Сообщение "Виды игровой деятельности на занятиях по русскому языку"
статья по русскому языку по теме
В сообщении представлены материалы , позволяющие оптимизировать деятельность учителя при проведении уроков и занятий внеурочной деятельности с младшими школьниками /приведена возможная классификация дидактических игр по русскому языку /
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра и игровая деятельность
Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Почему же?
Очевидно, потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать.
Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.
Классификация дидактических игр по русскому языку
Как классифицируют игры? Наверняка вы вспомнили такие игры своего детства, как «в маму и папу», «в больницу» (это ролевые игры), игры с любимыми игрушками (предметные), а есть еще сюжетные, имитационные, деловые игры, а также игры-драматизации.
В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроке русского языка (П.М. Баев, Л.В. Петрановская и др.).
Классификация дидактических игр по русскому языку основана
- на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.
1. Фонетические игры
1.1. Фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», «превратим волка в козу», метаграммы, анаграммы, логогрифы); различение глухих и звонких согласных («выключи голос», «найди пару»); оглушение и озвончение («зайди в свой порт», «старуха Шапокляк»); различение твердых и мягких согласных («два короля»); звук [j]; слоговой состав слов («вкусные слова», «слог за слогом»); омофония, омография, определение ударного слога («русский, польский и французский»); особенности русского ударения.
1.2. Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы, «полетности» голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм (см. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль: Академия развития, 1998).
2. Лексико-фразеологические игры
2.1. Лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий (четвертый) лишний», «ассоциации», «гибриды», лото, домино, карты, игры с мячом, с юлой).
2.2. Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («ищи свою половину»; «соберите поговорки»; «кто догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и мн. др.).
3. Игры по морфемике и словообразованию
3.1. Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «найдите друг друга!»; «новый прибор», «неологизмы», «глокий язык», «слова по схеме»; последние четыре игры – из книги Л.В. Петрановской) и т.д.
Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.
- Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.
В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.
По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические (Селевко, стр. 53).
По игровой среде – с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить, что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чем школьный класс с партами в три ряда.
Все игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.
1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (а также сканворды и чайнворды), шарады, загадки, метаграммы, анаграммы и пр.
2-й способ. Мебель в классе сдвигается либо по количеству команд (стулья расставляются вокруг сдвинутых столов), либо по принципу «игровое поле» – «жюри» – «зрители». Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.
Элементы игровой деятельности на каждом занятиии
Игровая деятельность как элемент занятия может применяться на любом этапе.
1-й этап. Рефлексивно-оценочный этап
Необходимо помнить, что игра способствует раскрепощению ребенка, повышает эмоциональную возбудимость. Поэтому пользоваться игровыми приемами в самом начале урока следует осторожно и только тогда, когда вы полностью владеете ситуацией в классе. В противном случае «разыгравшиеся» на первой десятиминутке дети потом так и не войдут в нужное русло занятия. Игры должны носить тренинговый или контролирующий характер.
Наиболее эффективными будут игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала. «Фонетическую разминку» предлагаем ввести наряду с орфографической в привычку. Все они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие.
Игры проводятся до тех пор, пока все ученики в классе не усвоят классификацию звуков по звонкости/глухости. Приведем пример одной из игр.
ПРИМЕР 1
«Эхо».
Цель игры: усвоение классификации согласных.
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.
Если было задано на дом познакомиться с понятием тембра голоса, то уместно будет проверить задание, поиграв в конкурс пародистов.
ПРИМЕР 2
Конкурс пародистов.
Цель игры: отработка умения менять тембр голоса.
Объявляется конкурс на лучшего пародиста. Задание: произнесите фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны отгадать, какого героя вы пародируете.
Фраза | Тембр |
Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец? Дела пытаешь аль от дела лытаешь? Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Корову заведем, молоко пить будем. | Старческий, зловещий, хриплый, низкий Нежный, мелодичный, приятный, благозвучный, серебристый Ласковый, нежный, мурлыкающий |
(См. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, 1998).
Если вы приучили своих учеников к систематической работе над орфографией, на этапе проверки домашнего задания можно проводить орфографические игры.
ПРИМЕР 3
«Откуда слово к нам пришло?»
Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.
Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравните их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»); немецкие калоша (вариант галоша) от греческого слова kalopodium, что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского camisia – рубаха), турецкие каблук (а – у) от арабского kab – пятка, камыш (а – ы) – «тростник»: русские канарейка (от названия Канарских островов, образовано с помощью русского суффикса -ейк-), коряга, образовано от слова кора («корень») с помощью суффикса -яг(а). Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.
ПРИМЕР 4
«Найдите слог с нужной гласной».
Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.
Ход игры. Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5–10 слов).
Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.
ПРИМЕР 5
«Орфографическое лото».
Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.
Примеры карточек.
к_рпич | б_тон |
ПРИМЕР 6
Разгадывание кроссворда.
Известно, что все учащиеся независимо от возраста хотели бы поощрения своей активности, сообразительности, осведомленности. Перед проведением игры надо разработать критерии оценок и договориться о них с ребятами. Победителем может быть вся команда (при командных играх) или один ученик. Предположим, победила 1-я команда, а вы заранее объявили, что победители получают по пятерке. Однако и вы, и ребята видели, что не все члены команды были одинаково активны в игре. Надо ли учителю акцентировать на этом внимание? Думается, что на первых порах не надо. Однако в дальнейшем вы предлагаете дополнительные баллы за такое качество, как «сыгранность» команды, равное участие каждого в общей игре. Можно предложить команде самой «расставить» оценки, оценив участие каждого.
При единоличном первенстве критерии оценок могут быть проще: тот, кто первым правильно разгадал кроссворд, получает оценку «пять», у второго по скорости – «четыре». Ставить оценку «три» за разгадывание кроссворда я бы не рекомендовала, так как оценки ниже четверки могут убить желание играть в будущем (хотя все зависит от типа личности). При проведении обобщающей игры, игры-конкурса можно предусмотреть небольшие призы или красочно выполненные дипломы, которые торжественно вручаются победителям.
Основной этап
На этом этапе проводятся обучающие игры. В 3 -4 = х классах при введении сложного и неинтересного для школьников этого возраста материала используется элемент занимательности.
ПРИМЕР 7
Возьмем слово СОМ и поиграем с ним. Давайте попробуем «наперегонки» заменить в нем первый звук. Сколько вы сможете придумать слов? Только не торопитесь смотреть в ответ: может быть, еще что-нибудь придет в голову. Запишите слова.
3–4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.
При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес.
Так, например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» можно использовать словообразовательную игру «Чье гнездо больше?».
ПРИМЕР 8
«Чье гнездо больше?»
Цель: развитие навыка словообразования.
Класс разбивается на несколько команд, в каждой выбирается капитан. Учитель устанавливает песочные часы (или засекает время по секундомеру). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды – за определенное время (например, за 10 минут) составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы докладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала максимальный список слов, входящих в словообразовательное гнездо.
Материал для команд: корни с чередованием 1) -раст-/-ращ-/-рос-; 2) -лаг-/-лож-; 3) -кас-/-кос-; 4) -тир-/-тер-.
).
Игра «Собери фразеологизм».
Класс разбивается на команды по 5–10 человек. Распределение ролей в команде: 1 чел. – толкователь (определяет значение фразеологической единицы (ФЕ); 1 чел. – грамматист (определяет строение ФЕ и синтаксическую роль в предложении); 2 чел. – систематики (подбирают к ФЕ синонимы, антонимы, омонимы); 1 чел. – сочинитель (сочиняет предложения с ФЕ).
Жюри из 3 человек вырабатывает систему оценок работы каждой команды.
Побеждает та команда, которая первой закончит выполнение всех заданий и наиболее правильно, четко, эмоционально представит результаты своей работы.
Задание 1. Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Соберите» их (всего 5) за 2 минуты.
(1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.)
(2-я команда – расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу).
Задание 2. Определите значение каждой ФЕ. Каково их строение (модель)? Какой части речи (члену предложения) они соответствуют?
Задание 3. Подберите к ФЕ синонимы, антонимы, омонимы (если есть). Определите, в какую фразеосемантическую группу они входят.
Задание 4. Составьте с собранными ФЕ по 1 предложению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».
Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...
Учение через деятельность. Дополнительные занятия по русскому языку, 4 класс.
Именно программой по русскому языку для 4 класса формируется фундамент будущих крепких лингвистических знаний. В этом классе учащиеся знакомятся с основными положениями науки о языке, у них форм...
Игровое занятие по русскому языку 1 класс
Игровое занятие по русскому языку 1 класс...
Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".
Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...
Презентация на тему"Применение элементов театрально-игровой деятельности на занятиях по коррекции устной и письменной речи в начальной школе".
В презентации представлены виды театрально-игровой деятельности,этапы работы по подготовке театральной постановки,направления театрально-игровой деятельности,психокоррекционный характер театрализации ...
Разработка открытого занятия внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" по русскому языку.
Выявление знания о жилом помещении (о доме, квартире). Ориентация учащихся по домашнему адресу....
Игровое дидактическое занятие по русскому языку «Мягкий знак» в группе продленного дня
Цель: закрепление умения распознавать в словах мягкий знак, обозначающий мягкость согласных и разделительный ь1.- Тему нашего занимательного занятия по русскому языку вы отгадаете сами. Будьте внимате...