Патриотическое воспитание как одно из условий становления основ российской идентичности у младшего школьника: опыт работы
статья (3 класс) по теме

Мясников Александр Александрович

Формирование основ российской идентичности у младшего школьника осуществляется посредством целевых установок патриотического воспитания. Правильно спланированное и организованное патриотическое воспитание в начальной школе, призвано не только привить ребёнку чувство любви и гордости к своей Родине, но и позволит подрастающему поколению усвоить культурное наследие многонационального российского народа. Патриотическая воспитание в начальной школе должно быть организовано через всю палитру форм и методов воспитательной работы учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание как одно из условий становления основ российской идентичности у младшего школьника: опыт работы

Афанасьева Людмила Ивановна, учитель начальных классов,

МОУ «Большереченская СОШ»

Мясников Александр Александрович, аспирант ГОУ ВПО ВСГАО,

 учитель МОУ «СОШ№1 г.Черемхово»

Сельская школа. Как она живёт в настоящее время? Кто как не она обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к жизни, воспитывает на исконно русских традициях, прививает интерес к труду, любовь и гордость к своей Родине?

Вот с такими добрыми и внимательными детьми и работаю я – Афанасьева Людмила Ивановна - учитель начальных классов, с 38-ми летним стажем работы, учитель высшей квалификационной категории, Отличник народного образования. С 1993 года я работаю по системе Л.В.Занкова. Я люблю своих учеников, свою работу. Моё педагогическое кредо: «Не навреди ученику!»

Всегда меня волновал вопрос о том, как привить любовь к своей Родине, научить видеть красоту родного края, воспитать бережное отношение ко всему, что тебя окружает? Конечно, все эти вопросы можно решить, только работая в системе воспитания гражданско - патриотического воспитания.

Ответы на волнующие меня вопросы, я нашла в программе  «Я в судьбе России» А.А.Мясникова – аспиранта  ВСГАО, учителя высшей квалификационной категории, а также в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Необходимость формирования нового человека – патриота своей Родины – чётко определены и в ФГОС НОО, в котором написано, что «Духовно – нравственное развитие и воспитание школьника предполагает воспитание патриотизма, ценностного отношения к культурно – историческому наследию своего народа; осознание своей этической и национальной принадлежности, уважительного отношения к культуре других стран и народов».

Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников. Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание. Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи. Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.

Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Воспоминания детства: колыбельная песня матери, сильные руки отца, подбрасывающие малыша к потолку, мудрая сказка бабушки — западают глубоко в душу и надолго определяют самочувствие человека. По мнению многих, счастливые воспоминания детства часто спасали в самых страшных жизненных испытаниях, уберегая от последнего, непоправимого шага. Любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни. Недаром поэты и музыканты столько стихов и песен сложили о родном доме. Домашнее тепло — одно из условий счастливого детства. Счастливое детство способствует формированию доброго и здорового человека. Душевно здоровые, крепкие, развитые люди образуют здоровое общество. Следовательно, создание домашнего очага для ребенка — дело не только самих родителей, оно лежит в интересах общества.

Придя в школу, ребенок становится членом классного и школьного сообщества. Здесь он делает первые шаги в познании мира, своей страны. Здесь он видит прообраз общественных отношений, окунается в жизнь, построенную по определенным правилам, имеющую определенную иерархию. Для ребенка школа олицетворяет общество. Именно в ней закладываются ценностные установки, приходит понимание своей связи с жизнью страны, событиями, происходящими в мире. Отношение к классу, школе является кирпичиком большого дома — отношения к Отечеству, ведь школа — это «кусочек» той страны, где живет ребенок. Создавая ситуации успеха в учении, повышая статус ребенка в группе, гармонизируя отношения в коллективе, проявляя заботу о благоприятном психологическом климате, в котором все чувствовали бы себя комфортно и защищённо, мы тем самым закладываем основы ценностного отношения к школе.

Родина для ребенка — это то, что его окружает: двор, в котором он играет с товарищами, трудится во время субботников,  улица, на которой стоит его дом; город, в котором он живет, с которым связаны воспоминания о праздниках, событиях, путешествиях, поездках. Отношение к своему двору, своей улице, своему городу (поселку, деревне), обогащаясь и расширяясь, перерастает в отношение к своей стране.

Важнейшим компонентом патриотического воспитания является отношение к природе как дому человечества. Работа в этом направлении ведется исходя из постулатов: «Природа — наш дом» и «Беречь природу — значит беречь Отечество». Младший школьный возраст — наиболее благоприятный для воспитания ценностного отношения к природе. Дети очень эмоционально относятся к объектам природы, с готовностью и желанием участвуют в общественно полезном труде в природе, проявляют интерес к природным явлениям. Важно не упустить этот момент, формируя экологическую готовность к правильному взаимодействию с природой.

Любовь к своей семье, своему жилищу, своей школе, окружающей природе, постепенно расширяясь, переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему. Ребенок узнает, представителем какого народа он является, в какой стране живет, что в ней происходит, как это связано с ним самим и его семьей. Он начинает изучать свою страну: ее историю, географическое положение, знакомится с выдающимися людьми, оставившими след в истории и культуре. Начинает формироваться его гражданская позиция.

История страны неразрывно связана с историей и настоящей жизнью народа. Поэтому педагог формирует у детей отношение к своему народу, его языку, культуре, искусству, традициям и обычаям, приобщает к духовным ценностям народа. Это происходит в учебной деятельности и во внеклассной работе.

Патриотизм — категория нравственная и в то же время гражданственная, действенная. Любовь к Родине немыслима без активного участия в жизни страны, без труда на благо и процветание Отечества. Поэтому, воспитывая патриотизм, мы формируем у детей отношение к труду как ценности, приучаем к физическим и духовным усилиям, воспитываем ценные трудовые мотивы (заботы, долга, ответственности). Именно в труде материализуются отношения детей к близким, дому, природе, людям, Родине.

Работая с 2013 года в режиме эксперимента по апробации авторской программы гражданско-патриотического воспитания «Я в судьбе России» (автор аспирант ВСГАО А.А.Мясников) я определила особенности патриотического воспитания младших школьников, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания в моём классе; формы и методы; составила план мероприятий по воспитанию патриотизма, разработала тематику классных часов, тематику бесед и лекций с родителями учащихся и многое другое. В ходе эксперимента были достигнуты результаты с положительной динамикой в деле по формированию чувства патриотизма у младших школьников.

В своей практике я активно использовала разные как уже отмечалось ранее формы и методы работы.  

Классный час — одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

Классные часы: «Другом будь природе», «Дом под небом голубым», «Права и обязанности гражданина России», «Мы граждане многонационального российского народа» и другие, уроки Дружбы, праздники «День Конституции», «День матери», участие в митинге 9 мая – всё это составляет содержание патриотического воспитания.  Таким образом, классный час является высшей формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру», «посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).

Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной деятельности. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.

Интересно прошли выборы старосты класса «Сами самоуправляем!» В классе организовали место для голосования, поставили флаг России и под музыку «Под небом России» прошли выборы старосты класса. Все эти отношения фокусируются в понятии, которое называется патриотизмом.

Воспитание гражданина и патриота проходит и во время бесед с детьми. Задачи беседы: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива. Материалом для бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.), происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

Ещё одно направление в работе - устный журнал — это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы. Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью. Через изучение курса «Я – гражданин России» (Автор Н.Я.Чутко) осуществляется ознакомление детей с жизнью своей страны, на  конкретных фактах, явлениях, событиях устанавливаются  логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями. Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.

Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить.

Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание, как одно из условий становления основ российской идентичности у младшего школьника: проблемы и пути решения

Статья посвящена рассмотрению проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в современной России. Рассматривая причины обвала духовных и нравственных ценностей в современном российском о...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо у младших школьников. Опыт работы. Рекомендации.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетен...

Патриотическое воспитание в игре как метод формирования основ гражданской идентичности дошкольника и младшего школьника

В статье даётся описание проведения праздника, посвящённого Дню защитника Отечества....

Формирование основ региональной идентичности у младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Опыт работы учителя начальных классов по формированию регональной идентичности в поцессе аеведческой работы. В частности представлен опыт работы  по курсу внеурочной деятельности "Азбука юно...

Становление основ российской гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся

Проблема формирования гражданской идентичности современных обучающихся обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране. Одной из ключевых задач образовани...