Программа внеурочной деятельности "ОРИГАМИ"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности "Оригами" полезна учителям 1 классов и воспитателям группы продленного дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Важная особенность занятий оригами – практически неограниченные комбинаторные возможности, скрывающиеся в обычном листе бумаги. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
1. Цели и задачи курса
1.1. Цель – не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а создание условий для становления человека-творца средствами оригами, самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
1.2. Задачи курса:
Воспитательные:
- содействовать становлению ценностно-смысловой сферы и устойчивой нравственной позиции детей;
- развивать у детей чувство прекрасного, стремление жить по законам красоты;
- содействовать формированию желания и умения активно трудиться самостоятельно;
- пробудить интерес и любовь к искусству оригами, при этом создать условия для участия всех членов семьи ребенка в образовательном процессе.
Развивающие:
- развивать у детей способности эмоционально-образного восприятия окружающего мира;
- создавать условия для развития творческих способностей и исследовательских навыков обучающихся;
- создавать условия для развития пространственного воображения, мышления и речи, развивая моторику пальцев рук;
- развивать коммуникативные способности детей.
Образовательные:
- сформировать целостное представление об истории и развитии оригами;
- сформировать умения и навыки моделирования и конструирования из бумаги;
- обучать детей способам создания художественного образа средствами оригами;
- закреплять и углублять знания, полученные в основной школе.
2. Требования к уровню содержания дисциплины
2.1. Формирование представлений:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование);
2.2. Формирование навыков:
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- овладеют основными техническими приемами макетирования;
- изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
- освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Учащиеся должны:
2.3. Уметь: работать с бумагой (складывать, наносить разметку и т.п.).
2.4. Обладать базовыми компетенциями:
- умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
- для решения простейших задач;
- для выполнения различных действий с бумагой.
2.5. Обладать ключевыми компетенциями:
2.5.1. Информационно-технологические:
- умения (на пропедевтическом уровне) самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
- способности задавать и отвечать на вопросы.
2.5.2. Коммуникативные:
- умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
- уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
2.5.3.Учебно-познавательные:
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
- умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
3. Объём и виды учебной нагрузки
Образовательный процесс по оригами для начинающих можно разбить на три крупных раздела, обязательных для полноты представления предмета.
Учет возрастных возможностей учащихся состоит в различном количестве тем в каждом из разделов. Программа составлена с учетом знаний, умений и навыков младших школьников, которые они получают на уроках математики, технологии, изобразительного искусства и окружающего мира. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Для учащихся 1-х классов продолжительность одного занятия – 35 мин.
4. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | ||
всего | теория | практика | |||
Знакомство с Ориландией. Немного истории. Этапы развития оригами. Демонстрация работ. Линии сгиба «гора» и «долина». Сказка о капитане и его тельняшке. | 2 | 1 | 1 | ||
Кузнечики и их дом. игра «Веселая семейка». Понятия о базовых формах. Базовая форма «треугольник». Азбука оригами, условные знаки. | 2 | 1 | 1 | ||
Ветряная мельница. Базовая форма «треугольник». Работа по схемам. | 2 | 2 | |||
Стаканчик. Игра «Попадай-ка» | 2 | 2 | |||
Артисты пальчикового театра. Лисица. Мышонок. Базовая форма «треугольник». Понятия «равенство частей», «согнуть внутрь». | 2 | 1 | 1 | ||
Зверята: щенки, поросенок, лисенок, зайчонок, волчонок. | 2 | 2 | |||
Куклы для пальчикового театра. Игра «Сказочный герой». Понятие «равные углы». | 2 | 1 | 1 | ||
Клюв птицы. Веселые соревнования. Маска. Ловушка для микробов. Базовая форма «дверь». | 2 | 2 | |||
Парусник. Игра «Гонки». Базовая форма «воздушный змей». | 2 | 2 | |||
Феррари. Соревнования. | 2 | 2 | |||
Шлем и золотая рыбка. Мобили. Игра «Рыболов». | 2 | 2 | |||
Юла. Игра на ловкость. | 2 | 2 | |||
Звезды. Волшебная палочка. | 2 | 2 | |||
Сапожок. Снеговик. | 2 | 2 | |||
Фусен – надувной кубик. Снеговик из фусенов. Базовая форма «водяная бомбочка» или «двойной треугольник». | 2 | 1 | 1 | ||
Новогодняя подвеска. Ёлочка в снегу. Базовая форма «двойной квадрат». Понятие гетеромодульного оригами. | 2 | 1 | 1 | ||
Тюльпаны. Базовая форма «двойной треугольник». | 2 | 2 | |||
Многоликая маска. Смайлики. Базовая форма «блинчик». Базовая форма «катамаран». | 2 | 2 | |||
Сердечко-валентинка. Цветочек из сердечек. | 2 | 2 | |||
Письмо с войны. Письмо-конверт из Дании. Бутоньерка. Складывание из прямоугольника. Что такое формат А4? | 2 | 2 | |||
Открытка для ветерана. Гвоздика. Базовая форма «катамаран». | 2 | 2 | |||
Птица-солнце. Гофрировка. | 2 | 2 | |||
Ворона. Игра «Цепочки». Базовая форма «рыба». Прием «заячье ухо». | 2 | 2 | |||
Лошадка. Соревнование «Скачки». | 2 | 2 | |||
Журавлик счастья. Садако и тысяча журавлей. Базовая форма «птица». | 2 | 1 | 1 | ||
Попрыгушка-лягушка 1. Соревнования и игры. | 2 | 2 | |||
Акробат-лягушка 2. Базовая форма «водяная бомбочка». | 2 | 2 | |||
Сюрикен – метательная звезда. | 2 | 2 | |||
Истребитель. Самолет. Аэрошоу. | 2 | 2 | |||
Плоскодонка. Игра «Археологические находки». Базовая форма «дверь». | 2 | 2 | |||
Ирисы. Базовая форма «лягушка». | 2 | 2 | |||
Колокольчик. Базовая форма «лягушка». | 2 | 2 | |||
Головоломка-кроссворд. Базовый кроссворд. | 2 | 2 | |||
Итого: | 66 | 9 | 57 |
5. Информационно-методическое обеспечение
5.1 Перечень необходимого материала и инструментов:
Наименование | Единица измерения | Количество на одного учащегося |
Подрезная доска | шт. | 1 |
Бумага цветная (для ксерокса) | лист | 100 |
Клей ПВА | мл | 200 |
Клей карандашный | шт. | 3 |
Нитки армированные | катушка | 1 |
Ножницы для резки бумаги | шт. | 1 |
Нож для резки бумаги | шт. | 1 |
Влажные салфетки | комплект | 5 |
5.2 Выставочные образцы:
а) фигурки, выполненные в стиле «оригами»;
б) коллективные работы;
в) альбом с фотографиями игрушек, выполненных воспитанниками.
5.3 Методические разработки:
Интернет-сайты:
http://yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html
http://origami-school.narod.ru/page_03.htm
http://oriart.ru/
http://www.origama.ru/
http://yourorigami.info/category/blog/sxemy
http://www.origami.ru/mod/i_clas.htm
http://drevo.sumy.ua/origami/Istoriya-origami.html
http://www.origama.ru/diagrams/star_sun/
http://iz-bumagi.com/index.php/liliya
http://www.klio-elena.ru/origami/orig.htm
http://edu.of.ru/school33tayga/default.asp?ob_no=61718
http://www.russika.ru/ef.php?s=4267
Литература:
1·Коротеев И.А. Оригами для малышей. - М., «Просвещение», 1996
2.Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. - М., «Айрис Пресс», 2005
3.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. - С-Пб., «Химия», 1994
4.Черенкова Е..Ф. Оригами для малышей. - М., Рипол классик ДОМ 21 век, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...