Характеристика монологической речи и особенности ее развития у младшего школьника.
статья по теме
В статье рассматривается связная речь. дается определение монологу и монологичесакой речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magistr_2_g._vasileva_a.v.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Анастасия Васильевна, учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56», магистр кафедры педагогики и предметных технологий АГУ, тел: 89275759414
Характеристика монологической речи и особенности ее развития у младшего школьника.
Н. Чернышевского:
«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств
– необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле
этого слова».
Развитие речи у младшего школьника является центральной задачей речевого воспитания. Это объясняется, прежде всего, его социальной значимостью и ролью в формирование личности. Именно речь реализует основу, коммуникативную функцию языка. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании.
В настоящее время образование и общество столкнулись с комплексной проблемой, современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и реже. Одной из причин этой проблемы является отчуждение коммуникативной связи между взрослыми и детьми. Сейчас за частую взрослые не следят за своей речью, не умеют грамотно излагать свои мысли, не оценивают роль звучащего слова в развитии ребенка. Так же речь взрослого и ребенка с каждым разом минимизируется в виде, замечаний, указаний, обсуждению примитивных бытовых тем.
В этой связи школа может выступить как «помощник» и предложить свои услуги во внеурочной деятельности виде занятий, проектов и. т.д. по развитию связной речи ребенка. В современном образовании уже стали привычными слова о том, что у детей необходимо развивать речь. Под этим подразумевают хорошо развитую речь, умение выбирать и систематизировать материал, строить материал в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно и т.д.
Связная речь подразделяется на два типа: диалогическая и монологическая. Деление речи на монолог и диалог по числу участников действия было известно уже в Древней Греции, это деление использовалось в риторике, философии, логике. Диалог подразумевает беседу нескольких людей. Монолог – это речь одного лица.
С житейской точки зрения монолог маловероятен и малоэффективен: в быту речь ситуативна, одна реплика вызывает другую, идет чередование высказываний. С психологической точки зрения монолог неестественен: ведь согласно теории коммуникации и речевых актов речь должна иметь адресата, должна быть обращена к собеседнику. При таком подходе монолог не есть речь одного, как он обычно определяется, а реплика в диалоге, растянутая во времени и объеме. Л.С. Выгодский не признавал самостоятельности монолога, он утверждал, что один говорящий всегда обращается к кому-то, к какому-то адресату, возможно – воображаемому. Не только в произносимом и тем более – записанном монологе, но даже в мысленном человек обращается к предполагаемому собеседнику.
Наиболее естественен монолог в театре: персонажу необходимо как-то донести до зрителя мысли, вложенные в него драматургом, и здесь монолог ему необходим. Монолог естественен и в образовательном процессе: В практике преподавания учитель пользуется всеми формами монологической речи. Чем старше школьники, с которыми работает учитель, тем больший удельный вес в общении с учащимися на уроке и вне урока занимает монологическая речь. В старших классах часть материала сообщается учителем на уроке в форме школьной лекции. В начальной школе преподаватель использует чаще всего такую форму монологической речи, как рассказ. В воспитательной, внеклассной работе, в работе с родителями учитель выступает с докладами, обращается к слушателям с речью. Задача учителя - не только самому прекрасно владеть монологи ческой речью, но и научить школьников правильно пользоваться различными ее видами.
Необходимо различать монологическую речь как процесс ее порождения и монолог как текст. Монологическая речь - это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерения выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание.
Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
Исходя из этого, следует отметить прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек должен хорошо понимать, зачем он это делает и произносить его только в том случаи если он действительно считает это нужным.
К сожалению на уроке все несколько иначе. Ситуацию нужно создавать, а иначе исчезает самая важная характеристика монолога-
Главной идеей монологического высказывания служит связное непрерывное изложение мыслей говорящего, обращенного к аудитории и преследующему определенную цель. В монологической речи существует несколько коммуникативных функций: информативная, бездейственная, экспрессивная, развлекательная, ритуально-культовая.
Также монологические высказывания можно классифицировать по принципам речепроизводства:
- Коммуникативные условия - такое монологическое высказывание можно назвать процедурным или свободным;
- Протяженность – такое монологическое высказывание подразумевает под собой относительно законченную или не законченную мысль;
- Подготовленность речи – такая речь может быть подготовлена как по содержанию, так и по форме;
- Степень организованности содержания высказывания - данный принцип выделяет сочинение, пересказ и комментирование. Сочинение следует рассматривать как речевое произведение ученика, в основном опирающейся на его знания, переживания и эмоции. Пересказ это передача своими словами прочитанного, услышанного текста. Комментирование это рассуждение или изложение своих мыслей по поводу чего – то.
Монологическая форма общения на начальном этапе предполагает умение описывать предмет, явление; рассказать о прослушанном или прочитанном. Следует так же отметить, что монологическая речь не разграничена по типам высказывания и классам. Сами высказывания могут носить характер рассказа, описания, доклада.
Каждая речевая единица на любом этапе имеет свои трудности:
- Слово и словосочетание – это морфологические трудности;
- Фраза –синтаксические трудности;
- Текст – логико-синтаксические трудности.
Таким образом монологическое высказывание – это такой отрезок речи который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Речь ребенка в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Подводя итоги можно говорить, что за время обучения в начальной школе ребенок учится планировать, высказывать свои мысли с помощью языковых средств, учиться предвидеть реакцию собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.
Список литературы.
- Василик М.А «Основы теории коммуникации»./ Москва 2003г.
- Климова Л.Ф. «Обучение русскому языка через общение»./Начальная школа №12, 1993г.
- Лурия А.Р. «Язык и сознание»./ Ростов на Дону 1998 г.
- Смирнова О.В. «Монолог»./ Первое сентября №3, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития младших школьников
Материал можно использовать для родительских собраний...
Особенности физического воспитания школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Методическое пособие, которое включает в себя: примерное календарное планирование по СМГ, примерные упражнения при разных заболеваниях и несколько план конспектов урока по СМГ....
Психологические особенности умственно отсталых школьников.
Развитие и обучение детей с умственной отсталостью - одна из главных задач, которая решается специальной коррекционной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Зная психические особеннос...
Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...
Особенности эмоционального развития школьников (с нарушениями слуха и речи)
В данной статье рассматриваются особенности эмоционального развития младших школьников и их поведенческие реакции....
Письменная речь и особенности её формирования у детей
Представлен анализ литературы по вопросам изучения письменной речи и особенностей ее формирования у детей....