Экологическая сказка "Печора".
классный час (3 класс) по теме

Сметанина Ольга Викторовна

Цели и задачи: В доступной и популярной форме обратить внимание на проблемы сохранения и восстановления малых рек в целом, и  местной речки Печоры в частности.

 

Участники и действующие лица: Фея – читает слова автора, одета в красивое платье светлого цвета с «дождём».

  • Печора – символизирует речку, одета в синее платье с «дождём», накидка из старого материала с пришитым мусором (фантики, упаковочные материалы, пластиковые бутылки и т.п.)
  • Отец-Родник – символизирует исток, одет в белую рубашку, украшенную «дождём», или в костюм в народном стиле.

Оборудование:  магнитофон, мультимедиа проектор, экран, ноутбук, фотосопровождение на основе фактического материала для сказки, выполненное в программе Microsoft Power Point, костюмы участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_skazka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 5г.Нарьян-Мара

Автор Сметанина О.В.

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №5

г.Нарьян-Мар

г. Нарьян-Мар 2013.

Цели и задачи: В доступной и популярной форме обратить внимание на проблемы сохранения и восстановления малых рек в целом, и  местной речки Печоры в частности.

Участники и действующие лица: По регламенту участников должно быть не более 10.

  • Фея – читает слова автора, одета в красивое платье светлого цвета с «дождём».
  • Печора – символизирует речку, одета в синее платье с «дождём», накидка из старого материала с пришитым мусором (фантики, упаковочные материалы, пластиковые бутылки и т.п.)
  • Отец-Родник – символизирует исток, одет в белую рубашку, украшенную «дождём», или в костюм в народном стиле.

Оборудование:        магнитофон, мультимедиа проектор, экран, ноутбук, фотосопровождение на основе фактического материала для сказки, выполненное в программе Microsoft Power Point, костюмы участников.

Слайд 4 Звучит музыка, на экране слайд с названием сказки,

Слайд 5 затем второй с фотографией речки. Ведущая читает текст . На доске появляются картинки с персонажами,

Ведущая: В северном царстве,  в холодном государстве, в давние  года, не в наши времена жил – был один Родник, и была у него дочка красавица – Печора. Белые облака каждое утро, словно в зеркало, гляделись в Печору, и, прежде чем плыть в свои далекие путешествия, всегда говорили: «Ах, какая красавица эта Печора! Такая прелестная, такая прозрачная». Печора была очень доброй, она со всеми дружила, и каждый, кто только захочет, мог подойти и напиться ее серебряной водицы….. За все это птицы и звери, живущие в округе, любили  её. И пели песни  звонким голосом…. 

Я приглашаю вас в эту сказку а какую роль вы сыграете в нашей сказке покажут конкурсы .За каждый правильный ответ вы будете получать звездочки.

Конкурс 1

Отгадай животное тундры по картинкам

Слайд 6

 Отец: Доченька моя милая, доченька моя славная, любимая, ты у меня красавица, все у тебя есть: и камушки белые, и водица чистая, и очи светлые, и косы длинные. Все мы дали тебе с матерью и ум, и силу, и красу чудесную. Живи и радуйся, подрастешь, будет, кому отца в горе утешить.

Печора: Я всегда с тобой буду. Будем жить мы с тобой для людей, чтобы они, на нас глядя, радовались. Водицей чистой ключевой их одарим, поля-луга напоим. В моих водах рыбица всякая водится, на моих берегах ивы-вербы растут, в их ветвях птички гнездышки вьют. Будем жить поживать, да добра наживать.

Ведущая: Но вскоре увидели чистые просторы и богатые земли, народ и поселился около Печоры. Печора очень обрадовалась такому соседству. Люди ловили рыбу и благодарили реку.

Слайд 6 Песня и танец «У Печоры у реки»

Конкурс 2

Национальные виды спорта

Слайд 7 НАО  расположен  за  полярным  кругом.  Состоит  округ  из  Большеземельской,

Слайд 8  Малоземельской, Тиманской , Канинской  тундр  

Слайд 9 островов  Колгуев  и  Вайгач.  Практически  все  населенные  пункты  расположены  или  на  побережье  морей, или  по берегам  рек  и  озер. Климат  у  нас  суровый.  Зима  длинная  и  холодная, а  лето  короткое  и  прохладное. Наш  город  Нарьян-Мар   построен  на  берегу  реки  Печора.

Слайд 10 Первые  русские  люди  пришли  на  Крайний  Север несколько  тысячелетий  назад. Первое  поселение  называлось  Пустозерск. В  городе  Пустозерск  были  небольшие  деревянные  дома. Он  располагался  далеко  от  реки,  тем  самым затруднялся  путь  для  доставки  товара.

 Постепенно  люди  стали  покидать   городище  и  строили  свои  поселения  ближе  к  реке  Печора. В  настоящее  время  на  том  месте  где  был  Пустозерск, остались  лишь  воспоминания  об  этом  поселении. Край  ненецкий  был  богат  рыбой, пушниной,  лесом.

Слайд 11 В  этот  суровый  край  стали  приезжать  заезжие  люди. Возникла  необходимость  строительства  города-порта.

Слайд 12 Позднее  был  создан  национальный  округ—Ненецкий—центром  было  село  Тельвиска».

Слайд 13 Необходимо  было  построить  центр  округа.  Место  строительства  города  было  выбрано  не  случайно  на  берегу  Печоры, необходимо  построить  порт  речных  и  морских  грузов.  Для  строительства  города  из  Архангельска    была  отправлена  бригада  из  27  человек.  Начинался  город  с  Белощелья. Встал  вопрос  о  переименовании  Белощелья. Были  предложены  названия:  Нарьян-Мард (Красный  город), Едей  Мард (Новый  грод), Ненецк.  Наиболее  созвучным был  Нарьян-Мард. Все  органы  власти  были  перемещены  из  Тельвиски  в  Нарьян-Мар». Образовался город Нарьян-Мар.

Слайд 19 Официально история города Нарьян-Мара началась 10 марта 1935 года.

Конкурс 3

  Слайд 20 Фея Я сейчас загадаю загадки и проверю, как народ северный знает свой край.

Голова костяная, туловище деревянное,

хвост железный. (Хорей)

На конце холма чернеет уголёк.  (Песец)

По одному отверстию войдёт,по трём выйдет. (Человек в малице)

Червяк с костяной головой. (Аркан)

Идёт, идёт, а следа не видно. (Лодка)

Не поймать, не увидеть. (Ветер)

В тундре на полянке

Красуются Татьянки.

Оранжевые сарафаны

Радуют наши взгляды. (Морошка)

На кустах бусы красные висят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Рябина)

Людям помогают,

Их в упряжки запрягают. (Олени)

Слайд 21 Развернули строительство люди, наладили производство, построили электростанции, построили дороги и понеслись по дорогам: машины , автобусы и огромные камазы. 

Слайд 22 Печора: Папочка, родной мой! Не могу я так больше, задыхаюсь в своих глинистых берегах, родники мои илом затянуло, камушки белые тиной заросли. Никто не пьет больше моей водицы – ноги мыть и то брезгуют.

Слайд 23 Отец: Доченька моя ненаглядная, рад бы я помочь тебе, да сам иссяк. Нет во мне уже силы прежней.

Фея: Что ты плачешь, доченька?

Печора: Здравствуй, крестная!

Фея: Вытри слезы, улыбнись.

Печора: Грустно мне, крестная. Уж я эти овраги чищу, чищу, а свалок и помоек все больше и больше. А тут еще надо камушки помыть, очиститься.

Слайд 24 Фея: Ну,– это тебе ребята из школы помогут, они давно твоей водой интересуются.

Печора: Но они же одни не справятся.

Фея: Главное – начать, а там видно будет. А вот и они.

Слайд 25 Идут ребята очищать речку, поют песенку «Дорогою добра»:

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Коткин Кирилл

Чтоб радость завтрашнего дня

 Сумел ты ощутить.

 Должна быть чистою Земля

 И небо чистым быть.

Бурячок Алёна

А Землю эту, не щадя.

 Терзал за веком век,

 И брал все только для себя

 «Разумный» человек.

Мигунов Павел

Сейчас же кинулись спасать

 «Природную среду»,

 Но почему ж так поздно мы

 Почуяли беду?

Валейская Анна

Сквозь фабрик и заводов дым

 Нам трудно разглядеть

 Все те страданья, что Земле

 Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

 Коль растворен в ней яд?

 Надолго ль хватит тех лесов.

 Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

 И чистую гладь рек – всю Землю

 Можешь только ты,

 Разумный человек

Кузнецов Игорь

 Люди не нужно сорить на планете,

 Она ведь жизнь нам дает.

 Планета, такая одна на всем свете,

 Давайте ее сбережем.

Автор: Жил да был Иван Дурак, и не потому дурак был, что умом не богат, а потому, что лежа на печи о делах рассуждал. И была у Ивана мысль – жениться на царской дочке

Иван Дурак Что делать, как быть, не пойдешь же к Царю в старом кафтане свататься , напишу ка я ему письмо  по E-mail (пишет) : Здравствуй Царь, желаю жениться на вашей дочке.

Автор Не дошло письмо видимо, не ответил Царь. Еще немного подумал Иван, поморщил ум, и решил он к реке пойти словить там рыбку золотую, чтоб на его желания выполняла.

 Пришел Иван к реке и удивительная картина ему преставилась – нет реки, завалено все отходами да отбросами , лужи с мазутом и воды нигде не видно. Ходил Ваня, ходил и нашел таки одну заводь где водица была, смастерил из подручного хлама удочку, да и забросил. Час сидел, два сидел не клюет! Бросил Иван удочку и начал руками ловить долго ли коротко ли ловил, да только поймал ботинок говорящий.

Ботинок: И говорит ему ботинок, ты Ваня отпусти меня, я твои желания исполнять буду.

Автор : Отпустил Иван ботинок, бесполезен он был, без пары кто такой оденет, а желание все  таки загадал.

Иван Желаю чтобы Царская дочка за меня замуж вышла.

Ботинок ты что Ваня с дуба упал? Ты мне такие желания загадываешь, я ведь только могу за водой сходить, внутрь зачерпнуть, пинка кому дать, а сердечных делах увы не помощник.

 Иван (печально) ботинок, ботинок, а совет ты мне дать можешь?

Ботинок –Ты Ваня бизнесом займись экологическим!

Иван  не понял я тебя,  каким?

Ботинок Экологическим, утилизацией отходов.

Иван Эх была не была, займусь.

Автор Много ли времени прошло да только построил Иван завод для утилизации отходов и денег заработал и на кафтан и на сапоги, а речку почистил и мальков туда запустил рыбьих.

 Жениться Иван не передумал да только к соседнему Царю посватался и отказа не получил, свадьбу сыграл. Вот только забот у Ивана прибавилось, засоряли люди реку, по старинке носили все что дома не нужно и выбрасывали, а ему уже и жалко было трудов своих. И загадал желание Иван кто будет мусорить пусть ботинок говорящий слегка пинка наподдает. Согласился ботинок и пошло, поехало, все вокруг чисто стало, и только иногда слышно как кто-то крикнет от пинка болезненного. И зажил Иван счастливо, да только вот четвертая рука у него все время чесалась ( к деньгам наверное).

Слайд27

Фея: Спасибо вам ребята, за то что любите природу и готовы её защищать, пока вы еще маленькие и главная ваша задача не загрязнять природу, но я уверена, что когда вырастите вы придумаете способ спасти Печору

Все вместе поют песню «Прекрасное далеко»:

Текст песни: "Прекрасное далеко"

 Слова: Ю. Энтина,

 Музыка: Е. Крылатова

 

Слышу голос из прекрасного далека,

 Голос утренний в серебряной росе.

 Слышу голос и манящая дорога

 Кружит голову, как в детстве карусель.

 Прекрасное далеко,

 Не будь ко мне жестоко,

 Не будь ко мне жестоко,

 Жестоко не будь.

 От чистого истока

 В прекрасное далеко,

 В прекрасное далеко

 Я начинаю путь.

 Слышу голос из прекрасного далеко,

 Он зовет меня в чудесные края,

 Слышу голос, голос спрашивает строго:

 А сегодня что для завтра сделал я?

 Прекрасное далеко,

 Не будь ко мне жестоко,

 Не будь ко мне жестоко,

 Жестоко не будь.

 От чистого истока

 В прекрасное далеко,

 В прекрасное далеко

 Я начинаю путь.

 Я клянусь, что стану чище и добрее,

 И в беде не брошу друга никогда.

 Слышу голос - и спешу на зов скорее

 По дороге, на которой нет следа.

 Прекрасное далеко,

 Не будь ко мне жестоко,

 Не будь ко мне жестоко,

 Жестоко не будь.

 От чистого истока

 В прекрасное далеко,

 В прекрасное далеко

 Я начинаю путь.

Фея: Мораль у этой сказки, а может и не сказки,

         Поймет не только взрослый, но даже карапуз:

        Беречь природу надо, прекрасное то рядом

        Суметь лишь только надо все это различить.

        И если все мы с вами сорить не перестанем

        То очень скоро будет нам просто негде жить.

Звучит припев песни, все кланяются и уходят.

Источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"

Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики           ...

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

«Экологическое ассорти» СБОРНИК методических разработок внеклассных экологических мероприятий для учащихся 1-4 классов

Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педа­гогам дополнительного образования, педагогам-организа­торам, учителям экологии, биологии, воспитателям детс­кого сада, занимающихся ...

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.

Занятие проводится  с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...