Повышение познавательного интереса у детей в начальной школе.
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме
На протяжении нескольких лет работы я заметила, что занятия русским языком не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают этот предмет скучным. Я задумалась над тем, как пробудить интерес детей к занятиям, как повысить грамотность письма. В результате изучения лингвистической и методической литературы, наблюдая за опытом других учителей, пришла к выводу, что воспитать познавательный интерес у детей можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика. В начальной школе дети очень любят играть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povysheniepoznavatelnogo_interesa_u_detey.doc | 55.5 КБ |
povyshenie_poznapvatelnogo_interesa_u_detey.ppt | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.
В.А.Сухомлинский.
Эти слова В.А.Сухомлинского я взяла для себя как педагогическое кредо с первых шагов в моей профессиональной карьере. Всегда моей целью был поиск «изюминки» в каждом ребенке, развитие творческих способностей учеников, их индивидуальности.
На протяжении нескольких лет работы я заметила, что занятия русским языком не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают этот предмет скучным. Я задумалась над тем, как пробудить интерес детей к занятиям, как повысить грамотность письма. В результате изучения лингвистической и методической литературы, наблюдая за опытом других учителей, пришла к выводу, что воспитать познавательный интерес у детей можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика. В начальной школе дети очень любят играть.
САЙД 1.
1 класс.
Чистоговорки и стихотворения.
СА-СА-СА, СА-СА-СА, СЛОНЫ.
Ой-ой-ой! Летит оСА! Слоны умны,
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ, Слоны смирны,
Не боимся мы оСЫ. Слоны спокойны и сильны.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ, Е.Благинина.
Видел кто из вас оСУ?
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ,
Мы не видели оСЫ.
СА-СА-СА, СА-СА-СА,
Отгадайте, где оСА?
Необходимость таких тренировочных упражнений продиктована тем, что в нашей школе основная масса детей имеет различные нарушения речи.
СЛАЙД 2.
Игра « Вкусные слова».
Буратино шёл в гости к детям. Он нёс «вкусные слова» и по дороге рассыпал буквы и слоги. Всё перепуталось.
Я С Б Н
ЛО РУ КО ША
Г ЛИ ВА МО
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно - орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемым написанием.
Усвоение непроверяемых написаний требует многократных, систематических упражнений, как по русскому языку, так и по развитию памяти, орфографической зоркости. В данном случае приходится обращаться к этимологическому словарю.
Знакомя детей с лексическим значением слова, я рассказываю о том, что в словарный состав современного русского языка входят не только исконно русского языка, но и заимствованные.
СЛАЙД 3. Ветер
Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словами с использованием карточек, картинных словарных диктантов. Такие виды упражнений я применяю очень часто.
СЛАЙД 4. Картинный словарный диктант
При изучении любой орфографической темы, в целях предупреждения ошибок широко использую такие виды упражнений: объяснительный и предупредительный диктанты, комментированное письмо, письмо по памяти, выборочный диктант, зрительный диктант, а также разнообразные формы работы над ошибками.
Я заметила, что те дети, которые пишут молча, делают больше ошибок. Поэтому одним из главных упражнений при работе над ошибками я считаю проговаривание слов по слогам вслух. Это позволяет развивать как зрительную, так и слуховую память.
Сейчас очень много говорят о субъективизации процесса обучения. В своей работе я использую отдельные элементы этой теории. Урок необходимо начинать с мобилизирующего элемента. Он длится 4-5 минут, в течении которых одновременно решаются несколько задач: в нетрадиционной форме повторяется ранее изученный материал, необходимый для изучения новой темы и учащиеся стараются сформулировать тему и цели урока. Мобилизирующий этап помогает обеспечить высокий уровень вовлечённости ученика в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств.
СЛАЙД 5.
М…Г…ЗИН - ПРОД…ВЕЦ
Б…ЛЬНИЦА - ВРАЧ…
Т…АТР - …КТЁР
К…СМИЧЕСКИЙ К…РАБЛЬ - ?
Детям предлагается задание - определить новое словарное слово. Составляя цепь умозаключений, дети выясняют новое словарное слово и, попутно, выполняют орфографическую работу.
Субъективизация как способ обучения, в первую очередь, направлена на развитие интеллекта младших школьников, основным качеством которого является логическое мышление. Учитывая это, я использую данную методику и на уроках математики.
Математика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления. Линия на развитие познавательных интересов учащихся достаточно прослеживается в учебнике «Математика», М.И.Моро, М.А. Бантова и др. В нём есть упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, логического мышления. Однако, работая по этому учебнику, я всё больше убеждаюсь, что необходимы развивающие задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях. Поэтому меня заинтересовал интегрированный курс «Математика и конструирование» С.И.Волковой и С.В.Степановой. Использование отдельных элементов из этого курса позволило мне расширить знания детей в области геометрии.
СЛАЙД 6.
ИГРА « ТАНГРАМ »
Игра Танграм - игра головоломка для детей, которая состоит в решение различных задач с магическим квадратом. Квадрат разделяется на семь частей. Игра Танграм отличная развивающая игра не только для детей, но и для взрослых.
ИГРА « ПИФАГОР »
Игра «Пифагор» похожа на «Танграм». Она развивает у детей пространственные представления, воображение и сообразительность.
СЛАЙД 7. СТРАНА ГЕОМЕТРИЯ.
СЛАЙД 8.
ЗАДАЧИ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ТРУДНОСТИ.
В своей работе я использую изографы. Их можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе, внеся элемент соревнования. Организую как распознавание, так и его рисование, что способствует развитию всех функций и операций, входящих в состав процессов чтения и письма и способствует предупреждению дислексии и дисграфии. У детей развивается умение выделять звуки и буквы в словах.
СЛАЙД 9. ИЗОГРАФЫ
Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.
Нет необходимости доказывать, что успех обучения в школе зависит, в первую очередь, от того, насколько ученик внимателен. Эта способность важна для всех мыслительных процессов: сравнения, анализа и синтеза. Вот поэтому важно учить ребёнка быть внимательным. Я попробовала это сделать, пользуясь зрительными диктантами учителей г. Пятигорска Н.И.Костроминой, О.Э.Медведевой.
СЛАЙД 10.
ИГРА « КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ?»
ИГРА « НАЙДИ ОШИБКУ»
ИГРА « ЧТО ЛИШНЕЕ»
М Б 2 А
В итоге увеличивается в несколько раз объём оперативной памяти и пространственных представлений, развивается мышление, полнее раскрываются многие математические понятия, орфографическая зоркость и скорость чтения.
Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать, вызывают желание узнать что-то новое. Ребятам очень нравится такой вид чтения, который называется «Кто играет в прятки?»
На доске пишу несколько рядов букв. Среди случайного на первый взгляд набора букв мы вдруг находим слова. Например, при чтении произведения А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» используется следующий набор:
СЛАЙД 11
ВНСАЛЁШАВРНЧЕ
РНУШКАМЛРОСМ
ИНИСТРПАЖНОТО
КОРОЛЬАШЛЕЙФГ
СЛАЙД 12
Словарь настроений
шаловливое ликующее
теплое таинственное
сердитое печальное
хвастливое спокойное
насмешливое грустное
загадочное воспевающее
Этот словарь можно использовать на уроках русского языка и чтения (и не только). Виды работы разнообразны:
- чтение слов по таблице, объяснение лексического значения слова;
- работа над правописанием слов;
По всем предметам для проверки знаний, умений, навыков учащихся использую различные формы контроля: карточки, задания-схемы. Все это позволяет реализовать принцип дифференцированного обучения.
Вот пример разноуровневого задания по природоведению.
СЛАЙД 13
- - Какие животные называются дикими?
- Напишите названия 2-3 диких животных.
- - Опишите животное по плану:
- Название.
- К какой группе относится.
- Чем питается.
- Где обитает.
- Значение в природе.
- - Составьте схему:
Дикие животные
Звери Насекомые Птицы
1 1 1
2 2 2
Особо хочется упомянуть работу над региональным компонентом школьного образования. Использование материалов регионального компонента позволяет приобщить учащихся к духовной культуре народа, его традициям, способствует формированию и развитию народного идеала человека, его языковых, нравственных ценностей. Наиболее ярко выражена эта работа на уроках чтения, истории и изобразительного искусства.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ум человеческий имеет три ключа, всё открывающие: знание, мысль, воображение» В. Гюго
Чистоговорки. СА-СА-СА, СА-СА-СА, Ой-ой-ой! Летит оса! СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ, НЕ боимся мы осы. Су-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ, Видел кто из вас осу ?
Игра «Вкусные слова» Я с б н ло ру ко ша г ли ва мо
ветер Движение, поток воздуха над землёй. Бросать слова на ветер. Ветер в голове. Бросать деньги на ветер.На семи ветрах. Ветер горы разрушает - слово народы поднимает. Пословица не на ветер молвится. Сам не видит и не слышит, Ходит, бродит, рыщет, свищет. Кто навстречу попадётся - Обнимает и дерётся. Запомни шутя: веТЕр - веТЕр из ТЕста
Словарная работа по карточкам
М . Г . ЗИН - ПРОД . ВЕЦ Б . ЛЬНИЦА - ВРАЧ Т . АТР - . КТЁР КОСМИЧЕСКИЙ К . РАБЛЬ - ?
Распознавание слов, которые различаются одной гласной буквой в корне Бабушка к старости стала с е деть. Хорошо с и деть у костра. Кот сл и зал варенье. Мальчик осторожно сл е зал с дерева .
Развитие фонетического слуха Найдите в словах звук Й Ель, ёлка, веялка,вьюн, обезьяна, килька Анаграммы лучок - чулок ручка - чурка сачок - часок ниша - шина Шарады С «Ы» мы мчим вас, что есть мочи. С «У» мы ноги вам промочим.
Упражнения на развитие орфографической зоркости. 1. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ: С.СНА, В Л.СУ, Д. РЕВЬЯ, СТВ.ЛЫ, ПЧ.ЛА, СЛ.НЫ, Х.ЛМЫ. (ПОДБЕРИ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА) 2.ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ: Д(О,А)ЖДЛИВЫЙ, СВ(И,Е)СЕТЬ, ГР(И,Е)БЕШОК, Б(О,А)ЛЬШАЯ. 3.НАЙДИ ОШИБКИ: ГОРОТ, ФЛАГ, ЗАГАТКА, ТРУБКА, УЛЫПКА. (ОБОСНУЙ СВОЙ ОТВЕТ) 4.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ДЕРЕВ(Ь,Ъ)Я, ОТ(Ь,Ъ)ЕХАТЬ, ОСЕН(Ь,Ъ)Ю.
«ТАНГРАМ» «ПИФАГОР»
Страна Геометрия
Дифференцированные задания по геометрии
ИЗОГРАФЫ
Зрительные диктанты Кто больше запомнит? Найди ошибку.
ИГРА «Кто играет в прятки ?» ВНСАЛЁШАВЧЕ РНУШКАМЛРОМ ИНИСТР ПАЖНО КОРОЛЬШЛЕЙФ
Словарь настроений шаловливое ликующее тёплое таинственное сердитое печальное хвастливое спокойное насмешливое грустное загадочное воспевающее
Дифференцированный тест по природоведению - Какие животные называются дикими? Напишите названия 2-3 животных? -Опишите животное по плану: 1 .Название 2 .К какой группе относится. 3. Чем питается 4 Где обитает 5 Значение в природе -Составьте схему: Дикие животные звери насекомые птицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе.
Данная работа представляет собой теоретическое обоснование использования дидактической игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников...
Презентация "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе"
Представлена презентация к докладу по теме "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе". В презентации представлен материал, отражающий представл...
Технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету.
Непрерывное развитие каждого школьника понимается как постоянно поддерживаемый на уроках комплекс умений (часть из которых перейдет в навыки). Во-первых, эта работа с разными источниками информа...
Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе для повышения познавательного интереса учащихся.
Обобщение опыта....
Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.
Начальная школа закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, плани...
Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.
Обзор современных образовательных технологий, способствующих повышению познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе....
«Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»
laquo;Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»...