Внеклассное занятие – тренинг по изобразительному искусству
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Гартвих Елена Алексеевна

Занятие построено на основе методики «Варежка», цель которой изучение отношения детей друг к другу в ситуации вынужденных уступок и сотрудничества.

         Участникам данного занятия  нужно   раскрасить варежки из одной пары так,  чтобы они получились одинаковые. Данная форма позволяет формировать умения работать в паре, сотрудничать друг с другом.

В завершении занятия  организована рефлексия учебной деятельности  для проведения самоконтроля и самооценивания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnklassnoe_zanyatie_-trening.rar2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия - тренинга:  Виды орнамента. Украшаем рукавичку.

Цель: познакомить детей с видами орнамента,  его  практическим применением на

           примере украшения рукавички.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.
  • Формировать умения украшать варежки в паре.

Воспитательные: 

  • Прививать интерес к изобразительному искусству.
  • Воспитывать дисциплинированность, аккуратность.

Развивающие:

  • Развивать творческую фантазию;  коммуникативные качества; образное мышление, речь.

Оборудование для учителя: 

  • Компьютер
  • Проектор
  • Презентация
  • Таблицы  «Виды орнамента».

Оборудование для учеников:

  • Шаблон варежки
  • Альбом
  • Палитра
  • Акварельные краски
  • Кисточки
  • Простой карандаш
  • Ластик 

Форма проведения:  тренинг ( на основе методики «Варежка»)

Место проведения:  кабинет  для уроков ИЗО.

План проведения:

  1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Введение в тему урока (Сказка «Рукавичка»).
  3. Формулирование темы урока ( знакомство с понятием «орнамент», с видами орнамента, работа в парах по распределению орнаментов на группы)
  4. Планирование предстоящей работы ( составление алгоритма работы, повторение правил работы в паре)
  5. Самостоятельная работа в парах.
  6. Итог урока. Организация выставки. Рефлексия (оценивание своей работы на лесенке успехов)

Ход занятия.

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня на наше занятие пришли гости. Всем известно, что улыбка располагает к  приятному общению. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Давайте настроимся на работу под  весёлую песенку «Дети любят рисовать».  

- Покажите смайликом, какое у вас сейчас настроение J K L.

II. Введение в тему урока.

- Послушайте одну интересную историю и попробуйте определить,  чем мы будем заниматься на сегодняшнем занятии:

РУКАВИЧКА                                                                                            

          Зима выдалась вьюжная, с ветрами и весело потрескивающими морозами. Люди одевались тепло. Кутались в шубы и пальто, заматывали шею пушистыми шарфами, на голову надевали шапки, на ноги ботинки и сапожки, некоторые особо сознательные граждане и валенками не брезговали. На руки же надевали тёплые варежки и рукавички.
И, как всегда, спешили!..
        Вот и в магазине, то сумку уронят, то платочек позабудут, то целлофановый мешочек потеряют. А однажды кто-то забыл рукавичку.
Продавцы положили её на видное место. Авось, кто спохватится и, вернувшись, увидит свою пропажу. Но никто не вернулся за рукавичкой...

Один зимний месяц прошёл. Другой миновал. Третий прокатился.
Добрая волшебница — хранительница «Хлебной избушки» только вздыхала. 

-  Ну почему люди вечно спешат? Теряют свои вещи и не пытаются найти...
Она сердито качала головой и с жалостью смотрела на запылившуюся рукавичку. Скоро наступит весна и её просто выбросят за ненадобностью.
- Бедная рукавичка, — вздыхала Добрая волшебница.
 Наступил март. В небе ярко засияло солнце! И на лицах людей чаще стали появляться улыбки. Под окнами весело застучала капель, — бум-бум! Цок-цок! Снег потускнел и стал съёживаться, как  скомканная бумага. Посветлевшие деньки бежали один за другим, как дети, почуявшие приближение каникул.

Март остановился на пороге, бросил прощальную улыбку Доброй волшебнице  и ушёл... до следующего года. Наступил апрель. Снега почти не осталось. Зато появилась свежая зелёная трава и первые цветы — подснежники.
 Рукавичка тем временем совсем приуныла.

- Всё, — подумала она, — никому я теперь не понадоблюсь! Валяться мне в мусорной куче, — и она горько заплакала.
 А люди всё спешили и спешили по своим делам... Ну почему люди не замечают, как плачут забытые вещи?! Может быть, если бы они остановились на минуточку...
Но увы!..
Солнце светило так ярко, что стало ясно — пришла настоящая весна!
- Пора бы рукавичку выбросить, — вздохнула одна из продавщиц, — видно, никто за ней уже не придёт.
- Да, — отозвалась другая, — наверное, эта Маша-растеряша так и не хватилась её.
 Наступила тёплая вешняя ночь.
 Было слышно, как на деревьях лопаются почки.
 Добрая волшебница  взяла рукавичку, стряхнула с неё пыль, погладила её и промолвила: «Была ты потерянной рукавичкой, а станешь весёлой птичкой!»  И в тот же миг обернулась рукавичка птичкой-невеличкой.   Слетела она с ладони Доброй волшебницы. Покружилась в воздухе, а потом села на ветку берёзы и запела! И такая хорошая получилась у неё песенка, что даже ветер перестал шуметь в молодой листве и заслушался.
- Спасибо тебе, Добрая волшебница! — сказала птичка, окончив пение, взмахнула крыльями и улетела искать себе пару.
Добрая волшебница  помахала  птичке рукой и вернулась в «Хлебную избушку». Нельзя ей было магазин надолго без присмотра оставлять.

III. Формулирование темы занятия.

- Как вы думаете, какой будет тема нашего занятия? (Украшаем рукавички)

- Сегодня  вам предстоит непростая работа: вы будете  рисовать и украшать варежки в паре  

  так, чтобы они составили комплект (пару).

-  Как вы думаете, почему рукавички так назвали? (Их одевают на руки.)

- Для чего нужны рукавички? (Они сохраняют тепло, защищают руки от холода.)

- Подберите слово,  близкое по значению к слову рукавички. (Варежки)

- Слово “варежки” в переводе с латинского означает “защита”. “варежки” - это

  предмет одежды, который  защищает руки от холода.

- В старину русские мастерицы, наблюдая за природой и окружающим миром, создавали удивительные орнаменты. Ими украшали одежду, платки, пояса, посуду и другие предметы быта.

- Что такое орнамент?

Обратимся к толковому словарю:

Орнамент (от лат.-украшение)-   узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов; предназначается для украшения различных предметов, сооружений, интерьера, произведений искусств.

- А для чего нужен орнамент в одежде? (Орнамент оживляет вещи, делает их  яркими и красивыми).

Орнамент  делят на:

  • растительный
  • геометрический
  • животный

- Растительный орнамент - это листья, цветы, плоды …

- Геометрический орнамент состоит из точек, прямых, ломаных линий, кругов, ромбов, многогранников, звёзд,  спиралей.

             

   

         

                      

Животные орнаменты - это фигуры или части фигур реальных или фантастических животных .  

Работа в парах

- На ваших столах лежат полоски с изображением орнаментов. Разделите их на три группы по виду (проверка по слайдам).

- Часто в орнаментах используют сочетание растительных, геометрических и животных орнаментов.

- Ребята, как вы понимаете выражение “золотые руки”? (умелые, искусные, трудолюбивые)

- Посмотрите на выставку рукавичек, связанных  разными мастерицами. Можно ли сказать, что у них “золотые руки”? Почему?

Физминутка

IV. Планирование предстоящей работы.

- На ваших столах лежит один шаблон варежки.

      1. Обведите шаблон так, чтобы у вас с «соседом» по парте получилась пара.

      2. Придумайте орнамент.

      3. Подберите цвета и раскрасьте варежки красками.

- Чтобы у вас получилась пара варежек, работать надо дружно.

- Какие правила дружной работы вы знаете?

      1. Умей договариваться.

      2. Умей находить общее решение.

      3. Умей помогать товарищу.

V. Самостоятельная работа в парах. (под музыкальное сопровождение)

VI. Итог занятия. Организация выставки. Рефлексия.

- Покажите смайликом, какое у вас  настроение в конце урока. J K L. Выставка детских работ.

  • Как вы считаете, получилась ли у вас работа в паре?
  • Какие приемы вы использовали, чтобы прийти к согласию?
  • В какой момент урока вы почувствовали себя особенно успешным?
  • Что вам понравилось больше всего?

- Оцените свою работу на уроке на лесенке успехов.

- Оказывается,  работать в паре не  совсем легко. Но мы будем  учиться этому. Ведь чтобы жить в дружном коллективе , нужно уметь договариваться друг с другом, принимать общее решение.  Спасибо за работу!

Для учителя критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на  

варежках;

Уровни оценивания:

Низкий: в узорах преобладают явные различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Средний: сходство частичное – отдельные признаки совпадают, но имеют и заметные различия. 

Высокий: варежки украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети работают с удовольствием, активно обсуждают варианты, сравнивают способы действия и

координируют их. Строят совместное действие и следят за реализацией принятого замысла.  

Интернет-ресурсы:        

Геометрические орнаменты  ornament_229.jpg 

Животные орнаменты  ornament_70.jpg

Растительные орнаменты  Растительные орнаменты | Орнаменты и узоры

Сказка «Рукавичка»  http://afield.org.ua

Шаблон рукавички  http://www.ladyhandmade.com.ua/?p=7197


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству: Живописные приёмы в технике пальчиковой живописи."Осенний вернисаж"

Внеклассное занятие по изобразительному искусству:     Живописные приёмы в технике пальчиковой живописи. «Осенний вернисаж». Отработка умений   приёмов живописных навыков в и...

Конспект занятия кружка по изобразительному искусству «Акварелька», 2 класс

Тема занятия: Рисование на тему «С чего начинается Родина» (карандаш, акварель) Цели:ознакомления с произведениями изобразительного искусства;формирование у детей представления: о родной природе,...

Методическая разработка "Занятие-проект по Изобразительному искусству в 1 классу «Зимняя сказка»"

Использовать на уроках изобразительного искусства, художественного труда, внеклассное занятие...

Методическая разработка "Занятие-проект по Изобразительному искусству в 1 классу «Зимняя сказка»"

Использовать на уроках изобразительного искусства, художественного труда, внеклассное занятие...

План-конспект открытого занятия по программе «Изобразительное искусство »

План-конспект открытого занятия по программе «Изобразительное искусство »Педагог СП ДШИ  ГБОУ СОШ №1 жд-ст Шентала Кудряшова Наталия АлексеевнаКласс: учащиеся 1 класса (1 год обучения...

Конспект занятия внеурочного занятия с интеграцией изобразительного искусства. Урок толерантности в 1 классе. Дружат дети всей Земли. Тема: «Какие мы все разные»

Цель: формировать понимание значения дружбы, доброты, отзывчивости, терпимости (толерантности) для каждого ребенка; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать уважение к лю...

Презентация к занятию "Портрет-жанр изобразительного искусства"

Презентация к занятию "ПОРТРЕТ-ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА"...


 

Комментарии

Вагу Мария Викторовна

Ваша работа не соответствует тематике конкурса

Банникова Наталья Анатольевна

Вот и про рукавички рассказывают... Между тем, тематика конкурса - Первая мировая война. Грустно...