Ко дню птиц
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: В мире птиц
Цель: уточнить, расширить знания о птицах; развивать интерес к
окружающему миру, умение анализировать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозапись «Голоса птиц».
1 слайд
«В мире птиц»
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
1 апреля – Всемирный день птиц.
Нет на земле такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц.
Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат круглый год, голоса их слышны днём и ночью. Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни. На земном шаре насчитывается около 8500 видов пернатых. На территории России гнездится около 250 видов.
Сегодня мы отправимся в путешествие, которое называется «В мире птиц». Во время путешествия мы с вами сделаем несколько остановок
2 слайд
И первая наша остановка «Вы не поверите, но…»
Птицы очень прожорливы. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, то должен бы съедать около 40 кг пищи.
Для чего птице нужен такой аппетит?
(Получать энергию для полёта)
Некоторые птицы добывают пищи больше, чем могут съесть за день. Некоторые хищники, например, совы в период вскармливания птенцов, охотясь за грызунами, не съедают их сразу, а складывают «про запас». Благодаря этому количество грызунов значительно уменьшается. Известно, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1т хлеба.
Чем слышат птицы? Не поверите. Они слышат … перьями! Роль наружного уха выполняют особым образом расположенные перья. У чижиков таких перьев 88.
Знаменитая птица воробей. Все знают эту маленькую птичку. Где жил воробей? Когда-то обитал в Африке. Не был знаменит. Однажды он отправился путешествовать и продолжает путешествие и в наши дни.
Назовите самую крупную птицу в мире. (Африканский страус) Вес этой птицы 90 кг, высота – 2,5 м, вес яйца 1,5кг
Самую маленькую птичку, конечно, вы знаете. Правильно, это колибри. Некоторые виды этих птиц весят всего 2 гр.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.
Из поколения в поколение люди передавали приметы, которые наблюдали в природе. Птицы способны предчувствовать погодные перемены.
3слайд
Следующая остановка «Народные приметы»
- Уч-к Если перелётная птица летит стаями – к дружной весне.
- Уч-к Журавушка курлычет – о тепле весть подаёт.
- Уч-к Соловьи поют всю ночь – будет солнечный день.
- Уч-к Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
- Уч-к Ласточки летают низко – перед дождём.
- слайд
- Уч-к Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – лето будет холодное, на теневой – тёплое.
- Уч-к Увидел грача – весну встречай.
- Уч-к Гуси высоко летят – воды будет много, низко летят – мало.
- Уч-к Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.
- Уч-к Мелкие птички собираются в кучу - к дождю.
5слайд
Остановка «Это интересно»
Есть в птичьем царстве счастливцы, умеющие ходить, плавать и летать. Кто же это? (Утка, гусь, лебедь)
Вам интересно узнать, сколько могут прожить эти долгожители?
Из водоплавающих отмечают долговечность утки-кряквы…..
6 слайд
Остановка «Птичьи портреты»
1уч-к Вот я – милый скворушка,
Греюсь я на солнышке,
Верен я своей природе,
Я находчив, ловок, смел.
Я сегодня в огороде
Всю капусту осмотрел.
И со всех кустов капусты
Червяков поел. Как вкусно!
2 уч-к Я всё время тук да тук,
Дятел я – для леса друг.
Ищу я для обеда
Усача и короеда.
3 уч-к На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке, сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
4 уч-к Солнцем залита опушка,
Разгорелся летний день.
Я проказница кукушка,
Куковать уселась в тень.
Где же я – никто не знает,
На каком сижу суку,
В прятки с солнышком играю
И кричу ему «ку – ку».
5 уч-к Коз не доят козодои,
Распахнут широкий клюв.
На лету жуков поймают,
В лунном свете промелькнув.
Закричит ночная птица.
Но не нам грозит бедой.
Человека сам боюсь я,
Полуночный козодой.
6 уч-к Я – певунья-ласточка,
Под крышей обжилась…
Свила, слепила гнёздышко,
Детьми обзавелась.
В ночь тёмную под крылышко
Головку подогнув,
И сплю себе под гром и стук,
Клювом не шевельнув.
7 слайд
Остановка «Угадай – ка»
- Кто 2 раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий? птица
- В воде купался – сухим остался. гусь
- На шесте дворец, во дворце певец. скворец
- Мать – отца не знаю, но часто называю. кукушка
- Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. сова
- Он серенький на вид, но пеньем знаменит. соловей
8 слайд
- Верещунья, белобока, а зовут её … сорока
- Ходит на рыбалку не спеша, вразвалочку; Сама себе лодочка, сама себе удочка, А зовётся … уточка
- Всех прилётных птиц черней, чистит пашню от червей. Взад – вперёд по пашне вскач. А зовётся птица … грач
9 слайд
- У этой птицы
Клюв, как две спицы.
По воде она гуляет,
То и дело нос купает. цапля
- Это старый наш знакомый, он живёт на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками в болото. Аист
10 слайд
Остановка «Знаете ли вы»
- Какую птицу называют лесной газетой? сороку
- У какой птицы самый красивый хвост? у павлина
- Какая птица выводит птенцов зимой? клёст
- Какая птица никогда не садится на землю? стриж
- У какой птицы самый длинный язык? У дятла
- Какая птица может бегать по воде? оляпка
- Какая птица складывает свой улов в клюв? пеликан
- Какая самая маленькая птица России? королёк
- Какая птица строит своё гнездо из костей рыб? зимородок
- Какие птицы ночуют в снегу? Куропатка, тетерев
Дополнительные сведения.
Королёк – самая маленькая птичка в России. Его называют европейским колибри. Конечно, они крупнее настоящих, американских, но ненамного. Весит всего 5-6 граммов. Воробей раз в 5 тяжелее.
11 слайд
Остановка «Игровая»
«Это – я, это – я, это все мои друзья»
- Кто помог замерзающей птице?
- Кто взял птенчика домой?
- Наш гусак встаёт на зорьке,
Он к реке сбегает с горки.
Он гусиную зарядку
Любит делать по порядку.
Кто, как наш гусак, делает зарядку?
- Кто любит разорять птичьи гнёзда?
- Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?
- Кто на уроке считает ворон?
- Кто птичкам помогает, правила не нарушает. Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?
- Кто задорный и весёлый, верность правилам храня, бережёт природу от огня?
12 слайд
Остановка «Когда так говорят»
- Короче воробьиного носа. Очень маленький
- Как с гуся вода. Безразлично, всё нипочём, ничего не действует на кого либо
- Как курица лапой. Неразборчиво, неряшливо
- Стреляный воробей. Опытный, бывалый человек
- Стрелять из пушки по воробьям. Тратить много сил по пустякам
- Вылететь из гнезда. Покинуть родной дом
- Ворона в павлиньих перьях. Человек, старающийся казаться лучше, чем он есть на самом деле
- Считать ворон. Рассеянно глядеть по сторонам, бесцельно проводить время, лодырничать
- Белая ворона. Человек, который сильно отличается от других
- С гулькин нос. Недольшой по размерам, по величине, по количеству
13 слайд
Остановка «Дополни пословицы и поговорки»
- Слово не воробей, вылетит … не поймаешь
- Лучше синица в руках, чем … журавль в небе
- Ласточка день начинает, а соловей … кончает
- Плакала кукушка, что детей отдала … в люди
- От худой курицы худые и … яйца
- Павлин красив, да ногами … несчастлив
- Вольному воробью и соловей в клетке … завидует
- Время не воробей, упустишь … не поймаешь
14 слайд
Остановка «Конечная»
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
О птицах говорить можно много. Мы совершили небольшое путешествие в удивительный мир птиц. Чем оно вам запомнилось? Что нового вы узнали о жизни птиц? Интересные факты из жизни птиц вы можете узнавать из книг, которые вы можете взять в школьной или сельской библиотеке, из телепередач, из своих собственных наблюдений.
В заключение хочу прочитать строки – обращение ко всем людям из стихотворения Н. Заболоцкого.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей не земля!
Использованная литература.
Журнал «Начальная школа « № 3 2010г. Стр. 42 – 47
Журнал «Педсовет» № 3 1996г. Стр. 7
Журнал «Педсовет» № 1 1996г. Стр. 12 – 13
Книга А.А. Плешаков «Зелёные страницы» стр. 180
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...
Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"
Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...
К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"
Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....
«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...