спецкурс "Я - гражданин!"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа спецкурса составлена на основе программы "Граждановедение" Я.В.Соколова с учетом учебного плана дополнительного образования школы. Данный курс призван развивать гражданско-патриотическое воспитание и возрождение национального самосознания юных граждан России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhdanin-_rogozhnikova_n.f.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа спецкурса «Я – гражданин!»
Пояснительная записка
Программа «Я – гражданин!» составлена на основе программы «Граждановедение» Я. В. Соколова с учётом учебного плана дополнительного образования МБОУ «Сайгинская средняя общеобразовательная школа» в 2011-2012 учебном году. Данный курс призван развивать гражданско-патриотическое воспитание обучающихся и Возрождение национального самосознания юных граждан России.
Родину, как и родителей не выбирают: она дается нам вместе с рождением и впитывается с детства. Для каждого из нас – это центр земли, независимо от того, большой ли этот город или маленькое село. Образ родного места отчеканивается в душах людей навеки. И чтобы этот образ был светлым и прекрасным, каждый человек должен преобразовать свой дом, улицу, село, город. Забота об облике «малой» родины – это дело совести, культуры, долга, то есть реализации личностных качеств личности.
Человек, живущий в современном мире и готовый к самореализации в социальной сфере это.
Семьянин – носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода.
Ученик – воспитанник школы. Знакомый с историей своей школы, развивающий ее традиции.
Россиянин – гражданин своего Отечества, уважающий его законы, познающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества.
Член детского сообщества – владеющий культурой межличностных отношений, готовый реализовать и защитить свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способный к сотрудничеству в группах и коллективе, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.
Житель своего села – с любовью относящийся к месту, в котором он живет, прилагающий силы к его развитию и процветанию.
Человек – призванный решать личные, социальные проблемы в XXI веке.
Актуальность
Во все времена и у всех народов школа старалась помочь своим питомцам. Она не только передавала знания по основам наук. Она старалась научить тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе: дать возможность увидеть перспективы для самореализации, понять свою сопричастность к истории великой страны и не оставаться равнодушным к насущным социальным проблемам. Выполняя эту важную задачу, необходимо учитывать, что процесс социализации личности идет в конкретных условиях определенного времени и места. Маленьких жителей Сайги, находящейся в сложном социально-экономическом состоянии, крайне необходимо научить быть творцами своей судьбы и судьбы малой родины (а значит, и России). Для нашего поселка сегодня в первую очередь нужны активные, самостоятельно мыслящие, позитивно настроенные граждане, которые ценят и любят свою родину и готовы продолжать лучшие традиции старшего поколения. Будет ли будущее у Сайги, решается сегодня по большому счету за школьной партой. Данная программа нацелена на приведение работы по указанной задаче в систему, придание ей целенаправленного характера, диагностирования результатов воспитательного воздействия. Название программы основывается на понимании гражданина как самобытной индивидуальности, личности, обладающей единством духовно-нравственного и правового долга.
Особенностью программы является комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей родине через взаимосвязь различных аспектов, а также средств и методов воспитания. Реализация программы основывается на следующих принципах:
Принцип гуманизации – ориентирует педагога на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребенка, его свобода и достоинство.
Принцип деятельности – все дела с пользой, а иначе зачем?
Принцип свободы участия – учет интересов, личных качеств и возможностей участников проекта.
Принцип обратной связи – отслеживание результативности, полезности работы для построения перспективы.
Принцип сотворчества – работа во взаимодействии педагога, родителей и детей через интерактивные методы учебной и внеклассной работы.
Принцип успешности – каждый учащийся получает удовольствие от совместной работы, участвует в конкурсах, добивается положительных результатов.
Программа рассчитана на 3 года для детей в возрасте 7 – 10 лет, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Цель:
Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
Развитие системы универсальных знаний умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Первый год обучения (34 часа)
Задачи:
1. Углубить знания обучающихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.
Знакомство с историей своей семьи.
2. Развивать и совершенствовать интеллектуальные умения.
3. Воспитывать гражданское самосознание и причастность к родным истокам.
Первый год обучения курс включает в себя два раздела:
Раздел I Я и моя семья (14 часов)
Раздел II Я и моя школа (20 часов)
Второй год обучения (34 часа)
Задачи:
1.Углубить знания об истории, традициях, культуре народов России.
2. Развивать у обучающихся коммуникативные навыки.
3.Приобщать обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям.
Второй год обучения курс включает в себя два раздела:
Раздел III С чего начинается родина (8 часов)
Раздел IV Я – россиянин (26 часов)
Третий год обучения (34 часа)
Задачи:
1. Формировать у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых формах как регуляторах поведения человека в обществе.
2. Способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях.
3. Воспитывать учащихся с твердыми демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.
Третий год обучения курс включает в себя два раздела:
Раздел V Я – личность (17 часов)
Раздел VI Я - житель планеты Земля (17 часов)
Данная программа направлена на развитие следующих компетентностей:
- Умение самостоятельно искать, отбирать, обсуждать информацию по заданной теме;
- Способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам;
- Умение представлять материал с помощью средств презентации и творческих проектов;
- Умение оперировать знаниями, воспроизведение фактов чужих знаний;
- Умение работать в группах;
- Умение отстаивать своё мнение;
- Умение обмениваться информацией;
- Умение планировать свою работу
Умение осмысливать результат, деятельность, навыки;
Ожидаемые результаты изучения курса:
- Обучающиеся знают историю своей семьи, поселка, страны.
- Знают законы, защищающие права ребенка, Что такое Конституция.
- Знают историю школы, ДО, музея.
- Имеют навыки коммуникации, общения в парах, группах.
- Данный курс позволит сформировать и укрепить классный коллектив, заложить традиции класса.
- Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учащихся.
- Вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность и простейший мониторинг окружающей среды.
Требования к уровню подготовки
Обучающиеся по программе к концу третьего года обучения должны знать/понимать:
- историю своей семьи, поселка, страны;
- законы, защищающие права ребенка, Что такое Конституция;
- историю школы, ДО, музея;
Содержание программы
Раздел I Я и моя семья (14часов)
Тема 1. Мир семьи
Содержание: что такое семья в жизни человека. Как появилась семья. Традиционная семья. Родители и дети. Забота о родителях и детях. Уважение и любовь – основа семейных отношений.
Тема 2. Моя родословная
Содержание: Я – член семьи. Что такое родословная. Мои предки. Моя родословная. Профессии моих родителей.
Тема 3. История в моем доме. Традиции семьи
Содержание: Мой дом – моя семья. История страны в истории семьи. Семейный фотоальбом. История моего дома. Наши помощники – вещи и их история. Моя любимая игрушка.
Тема 4. Семейные праздники. Уютный дом.
Содержание: Мои любимые праздники дома. День рождения семьи. День рождения членов семьи. День матери. Подарок маме. Не красна изба углами... Уют своими руками.
Раздел II Я и моя школа (20 часов)
Тема 1. Я и мои друзья
Содержание: Дружба в жизни человека. Народная мудрость о дружбе. Дружба с одноклассниками. Дружба со сверстниками. Дружба мальчиков и девочек. Дружба со взрослыми и родителями. Мой лучший друг. Хорошая книга – твой друг на всю жизнь. Четвероногие друзья.
Тема 2. Наш класс
Содержание: Создаем историю нашего класса. Традиции класса. Наш класс на уроке. Учись учиться. Наш класс на перемене. Правила общения в классе. Комфортная обстановка в классе.
Тема 3. История и традиции школы.
Содержание: История школы. Наша республика «Ритм». Символика республики. История школьного музея. Выпускники школы.
Тема 4. Школьные годы как время активных социальных действий
Содержание: Что мы можем сделать для улучшения мира. Проект «Сосновая роща». Программа озеленения пришкольного участка. Акция «Добрые дела». Неделя добра в школе. Шефство над ветеранам. День здоровья. День борьбы с курением. Знание – сила. Предметные олимпиады. Месячник памяти «Молодой гвардии»
Раздел III С чего начинается родина (8 часов)
Тема 1. Мы – сибиряки. Туристическая тропа п. Сайга
Содержание: природные условия нашего края. Сибирский характер. География наших мест. История названий (Сайга, Медвежья грива, Обь-Енисейский канал и т.д.).
Тема 2. История поселка
Содержание: Строительство железной дороги Асино- Белый Яр. Основание поселка. Первые жители Сайги. Мехколонна. История названий сайгинских улиц.
Основные предприятия поселка: леспромхоз и железная дорога. Трудовые достижения леспромхоза.
Тема 3. Трудовые династии поселка
Содержание: понятие «Трудовая династия». Главная гордость поселка – люди. Почетные звания для героев труда. Трудовая биография.
Тема 4. Наш таежный мир
Содержание: Что такое тайга. Богатства тайги. Чудо-кедр. Человек и тайга. Охотоводство. Как сохранить тайгу. Правила сбора ягод, ореха. Лекарственные растения наших мест. Правила поведения в лесу. Что делать, если заблудился в лесу.
Раздел IV Я - россиянин (26 часов)
Тема 1. Моя Родина Россия
Содержание: Страна. Государство. История названия страны. Патриот. Гражданин. Паспорт. Россия - многонациональная страна. Государственный язык. Героические страницы нашей истории. Богатства России. Национальные достояния.
Тема 2. Символы России. Томская область – субъект России.
Содержание: что такое символ. Кремль, берёзка. Столица нашей Родины. Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Герб Томской области, Верхнекетского района
Тема 3. Национальные традиции русского народа
Содержание: Национальный характер. Трудолюбие. Гостеприимство. Широта души. Сострадание. Обряды жизненного цикла. Традиционные верования. Народные игры. Легенды народов России
Тема 4. Национальные праздники
Содержание: Месяцеслов. Славянские праздники (праздник урожая, Масленица, праздник Ивана Купала). Православные праздники (Рождество, Пасха, Троица). Праздники России. День независимости. День единства. День защитника Отечества. День Победы. День Конституции. Праздник, обещающий чудо - Новый год и Рождество.
Тема 5. Народное творчество
Содержание: Виды народного творчества. Устное народное творчество. Народная мудрость. Народная песня. Народные промыслы. Национальный костюм.
Тема 6. Великие люди России
Содержание: Кого мы считаем национальными героями. А.Невский. Д.Донской. И.Сусанин. К.Минин. Д.Пожарский. Петр 1. А.Суворов. М.Кутузов. А.Пушкин. Ю.Гагарин. С.Рукавишников. Герои Великой Отечественной войны. Герои локальных войн.
Раздел V Я – личность (17 часов)
Тема 1. Я в коллективе ровесников
Содержание: Культура межличностных отношений. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Свобода личности и коллектив. Правила для учащихся. Выбор жизненного пути. Кем быть и каким быть? Овладение умением совершенствовать самого себя.
Тема 2. Я и взрослые
Содержание: «Имею право!» - Конвенция о правах ребенка. Ценность прав человека. Защита своих прав. Мораль и право. Правомерное поведение. Правонарушение и ответственность. Детская преступность.
Тема 3. Безответственные родители – бездомные дети
Содержание: Права и обязанности родителей. Причины обездоленности детей. Решение проблем социального сиротства. Каждый ребенок имеет право на полноценную семью.
Раздел VI Я - житель планеты Земля (17 часов)
Тема 1. Наш дом - Земля
Содержание: Планета Земля. Вокруг света. Материки и океаны. Разнообразие растительного и животного мира. Кто живет на нашей планете. Традиции и обычаи народов мира.
Тема 2. Чудеса света
Содержание: Чудеса природы. Самые – самые (высокие горы, глубокие озера, моря, большие болота, знаменитые водопады). Загадки природы. Чудесные творения людей. Семь чудес света. Архитектурные шедевры современности.
Тема 3. Знаменитые люди планеты
Содержание: Люди, изменившие свою эпоху. Великие полководцы Земли. Великие правители. Великие писатели и поэты. Ученые планеты. Премии мира. Нобелевская премия.
Тема 4. Содружество народов
Содержание: Дружба народов. ООН. Олимпийские игры. Международные дни Семьи. День защиты детей. День Земли, Птиц, Книги.
Тема 5. Мы за шар земной в ответе
Содержание: Глобальные проблемы человечества. Экологическая проблема. Волшебный сундучок Земли. Каждый обязан заботиться о сохранении природы.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1. Компьютер
2. Мультипроектор
3. Интерактивная доска
4. Мультимедийное приложение «Открытый урок» «Первое сентября»2007/2008г; 2008/2009г. и 2010/2011г.
5. Интернет ресурсы http//ja-grazhdanin.ulgov.ru/ja grazhdanin/
6. Электронная энциклопедия История Государства Российского 1,2,3,4 том
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
Теория | Практика | |||
Раздел I Я и моя Семья (14 ч) | ||||
1,2 | Тема 1.1. Мир семьи | 1 | 1 | |
3-6 | Тема 1.2. Моя родословная | 1 | 3 | |
7,8 | Тема 1.3.1. История в моём доме | 1 | 1 | |
9,10 | Тема 1.3.2. Традиции семьи | 1 | 1 | |
11, | Тема 1.4.1. Семейные праздники | 1 | 2 | |
14 | Тема 1.4.2. Уютный дом | 1 | ||
Раздел II Я и моя школа (20 ч) | ||||
15, | Тема 2.1.1. Я и мои друзья | 1 | 3 | |
19, | Тема 2.1.2. Я мой лучший друг | 3 | ||
22, | Тема 2.1.3. Хорошая книга – твой друг на всю жизнь | 1 | 3 | |
26, | Тема 2.1.4. Четвероногие друзья | 1 | 3 | |
30, | Тема 2.2. Наш класс | 2 | ||
32 | Тема 2.3. История и традиции школы | 1 | ||
33, 34 | Тема 2.4. Школьные годы как время активных социальных действий | 2 | ||
Итого: | 10 | 24 |
Календарно-тематическое планирование
Второй год обучения (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
Теория | Практика | |||
Раздел III С чего начинается родина (8 ч) | ||||
1, | Тема 3.1. Мы – сибиряки. Туристическая тропа п. Сайга | 2 | ||
3, | Тема 3.2. История посёлка | 2 | ||
5,6 | Тема 3.3. Трудовые династии посёлка | 2 | ||
7 | Тема 3.4. Наш таёжный мир | 1 | ||
Раздел IV Я – россиянин (26 ч) | ||||
8 | Тема 4.1.1. Моя Родина Россия | 1 | ||
9 | Тема 4.1.2. Россия – многонациональная страна | 1 | ||
10, | Тема 4.1.3. Героические страницы нашей истории | 1 | 2 | |
13, 14 | Тема 4.1.4. Богатства России. Национальные достояния | 1 | 1 | |
15, | Тема 4.2. Символы России | 1 | 1 | |
17 | Тема 4.3. Национальные традиции русского народа | 1 | ||
18 | Тема 4.3.2. Народные игры. Легенды народов России | 1 | ||
19, 20 | Тема 4.4.1. Национальные праздники. Месяцеслов. Славянские праздники | 1 | 1 | |
21 | Тема 4.4.2. Православные праздники | 1 | ||
22, | Тема 4.4.3. Праздники России | 2 | ||
24 | Тема 4.4.4. Праздник, обещающий чудо – Новый год и Рождество | 1 | ||
25, | Тема 4.5.1.Устное народное творчество | 1 | 1 | |
27 | Тема 4.5.2. Народные промыслы. Национальный костюм | 1 | ||
28, | Тема 6. Великие люди России | 3 | 3 | |
Итого: | 12 | 22 |
Календарно-тематическое планирование
Третий год обучения (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
Теория | Практика | |||
Раздел V Я –личность (17 ч) | ||||
1 | Тема 5.1.1. Я в коллективе ровесников | 1 | ||
Тема 5.1.2. Свобода личности и коллектив | 1 | |||
Тема 5.1.3. Кем быть и каким быть? | 1 | |||
Тема 5.2.1. «Имею право!» - Конвенция о правах ребёнка | 2 | 2 | ||
Тема 5.2.2. Защита своих прав | 1 | |||
Тема 5.2.3. Мораль и право. Правомерное поведение | 1 | 1 | ||
Тема 5.2.4. Правонарушение и ответственность | 1 | 1 | ||
Тема 5.3.1. Права и обязанности родителей | 1 | |||
Тема 5.3.2.Безответственные родители – бездомные дети | 2 | |||
Тема 5.3.3. Право на заботу и счастье | 2 | |||
Раздел VI Я –житель планеты Земля (17ч) | ||||
Тема 6.1. Наш дом – Земля | 1 | |||
Тема 6.2. Чудеса света | 1 | 2 | ||
Тема 6.3.1. Люди, изменившие свою эпоху | 1 | |||
Тема 6.3.2. Великие полководцы Земли | 1 | |||
Тема 6.3.3. Великие правители | 1 | |||
Тема 6.3.4. Великие писатели и поэты | 1 | |||
Тема 6.3.5. Учёные планеты | 1 | |||
Тема 6.4.1. Содружество народов | 1 | 1 | ||
Тема 6.4.2. Олимпийские игры | 1 | |||
Тема 6.4.3. Международные дни | 1 | 1 | ||
Тема 6.5.1. Мы за шар земной в ответе | 2 | |||
Тема 6.5.2. Волшебный сундучок Земли | 1 | |||
Итого: | 23 | 11 |
Литература для обучающихся
- Архарова Л.И, Гребекина Л.К., Демидова С.Б., «Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы.» М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 160
- Бесова М.А. «Шутки, игры, песни, соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе» Ярославль: Академия развития: Академия, К 2000. – 240с. (Серия «Вместе учимся, играем»)
- . Гальцова Е.А. «Изучаем свои права. 1- 4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализация, инсценировках» Волгоград: Учитель 2007. – 127с.
Литература для учителя
- Будкова Л.А., Чистяков Ю.А. «Учимся жить в гражданском обществе/» Правовые основы организации ученического самоуправления в общеобразовальных учреждениях Томской области Томск РЦРО, 2007. –90
- Будкова Л.А., Чистяков Ю.А. «Учимся жить в гражданском обществе».Выпуск 2. Томск : РЦРО, 2008. – 72с.
- Жиренко О.Е., Лапина В.В., Киселева Т.В. «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию 1- 4 классы.» -М : ВАКО, 2007. – 208 с. (Педагогика. Психология. Управление).
- Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя. Начальные классы.» М.: ВАКО,2003. – 240с. (Педагогика. Психология. Управление).
- Лыжина Н.П. «Современные модели развития гражданского общества» Томск: ОГУ РЦРО 2008. 64с.
- Пахомов В.П. «Молодёжь обустраивает Россию. Материалы I Всероссийской акции «Я – гражданин России» Москва – Самара: Издательство «НТЦ»,2002. – 120с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Я учитель-гражданин"
Выступление "Я учитель -гражданин"...
Я - гражданин России. Государственные символы.
Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....
Родительское собрание "Я гражданин России"
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...
Классный час "Я - маленький гражданин России"
Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...
Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
Представлена комплексная программа по становлению классного коллектива....
сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"
Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...
"Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана"
Тема урока: "Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана". Данный урок формирует патриотическое отношение обучающихся к русскому язуку, осознанию его величия и могущества....