Повышение познавательного интереса у детей в начальной школе.
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

Терешина Юлия Александровна

На протяжении нескольких лет работы я заметила, что занятия русским языком не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают этот предмет скучным. Я задумалась над тем, как пробудить интерес детей к занятиям, как повысить грамотность письма. В результате изучения лингвистической и методической литературы, наблюдая за опытом других учителей, пришла к выводу, что воспитать познавательный интерес у детей можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика. В начальной школе дети очень любят играть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.

                                                                                    В.А.Сухомлинский.

Эти слова В.А.Сухомлинского я взяла для себя как педагогическое кредо с первых шагов в моей профессиональной карьере. Всегда моей целью был поиск «изюминки» в каждом ребенке, развитие творческих способностей учеников, их индивидуальности.

На протяжении нескольких лет работы я заметила, что занятия русским языком не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают этот предмет скучным. Я задумалась над тем, как пробудить интерес детей к занятиям, как повысить грамотность письма. В результате изучения лингвистической и методической литературы, наблюдая за опытом других учителей, пришла к выводу, что воспитать познавательный интерес у детей можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика. В начальной школе дети очень любят играть.

САЙД 1.

                         1 класс.

          Чистоговорки и стихотворения.

СА-СА-СА, СА-СА-СА,                                         СЛОНЫ.

Ой-ой-ой! Летит оСА!                                 Слоны умны,

СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ,                           Слоны смирны,  

Не боимся мы оСЫ.                                      Слоны спокойны и сильны.

СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ,                                             Е.Благинина.

Видел кто из вас оСУ?

СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ,

Мы не видели  оСЫ.

СА-СА-СА, СА-СА-СА,

Отгадайте, где оСА?

Необходимость таких тренировочных упражнений  продиктована тем, что в нашей школе основная масса детей имеет различные нарушения речи.

СЛАЙД 2.

                             Игра « Вкусные слова».

Буратино шёл в гости к детям. Он нёс «вкусные слова» и по дороге рассыпал буквы и слоги. Всё перепуталось.

Я                   С                        Б                          Н

       ЛО                  РУ                        КО                       ША

Г                  ЛИ                   ВА                     МО

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно - орфографической работе, в процессе которой  дети усваивают слова с непроверяемым написанием.

Усвоение непроверяемых написаний требует многократных, систематических упражнений,  как по русскому языку, так и по развитию памяти, орфографической зоркости. В данном случае приходится обращаться к этимологическому словарю.

Знакомя детей с лексическим значением слова, я рассказываю о том, что в словарный состав современного русского языка входят не только исконно русского языка, но и заимствованные.

СЛАЙД 3. Ветер

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словами с использованием карточек, картинных словарных диктантов. Такие виды упражнений я применяю очень часто.

СЛАЙД 4. Картинный словарный диктант

При изучении любой орфографической темы, в целях  предупреждения ошибок широко использую такие виды упражнений: объяснительный и предупредительный         диктанты, комментированное письмо, письмо по памяти, выборочный диктант, зрительный диктант, а также разнообразные формы работы над ошибками.

Я заметила, что те дети, которые пишут молча, делают больше ошибок. Поэтому одним из главных упражнений при работе над ошибками я считаю проговаривание слов по слогам вслух. Это позволяет развивать как зрительную, так и слуховую память.

Сейчас очень много говорят о субъективизации процесса обучения. В своей работе я использую отдельные элементы этой теории.  Урок необходимо начинать с мобилизирующего элемента. Он длится 4-5 минут, в течении которых одновременно решаются несколько задач: в нетрадиционной форме повторяется ранее изученный материал, необходимый для изучения новой темы и учащиеся стараются сформулировать тему и цели урока. Мобилизирующий этап помогает обеспечить высокий уровень вовлечённости ученика в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств.

СЛАЙД 5.

М…Г…ЗИН  -   ПРОД…ВЕЦ

Б…ЛЬНИЦА  -  ВРАЧ…

Т…АТР  -  …КТЁР

К…СМИЧЕСКИЙ К…РАБЛЬ  -    ?

Детям предлагается задание - определить новое словарное слово. Составляя цепь умозаключений, дети выясняют новое словарное слово и, попутно,  выполняют орфографическую работу.

Субъективизация как способ обучения, в первую очередь, направлена на развитие интеллекта младших школьников, основным качеством которого является логическое мышление. Учитывая это, я использую данную методику и на уроках математики.

Математика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления. Линия на развитие познавательных интересов учащихся достаточно прослеживается в учебнике «Математика», М.И.Моро, М.А. Бантова и др. В нём есть упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, логического мышления. Однако, работая по этому учебнику,  я всё больше убеждаюсь, что необходимы  развивающие задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях. Поэтому меня заинтересовал интегрированный курс  «Математика и конструирование»  С.И.Волковой и С.В.Степановой. Использование отдельных элементов из этого курса позволило мне  расширить знания детей в области геометрии.

СЛАЙД 6.

                    ИГРА « ТАНГРАМ » 

Игра Танграм - игра головоломка для детей, которая состоит в решение различных задач с магическим квадратом. Квадрат разделяется на семь частей. Игра Танграм отличная развивающая игра не только для детей, но и для взрослых.

                  ИГРА « ПИФАГОР »

Игра «Пифагор» похожа на «Танграм».  Она развивает у детей пространственные представления, воображение и сообразительность.

СЛАЙД 7.    СТРАНА    ГЕОМЕТРИЯ.

СЛАЙД 8.

ЗАДАЧИ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ТРУДНОСТИ.

В своей работе я использую изографы. Их можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе, внеся элемент соревнования. Организую как распознавание, так и его рисование, что способствует развитию всех функций и операций, входящих в состав процессов чтения и письма и способствует предупреждению дислексии и дисграфии. У детей развивается умение выделять звуки и буквы в словах.

СЛАЙД 9.                   ИЗОГРАФЫ

 Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.

Нет необходимости доказывать, что успех обучения в школе зависит, в первую очередь, от того, насколько ученик внимателен. Эта способность важна для всех мыслительных процессов: сравнения, анализа и синтеза. Вот поэтому важно учить ребёнка быть внимательным. Я попробовала это сделать, пользуясь зрительными диктантами учителей г. Пятигорска Н.И.Костроминой, О.Э.Медведевой.

СЛАЙД 10.

ИГРА « КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ?» 

   

   

ИГРА « НАЙДИ ОШИБКУ»

                                                   

                   ИГРА « ЧТО ЛИШНЕЕ»

М         Б       2       А

В итоге увеличивается в несколько раз объём оперативной памяти и пространственных представлений, развивается  мышление, полнее раскрываются многие математические понятия, орфографическая зоркость и скорость чтения.  

Разнообразные виды чтения на уроке  не дают детям скучать, вызывают желание узнать что-то новое. Ребятам очень нравится такой вид чтения, который называется «Кто играет в прятки?»

На доске пишу несколько рядов букв. Среди случайного на первый взгляд  набора букв мы вдруг находим  слова. Например, при чтении произведения  А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» используется следующий набор:

 

СЛАЙД  11

ВНСАЛЁШАВРНЧЕ

РНУШКАМЛРОСМ

ИНИСТРПАЖНОТО

КОРОЛЬАШЛЕЙФГ

СЛАЙД  12

               Словарь настроений

шаловливое                          ликующее

теплое                                    таинственное

сердитое                                 печальное

хвастливое                             спокойное

насмешливое                         грустное

загадочное                             воспевающее

Этот словарь можно использовать на уроках русского языка и чтения  (и не только). Виды работы разнообразны:

  • чтение слов по таблице, объяснение  лексического значения слова;
  • работа над правописанием слов;

По всем предметам для проверки знаний, умений, навыков учащихся использую различные  формы контроля: карточки, задания-схемы. Все это позволяет реализовать принцип дифференцированного обучения.

Вот пример разноуровневого задания по природоведению.

СЛАЙД  13

  •  - Какие животные называются дикими?
  • Напишите названия  2-3 диких животных.

  • - Опишите животное по плану:
  1. Название.
  2. К какой группе относится.
  3. Чем питается.
  4. Где обитает.
  5. Значение в природе.

  • - Составьте схему:

                             Дикие животные

Звери                             Насекомые                    Птицы

1                                     1                                     1

2                                     2                                     2

Особо хочется упомянуть работу над региональным компонентом школьного образования. Использование материалов регионального компонента позволяет приобщить учащихся к духовной культуре народа, его традициям, способствует формированию и развитию народного идеала человека, его языковых, нравственных ценностей. Наиболее ярко выражена эта работа на уроках чтения, истории и изобразительного искусства.

                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение познавательного интереса у детей на уроках в начальной школе учителя начальных классов средней школы- интернат №1 V вида г.Саратова Терёшиной Юлии Александровны

Слайд 2

«Ум человеческий имеет три ключа, всё открывающие: знание, мысль, воображение» В. Гюго

Слайд 3

Чистоговорки. СА-СА-СА, СА-СА-СА, Ой-ой-ой! Летит оса! СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ, НЕ боимся мы осы. Су-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ, Видел кто из вас осу ?

Слайд 4

Игра «Вкусные слова» Я с б н ло ру ко ша г ли ва мо

Слайд 5

ветер Движение, поток воздуха над землёй. Бросать слова на ветер. Ветер в голове. Бросать деньги на ветер.На семи ветрах. Ветер горы разрушает - слово народы поднимает. Пословица не на ветер молвится. Сам не видит и не слышит, Ходит, бродит, рыщет, свищет. Кто навстречу попадётся - Обнимает и дерётся. Запомни шутя: веТЕр - веТЕр из ТЕста

Слайд 6

Словарная работа по карточкам

Слайд 7

М . Г . ЗИН - ПРОД . ВЕЦ Б . ЛЬНИЦА - ВРАЧ Т . АТР - . КТЁР КОСМИЧЕСКИЙ К . РАБЛЬ - ?

Слайд 8

Распознавание слов, которые различаются одной гласной буквой в корне Бабушка к старости стала с е деть. Хорошо с и деть у костра. Кот сл и зал варенье. Мальчик осторожно сл е зал с дерева .

Слайд 9

Развитие фонетического слуха Найдите в словах звук Й Ель, ёлка, веялка,вьюн, обезьяна, килька Анаграммы лучок - чулок ручка - чурка сачок - часок ниша - шина Шарады С «Ы» мы мчим вас, что есть мочи. С «У» мы ноги вам промочим.

Слайд 10

Упражнения на развитие орфографической зоркости. 1. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ: С.СНА, В Л.СУ, Д. РЕВЬЯ, СТВ.ЛЫ, ПЧ.ЛА, СЛ.НЫ, Х.ЛМЫ. (ПОДБЕРИ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА) 2.ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ: Д(О,А)ЖДЛИВЫЙ, СВ(И,Е)СЕТЬ, ГР(И,Е)БЕШОК, Б(О,А)ЛЬШАЯ. 3.НАЙДИ ОШИБКИ: ГОРОТ, ФЛАГ, ЗАГАТКА, ТРУБКА, УЛЫПКА. (ОБОСНУЙ СВОЙ ОТВЕТ) 4.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ДЕРЕВ(Ь,Ъ)Я, ОТ(Ь,Ъ)ЕХАТЬ, ОСЕН(Ь,Ъ)Ю.

Слайд 11

«ТАНГРАМ» «ПИФАГОР»

Слайд 12

Страна Геометрия

Слайд 13

Дифференцированные задания по геометрии

Слайд 14

ИЗОГРАФЫ

Слайд 15

Зрительные диктанты Кто больше запомнит? Найди ошибку.

Слайд 16

ИГРА «Кто играет в прятки ?» ВНСАЛЁШАВЧЕ РНУШКАМЛРОМ ИНИСТР ПАЖНО КОРОЛЬШЛЕЙФ

Слайд 17

Словарь настроений шаловливое ликующее тёплое таинственное сердитое печальное хвастливое спокойное насмешливое грустное загадочное воспевающее

Слайд 18

Дифференцированный тест по природоведению - Какие животные называются дикими? Напишите названия 2-3 животных? -Опишите животное по плану: 1 .Название 2 .К какой группе относится. 3. Чем питается 4 Где обитает 5 Значение в природе -Составьте схему: Дикие животные звери насекомые птицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе.

Данная работа представляет собой теоретическое обоснование использования дидактической игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников...

Презентация "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе"

Представлена презентация к докладу по теме "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе". В презентации представлен материал, отражающий представл...

Технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету.

Непрерывное развитие каждого школьника понимается как постоянно поддерживаемый на уроках комплекс умений (часть из которых перейдет в навыки). Во-первых,  эта работа с разными источниками информа...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Начальная школа  закладывает основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, плани...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Обзор современных образовательных технологий, способствующих повышению познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе....

«Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»

laquo;Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»...