Внеклассное мероприятие, посвященное 80-летию ЯНАО
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Занятие расчитано для учащихся 4 класса. Знакомит с историей образования , экологией ЯНАО, занятием коренных народов Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yanao.zip | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Внеклассное мероприятие,
посвященное 80-летию
ЯНАО
Автор: Николенко Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов,
Фадеева Валентина Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1,
г. Новый Уренгой, ЯНАО
«Любить Отечество велит природа, Бог,
А знать его – вот честь, достоинство и долг».
Читает ученица под музыку (мелодекламация) (Слайд 1) :
Глубокое озеро сверкало голубой гладью. В воде весело резвились утки, гуси, прилетевшие на отдых в родные края. Солнце ярко отражалось в зеркальной воде. Ни ветерка кругом. Тишь да гладь.
Вдруг и гуси и утки недоуменно переглянулись: на воду садились удивительные птицы, ранее ими не виданные. Они были похожи на чаек, но всех смущала ярко-розовая окраска на груди. Все с любопытством издалека, курлыкали, не приближаясь к новым гостям. А розоватые птицы спокойно плавали по озеру, гордо озирая окрестности. Как прекрасны были дивные птицы!
… Розовые чайки немножко поплавали, а потом дружно поднялись и полетели дальше в неведомые края.
Никто не знает, где гнездятся эти очаровательные чайки, да и видят их нечасто.
Вера Рудинская
Ведущая №1 (Слайд 2):
На севере нашей страны существуют легенды об удивительной и редчайшей птице, которая спасала попавших в беду мореходов. Взгляни в небо: на помощь летит маленькое чудо Севера- розовая чайка, похожая на частицу луча восходящего солнца. Надежду, прилив новых сил приносит розовая чайка на своих крыльях.
Ведущая №2 (Слайд 3):
Ещё в одной северной легенде розовую чайку называют Дочерью солнца и снега. Чтобы путник увидел её ночью, полярный день подарил чайке оперение из розовых лучей восхода. А чтобы её видели днём, полярная ночь надела на шею птице чёрное ожерелье. С тех пор летает розовая чайка днём и ночью надо льдами, спасает путешественников и моряков.
Ведущая №1 (Слайд 4):
Лишь в начале 20 века русский орнитолог Сергей Александрович Бутурлин обнаружил гнездо розовых чаек в заболоченной тундре в устье Колымы.
Розовая чайка считалась редкостью и в прежние времена.
У северных народов существует предание: счастливым будет тот человек, над чьей головой хоть раз пролетит птица с отсветом зари.
Ведущая №2 (Слайд 5):
Символом нашего мероприятия, посвящённого 80 – летию ЯНАО будет «Розовая чайка».
Ученик 1:
Вы карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живём.
Иван Григорьевич Истомин
Ученики представляют выступление агитбригады (у ребят в руках макет большой книги «Люблю тебя, мой край родной», они листают её страницы и читают по ролям строки)
Возьми меня в руки, как двери, открой:
Хочу я надолго остаться с тобой.
Давай, почитаем, давай помечтаем,
По книжным страницам с тобой прошагаем.
По лесу побродим, присядем у речки,
Смотри, как свивается пена в колечки….
По небу плывут облака – корабли,
Как будто торопятся к краю Земли.
Рыбак тянет щедрую сеть из реки,
Охотник готовит приманки – нырки.
И, гордо раскинув рога над спиной,
Неспешно олени идут целиной.
Устанем – присядем и снова пойдём:
Листая страницы, свой край узнаём.
С тобой прошагать нам придётся немало
По ягельным тропам родного Ямала.
А если заглянем под тундровый слой,
Там нефти озёра и газ голубой.
Богатств на Ямале вовеки не счесть:
Рыба, меха, нефть и газ у нас есть.
Но самое главное наше богатство-
Людей трудовых нерушимое братство!
Ты смело читаешь строку за строкой-
Умнеешь, растёшь вместе с отчей землёй.
Пусть шире раскинутся крылья – страницы:
Здесь реки, посёлки, и люди, и птицы….
Мне хочется, чтоб ты побольше узнал
О дивной стране под названьем ЯМАЛ.
Мы вместе с тобою разделим досуг:
Я – книга, твой верный, испытанный друг.
- Давай почитаем! Давай почитаем!
- Почитаем! Почитаем!
Ведущая №1 (Слайд 6):
Первая страница – историческая
– Малютку Ямала родила волна Карского моря. Появился он в горестный день «полярной большой темноты». Мать волна придумала ему имя, «но назвать не успела, затем что язык у неё превратился в бесчувственный лёд». Мальчишка рос быстро, разбил хрустальную люльку. Старик – океан рассердился на дочку – волну за то, что она родила сына вне законного брака, и послал своего брата – ветра, «чтоб стрелой своей калёной ветер грудь пронзил Ямалу».
Ямал мужественно сражался с ветром, не поддался ему, но с тех пор был обречён на вечные туманы, снег и мороз.
А старик – океан наказал внука вечной мерзлотой «Мерзлотою вековечной будешь ты теперь окован!»
Но Ямал не отчаялся и нашёл себе союзника в лице седого Урала, который в конце концов женил его на Оби.
Ведущая №2 (Слайд 7): ЯНАО образован 10 декабря 1930 года. Часть имени округу дал полуостров Ямал, в переводе с ненецкого на русский язык означает «край земли», другую часть названия округ получил от имени коренного народа – ненцев.
Ведущая №1 (Слайд 8,9): Следующая страница – географическая
Ученик:
На полярном самом круге, Главный город на Ямале,
Где следы оленьих нарт, Ты судьбе, конечно, рад.
Ты известен всей округе, Обелиск стоит, чтоб знали:
Хлебосольный Салехард. Непростой ты Салехард!
Ведущая №2 (Слайд 10,11): Познавательная страница. Порой в небесах высоких широт вспыхивают изумительные световые спектакли – северное сияние.
Ученик:
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Танец с лентами «Северное сияние»
Как хочу я, чтобы вопреки
Самым дальним расстояньям
Любовались все материки
Нашим северным сияньем!
Р. Ругин
Ведущая №1 (Слайд 12, 13): В округе насчитывается более 300 тысяч озер, 48 тысяч рек. А знаете ли вы, что…
Ямал является крупнейшим хранилищем и фабрикой самой чистой озёрной воды.
Самообновление водных масс большинства ямальских озёр происходит от 2-3 месяцев до двух лет. В Байкале на это уходит примерно 5000 лет.
Вода во всех озёрах чрезвычайно пресная.
Под влиянием постоянных ветровых волнений вода хорошо насыщается кислородом. Даже у самого глубокого озера Ясавейто на глубине 79 метров насыщенность воды кислородом составляет 80%, а прозрачность по всей акватории варьирует от 15 до 26 метров. Насыщению воды кислородом способствует также и сравнительно низкотемпературный её режим.
Ведущая №2 (Слайд 14): Обь, берущая свое начало в горах Алтая, – самая длинная река России (5410 км). Она доставляет на Ямал около 400 куб. км. воды в год. Разливаясь весной, река образует могучий поток шириной в 4 км и глубиной до 40 метров.
Ученик:
Обь – одна из древних на планете рек.
Сколько ей веков не знает человек,
Тянется ее спокойный караван
Через всю Сибирь в океан.
Обь - кормилица-река сыновей земли,
Тех, кто к берегам ее строить жизнь пришли.
Л. Лапцуй
Ведущая №1 (Слайд 15): Самый продолжительный и суровый сезон на Ямале – зимний. Сумрачный короткий день и длительные ночи при жестоких морозах. Солнце не задерживается на полярном небе. Наступает полярная ночь, которая длится почти 150 дней. Самый короткий день – 21 декабря.
Белая земля зимой сливается с небом, и нет у них четкой границы. Любой, кто окажется в бескрайней застывшей тундре, ощутит безмерное величие и могущество природы.
Ученик: Ночь северная в звездном одеянье.
Снегов голубоватое сиянье.
Колеблющийся в сумраке Ямал,
Морозный пар, незримой стужи вал –
То океана мощное дыханье.
Мелькнет совой короткий зимний день
Там, за холмами, и в сугробы канет,
Оттуда солнце краем глаза глянет
И спрячется опять в ночную тень.
Ему зимой подняться в небо лень.
Р. Ругин
Ведущая №2 (Слайд 16): Особенностью летнего сезона являются большие запасы солнечного тепла и света. В тундру приходит Полярный день. 22 июня – самый долгий световой день. Лето на севере – короткое, но бурное. Все живое тянется к могущественному шару Солнца.
Ученик: Словно парным молоком
Белая ночь разлита
Белые – чащи кругом,
Белая – в реках вода.
Свет все струится с небес –
Будто сквозь вечность пророс...
Пусть над родною землей
Ширится белая сень.
Пусть ее сменит большой
Белый – и солнечный – день!
Р. Ругин
Ведущая №1 (Слайд 17): Упираясь в стылое небо, высятся скалы Полярного Урала, обрываясь прямо в волны Карского моря. Здесь самая северная часть Уральского хребта. По нему проходит линия, разделяющая два великих материка: Европу и Азию.
Ученик: Эй, верхи Полярного Урала!
Пусть вы и не слишком высоки –
Здесь богатства вечность собирала
В ваши заповедные мешки.
Ну-ка, отворите, покажите
Кладовую каждую свою,
Радостью открытий поддержите
Человека в Северном краю!
Р. Ругин
Ведущая №2 (Слайд 18): Не случайно г.Новый Уренгой называют газовой столицей России. Ямальский газ доходит до очень далеких стран, таких как Италия, Франция, Германия, Испания, Турция. Из недр округа извлекается 92% общероссийского объема газа и 10% общероссийской добычи нефти.
Ученик: Ямальский газ родился
В надымской колыбели.
К нему идут дороги
(Слайд 19) Сквозь долгие метели.
Л. Лапцуй
Ведущая №1 (Слайд 20,21): Ямал – родина коренных народов: ненцев, ханты, манси, селькупов. Это душевные, гостеприимные, трудолюбивые, скромные люди.
Природа в тундре скромная, неброская,
Под стать природе души у людей.
Прокопий Андреевич Явтысый
Ведущая №2:
В любой зайдите чум – вас ждет всегда
Гостеприимство и забота друга…
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою.
Л. Лапцуй
Ученик: Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит, страшна,
Словно моря Карского волна,
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
Бодростью наполнится твой дух,
В тундре – двадцать первый, наши дни.
Сядешь в нарты, что летят стрелой,
Или в сизокрылый самолет,
В тундре, под Полярною звездой,
Где живет мой маленький народ.
Жар гостеприимства сохраняя,
Обогрет ты будешь без огня.
Л. Лапцуй
Ученик: (Слайд 23,24):
Стихотворение « Новость»
Лишь узнают в тундре новость-
Станет всем она известна:
Солнце вышло – интересно!
Сын родился – интересно!
Интересно, интересно,
Даже очень интересно!
Кто вспугнул лисят с лисицей?
Видно, это едут гости!
Но к кому свернёт упряжка
И куда помчится после?
Интересно, интересно,
Даже очень интересно!
Вот геологов палатка
Появилась – интересно!
Вот запела куропатка –
Даже очень интересно!
Пробегут аэросани
Или в речке лёд растает –
От яранги до яранги
Новость каждая летает.
Если будете гостями –
Приезжайте с новостями!
Будем чай мы пить –
И думать,
Оленят считать –
И думать,
Думать сидя, думать стоя, -
Новость – дело непростое!
В тихой тундре,
Белой тундре
Ничего от глаз не спрячешь,
Оттого – то знают в тундре –
Кто ты есть и что ты значишь.
Интересно? Интересно!
Хорошо, что нам известно.
Антонина Кымытваль
Ведущая №1 (Слайд 31): страница - Экологическая
Исполняется песня «Северный край»
Ведущая №2 (Слайд 32):
Мы с Эдейкой оба ненцы
Мы с Эдейкой схожи сердцем
Был и я мальчишкой тоже
И помощником отца.
Я ещё не знаю точно
Век Эдейки долог.
Будет ли Эдейка лётчик?
А может быть эколог?
Эдейка (мальчик, переодетый в национальную одежду ненцев): Да! Эколог!
Ведущая №2 (Слайд 33): А пока Эдейка в школе делает доклад
«Боль моей тундры».
И звучит он, как набат.
Эдейка (Слайд 34): Земля – мать человеку. Она свята для него. Земля даёт человеку всё необходимое.
Ученик 1: (Слайд 35): Богатств на Ямале вовеки не счесть
Рыба, меха,
(Слайд 36): нефть и газ у нас есть.
Эдейка: Брать и брать, не восполняя и не возвращая свой долг природе, - так жить нельзя! Существуют жестокие законы устойчивости природных систем. Но как долго природа будет отступать перед человеком? Не вздумает ли природа наказать нас по всей строгости своих законов?
Ученик 2: (Слайд 37): Чтобы этого не случилось, нужно вспомнить четыре закона американского биолога, эколога Б. Коммонера
Природа знает лучше!
Всё куда – то девается!
Ничего не даётся даром!
Всё взаимосвязано со всем!
Ученик 3: (Слайд 37): Ямал – сокровищница России. Ещё недавно Ямал был неизведанной землёй.
А сейчас над ним нависли признаки грозной опасности.
Ученик 2: (Слайд 38): Газ и нефть нужны всем. Но у добычи газа есть обратная сторона.
Известно, что колея от проехавшего по тундре вездехода зарастает примерно 10 лет.
Ученик 1: (Слайд 39,40): Природа на Ямале настолько нежна, что даже на восстановление такого повреждения требуется несколько десятков лет.
Ученик 2: (Слайд 41): Пожары в тундре намного страшнее, чем в лесах. При значительной силе ветра скорость распространения пожара может достигать 10 км в час и более. При низовом пожаре выгорают мхи, лишайники, которые являются кормом в зимний период для диких и домашних оленей. Лишённая своего покрова изо мха и лишайников мерзлота заболачивается. За одно лето в ЯНАО сгорает около 14 тыс. кВ. км. Ягельников
Ученик 3: (Слайд 42,43): Сейчас, из-за бездумного освоения нефтегазовых ресурсов Ямала выведено из оборота 60 тыс.кв. км оленьих пастбищ
Эдейка (Слайд 44): Ещё одно самое страшное бедствие для тундры - брошенные оборудование, техника и оставленные временные посёлки.
(Слайд 45): Брошенная техника сама по себе продолжает разрушать верхний слой тундры.
Тундра, беззащитная тундра,
Как поранить тебя и обидеть нетрудно.
А рубцы твоих ран заживают нескоро.
(Слайд 46): И глядят нам в глаза молчаливым укором.
Ученик 1: Да, мы должны добывать газ и нефть, но делать это нужно разумно. Этот ущерб наносит промышленность!? А что может сделать каждый из нас?
Эдейка (Слайд 47): Я думаю, каждый житель Ямала в своей повседневной жизни должен помнить о бережном отношении к природе, как это делают коренные народы.
Меня отец учил:
(Слайд 48): «не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения»;
(Слайд 49): «не кидай камнями или комьями земли в реку, озеро, водоём – ты ослепишь жителя подводного мира, и сам ослепнешь»;
(Слайд 50): « не стреляй из лука, не имея и не видя мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека»;
(Слайд 51): По Земле всегда ступай достойно,
Попусту ножом в неё не тычь!
«Боль земли - это боль сердца».
(Слайд 52): Загрязнение рек, гибель многих животных и растений тундры,
(Слайд 53): растущие груды мусора– всё это признаки грозной опасности, которая нависла над Ямалом.
Ученик 2: (Слайд 54): - Я понял! Пусть будет нашей главной заповедью – заповедь «Не убий!» Не убей ни большого, ни малого зверя. Даже тогда, когда идёшь по тропинке, смотри под ноги и пропусти торопящегося через дорожку муравья.
Ученик 1: (Слайд 55): Да! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе.
Эдейка (Слайд 56): Тундра шепчет – Человек! Остановись! Одумайся! Пощади!
(Слайд 57): - Красная книга ЯНАО
растения – 30 видов
птицы –24 вида
млекопитающие - 10 видов
рыбы - 5 видов
амфибии – 4 вида
рептилии – 2 вида
насекомые – 27 видов
Ученик 3: Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал бабочку –
И она погибла у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем……биение сердца (аудиозапись)……………………
Ученик 1,2,3 -хором: (Слайд 58):
Нет! – загрязнению воды.
Нет! – отравлению среды!
Нет! – наступлению беды.
Ведущая №2: Взаимодействие человека и природы, сбережение природных богатств для будущих поколений превратилось в одну из наиболее актуальных и тревожных проблем современности.
(Слайд 59): Время требует от нас сохранить Ямал.
Берёшь бери, не более, чем нужно!
Ведущая №1 (Слайд 60): Берегите наш Ямал,
Берегите!
На тропинке солнечные блики,
На камнях мелькающую птицу,
Ясный месяц над речным покоем.
Берегите наш Ямал!
Берегите!
Ученик 1,2,3 - хором: (Слайд 61-66): Сбережём!!!
Ученик 1,2,3 – по очереди: (Слайд 67-70):
Я буду биологом! А я орнитологом! А я обязательно придумаю как избавиться от мусора!
Ведущая №2 (Слайд 71,72): Помните!
Кем, бы, вы не стали. Будьте милостивы к природе!
Берёте, берите – но не более, чем нужно!!!
Источники:
1. Сусой Е. Г. Из глубины веков. – Институт проблем освоения Севера СО РАН – Тюмень, 1994.
2. Вестник института. Выпуск 3. Салехард: ЯНОИУУ, 2001.
3. Ямальский калейдоскоп \ Учебное пособие по литературному краеведению, 2 класс \ Л. В. Фёдорова. Тюмень:Издательство ИПОС СО РАН, 2003.
4. Г. И. Чувашов. Гыданско – Тазовская природная зона. Санкт – Петербург, 1997.
5. «Мой Ямал». Фотоальбом. – Салехард: ГУП ЯНАО Издательство «Красный Север», 2008.
6. Источник фотографий в презентации – личные фото Фадеевой В. С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное 65-летию Победы в ВОВ «Мы помним, мы гордимся»
На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколен...
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Пролог Победы"
Цели:гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;развитие познавательных интересо...
Внеклассное мероприятие , посвященное 70-летию снятия блокады Ленинграда.
Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы " К 70- летию снятия блокады Лениграда.." (с фрагментом презентации)...
конспект внеклассного мероприятия посвященный 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады
Учащиеся изучали историю своей улицы во время блокады, какие памятные места сейчас есть на улицах, где они живут. Результатом совместной работы учителя, учеников и родителей стало создание элект...
Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
В 2014 году верующие всей России отмечают праздник – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основаннойим Троице-Сергиевой лавры и Серг...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы
Сценарий содержит познавательные материалы о Великой Отечественной войне...
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Почему падают звезды"
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945).Цели и задачи:· Расширить знания учащихся о событиях Великой От...