Принципы работы со слабоуспевающими учениками
методическая разработка по теме
Выявление причин неуспеваемости - главное в этом направлении работы. Постановка конкретных целей и задач по преодолению трудностей в обучении детей, неуспешности каждого из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_raboty_s_neuspevayushchimi_uchenikami.docx | 23.9 КБ |
tseli_raboty_so_slabymi_uch-sya.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы работы со слабоуспевающими учениками
УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ
ПРОЯВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.
Выделяют 3 основные причины слабой успеваемости:
1. Физиологические
2. Психологические
3. Социальные
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).
При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.
С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
- Недостатки познавательной деятельности.
▪ Несформированность приемов учебной деятельности.
Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными знаниями, умениями, навыками: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, а не с помощью ЗУН и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются.
Главная задача учителя заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.
НАПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как: - выделение опорных пунктов;
- составление логической схемы прочитанного;
- формулирование главной мысли.
Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.
▪ Недостатки развития психических процессов
Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для учителя. И здесь говорится, прежде всего, о недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Но естественно мышление в сочетании с памятью и вниманием.
НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако, при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты.
Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части слабоуспевающих детей.
Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников учителю необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.
▪ Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей
Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.
Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а, следовательно, и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь); в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.
Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:
- дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;
- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
- путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;
- следует осторожно оценивать неудачи ученика;
- желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?
1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).
3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.
4. Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
5. Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.
6. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).
7. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.
8. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).
Организация работы со слабоуспевающими учениками во 2 альфа классе
Цель: организация работы по обеспечению успешного усвоения базового уровня
образования обучающимися с пониженной мотивацией к обучению
Задачи: ▪ выявить обучающихся с пониженной мотивацией обучения;
▪ организовать помощь по успешному обучению;
▪ создать комфортные условия на уроках, в системе дополнительного
образования, во внеклассной работе;
▪ обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
▪ привлечь к работе успешно обучающихся детей (работа консультантов);
▪ консультировать родителей по вопросам обучения и воспитания;
▪ осуществлять взаимодействие между семьей и гимназией с целью решения
проблемы успешного обучения детей.
План работы по преодолению неуспешности в обучении
Работа с обучающимися:
1. Обеспечение обучающихся поуровневым учебным материалом.
2. Использование различных видов работ на уроке:
- карточки для индивидуальной работы;
- задания с выбором ответа;
- перфокарты;
- памятки, алгоритмы;
- контрольно-измерительные материалы;
- учебные диски;
- тетради с печатной основой;
- дополнительные учебники.
3. Обеспечение возможности выполнения домашних заданий в рамках
индивидуальных занятий в ГПД.
4. Дифференциация и объем домашних заданий.
5. Организация досуга обучающихся в рамках дополнительного образования.
6. Привлечение данной группы детей к участию в классных и общешкольных
мероприятиях.
7. Работа по предупреждению утомляемости и потери внимания (регулярное
проведение физминуток).
8. Привлечение к работе с детьми узких специалистов: логопеда, психолога.
Предварительный просмотр:
Цели:
-ликвидация пробелов у учащихся в обучении;
-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу
консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках , чтобы преодолеть пассивность
обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура,
мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
План работы со слабоуспевающими учащимися
на 2013 – 2014 учебный год.
Мероприятия | Срок |
1.Проведение контрольного среза знаний учащихся 3 класса по основным разделам учебного материала. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: психологом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока
| В течение учебного года. |
5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года.
|
6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года.
|
7.Поставить родителей ученика в известность о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года.
|
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.
| В течение учебного года.
|
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года. |
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся:
- создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
- снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски;
- предложение учащимся примерного плана ответа;
- разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
2. При изложении нового материала:
- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала;
- привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов;
- привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;
3. В ходе самостоятельной работы на уроке:
- разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
- ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее;
- напоминание приема и способа выполнения задания;
- указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
- ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
- инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
- стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
- более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
4. При организации самостоятельной работы:
- выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
- более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
- предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы работы со слабоуспевающими учащимися
Принципы работы со слабоуспевающими учащимися...
План работы со слабоуспевающими учениками.
Данный план работы предназначен для педагогов начальных классов....
коррекционная работа со слабоуспевающими учениками
обощение опыта по данной теме...
План работы со слабоуспевающими учениками
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутр...
План работы со слабоуспевающими учениками
Основные разделы планирования: I. Планирование работы со слабоуспевающими учащимися учителя – предметника II....
Статья о моей работе со слабоуспевающими учениками.
Умно выстроенная коррекционная работа, которая позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для...
Примерный план работы со слабоуспевающими учениками
Работа со слабоуспевающими учениками в 1 классе...