Классный час "С детства вас учат правильно себя вести"
методическая разработка (4 класс) на тему

Зоткина Валентина Леонтьевна 2

Классный час содержит информацию об этикете и культуре речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_detstva_vas_uchat_pravilno_sebya_vesti.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущий 1:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами проведем урок по Культуре речи, познакомитесь с понятием  речевой  этикет.

1. Что такое Культура речи?

С литературным языком тесно связано понятие культура речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно.

Культура речи предполагает, прежде всего, правильность. Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Под этическим нормами общения  понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности и т.д.) Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий.

2. Что такое Этикет?

С детства вас учат правильно себя вести, понимая их отличия, что такое «хорошо» и что «плохо». Есть даже специальная наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Наука эта называется ЭТИКОЙ  (от греческого слова Этос, значит правильный, верный). А свод правил грамотного поведения, выведенный этой научной дисциплиной, - ЭТИКЕТОМ. 

Каждый из вас легко может сказать, что входит в понятие «правильное», «этикетное» поведение. «Нужно быть вежливым, предупредительным, дисциплинированным, послушным», - справедливо укажете вы. И будете правы. Все эти качества воспитанного человека принято называть хорошими манерами.

Безусловно, любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила этикетного поведения.

Сегодня, разговор у нас пойдет о ФОРМУЛАХ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.

Давайте разберемся во всем по порядку.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – свод правил и рекомендаций о грамотном РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ. Это касается, прежде всего, правильного употребления слов или словесных оборотов, которые называются РЕЧЕВЫМИ ФОРМУЛАМИ, в разных ситуациях общения: приветствия, знакомства, просьбы, извинения или поздравления.

За каждой ситуацией общения закреплены определенные формулы ( слова  «здравствуйте», «будьте добры», «извините»). И установлены варианты их использования в зависимости от того, где или с кем ты общаешься.

По-настоящему грамотным в речевом поведении может считать себя тот, кто умеет пользоваться разными речевыми этикетными формулами.

Прежде чем вести разговор о правильном использовании речевых этикетных формул, познакомимся с их историей.

  1. Из истории этикетных речевых формул.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ» - повелительная форма глагола, которая сформировалась к концу 17 века, типа «повелеваю тебе здравствовати», «здравия тебе желаю» и т.д.

С конца 17 века в господской среде стали появляться у нас «доброе утро», «добрый день», но им предшествовали чисто русские выражения, типа «добр здоровь» - снова с пожеланием здоровья. Все начиналось и кончалось пожеланием здоровья – и здравицы и прощание при разлуке: «Будь здоров».

Этим национальным пожеланием русские отличались от многих европейцев, у которых смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья и добра. Русский человек все это вместе видел в здоровье.

Самым распространенным русским приветствием было пожелание здоровья.

«ПРОЩАЙТЕ», с начала прошлого века в оборот входило и более мягкое по тону ДО СВИДАНИЯ. Теперь часто говорят: «Всего вам доброго, до свидания!» - обязательно два, пожелание и привет вместе.

«ПОЖАЛУЙСТА» образовалось очень давно. С глубокой древности пользовались наши предки исконной формой повелительного наклонения «пожаловать» («пожалуйте в дом»). На современный язык «пожалуйста» можно перевести как «будь милостив», «будь добр».

«СПАСИБО!» Слова благодарности почти во всех языках пришли в разговорную речь из языка торжественного ритуала.

«спасибо» - сказанное с достоинством и значительно. Не вас благодарю, но вам желаю всех благ. По происхождению своему «спасибо» небезупречно: спаси бог!, но теперь «спасибо» совершенно новое слово, возникшее на основе слившихся двух, в конце второго из них исчез согласный «г». Да и смысл у слова совершенно не тот: ведь вместо прежнего «спаси вас бог» мы говорим: «спасибо – вам».

«БЛАГОДАРЮ» - от русского «благодарствую», т.е. «приношу благодарение».

А теперь выполним ряд упражнений, которые помогут вам проверить, правильно ли вы употребляете речевые этикетные формулы.

Задание 1. Назвать этикетные слова (приветствие, прощание, знакомство, извинение, просьба).

Задание 2. Какие употребляете вы?

Чаще остальных мы используем речевые этикетные «приветствия» и «прощания». Они чрезвычайно значимы, так как мы, таким образом, доказываем, что видим партнера, рады встречи с ним, настроены на контакт и полны доброжелательности, а по окончании встречи, прощаясь, уверяем нашего собеседника, что прощаемся до скорой следующей встречи.

«ПРИВЕТСТВИЕ»

У многих народов выбор приветствия зависит не только сот возраста, пола и степени близости общающихся. На него влияют и другое, время суток и

кем является приветствуемый и чем занят он в данный момент.

Вежливый человек должен был не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетную формулу.

Рыбалова приветствовали: «Улов на рыбу!» «Наварка на ушицу!» - отвечал он.


Задание 3. Вам даны этикетные формулы, назовите, когда они употребляются.

  • до свидания! (в любой ситуации)
  • всего хорошего! (в любой ситуации, с оттенком пожелания)
  • до встречи (вместо «до свидания», когда предполагается условная встреча)
  • спокойной ночи! (прощание на ночь)
  • привет! (дружеское, чаще среди молодежи)
  • бывай! (грубовато – сниженное, нелитературное)
  • разрешите попрощаться! (официальное)

Даже ваши любимые герои приветствовали друг друга:

«Рада видеть тебя, дитя мое! – говорила каждый раз при встрече с Золушкой ее Крестная – Добрая фея.

А известный вам Винни – Пух  всегда встречал своих друзей, Пятачка и Кенгу, радостным… Правильно – «Приветом».

Продолжите примеры.


Задание 4. Вам прочитаю отрывок из рассказа В. Драгунского «Где это видано…». Проанализируйте речевое поведение каждого из участников разговора. Найдите все встречавшиеся в тексте этикетные речевые формулы, которые использовали участники диалога.

Рассказ В. Драгунского «Где это видано….».

На переменке подбежала ко мне наша вожатая Люся и говорит:

- Здравствуй, Дениска, тебя-то мне и надо!

Я говорю:

-Здравствуй! И правда я тебе нужен?!

А Люся говорит:

- Дениска, а ты сможешь выступить в концерте? Мы решили организовать двух малышей, чтобы они были сатирики. Хочешь? Сможешь?

Я говорю:

- Я все хочу! Только ты объясни: что такое сатирики?

Люся говорит:

-Видишь ли, у нас есть разные неполадки… Ну, например, двоечники, лентяи, их надо «прохватить»! Понял? Надо про них выступить, чтобы все смеялись!

Я призадумался… Смогу ли?!

А Люся торопит:

-Ну, Денис, не тяни: сможешь, пожалуйста, соглашайся, не сможешь, не хочешь – отказывайся!

Я нерешительно сказал:

-Да ладно уж, попробую…

Тут Люся обрадовалась:

-Вот спасибо, выручил меня, я всегда верила в тебя! Тогда после уроков приди в школьный зал: там будет репетиция. До встречи! Не подведи!

- До встречи, пока, - кричал я Люсе уже вдогонку.

Задание 5. Подберите нужные этикетные речевые формулы приветствия и прощания, если собеседником является:

  1. Друг (подруга) (около дома, во дворе)
  2. Учитель (утром, при входе в школу)
  3. Учитель (по окончании уроков, при выходе из школы. Вы с собеседником уже встречались)
  4. Мама (папа, бабушка) (вечером, когда ты возвращаешься из школы)
  5. Мама твоего друга (подруги) (встречаетесь днем на улице).

Задание 6. Помня об этикетных правилах, используя   известные вам формулы речевого этикета, составьте правильный вариант просьбы в следующих ситуациях общения:

  • попросите друга (подругу) принести давно обещанную книгу;
  • попросите друга (подругу) объяснить домашнее задание;
  • попросите учителя объяснить домашнее задание;
  • попросите незнакомого на улице объяснить вам правильную дорогу;
  • попросите родителей купить вам новую интересную книгу (детские детективные истории).

     Наш урок был достаточно насыщен информацией: вы узнали и об истории

     формул речевого этикета, Ио правилах их использования в разных ситуациях

     общения.

В завершении нашей встречи я хочу каждому дать на память  народные пословицы о речевом этикете.


  • Красную речь красиво и слушать

  • Умную речь хорошо и слушать

  • В добрый час молвить, а в дурной – промолчать

  • Хорошее слово- половина дела

  • Доброе молчание – чем не ответ?

* Не стыдно молчать, коли ничего сказать

  • Много крику, мало толку

* Будешь следить за языком - он охранит тебя

* Сердечное слово до сердца доходит


Ребята, наш урок подошел к концу. Желаю вам не забывать волшебные слова и совершать добрые поступки! Спасибо за урок!

До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Как себя вести.

Как себя вести. Подготовительная работа:1. Предлагаем учащимся прочитать книги по культуре поведения.2. Создаем инициативную группу, которая готовит:- выступления учащихся, читающих н...

Электронная игра :"Умеем ли мы правильно себя вести?"

О правилах поведения в игровой форме....

Классный час на тему "Как правильно вести себя в общественных местах"

Для того, чтобы ребёнок правильно вёл себя в общественных местах, необходимо познакомить его с правилами поведения, создать условия по формированию умения  общаться в коллективе, уважать и прислу...

Конспект классного часа «Как себя вести в трудных ситуациях»

создание условий для формирования правил безопасного поведения...

Ответственное поведение и как правильно себя вести с незнакомцем..

Учить оценивать собственные действия.Заставить задуматься о собственных поступках.Правила безопасного поведения при встрече с незнакомцем...

Конспект классного часа "Как себя вести. Как я себя веду" (2 класс)

Цель деятельности учителя: Формирование у учащихся общечеловеческих принципов правил поведения;Формирование нравственных качеств учащихся: доброжелательность, умение слушать и уважать мнение одно...