Урок-праздник "По страницам жизни и творчества Э. Успенского"
план-конспект урока (2 класс) по теме

Пархоменко Татьяна Викторовна

Урок литературного чтения или материал для внеклассного занятия о жизни и творчестве Э. Успенского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-prazdnik_o_zhizni_i_tvorchestve_e._uspenskogo.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – праздник

«По страницам жизни и творчества

 Эдуарда Успенского»

Учитель: Пархоменко Т.В., Стрельникова М.А.

(Учителя высшей категории)


Тема: Э. Успенский. По страницам жизни и творчества.

Форма урока: урок – праздник

Цели: 

  • ознакомить с творчеством Э. Успенского, особенностями его сказок, литературными персонажами; учить определять тему произведения; развивать выразительную речь, память артистические способности; воспитывать терпимость, сочувствие к окружающим, умение дружить;
  • познакомить с художниками-анималистами и их творчеством, развивать внимание, наблюдательность и любознательность детей; совершенствовать изобразительные навыки;
  • развивать творческие способности детей.

Оборудование: средства ИКТ, выставка книг, книга Успенского у каждого учащегося, выставка рисунков, методические таблицы, кроссворд, альбом, краски, кисти, иллюстрации рисунков Чарушина, Сутеева.

Ход урока

I. Оргмомент.

     Проверка рабочих мест.                

II. Актуализация мыслительной деятельности.

а) Игра «Восстанови слова»

Вставь пропущенные гласные, и ты прочтёшь имена сказочных героев, о которых мы будем говорить.

МТРСКН   ПЧКН  ШПКЛК  НФС  ЧБРШК (Матроскин, Печкин, Шапокляк, Анфиса, Чебурашка)

б) Беседа

- Из каких сказок эти персонажи?

- Кто автор этих замечательных сказок?

- Где вы видели этого весёлого писателя?

III. Объявление темы, постановка цели. (1 слайд)

М.А. Тема нашего сегодняшнего урока «По страницам жизни и творчества Успенского». Мы встретимся с героями его книг, узнаем, почему его сказки так популярны, любимы детьми, чему они учат детей и взрослых. Узнаем, как талантлив Успенский, сколько у него дел, чем он занимается и интересуется.

Т.В. А также познакомимся с творчеством художников-анималистов, изображением животных, научимся сами изображать животных с помощью геометрических фигур

IV. Изучение темы. Рассказ учителя.

а) М.А. Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в Московской области. (2 слайд)

У маленького Эдика была любимая игрушка. Уши большие, хвост пуговкой, не поймешь не то заяц, не то собака. (3 слайд)

Словом неизвестный науке зверь, названный позже Чебурашкой.

Т.В. Рос Эдик озорным мальчишкой, получал плохие отметки. Но не желал всю жизнь быть двоечником. В глубине души он лелеял мечту - стать академиком или министром.

Как-то он сломал ногу и попал в больницу. К удивлению окружающих попросил родителей принести учебники и стал заниматься. Да так упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером. (4 слайд)

Три года проработал Эдуард Николаевич по специальности, но понял, что делает не своё дело.

Инженер Успенский решил стать взрослым юмористом. Потом быстро переквалифицировался и стал детским писателем. (5 слайд)

Однажды летом работал он в пионерском лагере, читал детям интересные книжки. Интересные книги вскоре перечитали, а скучные никто слушать не хотел. Тогда Успенский начал рассказывать свою сказку.

Ученик: В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом.

Так в 1966 году появилась книга «Крокодил Гена и его друзья», прославившая  (6 слайд) писателя. Вслед за Чебурашкой и Геной появились дядя Фёдор и его друзья кот Матроскин и пёс Шарик. (7 слайд)

Предлагаю вам совершить небольшую командировку в Простоквашино и встретиться с героями этой книги.

б) Этимология слова.

М.А. - Ребята, от какого слова произошло название этой деревни?

Простокваша густое прокисшее молоко. Производное от той же основы, что и квас, киснуть, кислый. Названа так потому, что получалась естественным способом.

Теперь вы догадались, почему деревня носит такое название?

- Какой она была до приезда дяди Фёдора и его друзей?

(Там жилось кисло, скучно, народу было мало.)

Зачитайте отрывок из книги и докажите эти слова. (стр. 9)

в) Работа с текстом. Беседа. Выборочное чтение.

Т.В.  Итак, кто же поселился в этой деревне? (д. Фёдор) (8 слайд)

- Что можно сказать о дяде Фёдоре?

Найдите в книге описание мальчика. Почему его так назвали? (с. 3)

          Вместе с дядей Фёдором приехал и его друг? Кто это? (9 слайд)

Зачитайте знакомство дяди Фёдора с котом. (с. 3).

- Какой характер у кота Матроскина? (Он практичный, хозяйственный.)

- С кем встретились наши герои, выбирая дом в Простоквашино?

Зачитайте. (с. 10)

- Какой характер у Шарика?

(Он наоборот, наивный, не практичный и с ним постоянно случались неприятности.)

- Почему кот и пёс постоянно ссорились друг с другом? Они не любили друг друга?  (10 слайд)

 (Нет. Они просто очень разные, но когда они ссорятся, то очень скучают друг по другу, а мириться не умеют.)

- Значит, надо общаться только с теми, кто похож на тебя по характеру?

(Нет. Надо уметь дружить с разными людьми.)

- Скажите, есть ли отрицательный герой в деревне Простоквашино?

Зачитайте как встретились наши герои с Печкиным. (с. 16) (11 слайд)

(Вообще-то Печкин не отрицательный, он просто взрослый. Он относится к жизни не так как дядя Фёдор, считает, что мальчики и девочки должны жить с родителями.)

М.А.

Э. Успенский сочинял не только сказки, но и детективы, приключенческие

(12 слайд) произведения: «Меховой интернат», «Следствие ведут колобки», «Красная рука, чёрная простыня», «Зелёные пальцы», «Жаб- Жабыч Сковородкин». Вскоре книги Успенского запретили издавать. Но разрешили снять мультфильмы по его книгам: «Рыжий, рыжий, конопатый», «Пластилиновая ворона», «Крокодил Гена и его друзья», «Трое из Простоквашино», «Следствие ведут Колобки». Так Успенский стал сценаристом. (13слайд)

И сейчас мы с вами исполним песню «Голубой вагон» из мультфильма «старуха Шапокляк».

ФИЗМИНУТКА

1. Медленно минуты убегают вдаль,

Встречи с ними ты уже не жди.

И хотя нам прошлого немного жаль,

Лучшее, конечно, впереди.

Припев: Скатертью, скатертью

               Дальний путь стелется

               И упирается прямо в небосклон.

               Каждому, каждому

               В лучшее верится…

                Катится, катится голубой вагон.

2. Может, мы обидели кого-то зря, календарь закроет старый лист.

Жить без приключений нам никак нельзя…

Эй, прибавь-ка ходу, машинист!

Припев.

3. Голубой вагон бежит качается,

Скорый поезд набирает ход…

Ах, зачем же этот день кончается,

Лучше б он тянулся целый год!

Т.В. Попробовал  Эдуард Николаевич и стихи сочинять. Результат превзошёл ожидания – прекрасный сборник – «Разноцветная семейка».

г) Прочитайте, повторите. (14 слайд)

Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

- А кто ещё знает стихотворения Успенского?

д) Чтение наизусть «Если был бы я девчонкой …» и др.

Если был бы я девчонкой.

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял,

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог,

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты, сынок!»

М.А. Эдуард Николаевич вёл передачи на радио и телевидении: «Радионяня», «АБВГДейка», «В нашу гавань заходили корабли». (15 слайд)

Чтобы печатать хорошие книги для детей Успенский создал издательство «Самовар». (16 слайд)

Сейчас Эдуард Николаевич мечтает стать директором телевидения, мечтает построить дачу подальше от Москвы и писать, писать, писать. (17 слайд)

V. Закрепление.

 Готовясь к этому уроку вы прочитали книги Успенского. Назовите их.

- А как вы знаете содержание мы проверим кроссвордом, но перед этим маленькая разминка.

а) Каверзные вопросы:

  • Как звали родителей дяди Фёдора? (Римма и Дима)
  • Национальная обувь простоквашинцев. (валенки)
  • Сколько писем в деревни Простоквашино написали родители дяди Фёдора? (22)
  • Как зовут жену Хватайки? (Тащилка)
  • Первый хозяин кота и Шарика. (профессор Сёмин)

           б) Работа в парах – отгадывание кроссворда.

Т.В. - Кто правильно решит кроссворд и отгадает ключевое слово, тот первый подойдёт к доске, найдёт это слово и прочитает что оно обозначает.

1. В каком звании находилась тётя Тамара?

2. Кто такой Хватайка?

3. Имя мамы дяди Фёдора?

4. Как звали телёнка Мурки?

5. Какой зверь перепортил всю мебель в доме дяди Фёдора?

6. Что нашли дядя Фёдор, пёс и Матроскин в лесу?

7. Какой журнал любил читать дядя Фёдор?

8. Как зовут корову Шарика?

9. Любимое увлечение Шарика?

10. Перовое приобретение кота Матроскина?

11. Чем заправляли тр-тр Митю?

12. Имя любимой девочки дяди Фёдора?


1п

о

л

к

о

в

н

и

к

2г

а

л

ч

о

н

о

к

3Р

и

м

м

а

4Г

а

в

р

ю

ш

а

5б

о

б

р

ё

н

о

к

6к

л

а

д

7М

у

р

з

и

л

к

а

8М

у

р

к

а

9о

х

о

т

а

10к

о

р

о

в

а

11п

р

о

д

у

к

т

ы

12К

а

т

я

Командировка –

1. См. командировать - отправить(влять) куда-нибудь со служебным  поручением. Командировка на конференцию.

  1. Служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь. Получить командировку.

II часть

А) Вступление.

М.А. Итак, мы познакомились с произведениями Э. Успенского. А почему его книги приятно брать в руки и интересно читать. (Они хорошо проиллюстрированы.)

Б) Рассказ учителя с элементами беседы.

Т.В.  Многие художники специально занимаются изображением животных. Они называются анималистами, от английского слова «анимал», что означает «животное». Эти художники не только любят рисовать зверей, но и пристально наблюдают за ними. Животные не хуже нас с вами чувствуют и выражают добро, ласку, боль, обиду. Вот и возникают на картинах некоторых художников-анималистов почти человеческие, говорящие глаза.

М.А. Посмотрите работы Е. Рачёва. Его животные очень похожи на людей — и поведением, и обличием. Очень выразительно и естественно выглядят зверьки и птички анималиста-иллюстратора Н. Чарушина. Рисунок графичен и обобщен. Сразу и не уловишь. Однако приглядишься повнимательней — и удивишься, до чего передает художник характер и намерение литературного героя. Прямо-таки нарисованный образ!

А. В. Сутеев не только любил рисовать животных, но и сочинял о них сказки. У него есть сказка «Мышонок и Карандаш», где он хорошо описал поведение животных, и поделился секретом их изображения. Хотите послушать?

  • А как Карандаш рисовал кошку, заметили?
  • Конечно! Сначала он нарисовал круг, потом дырочки, потом сардельки, потом стрелки.
  • Способ изображения животных при помощи геометрических фигур облегчает художнику труд. Посмотрите, как можно нарисовать разных животных (рис). А вот вам сразу и собака, и будка

В) Объяснение поэтапного выполнения рисунка учителем.

     (Используются методические таблицы )

Г) Самостоятельная работа учащихся.

Д) Подведение итога. Выставка работ.

VI. Итог урока.

М.А. Я считаю, что наша командировка в Простоквашино была успешной. Вы прекрасно справились с задачей, познакомились с жизнью и творчеством Эдуарда Николаевича Успенского. Успенский обращается к вам со словами:

Э.Успенский обращается к вам со словами: "Дорогие ребята! Пришла пора становиться интеллигентными людьми. Пора порадовать родителей своей толковостью и образованностью. А как можно порадовать образованностью? Очень просто: надо больше читать. А что читать? Книги. А какие книги? Вот в этом вся проблема. Некоторые книги читать бесполезно. Они скучные и длинные. Некоторые веселые, например, сборники анекдотов, но бесполезные все равно. Так что же - опустим руки? Да нет, ничего подобного, наоборот, гордо поднимем головы и пойдем по книжным магазинам и ларькам скупать книги под грифом "Библиотека дяди Федора".

VII. Домашнее задание: индивидуальное, дифференцированное на карточках

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

       

1. В каком звании находилась тётя Тамара?

2. Кто такой Хватайка?

3. Имя мамы дяди Фёдора?

4. Как звали телёнка Мурки?

5. Какой зверь перепортил всю мебель в доме дяди Фёдора?

6. Как зовут папу дяди Фёдора?

7. Какой журнал любил читать дядя Фёдор?

8. Как зовут корову Шарика?

9. Любимое увлечение Шарика?

10. Перовое приобретение кота Матроскина?

11. Чем заправляли тр-тр Митю?

12. Имя любимой девочки дяди Фёдора?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная реприза для представления команды на интеллектуальной игре по теме "Творчество Эдуарда Успенского".

Этот материал можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности, а так же в качестве оригинального номера, приуроченного к юбилею известного детского писателя....

Литературный праздник по творчеству Эдуарда Успенского

Цель: познакомить с творчеством детского писателя Эдуарда Успенского и привлечь внимание к его произведениям....

Викторина "По страницам жизни и творчества Аркадия Гайдара"

Данная викторина предназначена для закрепления материала о жизни и творчестве А. Гайдара, по программе "Школа 21 века" 3 класс....

По страницам жизни и творчества Виталия Бианки

Данный материал подходит к урокам чтения. По нему можно познакомить детей с биографией замечательного писателя....