»

Развитие физических способностей учеников, пропаганда здорового образа жизни.

Спортивно-развлекательные мероприятия, туристические походы и эстафеты, спортивные эстафеты и праздники, занятия в спортивных секциях, казачья борьба, рукопашный бой, военно-спортивная игра «Зарница», классные часы и беседы с приглашением специалистов, оказание немедленной медицинской помощи в полевых, экстремальных условиях, военно-полевые сборы, казачьи спортивные игры, военно-спортивный лагерь.

     «Одаренные дети»

Развитие любознательности, интеллектуальных способностей



учеников, умение отстаивать свою точку зрения

Тематические вечера, встречи с казаками, праздничные концерты. Развлекательные мероприятия с использованием всех видов устного



народного творчества, христианские праздники, участие в школьном научном обществе «Поиск», интеллектуальные игры, турниры, конкурсы  знатоков, проблемно-дисскуссионные игры.

«    «Семья»

Расширение контактов с семьей, приобщение родителей казачат к знаниям об исторических и культурных корнях казачества

Выступления казачат на родительских собраниях, организация и проведение совместных экскурсий по родному краю, посещение храмов, организация турпоходов, встреч с интересными людьми, казачьи посиделки, День матери – казачки , День семьи, «Казачьему роду – нема переводу», родительские субботники.

В соответствии с данными программами был разработан план воспитательной работы, в котором отразились функции ученического самоуправления. (Приложение 9).  В основу  воспитательной работы был положен план реализации функционирования органов ученического самоуправления в классах казачьей направленности  (Приложение 10).  Программа и план деятельности казачьего класса создает благоприятные условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического, физического формирования личности учеников казачьего класса, всемерного роста их способностей и творческого потенциала.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С  ПЕДАГОГИЧЕСКИМ, РОДИТЕЛЬСКИМ, ШКОЛЬНЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ

   

                         

           

                                         

Огромное внимание педагогический коллектив школы уделяет достижению взаимопонимания между школьными и домашними воспитателями.

Учителя приобретают в лице родителей  добрых и надежных помощников, отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям.          

     Однако, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимные желания к установлению истины, новый тип отношений, своеобразные правила отношения. С этой целью была разработана тематика родительского лектория

           Тема лекции

Сроки проведения

Ответственный

1

Взаимоотношения учеников  с родителями

сентябрь

Кл.руководитель, психолог

2

Казачество

октябрь

Кл.руководитель, атаман, казачье общество

3

Здоровье

ноябрь

Кл.руководитель, врач уч.больницы

4

Совесть

декабрь

Кл.руководитель, психолог

5

Православные традиции и их роль в духовном становлении человека

февраль

Кл.руководитель, настоятель церкви ст.Раевской

6

Наркомания

март

Кл.руководитель, специалист наркодиспансера

7

Трудовое участие подростка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.

апрель

Кл.руководитель,  специалист службы занятости

8

Создание условий, направленных на укрепление здоровья учащихся в летний период.

май

Кл.руководитель, зам. дир. по ВР

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

                       

     Создание воспитывающей среды


  • сплочение коллектива,
  • формирование благоприятной эмоциональной атмосферы,
  • включение в разнообразные виды деятельности
  • развитие ученического самоуправления

       Внешнее взаимодействие


  • взаимодействие с педагогическим коллективом и семьей, другими организациями и учреждениями,
  • взаимодействие со СМИ

Создавая казачьи классы,  мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе.

        Реализация  инновационной программы позволит сформировать духовно-нравственную, физически здоровую, общественно- активную личность, сознательно относящуюся к труду, народному достоянию, верную боевым и трудовым традициям России, родного края, казачества, преданную Отчизне, готовую к защите ее свободы и независимости.

        

                                   ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Самым главным результатом должно стать сплочение казачат в дружный коллектив; улучшение работы органов самоуправления и расширения круга интересов воспитанников казачьих классов.

        Результатом работы будет помощь воспитанникам казачьих классов в самореализации и социальной адаптации, формирование у воспитанников высоких гражданских , патриотических и духовно-нравственных качеств.

   

      Идеальная модель выпускника казачьей направленности – это носитель национальных и общечеловеческих традиций, чувства патриотизма, любви к Родине, высоких нравственных ценностей. Выпускник – человек, для которого непреходящими ценностями являются Доброта (умение сопереживать, стремление помочь людям) , Истина (умение объективно оценивать полученную информацию, доказать свою точку зрения, что сделает его свободным в выборе пути), чувство долга к своим корням ( к дому, к школе, к своей стране).  

                                                                                                                                 

                 

         Реализация инновационной программы позволит  сформировать

    духовно-нравственную, физически здоровую,     общественно активную личность,

 с  сознательно относящуюся  к труду, народному достоянию, верную боевым и

т  трудовым традициям России, родного края, казачества, преданную Отчизне,

    готовую к   к защите ее свободы и независимости.

 Выпуск школьной          

         газеты

Сотрудничество со районной  газетой «Знамя труда»

Сотрудничество с каналом  городского телевидения

Использование сети Интернет (создание школьного сайта казачьих классов

Распространение передового опыта учителей на районных МО. семинарах

СПОСОБЫ РАСПРОСРАНЕНИЯ             ИНФОРМАЦИИ

Станичное казачье общество

Управляющий совет

Родительский комитет

Совет школы

Педагогический совет

Директор школы

Директор школы

Психологическая служба

Дополнительное образование

Зам.директора школы

Служба здоровья

МО классных руководителей

МО

Методический совет

Творческие группы

Ученический актив

Органы ученического самоуправления

Совет старшеклассников

ДО «Алые паруса» 5-8 кл

«Солнышко»

1-4 кл

Профильные лагеря

   ЛИЧНОСТЬ

   Культура

      Гуманизм

Гражданст

венность

   Толерант

      ность

  Здоровье

Патриотизм

  Духовное    

  развитие

Высоко- нравственный, духовно культурный

Человек   будущего, гражданин, патриот, семьянин, человек мира

Творческая личность

Осознающий свои права и признающий права других с их убеждением

Самостоятельн

трудолюбивый конкурентно-

способный

Знающий свою родословную, малую и большую Родину

Физически и психически здоровый человек

Образованный, воспитанный, интеллигентный  человек

  Выпускник    

   казачьего класса    МОУ СОШ № 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ самоуправления в классе

Из опыта работы по формированию основ самоуправления  младших школьников...

«Формирование ученического самоуправления как одна из возможностей успешной социализации в жизни и культуре современного общества»

Возможно, слово "самоуправление"  уже всем хорошо знакомо. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических ...

программа развития органов ученического самоуправления

программа рассчитана на 5 лет, реализуется с детьми младшего школьного возраста...

Программа формирования самоуправления в классе.

Программа формирования самоуправления в классе. Материал для классного руководителя....

проект "Программа развития органов ученического самоуправления"

проект на региональный конкурс профессионального мастерства "Классный классный руководитель", номинация "Организация воспитательной работы в дестком коллективе"...