Принципы работы со слабоуспевающими учениками
методическая разработка по теме
Выявление причин неуспеваемости - главное в этом направлении работы. Постановка конкретных целей и задач по преодолению трудностей в обучении детей, неуспешности каждого из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.9 КБ |
![]() | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы работы со слабоуспевающими учениками
УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ
ПРОЯВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.
Выделяют 3 основные причины слабой успеваемости:
1. Физиологические
2. Психологические
3. Социальные
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).
При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.
С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
- Недостатки познавательной деятельности.
▪ Несформированность приемов учебной деятельности.
Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными знаниями, умениями, навыками: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, а не с помощью ЗУН и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются.
Главная задача учителя заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.
НАПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как: - выделение опорных пунктов;
- составление логической схемы прочитанного;
- формулирование главной мысли.
Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.
▪ Недостатки развития психических процессов
Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для учителя. И здесь говорится, прежде всего, о недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Но естественно мышление в сочетании с памятью и вниманием.
НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако, при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты.
Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части слабоуспевающих детей.
Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников учителю необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.
▪ Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей
Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.
Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а, следовательно, и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь); в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.
Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:
- дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;
- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
- путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;
- следует осторожно оценивать неудачи ученика;
- желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?
1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).
3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.
4. Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
5. Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.
6. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).
7. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.
8. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).
Организация работы со слабоуспевающими учениками во 2 альфа классе
Цель: организация работы по обеспечению успешного усвоения базового уровня
образования обучающимися с пониженной мотивацией к обучению
Задачи: ▪ выявить обучающихся с пониженной мотивацией обучения;
▪ организовать помощь по успешному обучению;
▪ создать комфортные условия на уроках, в системе дополнительного
образования, во внеклассной работе;
▪ обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
▪ привлечь к работе успешно обучающихся детей (работа консультантов);
▪ консультировать родителей по вопросам обучения и воспитания;
▪ осуществлять взаимодействие между семьей и гимназией с целью решения
проблемы успешного обучения детей.
План работы по преодолению неуспешности в обучении
Работа с обучающимися:
1. Обеспечение обучающихся поуровневым учебным материалом.
2. Использование различных видов работ на уроке:
- карточки для индивидуальной работы;
- задания с выбором ответа;
- перфокарты;
- памятки, алгоритмы;
- контрольно-измерительные материалы;
- учебные диски;
- тетради с печатной основой;
- дополнительные учебники.
3. Обеспечение возможности выполнения домашних заданий в рамках
индивидуальных занятий в ГПД.
4. Дифференциация и объем домашних заданий.
5. Организация досуга обучающихся в рамках дополнительного образования.
6. Привлечение данной группы детей к участию в классных и общешкольных
мероприятиях.
7. Работа по предупреждению утомляемости и потери внимания (регулярное
проведение физминуток).
8. Привлечение к работе с детьми узких специалистов: логопеда, психолога.
Предварительный просмотр:
Цели:
-ликвидация пробелов у учащихся в обучении;
-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу
консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках , чтобы преодолеть пассивность
обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура,
мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
План работы со слабоуспевающими учащимися
на 2013 – 2014 учебный год.
Мероприятия | Срок |
1.Проведение контрольного среза знаний учащихся 3 класса по основным разделам учебного материала. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: психологом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока
| В течение учебного года. |
5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года.
|
6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года.
|
7.Поставить родителей ученика в известность о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года.
|
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.
| В течение учебного года.
|
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года. |
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся:
- создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
- снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски;
- предложение учащимся примерного плана ответа;
- разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
2. При изложении нового материала:
- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала;
- привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов;
- привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;
3. В ходе самостоятельной работы на уроке:
- разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
- ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее;
- напоминание приема и способа выполнения задания;
- указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
- ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
- инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
- стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
- более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
4. При организации самостоятельной работы:
- выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
- более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
- предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы со слабоуспевающими учениками.
Данный план работы предназначен для педагогов начальных классов....
коррекционная работа со слабоуспевающими учениками
обощение опыта по данной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-321357-1382379044.jpg)
План работы со слабоуспевающими учениками
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-559429-1420483219.jpg)
План работы со слабоуспевающими учениками
Основные разделы планирования: I. Планирование работы со слабоуспевающими учащимися учителя – предметника II....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-606644-1426163323.jpg)
Статья о моей работе со слабоуспевающими учениками.
Умно выстроенная коррекционная работа, которая позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для...
Примерный план работы со слабоуспевающими учениками
Работа со слабоуспевающими учениками в 1 классе...