спецкурс "Я - гражданин!"
рабочая программа (1 класс) по теме

Рогожникова Надежда Фёдоровна

Программа спецкурса составлена на основе программы "Граждановедение" Я.В.Соколова с учетом учебного плана дополнительного образования школы. Данный курс призван развивать гражданско-патриотическое воспитание и возрождение национального самосознания юных граждан России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_grazhdanin-_rogozhnikova_n.f.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа спецкурса «Я – гражданин!»

Пояснительная записка

Программа «Я – гражданин!» составлена на основе программы «Граждановедение» Я. В.  Соколова с учётом учебного плана дополнительного образования МБОУ «Сайгинская  средняя общеобразовательная школа» в 2011-2012 учебном году. Данный курс призван развивать гражданско-патриотическое воспитание обучающихся и Возрождение национального самосознания юных граждан России.

     Родину, как и родителей не выбирают: она дается нам вместе с рождением и впитывается с детства. Для каждого из нас – это центр земли, независимо от того, большой ли этот город или маленькое село. Образ родного места отчеканивается в душах людей навеки. И чтобы этот образ был светлым и прекрасным, каждый человек должен преобразовать свой дом, улицу, село, город. Забота об облике «малой» родины – это дело совести, культуры, долга, то есть реализации личностных качеств личности.

Человек, живущий в современном мире и готовый к самореализации в социальной сфере это.

       Семьянин – носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода.

  Ученик – воспитанник школы. Знакомый с историей своей школы, развивающий ее традиции.

  Россиянин – гражданин своего Отечества, уважающий его законы, познающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества.

 Член детского сообщества – владеющий культурой межличностных отношений, готовый реализовать и защитить свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способный к сотрудничеству в группах и коллективе, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.

       Житель своего села – с любовью относящийся к месту, в котором он живет, прилагающий силы к его развитию и процветанию.

 Человек – призванный решать личные, социальные проблемы в XXI веке.

Актуальность  

Во все времена и у всех народов школа старалась помочь своим питомцам. Она не только передавала знания по основам наук. Она старалась научить тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе: дать возможность увидеть  перспективы для самореализации, понять свою сопричастность к истории великой страны и не оставаться равнодушным к насущным социальным проблемам. Выполняя эту важную задачу,   необходимо учитывать, что процесс социализации личности идет в конкретных условиях определенного времени и места. Маленьких жителей Сайги, находящейся в сложном социально-экономическом состоянии, крайне необходимо научить быть творцами своей судьбы и судьбы малой родины (а значит, и России). Для нашего поселка сегодня в первую очередь нужны активные, самостоятельно мыслящие, позитивно настроенные граждане, которые ценят и любят свою родину и готовы продолжать лучшие традиции старшего поколения. Будет ли будущее у Сайги, решается сегодня по большому счету  за школьной партой. Данная программа нацелена на приведение работы по указанной задаче в систему, придание ей целенаправленного характера, диагностирования результатов воспитательного воздействия. Название программы основывается на понимании гражданина как самобытной индивидуальности, личности, обладающей единством духовно-нравственного и правового долга.

Особенностью программы является комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей родине через взаимосвязь различных аспектов, а также средств и методов воспитания. Реализация программы основывается на следующих принципах:

Принцип гуманизации – ориентирует педагога на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребенка, его свобода и достоинство.

Принцип деятельности – все дела с пользой, а иначе зачем?

Принцип свободы участия – учет интересов, личных качеств и возможностей участников проекта.

Принцип обратной связи – отслеживание результативности, полезности работы для построения перспективы.

Принцип сотворчества – работа во взаимодействии педагога,  родителей и детей через интерактивные методы учебной и внеклассной работы.

Принцип успешности – каждый учащийся получает удовольствие от совместной работы, участвует в конкурсах, добивается положительных  результатов.

Программа рассчитана на 3 года для детей в возрасте 7 – 10 лет, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Цель:

      Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную  жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Развитие системы универсальных знаний умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Первый год обучения (34 часа)

Задачи:

1. Углубить знания обучающихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.

Знакомство с историей своей семьи.

2. Развивать и совершенствовать интеллектуальные умения.

3. Воспитывать гражданское самосознание и причастность к родным истокам.

Первый год обучения курс включает в себя два раздела:

Раздел I     Я и моя семья  (14 часов)

Раздел II    Я и моя школа  (20 часов)

Второй год обучения (34 часа)

Задачи:

1.Углубить знания об истории, традициях, культуре народов России.

2. Развивать у обучающихся коммуникативные навыки.

3.Приобщать  обучающихся к  общечеловеческим и национальным ценностям.

Второй год обучения курс включает в себя два раздела:

Раздел III    С чего начинается родина  (8 часов)

Раздел IV    Я – россиянин (26 часов)

Третий год обучения (34 часа)

Задачи:

1. Формировать у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых формах как регуляторах поведения человека в обществе.

2. Способствовать  формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях.

3. Воспитывать учащихся с твердыми демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.

Третий год обучения курс включает в себя два раздела:

Раздел V    Я – личность  (17 часов)

Раздел VI    Я - житель планеты Земля  (17 часов)

Данная программа направлена на развитие следующих компетентностей: 

  • Умение самостоятельно искать, отбирать, обсуждать информацию по заданной теме;
  • Способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам;
  • Умение представлять материал с помощью средств презентации и творческих проектов;
  • Умение оперировать знаниями, воспроизведение фактов чужих знаний;
  • Умение работать в группах;
  • Умение отстаивать своё мнение;
  • Умение обмениваться информацией;
  • Умение планировать свою работу

Умение осмысливать результат, деятельность, навыки;    

Ожидаемые результаты изучения курса:

  • Обучающиеся знают историю своей семьи, поселка, страны.
  • Знают законы, защищающие права ребенка, Что такое Конституция.
  • Знают историю школы, ДО, музея.
  • Имеют навыки коммуникации, общения в парах, группах.
  • Данный курс позволит сформировать и укрепить классный коллектив, заложить традиции класса.
  • Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учащихся.
  • Вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность и простейший мониторинг окружающей среды.

Требования к уровню подготовки

Обучающиеся по программе к концу третьего года обучения должны знать/понимать:

  • историю своей семьи, поселка, страны;
  • законы, защищающие права ребенка, Что такое Конституция;
  • историю школы, ДО, музея;

Содержание программы      

Раздел I   Я и моя семья (14часов)

Тема 1.    Мир семьи

Содержание: что такое семья в жизни человека. Как появилась семья. Традиционная семья. Родители и дети. Забота о родителях и детях. Уважение и любовь – основа семейных отношений.

Тема 2.    Моя родословная  

Содержание: Я – член семьи. Что такое родословная. Мои предки. Моя родословная. Профессии моих родителей.

Тема 3.    История в моем доме. Традиции семьи

Содержание: Мой дом – моя семья. История страны в истории семьи. Семейный фотоальбом. История моего дома. Наши помощники – вещи и их история. Моя любимая игрушка.

Тема 4.   Семейные праздники. Уютный дом.

Содержание: Мои любимые праздники дома. День рождения семьи. День рождения членов семьи. День матери. Подарок маме. Не красна изба углами... Уют своими руками.  

Раздел II    Я и моя школа (20 часов)

Тема 1.    Я и мои друзья

Содержание: Дружба в жизни человека. Народная мудрость о дружбе. Дружба с одноклассниками. Дружба со сверстниками. Дружба мальчиков и девочек. Дружба со взрослыми и родителями. Мой лучший друг. Хорошая книга – твой друг на всю жизнь. Четвероногие друзья.

Тема 2.   Наш класс

Содержание:  Создаем историю нашего класса. Традиции класса. Наш класс на уроке. Учись учиться. Наш класс на перемене. Правила общения в классе. Комфортная обстановка в классе.

Тема 3.  История и традиции школы.

Содержание: История школы. Наша республика «Ритм». Символика республики. История школьного музея. Выпускники школы.  

Тема 4.  Школьные годы как время активных социальных действий

Содержание: Что мы можем сделать для улучшения мира. Проект «Сосновая роща». Программа озеленения пришкольного участка. Акция «Добрые дела». Неделя добра в школе. Шефство над ветеранам. День здоровья. День борьбы с курением. Знание – сила. Предметные олимпиады. Месячник памяти «Молодой гвардии»  

Раздел III    С чего начинается родина (8 часов)

Тема 1.  Мы – сибиряки. Туристическая тропа п. Сайга

Содержание: природные условия нашего края. Сибирский характер. География наших мест. История названий (Сайга, Медвежья грива, Обь-Енисейский канал и т.д.).

Тема 2.  История поселка

Содержание: Строительство железной дороги Асино- Белый Яр. Основание поселка. Первые жители Сайги. Мехколонна. История названий сайгинских улиц.

Основные предприятия поселка: леспромхоз и железная дорога. Трудовые достижения леспромхоза.

Тема 3.  Трудовые династии поселка

Содержание: понятие «Трудовая династия». Главная гордость поселка – люди. Почетные звания для героев труда. Трудовая биография.  

Тема 4.   Наш таежный мир

Содержание: Что такое тайга. Богатства тайги. Чудо-кедр. Человек и тайга.  Охотоводство. Как сохранить тайгу. Правила сбора ягод, ореха. Лекарственные растения наших мест. Правила поведения в лесу. Что делать, если заблудился в лесу.

Раздел IV     Я - россиянин (26 часов)

Тема 1.   Моя Родина Россия 

Содержание:  Страна. Государство. История названия страны. Патриот. Гражданин. Паспорт. Россия - многонациональная страна. Государственный язык. Героические страницы нашей истории. Богатства России. Национальные достояния.

Тема 2.  Символы России. Томская область – субъект России.

Содержание: что такое символ. Кремль, берёзка. Столица нашей Родины. Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Герб Томской области, Верхнекетского района

Тема 3.   Национальные традиции русского народа

Содержание: Национальный характер. Трудолюбие. Гостеприимство. Широта души. Сострадание. Обряды жизненного цикла. Традиционные верования. Народные игры. Легенды народов России

 

Тема 4.   Национальные праздники

Содержание: Месяцеслов. Славянские праздники (праздник урожая, Масленица, праздник Ивана Купала). Православные праздники (Рождество, Пасха, Троица). Праздники России. День независимости. День единства. День защитника Отечества. День Победы. День Конституции. Праздник, обещающий чудо - Новый год и Рождество.

   

Тема 5.   Народное творчество

Содержание: Виды народного творчества. Устное народное творчество. Народная мудрость. Народная песня. Народные промыслы. Национальный костюм.  

   

Тема 6.   Великие люди России

Содержание: Кого мы считаем национальными героями. А.Невский. Д.Донской. И.Сусанин. К.Минин. Д.Пожарский. Петр 1. А.Суворов. М.Кутузов. А.Пушкин. Ю.Гагарин. С.Рукавишников. Герои Великой Отечественной войны. Герои локальных войн.

Раздел V    Я – личность (17 часов)

Тема 1.   Я в коллективе ровесников

Содержание: Культура межличностных отношений. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Свобода личности и коллектив. Правила для учащихся. Выбор жизненного пути. Кем быть и каким быть? Овладение умением совершенствовать самого себя.

Тема 2.    Я и взрослые

Содержание: «Имею право!» - Конвенция о правах ребенка. Ценность прав человека. Защита своих прав. Мораль и право. Правомерное поведение. Правонарушение и ответственность. Детская преступность.

     

Тема 3.  Безответственные родители – бездомные дети

Содержание: Права и обязанности родителей. Причины обездоленности детей. Решение проблем социального сиротства. Каждый ребенок имеет право на полноценную семью.

Раздел VI    Я - житель планеты Земля (17 часов)

Тема 1. Наш дом - Земля

Содержание: Планета Земля. Вокруг света. Материки и океаны. Разнообразие растительного и животного мира. Кто живет на нашей планете. Традиции и обычаи народов мира.  

Тема 2.  Чудеса света

Содержание: Чудеса природы. Самые – самые (высокие горы, глубокие озера, моря, большие болота, знаменитые водопады). Загадки природы. Чудесные творения людей. Семь чудес света. Архитектурные шедевры современности.  

Тема 3.   Знаменитые люди планеты

Содержание: Люди, изменившие свою эпоху. Великие полководцы Земли. Великие правители. Великие писатели и поэты. Ученые планеты. Премии мира. Нобелевская премия.

Тема 4.   Содружество народов

Содержание: Дружба народов. ООН. Олимпийские игры. Международные дни Семьи. День защиты детей. День Земли, Птиц, Книги.

Тема 5.   Мы за шар земной в ответе

Содержание: Глобальные проблемы человечества. Экологическая проблема. Волшебный сундучок Земли. Каждый обязан заботиться о сохранении природы.

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1. Компьютер

2. Мультипроектор

3. Интерактивная доска

4. Мультимедийное приложение «Открытый урок» «Первое сентября»2007/2008г;  2008/2009г. и 2010/2011г.

5. Интернет ресурсы http//ja-grazhdanin.ulgov.ru/ja  grazhdanin/

6. Электронная энциклопедия История Государства Российского 1,2,3,4 том

        

Календарно-тематическое  планирование

Первый год обучения (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

Раздел I    Я и моя Семья (14 ч)

1,2

Тема 1.1. Мир семьи

1

1

3-6

Тема 1.2. Моя родословная

1

3

7,8

Тема 1.3.1. История в моём доме

1

1

9,10

Тема 1.3.2. Традиции семьи

1

1

11,

Тема 1.4.1. Семейные праздники

1

2

14

Тема 1.4.2. Уютный дом

1

Раздел II    Я и моя школа (20 ч)

15,

Тема 2.1.1. Я и мои друзья

1

3

19,

Тема 2.1.2. Я мой лучший друг

3

22,

Тема 2.1.3. Хорошая книга – твой друг на всю жизнь

1

3

26,

Тема 2.1.4. Четвероногие друзья

1

3

30,

Тема 2.2. Наш класс

2

32

Тема 2.3. История и традиции школы

1

33, 34

Тема 2.4. Школьные годы как время активных социальных действий

2

Итого:

10

24

Календарно-тематическое  планирование

Второй год обучения (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

Раздел III    С чего начинается родина (8 ч)

1,

Тема 3.1. Мы – сибиряки. Туристическая тропа п. Сайга

2

3,

Тема 3.2. История посёлка

2

5,6

Тема 3.3. Трудовые династии посёлка

2

7

Тема 3.4. Наш таёжный мир

1

Раздел IV    Я – россиянин  (26 ч)

8

Тема 4.1.1. Моя Родина Россия

1

9

Тема 4.1.2. Россия – многонациональная страна

1

10,

Тема 4.1.3. Героические страницы нашей истории

1

2

13, 14

Тема 4.1.4. Богатства России. Национальные достояния

1

1

15,

Тема 4.2. Символы России

1

1

17

Тема 4.3. Национальные традиции русского народа

1

18

Тема 4.3.2. Народные игры. Легенды народов России

1

19, 20

Тема 4.4.1. Национальные праздники. Месяцеслов. Славянские праздники

1

1

21

Тема 4.4.2. Православные праздники

1

22,

Тема 4.4.3. Праздники России

2

24

Тема 4.4.4. Праздник, обещающий чудо – Новый год и Рождество

1

25,

Тема 4.5.1.Устное народное творчество

1

1

27

Тема 4.5.2. Народные промыслы. Национальный костюм

1

28,

Тема 6. Великие люди России

3

3

Итого:

12

22

Календарно-тематическое  планирование

Третий год обучения (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

Раздел V    Я –личность  (17 ч)

1

Тема 5.1.1. Я в коллективе ровесников

1

Тема 5.1.2. Свобода личности и коллектив

1

Тема 5.1.3. Кем быть и каким быть?

1

Тема 5.2.1. «Имею право!» - Конвенция о правах ребёнка

2

2

Тема 5.2.2. Защита своих прав

1

Тема 5.2.3. Мораль и право. Правомерное поведение

1

1

Тема 5.2.4. Правонарушение и ответственность

1

1

Тема 5.3.1. Права и обязанности родителей

1

Тема 5.3.2.Безответственные родители – бездомные дети

2

Тема 5.3.3. Право на заботу и счастье

2

Раздел VI    Я –житель планеты Земля  (17ч)

Тема 6.1. Наш дом – Земля

1

Тема 6.2. Чудеса света

1

2

Тема 6.3.1. Люди, изменившие свою эпоху

1

Тема 6.3.2. Великие полководцы Земли

1

Тема 6.3.3. Великие правители

1

Тема 6.3.4. Великие писатели и поэты

1

Тема 6.3.5. Учёные планеты

1

Тема 6.4.1. Содружество народов

1

1

Тема 6.4.2. Олимпийские игры

1

Тема 6.4.3. Международные дни

1

1

Тема 6.5.1. Мы за шар земной в ответе

2

Тема 6.5.2. Волшебный сундучок Земли

1

Итого:

23

11

Литература для обучающихся

  1. Архарова Л.И, Гребекина Л.К., Демидова С.Б., «Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы.» М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 160
  2. Бесова М.А. «Шутки, игры, песни, соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе» Ярославль: Академия развития: Академия, К 2000. – 240с. (Серия  «Вместе учимся, играем»)
  3. . Гальцова Е.А. «Изучаем свои права. 1- 4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализация, инсценировках» Волгоград: Учитель 2007. – 127с.

Литература для учителя

  1. Будкова Л.А., Чистяков Ю.А. «Учимся жить в гражданском обществе/» Правовые основы организации ученического самоуправления в общеобразовальных учреждениях Томской области Томск РЦРО, 2007. –90
  2. Будкова Л.А., Чистяков Ю.А. «Учимся жить в гражданском обществе».Выпуск 2. Томск : РЦРО, 2008. – 72с.
  3. Жиренко О.Е., Лапина В.В., Киселева Т.В. «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию 1- 4 классы.» -М : ВАКО, 2007. – 208 с. (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя. Начальные классы.» М.: ВАКО,2003. – 240с. (Педагогика. Психология. Управление).
  5. Лыжина Н.П. «Современные модели развития гражданского общества» Томск: ОГУ РЦРО 2008. 64с.
  6. Пахомов В.П. «Молодёжь обустраивает Россию. Материалы I Всероссийской акции «Я – гражданин России»  Москва – Самара:  Издательство «НТЦ»,2002. – 120с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Я учитель-гражданин"

Выступление "Я учитель -гражданин"...

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"

Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...

"Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана"

Тема урока: "Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана". Данный урок формирует патриотическое отношение обучающихся к русскому язуку, осознанию его величия и могущества....