Воспитательно-реабилитационная программа "Радость человеческого общения"
рабочая программа на тему
Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций. В указанный период жизни ребёнок уже умеет согласовывать свои действия с общественными нормами и чем раньше он обратит внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем будет в его жизни.
Речевой этикет охватывает собой всё, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения - это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proggramma_moya.docx | 42.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культуры непременно включает в себя культуру общения, культуру речевого поведения; Невозможно строить отношения с людьми, не соблюдая определённых правил и норм общения. В жизни каждого человека происходит невероятное множество встреч с сотнями других людей. Вопрос о том, как поступить, как вести и как относиться к поведению другого в том или ином положении, приобретает особую остроту ввиду огромной пестроты характеров, мнений, взглядов и вкусов. Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить своё достоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учитывать многие обстоятельства, проявлять сдержанность, жизненный опыт, такт. В этом помогают законы и правила общения, составляющие этикет.
С 17 мая 2010 года я работаю воспитателем в государственном учреждении социального обслуживания населения Тульской области «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района Тульской области». Значительная часть воспитанников центра - социальные сироты. В основном эти дети воспитываются в неполных асоциальных семьях и имеют негативный опыт общения. А отсутствие одного из родителей затрудняет возможность детей знакомиться с различными вариантами социального опыта и влечет за собой односторонней характер их нравственного развития, нарушение устойчивых адаптивных способностей, неумение принимать самостоятельные решения.
Воспитанность - это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени.
Филипп Честерфилд, английский писатель и государственный деятель, ХVIIIв.
У большинства подростков, нуждающихся в социальной реабилитации, наблюдаются проблемы с речью, нарушения поведенческого и психологического характера. Почти все такие подростки испытывают дефицит общения с детьми «не своего круга», так как дети из социальных семей их не принимают. Они часто сталкивались с различными формами жестокого обращения и насилия, насмешками, оскорблениями и прочее. Отсутствие чувства психологической защищенности ослабляет потребность подростков в общении. Ребёнок, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, проявлению робости в контактах, застенчивости, замкнутости или агрессивности, конфликтности.
Деформация процесса общения проявляется в разных вариантах. Во- первых, это вариант изоляции - стремление уйти от общества, избежать конфликтов с детьми и старшими. Здесь проявляется сильная мотивация личностной автономии, изоляции, защиты своего "Я". Другой вариант проявляется в оппозиции, которая характеризуется неприятием предложений, требований, исходящих от окружающих, даже весьма доброжелательных. Оппозиция выражается и демонстрируется в действиях негативного характера. Третий вариант - агрессия, характеризуется стремлением разрушать отношения, действия, приносить окружающим физический или психический вред, что сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти.
Мною разработанная программа «Радость человеческого общения» предназначена для воспитанников 7-13 лет.
Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций. В указанный период жизни ребёнок уже умеет согласовывать свои действия с общественными нормами и чем раньше он обратит внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем будет в его жизни.
Речевой этикет охватывает собой всё, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения - это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности и многое другое.
Правильное использование этикетных формул в речи ребёнка поможет наладить отношения с окружающими, поддерживать общение в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, следовательно, способствует формированию целостной личности, адаптированной в социуме.
содействие личностному развитию воспитанников через формирование положительного опыта социального общения.
- научить воспитанников социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях;
- коррекция отношений детей к себе, коррекция системы его ценностей;
- формирование и развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия, предотвращение и разрешение конфликтов;
беседы, дискуссии, тематические занятия, викторины, игры, экскурсии, просмотры кинофильмов и их обсуждение, театрализованные представления, конкурсы, диагностика.
- игра: творческая, сюжетно-ролевая, режиссёрская;
- проблемно-поисковый: создание и постановка проблемных ситуаций, организация поисковой творческой деятельности;
- драматизация, моделирование, проигрывание и анализ ситуации общения.
- сознательность и активность воспитанников;
- доступность;
- прочность усвоения знаний;
- принцип связи теории с практикой.
Программа рассчитана на 40 занятий.
Режим проведения занятий - 1 раз в неделю по 30-40 минут.
- умеет социально общаться в различных жизненных ситуациях; имеет представление о современных тенденциях в русском речевом этикете; знает основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
- имеет адекватную самооценку, правильно оценивает свои поступки и поступки близких и друзей, ведет себя относительно социальным нормам;
- имеет навыки конструктивного общения и взаимодействия, предотвращает и разрешает конфликтные ситуации; умеет вести разговор, убеждает собеседника в чем-либо, тактично отстаивая свою правоту; владеет различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения.
Культурный компонент | Возраст воспитанников | ||
Уровень воспитанности, культура поведения за столом, в быту, в общественных местах, культура общения, уровень эмоционального развития, творческие способности, эстетическое восприятие, культура речи, саморегуляция, самовоспитание, самосовершенствование, самоконтроль, внешний вид, аккуратность, бесконфликтность общения. | |||
Знает и выполняет правила поведения в группе, центре, общественных местах, на улице | Выполняет правила поведения, участвуя в культурно- массовых мероприятиях | Осознанно соблюдает правила поведения | |
Умеет наносить визиты с различной целью | Умеет выбрать подарок, оформить поздравление | Поддерживает непринуждённую беседу. Владеет культурой устной речи | |
Применяет этикетные стереотипы в зависимости от цели общения | Применяет этикетные стереотипы в зависимости от цели общения | Соблюдает правила мужского и женского этикета | |
Умеет вести диалог по телефону со специальными службами, родственниками | Умеет вести диалог по телефону со знакомыми, друзьями, незнакомыми | Имеет навыки ведения официальных бесед и переговоров | |
Умеет регулировать отношения в общении с младшими сверстниками, взрослыми | Вежлив. Умеет не вступать в конфликт, выходить из конфликта. Владеет культурой общения | Умеет строить бесконфликтные отношения | |
Умеет пользоваться столовыми приборами, эстетично принимать пищу | Умеет составить повседневное, праздничное меню. Оформить блюдо | Имеет навыки культуры быта, сервировки стола, беседы за столом | |
Проявляет интерес к чтению, расширению кругозора | Имеет достаточный объём знаний и представлений, обширные знания в интересующей области | Имеет достаточный уровень начитанности, эрудиции | |
Проявляет интерес к познавательным программам телевидения | Проявляет интерес к познавательны Программам телевидения, усваивает информацию | Информационная самозащита, избирательность информации | |
Активно участвует в мероприятиях группы. | Имеет потребность в культурном, содержательном досуге | Умеет принять гостей, организовать игры, танцы |
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | На теоретические занятия | На практические занятия | ||
1. | Азбука общения | 15 | 2 | 13 |
2. | Я и социум | 11 | 4 | 7 |
3. | Разговор по телефону | 3 | 1 | 2 |
4. | Путешествие по стране «Вежливости» | 8 | 1 | 7 |
5. | Культура спора | 2 | 2 | |
6. | Удивительные книжные тайны | 1 | 1 |
Сроки | № занятия | Тема занятия | Краткое содержание занятия | Используемые методические материалы |
сентябрь | 1 | Азбука общения. Путешествие по стране «Общение». | Познакомить детей с программой «Радость человеческого общения», заинтересовать, вызвать у них эмоциональный отклик. | Шипицына JI.M. программа развития личности ребёнка «Азбука общения» |
сентябрь | 2 | Язык мой - друг мой. | Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. | Элективный курс. Умеете ли вы общаться? Русский язык. 8класс./сост. Н.Н. Куцман.- Волгоград:ИТД «Корифей».-112с. |
сентябрь | 3 | Чудесные превращения слов. | Показать важность каждой буквы в слове, знакомство с метаграммой. | Волина В.В. учимся играть.- М.: «Новая школа», 1994. |
сентябрь | 4 | Слова извинения. | Научить детей употреблять различные формы выражения извинения. | Журнал "Педсовет" №10 1996 г., "Речь и культура общения", ч.2 |
октябрь | 5 | Слова выражения просьбы, благодарности. | Знакомство со словами выражения просьбы, благодарности, их значением, этимологией, особенностями употребления в речи. | Журнал "Педсовет" №5 1996 г., "Речь и культура общения", 4.1 |
октябрь | 6 | Скрытая просьба. | Учить употреблять слова просьбы с учётом ситуации общения. | Журнал "Педсовет" №5 1996 г., "Речь и культура общения", 4.1 |
октябрь | 7 | Культура приветствия обращения и знакомства. | Знакомство детей со словами приветствия, обращения и знакомства, умение | Речевые секреты/ Под ред. ТА. Ладыженской. - М.: «Просвещение», 1992. |
употреблять эти слова в речевой практике. | ||||
октябрь | 8 | Слова прощания. | Учить употреблять различные формы прощания в зависимости от ситуации. | Журнал "Педсовет" №5 1996 г., "Речь и культура общения", 4.1 |
ноябрь | 9 | Помощники устного слова. | Формирование первичных представлений о роли мимики и жестов в процессе общения. | Журнал "Педсовет" №10 1996 г., "Речь и культура общения" , ч.2 |
ноябрь | 10 | Мимика и жесты в устной речи. | В процессе общения продолжить формирование неязыковых средств в речи. | Журнал "Педсовет" №10 1996 г., "Речь и культура общения", ч.2 |
ноябрь | 11 | Быть внимательным к окружающим. Уметь слушать собеседника. | Развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательности. | Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? Издательство: ACT, Астрель |
ноябрь | 12 | Слушали, услышали, прослушали. | Учить слушать собеседника, услышать, понять говорящего. | Николай Дик, Францевич Дик Николай. Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, 2008 г., Изд.: Феникс |
ноябрь | 13-14 | Техника речи. | Познакомить детей и отработать на практике навыки по технике речи (дыхание, громкость, тембр, дикция) | Журнал "Педсовет" №11 1997 г., "Речь и культура общения", ч.З |
декабрь | 15 | Ораторское искусство. | практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции | Подгорная С. Н., Перекатьева О. В. Тематические недели в начальной школе. 1— 2 классы |
декабрь | 16 | Я и социум. Учимся сотрудничать. | Формировать умение понимать и принимать другого человека; развивать умение общаться невербальными способами. | Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка?» Фопель «Как научить детей сотрудничать?» |
декабрь | 17 | День рождения Мальвины. | Научить воспитанников культурно вести себя за столом, сервировать стол | Проведение праздников в начальных классах. - М.: Просвещение, 1983. |
декабрь | 18 | День рождения. Как принимать подарки | Ознакомить детей с правилами выбора подарков, умением вручать подарок | festi val@ 1 september.ru |
январь | 19 | Учимся писать письма. | формирование умения писать письма; развивать устную и письменную речь детей | festival@l september.ru |
январь | 20 | Как правильно составить поздравление. | Познакомить детей правильно составлять поздравление | festi val@l september.ru |
январь | 21 | Правила поведения в общественных местах. | Познакомить с правилами поведения в театре, развивать культуру общения | Генералова И. A. Пособие для дополнительного образования. - М.: Баласс, 2004г. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: ВЦХТ, 2008. |
январь | 22 | Наша дружная семья. | Воспитывать доброе, заботливое отношение к своей семье, самым близким людям | festival@l september.ru |
февраль | 23 | Как не прослыть неприятным человеком. | Помочь детям взглянуть на себя со стороны, развивать умение избавляться от плохих манер | Тимощенко, JL Н. Воспитание старшеклассниц: Кн. для учителя. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 1991 с. |
февраль | 24 | О вежливости по отношению к девочкам «Слабый пол?!» | Показать детям (на примерах поступков из писем профессора Маковки), как себя вести мальчикам с девочками | ж. Пед совет№5, 1998г. |
февраль | 25 | Разговор по душам «Посидим, по-окаем!» | Создание благоприятных условий для стимулирования положительных эмоций и развития коммуникативных навыков у подростков | Читаем, учимся, играем.-2006. |
февраль | 26 | Час веселья. | Активизировать полученные на занятиях по речевой культуре знания, умения применять их в жизни. | Аверьянова И.В.,Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. Внеклассная работа в начальной школе |
март | 27 | Разговор по телефону. У меня зазвонил телефон. | Обучить . ребят правилам телефонного разговора; выработать умение составлять диалог. | Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н.Классные часы: 3 класс. - 2-е изд., перераб. и доп. |
март | 28 | Мобильный этикет. | Формировать навыки культурно- речевого поведения во время телефонного разговора | Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н.Классные часы: 3 класс. - 2-е изд., перераб. и доп. |
март | 29 | АБВГДейка. | Закреплять, расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, литературному чтению, расширять | сост. Косивцова Л.И. Предметные недели в школе: Русский язык и литература |
кругозор, воспитывать любовь к родному языку, развивать мышление, память, воображение. | ||||
март | 30 | Путешествие по стране «Вежливости» Секрет волшебных слов. | Развитие культуры речи воспитанников, сформировать у них представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими | С.А. Насонкина "Уроки этикета" С.Петербург изд. "Акцент" 1998 г. О.Н. Пахомова "Добрые сказки. Этика для малышей" Москва. Прометей 2003 г. |
апрель | 31 | Поищем и найдём волшебные слова | Познакомить детей с тем, как можно словом воздействовать на чувства и поведение людей | ж.Весёлая нотка №11, 2006г., 17с. |
апрель | 32 | В плену у королевы Грубости. | Учить речевому общению в коллективе | В первый погожий сентябрьский денёк/ред.- сост.Л.И.Жук- Мн.:Красико- принт,2005,.-128с. |
апрель | 33 | Давайте говорить друг другу комплименты. | познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение. | Воронова J1. Практикум доброты и вежливости, 2004г. |
апрель | 34 | Доброе рядом. | воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, работать над выработкой положительных черт характер | Дик Н.Ф. Классные часы, 2003г. |
апрель | 3-5 | Слабое звено. | Обогащение словарного запаса детей, воспитывать культуру общения | О.Е.,Барылкина Л.П.Дыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 3 класс.-2 изд.доп.- М.:ВАКО,2005.-298с |
май | 36 | Слова очень нужные и очень важные. | Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета | Е. Н. Арсенина "Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе" М.: "Глобус", 2001 |
май | 37 | Брейн-ринг. | познавательная игра Брейн-ринг "Почему мы так говорим? Из истории слов и выражений". | Аверьянова И.В.,Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. Внеклассная работа в начальной школе |
май | 38 | Культура спора. От Ромула до наших дней (из истории искусства спора). | Изучить правила ведения цивилизованного спора, сравнить традиции бытового и цивилизованного спора. | Поварнин. С.З. «Спор. О теории и практике спора», СПб, 1996г |
май | 39 | Понятие спора. Виды спора. | изучение сущности спора как вида речевой деятельности и проблем эффективности его ведения | Сопер П., «Основы искусства речи», пер. с англ. М., 1998. |
май | 40 | Удивительные книжные тайны. | привлечение детей к чтению; знакомство с историей создания письменности и книги | Шейнов Г. П. «Риторика», М., 2000г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа на родительском собрании в 1 классе "Красота человеческого общения - как основа эстетического воспитания детей"
Советы родителям по эстетическому воспитанию....
Роскошь человеческого общения
· Расширить знания учащихся об общении с людьми, учить оценивать себя, видеть свои недостатки, через анализ сказок...
классные часы. тема: "Из истории праздника 8 марта", "Радость человеческого общения"
направление: личностное развитие;направление: основы жизнеобеспечения...
Конспект внеурочного занятия с элементами тренинга "Радость человеческого общения" 4 класс
Внеурочное занятие для 4 класса разработано для формирования благоприятного психологического микроклимата в классе и культуры общения, в него включены беседа с элементами обсуждения, игры, игровые упр...
Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая — общение с другими людьми.
Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива - задача лишь начального этапа работы воспитателя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон колл...
Роскошь человеческого общения.
Беседа формирует толерантные отношения друг к другу, развивает способности адекватно и более полно познавать себя и других людей....