Внеклассное занятие "Путешествие по Санкт-Петербургу".
методическая разработка (4 класс) по теме

Занятие знакомит с историей возникновения Санкт-Петербурга и с историческими памятниками города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_sankt-peterburgu1_nxpowerlite.doc768 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие « Путешествие по Санкт-Петербургу».

Автор-составитель: Виноградова Людмила Николаевна.

Цели и задачи:

  • Познакомить с историей создания  городов в различных природных средах (леса, равнины, горы), с историей создания древнерусских городов-крепостей, с историей возникновения Санкт-Петербурга.
  • Формировать познавательный интерес и бережное отношение к родному городу.
  • Познакомить с  культурно-историческими памятниками, связанными с историей российского флота.
  • Учить находить нужную информацию в иллюстрациях, фотографиях, на старинных картах, в тексте.
  • Пробуждать желание учащихся совершать пешеходные прогулки по Санкт-Петербургу.
  • Вовлекать обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в процессе коллективной работы в группе ( деление детей на экипажи).
  • Учить ориентироваться в пространстве города .

Ход занятия.

Организационный момент.

Сегодня у нас необычная встреча. Мы отправляемся в путешествие! Путешествовать мы будем виртуально вместе с  городскими стражами одного известного города. А пока разделитесь на 3 команды (экипажи) по 6 человек в каждой команде и выберите капитанов. Отведённое время 5 минут. Как только  раздастся звук рынды (корабельного колокола) команды должны быть сформированы.

Вводная беседа.

Посмотрите на фотографии старинных городов, сравните их и ответьте на следующие вопросы:

  

  • Что такое город?
  • Почему он каменный или деревянный?
  • Почему он расположен у реки или озера, или у моря, или на возвышенности?

Рассказ  каждой команды о городе по плану:

  • Местоположение города.
  • Из какого материала построены дома (дерево, камень, глина)?
  • Определяет ли местоположение города выбор строительного материала?

Ведущий дополняет знания детей.

Прочитайте в толковом словаре значение слова город.

Город – в Древней Руси обнесённое оградой или крепостной стеной поселение, крепость, в настоящее время – крупный населённый пункт.

Дополнения ведущего:

Слово город произошло от старославянского « огораживать», строить крепостные стены. Древние города были неприступными крепостями, их окружали высокие крепостные стены, глубокие рвы, наполненные водой. Вход в город охранялся днём и ночью. При выборе места для поселения славяне учитывали много местных факторов: наличие питьевой воды, лесные богатства, плодородие почв. Но одним из главных условий было наличие возможности обезопасить себя от внезапного нападения. Городища возникали на крутых высоких холмах, на обрывистых мысах (часто между двух сливающихся рек), среди топких болот, дремучих лесов, на островах.

Задание командам: собрать рассыпавшуюся поговорку:

йом одм рекоспть яом (« Мой дом – моя крепость»).

Ведущий: Экипажи, готовы? Мы отправляемся в плавание к старинной русской крепости, расположенной на небольшом островке, с юга и запада его омывает широкая река, а с севера и востока островок прикрывают болотистые острова и многочисленные протоки. Остров, на котором возвели крепость, в старину называли по-разному. С названием острова связана легенда об одном животном, спасшемся во время очередного наводнения. В наше время около одного из мостов, ведущих на остров, установлен памятник этому зверьку. Сначала крепость возводилась из дерева, земли и дёрна –  была деревянной, потом перестроена в каменную.

Чтобы добраться до острова нам необходим водный транспорт. В те времена это были небольшие лодки. Капитанов кораблей тогда называли шкиперами.

Ведущий: « Уважаемые шкиперы, отдайте приказ своим командам занять места на « лодках-скамьях», приналечь на вёсла, и за 10 дружных гребков доплыть до острова. Выходим  из лодок и садимся за столы по экипажам.  На острове нас встречают городские стражи, их имена вы узнаете, когда рассмотрев старинную и современную карту города, отгадаете название крепости и назовёте имя города, который раскинулся под защитой её стен.

Задание. Рассмотрите старинную карту, расскажите о крепости;

 

  • Где она расположена?
  • Почему именно это место было выгодно для строительства крепости?
  • Найдите на карте реку и раскрасьте её голубым карандашом.
  • На берегах реки росли непроходимые леса, поэтому берега реки и острова раскрасьте зелёным карандашом.
  • Найдите на карте значки болот и поселений людей.
  • Найдите на карте значки-крестики и в этих местах нарисуйте несколько маленьких домиков. Здесь находились небольшие поселения людей.
  • Найдите небольшой островок посередине реки и обведите его толстой чёрной линией.

Рассмотрите современную карту этой местности, найдите на ней реку, на ней маленький остров, на котором воздвигнута старинная крепость. Прочитайте надписи на современной карте и впишите на найденные объекты старинной карты.

Прочитайте двустишие и вставьте пропущенные слова ( подсказка на карте).

Крепость на  ------------- стоит,

В небе тонкий шпиль блестит.  (на Неве)

  • Прочитайте название острова на современной карте и перенесите его на старинную карту.
  • Прочитайте двустишие и впишите пропущенное слово.

Остров   --------------------  зовут,

Заложили крепость тут. (остров Заячьим зовут)

Задание.  Разгадайте ребус. Впишите буквы в пустые клетки. (стр. 9 Е. А. Никонова « Первые прогулки по Петербургу»)  

Задание. Найдите спрятавшееся название крепости среди путаницы слов.

АРХИТЕКТОРБАСТИОНБОТИКПЕТРОПАВЛОВСКАЯКРЕПОСТЬКУРТИНАСАНКТПЕТЕРБУРГ

АРХИТЕКТОРБАСТИОНБОТИКПЕТРОПАВЛОВСКАЯКРЕПОСТЬКУРТИНАСАНКТПЕТЕРБУРГ

Ответ: Петропавловская крепость.

Ведущий: « Уважаемые капитаны, доложите коменданту крепости, куда и с какой целью вы прибыли.

Капитаны: Мы прибыли на Заячий остров, в Петропавловскую крепость, за стенами которой раскинулся город Санкт-Петербург.

Наша цель познакомиться с историей основания Петропавловской крепости, узнать как строился город на невских берегах и познакомиться с городскими стражами.

Комендант крепости: « Дорогие юные петербуржцы, я рад приветствовать вас на территории крепости. Предлагаю вам подумать над таким вопросом;

« Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?»

Версии детей.

Комендант крепости: К началу 18 века Россия была отрезана от морей землями других государств. У неё не было флота, ей трудно было торговать с другими странами. России необходим был выход к Балтийскому морю. Россия отвоевала у Швеции исконно-русские земли, и русский царь Пётр Первый понимал, что нужно закрепиться на отвоёванных землях и обезопасить  древний водный путь, проходивший давным-давно через приневские земли. Пётр Первый решает построить новую крепость ближе к морю. Осмотрев острова в дельте Невы, царь выбирает для строительства новой крепости небольшой островок. Остров лежит у места разветвления реки на два рукава – Большую и Малую Неву, недалеко от моря. Отсюда можно было держать под прицелом вражеские корабли,с какой бы стороны они не вошли в Неву. Лучшего места было не найти.

16 (27) мая 1703 года на Заячьем острове начинают строить деревянную шестиугольную крепость. Её возводили по чертежам царя Петра Первого под руководством первого петербургского архитектора Доминико Трезини (швейцарец по происхождению).  

Вначале крепость соорудили из дерева и земли, но такие укрепления были ненадёжными, и через три года крепость стали перестраивать в камне.

 По углам крепости возвели пятиугольные укрепления – бастионы.  Толщина стен бастионов достигала 20 метров: два слоя кирпича - снаружи и изнутри - 5-6 метров, а между ними земляная насыпка. Высота стен больше 10 метров. На каждом бастионе  установили по 50-60 орудий. В стенах были помещения для защитников крепости. За их строительством следили ближайшие помощники царя. Их именами бастионы и назвали: Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин и Меншиков. Государев бастион сооружался под присмотром самого царя. Бастионы соединили стенами – куртинами. Крепостные стены выходили прямо к воде, чтобы враг не мог высадиться на берег. Внутри крепости проложили подземные ходы. В стенах сделали потайные проходы. Из крепости можно было незаметно выйти и внезапно появиться перед неприятелем.

  В центре крепости построили собор. Его освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. Вначале новая крепость получила имя « Санкт-Питер-бурх» (так произносил и писал название сам император на голландский манер). Позднее правила изменились, и стали называть – Санкт-Петербург. На территории крепости заложили небольшую деревянную церковь Святых Петра и Павла.

  Название распространилось и на строящийся за стенами крепости город на соседнем, Берёзовом острове. А несколько лет спустя крепость стали называть Петропавловской ( по названию каменного Петропавловского собора). Сначала Санкт-Петербург был просто крепостью и портовым городом. Позднее царь сделал новый город столицей. 27 мая 1703 года считается днём рождения нашего города. Символом и хранителем города считается ангел, застывший на шпиле Петропавловской крепости.

« Раздумал, видно, ангел улететь...

И вдруг застыл, пространство не осиля,

Ему на город весело глядеть,

С вершины Петропавловского шпиля...»

  Со стен Петропавловской крепости не было сделано ни одного выстрела по врагу. Сейчас в ней находится музей.

Комендант крепости: Ребята, а сейчас мы войдём внутрь крепостной стены Государева бастиона, осмотрим изнутри, где находились защитники-стрелки

Я, комендант крепости, предлагаю вам пройти испытания на меткость.

Начинаются соревнования команд на самого меткого стрелка.  

Участники стреляют по мишеням на стене стрелами с присосками.

Выбирается самая меткая команда.

Комендант крепости:

Ребята, а теперь мы с вами попрощаемся, я каждой команде подарю схему Петропавловской крепости, чтобы вы ориентируясь по карте, самостоятельно могли прогуляться по крепости, а проводят вас городские стражи: кот Елисей, кошка Василиса, маленькая птичка Чижик-Пыжик.

   

Городские стражи: « Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться: « Я обычный городской кот Елисей. Обычно я сижу на карнизе одного дома в центре города, рядышком сидит моя подруга кошка Василиса, и мы сверху наблюдаем за горожанами и за гостями города. Люди часто бросают в нас монетки, загадывая свои желания. Когда наскучит сидеть, я с удовольствием гуляю по городу и знаю много историй о Петербурге.

  • А я городской страж Чижик-Пыжик. Около меня тоже загадывают желания, бросая монетки. Старые петербуржцы знают мою историю появления в городе. Я в отличие от моих друзей могу летать и смотреть на город сверху.
  • Кот Елисей: Пойдёмте гулять по крепости. Только давайте договоримся, мы будем давать вам разные задания, а вы постараетесь их выполнить.
  • Сначала мы отправимся на пляж, там  вас ждёт первое задание от меня.

Кот взял в лапы прутик и прямо на песке написал загадочные цифры:

500      300    100

Что означают эти числа в истории города-крепости?

Версии команд.

Ответ кота Елисея:

  • Пётр Первый, желая привлечь в новый строящийся город иностранных купцов, объявил награду: первому шкиперу, который из Голландии или из другого места приведёт в устье Невы корабль,  премию в 500 червонцев, 300 червонцев назначено шкиперу второго корабля и 100 – шкиперу третьего. Для русского царя очень важно было поскорее объявить Европе, что открыт новый морской путь в Россию.

«Следующее задание от меня» – промурлыкала кошка Василиса.

Задание от кошки Василисы:

«Прочитайте слово, которое я « наследила» на песке. Объясните его значение, кому принадлежала эта вещь, а затем посоревнуйтесь кто быстрее найдёт, где это находится на схеме Петропавловской крепости.

И Василиса быстро и грациозно прошлась по речному песку,  чётко оставляя следы кошачьих лапок.

БОТИК

История ботика Петра Первого.

Ботик – это небольшое гребное парусное судно, похожее на лодку. В детстве у царя Петра Первого был такой ботик, на котором он плавал по московской реке Яузе.

  На ботике, полученном в подарок от отца, царя Алексея Михайловича, юный Пётр постигал основы флотского дела, учился ходить под парусом.

  Спустя много лет царь вспомнил о своём первом корабле и решил перевезти его из Москвы в Санкт-Петербург. Россия к тому времени стала великой морской державой. Для хранения ботика в Петропавловской крепости построили специальный павильон – Ботный дом. Весной 1723 года судно, перевезённое в Петербург, торжественно встретили корабли русского военно-морского флота. Под гром артиллерийского салюта ботик прошёл от Кронштадта  до Невских ворот Петропавловской крепости, где был « втащен на берег и поручен коменданту на вечное хранение, как памятник основания русского флота».

  Сегодня « дедушка российского флота» находится в Центральном военно-морском музее. В Ботном доме хранится его копия.

Задание от Чижика-Пыжика:

С названием Заячьего острова связана легенда о зверьке, спасшемся во время наводнения. Это ещё один городской страж. Кто назовёт его имя и скажет, где находится памятник этому зверьку на территории Петропавловской крепости.

Легенда о зайце.

С названием острова связана легенда о зайце, спасшемся во время наводнения. Поговаривали, что  этот зайчик прыгнул на сапог Петра Первого, когда царь подыскивал место для нового города. В наши дни около Иоанновского моста, ведущего на остров, установили памятник этому зверьку.

Памятник зайцу около Заячьего острова.

Ведущий: Ребята, давайте попрощаемся с городскими стражами и дальше отправимся путешествовать по Санкт-Петербургу, а на память о посещении  крепости оставим свои рисунки.

Задание командам:

Выбрать художников от каждой команды и нарисовать свой памятник зайцу или изобразить Петропавловскую крепость.

Выставка детских работ.

    

Ведущий: « Экипажи, садимся на «лодки-скамьи» и, с выбранной командой морской песней, плывём по Неве дальше до следующей стоянки.

Ведущий: « Пушки с пристани палят, кораблям пристать велят.»

Экипажи высаживаются «на берег» и снова садятся за свои столы.

Задание от ведущего:

Посмотрите на старинную иллюстрацию и на фотографию части современного здания, назовите место куда мы прибыли, для чего оно было предназначено.

Версии детей.

    

Ответ: Адмиралтейство.

Чтение командами текста « По страницам прошлого».

Адмиралтейство – место строительства и ремонта кораблей. Первое здание Адмиралтейства в Петербурге возводили по чертежам царя Петра Первого. Оно имело форму буквы П, открытой в сторону реки Невы. Император участвовал и в разработке конструкций кораблей, и работал на верфи  главным мастером. Основным строительным материалом были брёвна и доски, которые для защиты от пожара обмазывали глиной. Шла война, и вокруг здания возвели земляной вал с пятью укреплениями – бастионами. На них установили пушки.

   Спустя много лет архитектор Иван Коробов перестроил здание в камне. Он сохранил силуэт петровского  Адмиралтейства и украсил сооружение высокой башней со шпилем. На шпиль поместили позолоченный флюгер в виде кораблика. Этот кораблик стал символом Санкт-Петербурга.

  Современное здание Адмиралтейства построил другой архитектор.

Задание: Разгадайте ребус и узнаете имя архитектора, построившего Адмиралтейство.

(Е. А. Никонова «Первые прогулки по Петербургу» стр.15)

Ведущий: « Пётр Первый мечтал, чтобы Россия стала великой морской державой. Царь мечтал приучить жителей нового города к морскому делу. В 1718 году он издал указ: по рекам и каналам города передвигаться только на судах, сделанных по европейскому образцу.

Мостов в городе, соединяющих острова, специально не строили.

Задание экипажам: изготовить военно-морской флаг России.

Пользуясь белой и синей бумагой, ножницами, клеем, карандашами изготовить для своей команды военно-морской флаг российского флота.

 Затем экипажи садятся на лодки-скамьи и, подняв готовый флаг, пока звучит мелодия дружно гребут до следующей остановки.

Задание командам: « Вглядись в исторические памятники, украшающие набережные, площади, улицы города»

Рассмотрите изображения и расскажите о памятнике:

1.Где находится памятник?

2.Кому установлен памятник?

3.Кто скульптор?

4.Историю создания.

Адмиралтейская набережная. Памятник Петру Первому.

« Царь-плотник». Скульптор Л. А. Бернштам.

В 1996 году установили памятник, изображающий обучающегося

кораблестроению молодого царя Петра Первого. Он был отлит в Голландии

и подарен городу Санкт-Петербургу к 300-летию Российского флота.

В городе Кронштадте в Петровском саду установлен памятник Петру Первому (скульптор Т. Жак, отливка П. Клодта, 1841) основатель Кронштадта изображён в мундире Преображенского полка, со шпагой в руке.

Сенатская площадь. Памятник Петру Первому « Медный всадник»

Скульптор Этьен Морис Фальконе. Установили 7 августа 1782 года.

Русская императрица Екатерина Вторая желала увековечить память великого российского императора Петра Первого. Для воплощения своего замысла она пригласила в Россию известного французского скульптора Э. М. Фальконе.

Осенью 1766 года скульптор в сопровождении юной ученицы Мари Анн Колло прибыл в Петербург. Фальконе изобразил царственного всадника, который властно сжимает поводья вздыбленного коня. Копыта коня безжалостно топчут змею – символ зла (лепил перед отливкой змею русский скульптор Фёдор Гордеев).

  Трудно давалась Фальконе голова Петра Первого. Скульптор отверг несколько своих вариантов, и тогда голову скульптуры вылепила его ученица Мари Анн Колло. Используя гипсовый слепок лица императора, Колло добилась не только портретного сходства, но сумела выразить ум, целеустремлённость, волю Петра.

  Композицию установили на необыкновенном гранитном пьедестале, напоминающем по

форме морскую волну. Огромный валун для него нашли в окрестностях Петербурга. Много

лет назад в камень попала молния и расколола его, поэтому местные жители назвали валун

« Гром-камень». Его с огромным трудом доставили в Петербург. На пьедестале с двух сторон

высечена надпись на латыни и на русском языке: « Петру Первому –  Екатерина Вторая».

Отрывок из поэмы А. С. Пушкина « Медный всадник».

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Ведущий: « Мы заканчиваем своё путешествие. За прошедшие столетия Петербург превратился в одну из самых красивых европейских столиц. Пётр Первым был великим государём. Нам в наследство  достался красивейший город, будем его беречь, сохранять прекрасные старинные здания и памятники.

Звучит стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво...

Темы исследований:

  1. Какие памятники известным мореплавателям и путешественникам есть в Санкт-Петербурге и городе Кронштадте?
  2. Посмотрите на фотографию и расскажите кому и где установлен памятник в Санкт-Петербурге  

20 февраля 2014 года? (подсказка в поиске: известный архитектор).

  1. История создания музеев в Санкт-Петербурге.
  2. Найдите пешеходную улицу, где постоянно находятся городские стражи кот Елисей и кошка Василиса. Узнайте историю появления этих памятников в городе. Нарисуйте или сфотографируйте кота Елисея или кошку Василису.
  3. Задание для художников нарисовать любимый уголок Санкт-Петербурга.
  4. Составьте фотоальбом « Любимые места Санкт-Петербурга».
  5. Составьте правила поведения для горожан.
  6. «Книжная полка». Прочитайте книги о нашем городе:

– В.К. Дмитриев «Санкт-Петербург Рассказы для детей по истории города» издательство Санкт-Петербург КОРОНА принт.

– Н. А. Гурьева « Детям о реках и мостах Санкт-Петербурга». – СПб: Паритет.

– О. О. Жебровская, Н. В. Костылёва « Город над вольной Невой»

– Анна Ремез Наталья Колотова « Стражи белых ночей». Петербургская сказка для любознательных.

Приложение.

Ответ на вопрос № 2. Фотография  архитектора.

Этот памятник установлен архитектору Доминико Трезини. Он родился в 1670 г. в Швейцарии в селении Астано недалеко от города Лугано. Фамилия Трезини принадлежит к старинному итальянскому дворянскому роду. В городе Астано сохранился трёхэтажный каменный дом семьи Трезини с гербом на фасаде. В окрестностях Лугано существовало много художественных и ремесленных школ, так называемых « академий», где молодые люди проходили обучение и получали  профессиональные навыки. Одну из таких школ и закончил Доменико Трезини. Потом он продолжил образование в Италии, выбрав для этого Венецию. Возвратившись домой, Трезини женился, у него родились дочери. Семью надо было кормить, но работу архитектора в Швейцарии трудно было найти. Трезини решил поехать в Данию и начал служить при дворе датского короля.

  Дания была союзником России в войне со Швецией, и посол Петра Первого при дворе датского короля Андрей Измайлов постоянно искал специалистов разных профессий для работы в России. Русскому царю Петру в 1703 году необходим был строитель крепостей. Молодому  фортификатору  было обещано жалованье в 1000 рублей в год, что для Трезини являлось сказочным богатством. В последних числах июня 1703 года вместе с другими специалистами, нанятыми Измайловым, Трезини отплыл в Россию. Он не предполагал тогда, что контракт, подписанный им на год, продлится до конца  его жизни, а Россия станет его второй родиной.

  Условия военного времени требовали возведения оборонительных сооружений, и первым заданием, которое царь Пётр поручил Трезини, было строительство форта Кроншлот в Финском заливе у берегов острова Котлин.

  С первых же лет архитектор зарекомендовал себя с самой хорошей стороны и в дальнейшем неизменно пользовался доверием Петра Первого.

  В 1705 году Трезини возвращается на берега Невы, где идёт строительство Петербурга. Ему поручено создать главную защиту  города – Петропавловскую крепость, которую царь повелел перестраивать в камне. Под защитой каменных стен крепости началось строительство первого каменного собора в Петербурге – Петропавловского, строить который Пётр Первый тоже повелел Трезини.

 Трезини стал правой рукой царя по всем строительным делам Петербурга.

  Мастер прожил 64 года. Последние тридцать --  вдали от родных мест и отчего дома, потому что жизнь заставила искать работу и кусок хлеба. В России он нашёл новую родину, где доверили мастеру начать строение нового города – будущей столицы нового государства.

Доменико Трезини по праву считается первым архитектором Петербурга.  

 (Из книги В. К. Дмитриева « Архитекторы Санкт-Петербурга». Пособие по истории города.)

История появления памятников коту Василию и кошке Василисе.

 

Кот Елисей и кошка Василиса на Малой Садовой улице.

 (Отрывок из книги Дмитриева В. К. « …Была война, была блокада...» Рассказы для детей.)

« В апреле 1943 года в Ленинград из Ярославской области отправили четыре вагона котов и кошек. Часть из них наловили на улицах. Другую часть собрали добровольцы, приносившие своих любимцев для борьбы с полчищами ленинградских крыс.

  Эшелон с « мяукающей дивизией» – так его прозвали блокадники – под тщательной охраной прибыл в Северную столицу. Чтобы получить одну из ярославских дымчатых кошек, горожане отстаивали большие очереди. Животных моментально расхватали, многим они тогда не достались.

   Битва между кошками и грызунами была очень жестокой. Но в ней победили наши пушистые друзья. Они смогли отогнать  крыс от продовольственных складов.

  Кроме того, кошки взяли под контроль хранилища Эрмитажа и других городских музеев и дворцов. Ведь от нашествия грызунов могли пострадать бесценные шедевры мирового искусства.

  В январе 1944 года цена на котёнка в городе доходила до 500 рублей. Причём килограмм хлеба можно было купить с рук за 50 рублей. Зарплата же у многих горожан едва достигала 200.

  После снятия блокады в город наряду с продуктами и вещами первой необходимости доставили ещё около пяти тысяч кошек. На этот раз « мохнатый спецназ» привезли из Омска, Иркутска, Тюмени и других городов Сибири.

  Сегодня, гуляя по Малой Садовой улице, на фасадах домов можно увидеть две небольшие фигурки.

Это кот Елисей и кошка Василиса. Некоторые думают, что они настоящие. На самом деле это памятники. Возможно, их посвятили тем самым ярославским и сибирским муркам, спасшим наш город от серой чумы.

Использованная литература:  

  1. Ю. Овсянников « Доминико Трезини». Издательство « Искусство».
  2. В. К. Дмитриев « Архитекторы Санкт-Петербурга». Пособие по истории города. СПб.: « Корона принт».
  3. Е. А. Никонова « Первые прогулки по Петербургу». Учебное пособие. Санкт-Петербург «Паритет».
  4. А. И. Фролов « Старинные крепости Ленинградской области». СПб: Издательство «Глагол».
  5. Дмитриев В. К. « … Была война, была блокада...» Рассказы для детей. Санкт-Петербург: Корона принт, 2013.
  6. Е. Л. Чубинец, В. К. Дмитриев « Петербургская азбука» Рабочая тетрадь по истории города.
  7. В. К. Дмитриев « Скульпторы Санкт-Петербурга». Пособие по истории города. СПб.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

" Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу. Блистательный Санкт-Петербург".

занятие является  продолжением виртуальных экскурсий по городу на Неве. Занятие посвящено знакомству с Санкт-Петербургом. разработку можно использовать как на уроках окружающего мира, ИЗО в начал...

Технологическая карта внеклассного занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга. Петровский Петербург.

Внеклассне занятие по истории и культуре Санкт-Петербурга расчитано на работу в начальных классах. Тема: "Петровский Петербург". Занятие предполагает групповую форму работы....