Выпускная работа.
проект на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города
Москвы.
«Московский городской педагогический университет»
Институт дополнительного образования.
Выпускная работа
Курс: Система учебно –воспитательной работы в группах продленного дня(1-4 классы)
Тема: Развитие младшего школьника в группе продленного дня.
Выполнила Ширинян Бела Геворговна
ГБОУ СОШ №1959
Москва 2012г.
I Введение.
В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развития школьников. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий. Министерство образования Российской Федерации подготавливает и издает специальные программы по развивающему обучению. Все это свидетельствует о том, что проблемы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников становятся весьма актуальными в нашем образовании, более того, одним из принципов реформы современного школьного образования является принцип его строительства в качестве подлинно развивающего образования. Необходимо отметить, что вопрос об отношении обучения и развития школьников представляет, по словам Л.С. Выготского," самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии ... не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены"
Анализируя ситуацию, связанную с развитием отдельных психических свойств школьника в процессе обучения, Д.Б. Эльконин отмечал: "К началу младшего школьного возраста и восприятие, и память уже прошли довольно длинный путь развития. Теперь для их дальнейшего совершенствования необходимо, чтобы мышление поднялось на новую, более высокую ступень развития". Л.В. Занков писал: "Наши наблюдения и специальные обследования… свидетельствуют о том, что достижение качества знаний и навыков в начальных классах не сопровождается существенными успехами в развитии учащихся". Исходя из того, что обучение не всегда развивает, а может и затормозить развитие личности, сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности.
Таким образом, если мы действительно хотим в процессе обучения достичь развития интеллекта школьников, их творческого потенциала, мы должны построить учебный процесс на научно-методических основах, используя технологии, обеспечивающие саморазвитие учащихся, т.к. известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. К.Д. Ушинский об этом понятии говорил: "Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей".
Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.
На развитие ученика влияют многие факторы жизни. Социальная среда, в которой он вращается – это его семья, друзья, знакомые и не знакомые люди с которыми ему приходится сталкиваться. Общеобразовательная школа, где он получает знания, а порой проводит в ней большую часть дня, как дети посещающие продлёнку. Школы дополнительного образования (художественная, музыкальная, спортивная), где он удовлетворяет свои потребности в самовыражении. Всё это откладывает отпечаток на развитие ребёнка как личности. Каждый из нас должен вложить в наших детей свою часть знаний, умений и навыков, чтобы помочь школьнику правильно развиваться. Вложить в него крепкую основу для его дальнейшего и успешного продвижения по жизни.
Я как воспитатель группы продлённого дня пытаюсь решать задачи развития своими способами и ставлю перед собой следующую цель:
Использование досуговой деятельности младших школьников, посещающих группу продлённого дня, для их развития посредством занятий по оригами, конкурсов, игр, школьных праздников.
Передо мной сразу возникла проблема: может ли воспитателя группы продлённого дня способствовать всестороннему развитию ученика. Помочь становлению личности твёрдо шагающей вперёд, преодолевая трудности, достигая поставленной перед собой цели. Но при этом будет действовать самостоятельно, не привлекая к сотрудничеству учителей своих воспитанников и школьного психолога.
Одной из сложнейших задач обучения и развития в школе остается проблема творческого, нестандартного, пространственного мышления, которая связана с практической деятельностью и применением принципа наглядности. Дело в том, что, «если просто учить чему-нибудь человека, он никогда ничему не научится» говорил Бернард Шоу.
Он был прав. Мы учимся на делах. Поэтому, если чему-нибудь учить ребенка, необходимо, чтобы он делал что-либо связанное с этим, иначе все забудет, так как в голове удерживаются только те знания, которые применяются в практической деятельности. Именно в ней формируется познавательный интерес, что помогает учащимся овладеть конкретными знаниями. Возникает необходимость не только передачи информации, но и выработки нового подхода применения знаний в практической деятельности, формирующей познавательный интерес и помогающей учащимся овладеть конкретными знаниями.
II. Режим группы продленного дня.
В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продленного дня, как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального развития и духовного роста совершенно очевиден.
Задача педагога группы продленного дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.
Обеспечивая целенаправленность, комплексность и непрерывность воспитательного воздействия на детей, педагог создает в группе продленного дня обстановку, благоприятную для развития каждого ребенка и всего коллектива.
Режим гпд складывается из следующих форм деятельности учащихся: бытовой, учебой, досуговой и др.
Бытовая деятельность. Вкрапливается во все основные виды деятельности. Она как бы цементирует весь режим учебно-воспитательной работы, создает его комфортность. Уход за телом, за одеждой, обувью, помещением, местами отдыха и т. д. осуществляется регулярно с целью выработки устойчивых привычек содержать всё в порядке. Эта работа выполняется учениками как индивидуально, так и коллективно. Для интеллектуального нравственного, эстетического, а в целом для социального становления личности этот вид деятельности имеет огромное значение.
Учебная деятельность занимает в режиме продленного дня значительное время. В отличие от бытовой этот вид деятельности строго регламентирован и организуется в два приема. Во второй половине дня, после отдыха, самоподготовка (выполнение домашних заданий). Учебная деятельность школьников является ведущей в учебно-воспитательном процессе, и на нее возлагается главная нагрузка в духовном развитии учащихся. Она играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом воспитании школьников.
Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Она организуется в индивидуальной и коллективной формах. Ученики сами выбирают вид отдыха, чтение, спортивные игры, и т. д. На эту работу ежедневно приходится до 20 % времени. Коллективная же досуговая деятельность в разные дни недели занимает 20—30% времени режима дня. По своему содержанию эта деятельность многогранна. В различных сочетаниях она включает интеллектуальную, трудовую, художественно - эстетическую спортивную и игровую. С точки зрения всестороннего воспитания и развития детей она богата разнообразием содержания и форм. Педагог, воспитатель, организующий коллективную досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на детей во внеурочное время. Среди форм организации воспитательного и развивающего процесса в практике работы групп продленного дня довольно широко используются мероприятия и сравнительно реже — занятия. Встречаются в практике работы простые и сложные мероприятия. Среди сложных в организационном плане видов мероприятий особо выделяются праздники, соревнования, концерты, конкурсы, сложные игры. Все они требуют разработки сценария, предусматривающего разноплановую деятельность детей.
Однако целый ряд мероприятий может проводиться и в простых организационных формах, в таких, к примеру, как беседа, чтение, слушание музыки, викторины, встречи с интересными людьми. Все эти мероприятия просты, не требуют длительной подготовки. Занятие не может существовать в разовом исполнении и имеет педагогический смысл только в ряду себе подобных. С помощью занятий, как правило, организуется разнообразная послеурочная деятельность школьников.
Режим группы
продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он характеризуется определенным расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года. Его структура складывается из следующих частей: уроки, активный отдых, самоподготовка, внеурочная деятельность, занятия по интересам, прогулки, экскурсии. Переход к игровым и самодеятельным формам занятий, физические нагрузки, многообразие связей при общении, как правило, способствуют снятию утомления. Особое место в режиме дня занимает самоподготовка, которая должна проводиться в одно и то же время. Продолжительность ее не должна превышать нормы. Очень важно, чтобы большая часть домашних заданий выполнялась школьниками на продленном дне.
Прогулка. Много лет назад я хорошо усвоила методическое правило: прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Поэтому гуляем мы в любую погоду. Обязательно! Исключение составляют актированные дни зимой
(- 20° С и ниже). В такие дни у детей наблюдается неадекватное поведение, озлобленность, нервозность. Компенсировать недостаток прогулки пытаюсь путём проветривания кабинета и подвижных игр в рекриации.
Самый ответственный период пребывания детей в продлёнке – это час самоподготовки. Основные требования к ученику в процессе самоподготовки: самостоятельность, прилежание, экономное использование времени. Под руководством воспитателя дети должны развивать самостоятельность, уверенность в своих силах, испытывать чувство гордости за проделанную работу. Вторая половина дня, время после прогулки, чаще всего внимание у детей неустойчивое, задания у всех разные. Перед началом работы мы настраиваемся, а так же проводим развивающую разминку. В неё включены материалы на развитие речи, обогащение словарного запаса, тренировка внимания, памяти, закладывание основ творчества. В этом мне помогают следующие книги: И.Г.Сухин «Книга затей.», В.Волина «Праздник числа», А.В.Ястребов, О.И.Лазаренко «Досуг и занятия в группе продлённого дня»…..
В свободное время все дети стремятся к игровой деятельности, игра для некоторых из них является смыслом жизни. В подвижных играх дети развивают в первую очередь свои физические способности; через сюжетно-ролевые игры они успешно осваивают элементы человеческой деятельности, а с помощью дидактических игр лучше усваивают и углубляют знания учебной программы. Во время, отведённое для игр, даю полную свободу выбора. Они группируются по интересам, а моя задача помочь детям-одиночкам определиться с игрой.
III. Что необходимо знать воспитателю группы продлённого дня.
Не перечислить всех достоинств оригами для воспитателей группы продлённого дня. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Все материалы для работы можно хранить в кабинете, не заставляя детей загружать свои и без того загруженные портфели. По своему опыту я знаю, что дети очень часто забывают приготовить то, что им говоришь накануне. Они очень огорчаются, когда мы начинаем делать какую-нибудь поделку. А доступность материала всегда выручает. Поделки, сделанные руками детей, в технике оригами становятся игрушками. Поэтому очень важно получить красочную игрушку, передающую типичные внешние особенности окраски и украшения предмета. Тогда и возникает потребность в необычной бумаге с рисуночной поверхностью. Иногда даже знакомая поделка (пилотка, самолётик, цветок), выполненная из бумаги, подготовленной самостоятельно, выглядит фантастически. Необычно окрашенная бумага вызывает желание снова и снова обращаться к конструированию. Можно раскрашивать уже готовые поделки, выполненные из белой бумаги. Ведь карандаши и фломастеры являются неотъемлемой частью содержимого портфеля. Это даёт возможность разыграться воображению и превратить белый кусок бумаги в разноцветного персонажа из какого-нибудь мультфильма, например «попугая».
Научившись конструировать игрушку, ребёнок может легко показать, как её складывать. А вот описать словами, как он это делает, ребёнку трудно. Поэтому очень важно научить его проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Укрепление между наглядными, практическими и словесными источниками действия значительно активизирует мыслительные процессы.
Воспроизведение действий, показанных воспитателем, не является для ученика простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ученика известного волевого и мыслительного напряжения.
Путём складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. Например, головные уборы можно делать из газетных листов. Сначала это пугает детей, но результат их интригует т. к. можно примерить сделанную «пилотку» на себя и тут, же организовать показ мод. Однако необходимо помнить, что на качество изделия влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания, и заглаживание сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приёмам складывания квадрата.
Многие фигуры, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определённого момента. Одинаковые заготовки – это базовые формы.
Очень важно научить учеников складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата.
Иногда, поделки в технике оригами встречаются и в учебниках технологии в начальной школе. Дети, посещающие группу продлённого дня, не испытывают трудности при изготовлении таких поделок на уроках технологии. Они становятся первыми помощниками для учителя, что формирует у них высокую самооценку.
Учителя начальной школы обращаются ко мне за помощью при проведении уроков труда по теме ОРИГАМИ. Вместе мы разрабатываем необходимые приёмы обучения технике оригами:
- Учитель объясняет приёмы складывания и показывает на своём образце – учащиеся повторяют действия.
- Учитель объясняет приёмы складывания, опираясь на схемы, - учащиеся выполняют.
- Учитель чертит схемы, не объясняя приёмов складывания, - учащиеся выполняют.
- Учитель предлагает нарисовать схемы складывания базовых форм.
- Учитель называет базовые формы – учащиеся самостоятельно складывают.
- Учащиеся самостоятельно объясняют схемы складывания.
- Учащиеся самостоятельно объясняют и показывают приёмы складывания.
IV. Праздник для младших школьников как средство воспитании и развития.
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания и развития, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, не обладающих определенной культурой.
В педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
– целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
- Игры и конкурсы.
В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.
Л.С.Выготский
Игра – это одна из древнейших сфер человеческой деятельности. Она является богатой почвой для общения и деятельности детей, получения знаний, формирования умений и развития творческих способностей.
Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление.
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития»
Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.
Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, так как долгое время считалось, что мышление ребенка – это как бы “недоразвитое” мышление взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным.
- Заключение.
Работая воспитателем группы продлённого дня, имея опыт работы с детьми младшего школьного возраста, получаешь богатую почву для взращивания развитого поколения. Только совместно с учителями своих воспитанников, а так же со школьным психологом можно вырастить всесторонне развитую личность, умеющую ставить перед собой определённую цель и добиваться её, преодолевая трудности. Учитель помогает добывать знания, воспитатель группы продлённого дня помогает эти знания закрепить, а психолог – отслеживает результаты, работает с трудными детьми, корректирует процессы развития. Не смотря на то, что зачастую неблагоприятный социум влияет на наших детей, а они как губки впитываю всю информацию, даже негативную, мы должны помогать, детям, отфильтровывать худшее и крепко цементировать фундамент развития положительных качеств.
Не смотря на кажущуюся простоту работы воспитателя, мало кто осознаёт всю его значимость в воспитании и развитии детей. Во второй половине дня у первоклассников остаётся много свободного времени, которое опытный воспитатель будет использовать для формирования личности в ненавязчивой для ребёнка форме. По своему опыту я сделала вывод, что оригами является лучшей формой развития т.к. ОРИГАМИ – это учёба и игра удобная в применении даже для молодого специалиста.
Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса младших школьников. Гармонизируется развитие детей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.
Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания младших школьников. Занятия оригами на продлёнке формируют такие нравственные качества учащихся как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь товарищам, желание радовать окружающих результатами своего труда.
Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности.
Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.
Оригами благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности младших школьников - формированию навыков общения в коллективе. Общность творческих и образовательных интересов учащихся, их родителей, учителей, воспитателей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.
Оригами как вид деятельности занимает промежуточную позицию
между учебой и игрой и отвечает условиями, обеспечивающим эффективность развития творческой активности младших школьников:
• делает возможным овладение школьниками опытом самостоятельной, новой для них деятельности;
• создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;
• обеспечивает совместную деятельность воспитателя и учащегося, детского воспитательного коллектива, родителей и детей;
• способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;
• оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности младшего школьника.
Таким образом, работа в технике оригами является эффективным
средством развития творческих способностей младших школьников, а
оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе, как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании.
Праздники и игры – не менее важны для детей, чем оригами. Они являются неотъемлемой частью продлёнки. Опыт работы показывает, что детям нравятся игры:
- основанные на дидактическом материале;
- на внесении элементов воображаемой ситуации;
- с элементами ожидания и неожиданности
- основанные на соревновании.
Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие игры и приёмы в работу группы продлённого дня начальной школы, возможность проведении эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Это возможно, так как развивающие игры базируются на психодиагностических методиках. И, наконец, возможность представления заданий и упражнений в игровой форме, наиболее доступной для ребенка, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Игровой, увлекательный характер занятий снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Шагая в ногу с современными концепциями образования, изучая новые технологии мультимедиа, у меня появилась идея разработать занятия по оригами в электронном варианте. Проводить интегрированные уроки технологии и оригами с учителями начальных классов. Продолжать осваивать мультипликацию со своими воспитанниками.
Свою работу по данной теме считаю ещё не завершенной, но то, что уже сделано, оцениваю на высоком уровне. Дальнейшее сотрудничество с психологом позволит корректировать новые формы и приёмы развития детей в группе продлённого дня. Всё выше сказанное поможет детям проживать свой день на продлёнке более интересно и не скучно. Проходя пути развития в начальной школе, ученики легче адаптируются, переходя в среднее звено. С большим удовольствием посещают художественную школу, всевозможные кружки, становятся главными помощниками для старшей вожатой, играя на сцене в спектаклях сценках. Становятся инициаторами различных мероприятий. Самые одарённые дети выходят на большую сцену, демонстрируя свой талант всему городу, и радуют своими успехами родителей, а так же меня – своего воспитателя группы продлённого дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ, Выпускная работа Тема урока: "Дружба"
Тема урока "Дружба"...
Презентация квалификационной выпускной работы
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…3 ...
К выпускной работе «Мы исследователи» (Свойства воды)
Выпускная работа предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций.Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются вода. Знакомство...
Выпускная работа
Проект, выпскная квалификационная работа...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «Формирование речевой культуры младших школьников на уроках литературного чтения»...
Выпускная работа слушателей курсов повышения квалификации по теме: «Организация внеурочной деятельности обучающихся средствами программы «Основы информационной культуры школьников»
31 мая 2021 г. приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 утвержден обновленный федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В целях информацио...
Выпускная квалификационная работа студентки ФГБОУ ВО "РГПУ им.А.И.ГЕРЦЕНА" Аверкиной Галины Николаевны по теме: «Нарушения письма и специфика логопедической работы по их коррекции у учащихся младших классов общеобразовательной школы». (2016 год).
ВКР по теме: «Нарушения письма и специфика логопедической работы по их коррекции у учащихся младших классов общеобразовательной школы». В работе широко освещается проблема нарушения устной...