Игровое занятие по русскому языку 1 класс
план-конспект урока (1 класс) на тему
Игровое занятие по русскому языку 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хохлова Ольга Дмитриевна
"Как Кузя Тотошку выручил"
(Игровое занятие по русскому языку в 1 классе)
Цель: развитие интереса к изучению русского языка, его фонетики и
орфографии.
Задачи:
- расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;
- развивать память, логическое мышление, наблюдательность;
- формировать коммуникативные компетенции младших школьников.
Предназначение: можно использовать на уроке русского языка в 1 классе после окончания изучения "Букваря", на неделе Русского языка, как внеклассное мероприятие.
Оборудование – компьютер, проектор, экран.
Комментарии:
Управление слайдом осуществляется нажатием левой кнопкой мышки.
Конспект занятия
Учитель: "Проснулось солнышко и в окошко заглянуло. Пробралось в самый дальний уголок и остановилось на носу маленького домовёнка Кузьки.
Открыл Кузька глаза и сказал: «Какое чудесное утро!» А потом испугался, вскочил: «Значит солнце высоко в небе, утро вовсю разворачивается. Я проспал».
- Ой, матушка родненькая, как же вышло так? Не дело мне, домовёнку, спать допоздна, бока отлеживать. А где Тотошка? Почему не поет, не будит?
Побежал Кузька к петушку, а тот клюв раскрывает, а голоса нет.
- Как же так? Где твой голос потерялся?- спрашивает Кузька.
А Тотошка и не знает. (Слайд 2).
- Делать нечего, нужно в дорогу собираться, выручать петушка, голос его искать.
Кого же в помощники взять? Может вы, ребята, со мной пойдете?
I встреча. Пугало огородное. (Слайд 3 )
Вышел за околицу деревни Кузька, пошел полем. А в поле Пугало стоит и спрашивает:
-Что, Кузя, грусть - тоску развел? Что нерадостный?
- Да как же радоваться, коли утро проспал, хозяев подвел, петушок не спел, и я сделать ничего не успел. Пугало, может ты знаешь, где Тотошка свой голос потерял?
- Слышал я звуки разные, голоса, а вот какой из них Тотошкин, даже и не знаю. Да вы сами послушайте. (Слайды 4 - 15)
(Детям предлагаются загадки, но в ответ нужно назвать не отгадку, а произнести те звуки, которые издает это животное. Выполняют по группам.)
1 группа.
а) Голодна – мычит, сыта – жует, малым ребяткам молоко дает. (корова) (слайды 4,5)
б) Окраской - сероватая, повадкой – вороватая, крикунья хрипловатая – известная персона, это я ….(ворона) (слайды 6,7)
2 группа.
а) По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (гусь) (слайды 8, 9)
б) мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, с водой не знается. (кошка). (слайды 10, 11)
3 группа.
а) Длинна, а не нитка, зла, а не ведьма, черна, а не ворон. (змея)
(слайды 12, 13)
б) Серый, опасный, хищный, зубастый, в лесу любит зайцев ловить, в сказках – с лисою дружить. (волк) (слайды 14, 15)
Пугало: « Ну что, Кузя, услышал ты голос Тотошки?» (слайд 16)
Кузя: «А вы, ребята, услышали? Я – нет. Придется дальше идти искать».
Учитель: Чьи голоса, ребята, мы услышали? А что мы произносили? (неречевые звуки)
II встреча. Гласные – согласные. (слайд 17)
Дети (заранее подготовленные) читают стихотворение.
- Мы - не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы - не буквы, мы – звуки речи.
Произносят и слышат нас.
- Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку можем ухом различать.
А ещё произносить,
Но не трогать и носить.
Кузя: «Это куда же мы попали?»
Звуки: « В царство фонетики".
(разыгрывается диалог между детьми)
Гласные: «Мы важнее! Без нас никто рта не откроет!»
Согласные: «Ну ,это ещё нужно проверить! Попробуйте нас произнести, чтобы хоть немного не открыть рот».
Гласные: « Пожалуйста, ммммм».
Согласные: «Кроме звука [М] есть и другие звуки».
Гласные: «А мы все равно важнее, без нас ни одно слово не обходится, ни один слог...»
Согласные: «Нет, мы главнее, без нас ни одно слово не будет понятно.
Попробуйте сказать что-нибудь без нашей помощи».
Кузя: « Ой, что это за ссора, негоже это, когда мира нет. Ребята, кто знает песенку «В лесу родилась елочка»? Давайте мы споем её вместе, но слова у всех буду разные. (слайд 18)
1 группа: « АААААААА, УУУУУУУ».
2 группа: « ЫЫЫЫЫЫЫЫ, ОООООООО».
3 группа: «КККККККККККК, ППППППП».
(Дети пробуют петь)
Кузя:
- У кого совсем не получилось? Почему? (Ответы детей)
- А кому понятно, о чем мы пели? Почему? (Ответы детей)
- Вот, ребята, нужно всем жить вместе и не ссориться. А вы догадались, кто это перед нами?
( версии детей)
(Звуки продолжают ссориться.) (Слайд 19).
Гласные: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Согласные: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с-с- змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш-ш – шуршит опавший лист.
Р-р-р-р-р – моторы тарахтят.
Ж-ж-ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.
Кузя: «Что нам делать? Как же быть? Как нам звуки помирить? (Слайд 20).
(Находит около елочки конверт, там задания). (Слайд 21).
1 группа. 2 группа 3 группа
___с___ л ___гл ____ к ___кл ____
л ____ с ___ з ___рн ____ ш ___р ____
п ___р ___д в ___т ___р к ___зл ____к
На доске задание: (слайд 22)
Пл_л п_ р_чк_ с_р_й г_сь, п_т_шк_ ск_ з_л:
- Н_ тр_сь!
Кузя: «Кто же главный? (ответы детей) Дружно должны жить гласные и согласные, чтобы мы могли говорить и понимать друг друга».
- Ура! Я нашел! Я кусочек голоса петушка нашел!
- А вы, ребята, увидели? (КУ)
- Спасибо, звуки, до свидания. (Слайд 23)
III встреча. Птички – буковки.
Кузя: «Что – то я проголодался. Нужно подкрепиться».
Сел он на пенек, достал свою горбушку хлеба. Увидел птичек. «Идите, угощайтесь, небось уже давно хлеба не ели».
Птичка: «Спасибо, Кузя, а почему ты грустный такой? У ж не случилось ли что? (Слайд 24)
Кузя: « Да, Тотошка наш голос потерял, я пошел искать, но пока нашел только КУ. Может быть, вы что–то знаете?»
Птичка: «Нужно тебе с нами пойти, к нашим подружкам буковкам, может они знают. Но нужно через реку перебраться? Сможешь?
Кузя: «Пойдем, ребята?»
Пошли все к реке. А река разлилась, в море превратилась.
Кузя: « Как мне на то берег перебраться? Лодки у меня нет, плавать я не умею.
Вынырнула рыбка с конвертом, а там совет: «Преврати море в реку» (Слайд 24)
(на доске задание)(Слайд 25)
МОРЕ – ( горе –гора –пора –поза –лоза – луза – лука – рука ) –РЕКА.
Словарь.
Горе - сильная печаль, несчастье. Нас постигло большое горе.
Гора - сильно возвышенная местность, большой холм. Кататься с горы.
Пора - время, период, срок. Осенняя пора.
Поза - положение, принимаемое человеческим телом. Живописная поза.
Лоза - гибкий длинный стебель некоторых кустарников. Виноградная лоза.
Луза - отверстие с подвешенным к нему сетчатым мешочком по краю бильярдного стола. Положить шар в лузу.
Лука - изгиб, кривизна чего-нибудь. Лука дороги.
Рука - одна из двух верхних конечностей человека, от плеча до конца пальцев. Кисть руки.
Река - поток, огромное количество чего - либо. Судоходная река.
Кузя: «Спасибо, ребята, я один бы не справился.
(дети должны увидеть еще 2 слога РЕ – КА, если не увидят, то обыграть этот момент)
- Ура! Почти всё нашёл! (Слайд 26)
Учитель: "Ребята, что нашел Кузя?, Чему он так радуется?"
- Что ещё осталось?
Учитель: " Кто заметил, какого слога не хватает?" (КУ).
- Река, конечно, глубокая, но не море все же. Как же перебраться?
(Слайд 27)
Вынырнула рыбка с конвертом: карточки со словами:
ХОР, КОН, УГОЛ, ШЕСТ, МОЛ, МЕЛ.
- Что же мне с этим делать? Как это мне поможет? (Слайд 27)
(Ребята должны догадаться, превратить слова при помощи Ь, обнаружить слово МЕЛЬ, если не догадаются, то птичка в клюве принесет Ь, может это поможет. Если после этого не догадаются, то Кузя "поманипулирует" этой буквой и словами, чтобы направить мысль детей).
- Превращаем слова, какая группа быстрее справиться, та и получает больше очков (1 за каждое слово). (Слайд 28)
- Река большая, где же МЕЛЬ, в каком месте? (Слайд 29)
Задание: расставить слова по алфавиту.
( кон, мел, мол, угол, шест)
Где слово мель, там и можно перейти речку. (Слайды 30, 31)
IV встреча. Лешик ( внук Лешего и друг Кузи).
Кузя: «Ау –А-у!! Лешик! Где ты? Спрятался, любит в прятки играть. С кем же он играет? Где он спрятался? Найдем его! (Слайд 32)
Слова на доске: ХЛЕВ, КОСА, ЩЕЛЬ, ПОЛИСАДНИК, ЗАСЛОНКА, УКРОТИТЕЛЬ.
( отгадывают названия животных, находят "лишнее слово"
за елью появляется Лешик). (Слайды 33, 34)
Лешик: «Кузя, я так рад тебя видеть. А что ты такой расстроенный? Что случилось?
Кузя: «Лешик, Тотошка, петушок наш, голос потерял. Я помогаю голосок найти. У тебя здесь птички – буковки живут, говорят, что они словами играют, а в них Тотошкин голос мог спрятаться. Помоги найти».
Лешик: «Как же другу не помочь. С радостью. Эй, птички –невелички, летите сюда скорей, несите свои слова, поиграем. (Слайд 35)
1 группа. 2 группа. 3 группа.
БОЛЬ ДОМ БЫК
(Кто больше составит слов, меняя только одну букву, тот получает больше очков).
Группы представляют свою работу.
Кузя: «Нашли голос? Нет (расстроенный,). Вот уже и день прошел, ночь наступает, пора домой возвращаться ,а я так и не нашёл голос петушка. Что же я ему скажу?
Лешик: « Не печалься, Кузя, Утро вечера мудренее. Иди домой, не грусти. А завтра мы поищем голос петушка. А чтобы домой быстрее добраться, нужно сыграть в игру «Наоборот». Ты сразу кажешься дома.
На доске слова: ЛЁН, ЛЕЙ, ЛЮК. Нужно прочитать их наоборот.
(ребята должны увидеть буквосочетание КУ, если не заметят, обыграть поиск)
V. Возвращение домой.
Кузя: «Тотошка! Тотошка! Я нашёл твой голос, вот он: КУ-КА-РЕ-КУ!!! Ну, давай, пой, провожай солнышко!
Молчит Тотошка, Будто воды в тор набрал. Что–то не получилось.(Слайды 39, 40)
Летит птичка, принесла листочек - на нем шарада:
«С глухим согласным наливаюсь в поле
Со звонким –сам звеню я на раздолье».
Отгадывается шарада. Чья группа быстрее.
Кузя: «Я понял, Тотошка клевал зерно, да подавился одним. Нужно водички попить, скорее, уже солнышко садится.
Попил Тотошка водички, взлетел на забор и запел звонко. Голову свою вверх задрал, хвост распушил, крыльями машет, кукарекает пуще прежнего.
А Кузя его нахваливает:
- Ах, Тотошка, ах, миленький, как поёшь хорошо.
- Спасибо тебе, Кузя, - говорит Тотошка, - без тебя бы у меня ничего не получилось.
Кузя: «Спасибо, ребятам, они мне очень помогали, я бы один ничего не сделал».
VI. Рефлексия. Учитель: Ребята, чему мы сегодня научились на уроке? Что вам больше всего понравилось на уроке?
Используемые источники:
1. Татьяна Александрова
«Как домовенок Кузька всех выручил» Изд.«Стрекоза – Пресс», 2001 г.
2. Е.Н. Арсенина «Внеклассные мероприятия в начальной школе», Изд. «Учитель», Волгоград, 2005 г.
3. О.В. Зайцева «На досуге» , Ярославль – «Академия развития», 1997 г.
Слайд 1 картинка http://cs4362.userapi.com/u138099992/-14/x_d234583c.jpg
Слайд 2 , картинка http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0846/01lab5km21226445872.jpg
Слайд 3 картинка Кузя http://i061.radikal.ru/0904/d9/01c913e4c447t.jpg
Слайд 3, 16, 40 ,42 картинка Пугало http://s001.radikal.ru/i194/1011/12/8e118c9baeec.jpg
Слайд 5 , картинка коровы http://i03.fsimg.ru/1/tlog_box/1751/1751276.jpg
Слайд 7 картинка вороны http://cs10365.vkontakte.ru/u2119405/-14/x_7244f468.jpg
Слайд 23 картинка Кузя http://tommerce.gorod.tomsk.ru/uploads/37592/1251186232/image007.jpg
Слайд 5 , 7 , 9, 11, 13, 15, 18, 21, 22, 30, Кузя картинка http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1815000/1814948-8407ce37a458988e.png
Слайд 9 ,картинка гусь
http://cs952.vkontakte.ru/u26585886/142209641/x_f43 a3f94.jpg
Слайд 13, картинка змея
http://mobini.pl/upload/files/127/920/240/728/806/325_small_snake_and_green_clover_123.jpg
Слайд 15, картинка волк http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/wallpapers/72335_volk_trava_vzglyad_1920x1200_(www.GdeFon.ru).jpg
Слайд 11, картинка кот http://i1.i.ua/prikol/pic/0/9/408190_391546.jpg
Слайд 18, 20, картинка елка http://files.geometria.ru/pics/original/18623696.jpg
Слайд 22, картинка гусь http://yves.marsal.free.fr/atoutgifs/animaux/canard03.gif
Слайд 24, картинка с Кузей http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/kuzika_i_vrag/20.jpg
Слайд 24, картинка рыбки http://img848.imageshack.us/img848/3994/654338.gif
Слайд 25, 28, 30, 35, 41, птички http://justclickit.ru/other/bird.php?str=16
Слайд 25, картинка море http://img1.loadtr.com/b-416810-hareketli_deniz_sahil.gif
Слайд 26, 27 ,29, 31, картинка река http://resim.manzara.gen.tr/manzara-resimleri-301-800x600.jpg
Слайд 27, 29 ,31 картинка Кузя http://s48.radikal.ru/i122/0906/05/e1cb50473dect.jpg
Слайд 32, 34, 36, картинка лес, http://bitimpex.en.ecplaza.net/main.jpg
Слайд 36, картинка Лешик http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/kuzika_i_sunduchok/11.jpg
Слайд 40 картинка Кузя http://i061.radikal.ru/0904/d9/01c913e4c447t.jpg
Слайд 4 , 6, 8, 10, 12, 14, 20, 25, 28, 32, 33, 34, 36,37,41 Кузя, Лешик- картинки http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/kuzika_i_sunduchok/09.jpg
Слайд 42, колос, http://www.smbeer.ru/images/kolos2.gif
Слайд 43, картинка http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/puteshestvie_kuziki/02.jpg
Слайд 43, петушок http://www.hercocuk.org/images/articles/3719.gif
Слайд 27, картинка рыбки http://photobucket.com/albums/pp236/Keefers_/Keefers%20Graphics/angelfish90.gif
Слайд 25. звук прибоя http://zvuki-tut.narod2.ru//shum_priboya/Priboi.mp3
Львенок http://img-fotki.yandex.ru/get/4405/81939623.5c/0_8f089_1331532c_XL
Лиса http://rf.foto.radikal.ru/0709/c9/bf2b9876c919t.jpg
Оса - http://img535.imageshack.us/img535/3827/bee1jb.jpg
Слоник - http://img-fotki.yandex.ru/get/4410/119528728.a2c/0_9613c_a5b4da89_XL
Крот - http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/717/73717258_0055.gif
корова мычит http://zvuki-tut.narod2.ru/michanie_korovi/Mychanie_korovy.mp3
Ворона каркает - http://zvuki-tut.narod2.ru/vorona_soroka_karkaet/Vorona.mp3
Гуси гогочут - http://zvuki-tut.narod2.ru/gusi_gagochut/Gusi_gagochut.mp3
Мяуканье кошки - http://zvuki-tut.narod2.ru/myaukane/Myaukane.mp3
Змея шипит - http://zvuki-tut.narod2.ru/zmeya_kobra/Zmeya_shipit_kobra.mp3
Волк воет - http://zvuki-tut.narod2.ru/volk/Volk_voet.mp3
Петух кричит - http://zvuki-tut.narod2.ru/petuh_krichit/Petuh_krichit.mp3
В лесу родилась елочка - http://b-track.ru/song/5595/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные игровые медиапроекты по русскому языку для 2 класса.
Интерактивное пособие к уроку русского языка для 2 класса.Тема: "Звук [Й`] и его обозначение на письме"....
Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».
Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...
Сообщение "Виды игровой деятельности на занятиях по русскому языку"
В сообщении представлены материалы , позволяющие оптимизировать деятельность учителя при проведении уроков и занятий внеурочной деятельности с младшими школьниками /приведена возможная кла...
Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»
В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....
Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"
Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...
Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе"Зимушка - зима в русском языке"
В занятии используются загадки, кроссворды на зимнюю тему содержашие изученные орфограммы...
Игровое дидактическое занятие по русскому языку «Мягкий знак» в группе продленного дня
Цель: закрепление умения распознавать в словах мягкий знак, обозначающий мягкость согласных и разделительный ь1.- Тему нашего занимательного занятия по русскому языку вы отгадаете сами. Будьте внимате...