Технология деятельностного метода
статья по теме

Кощеева Елена Анатольевна

Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе можно использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода(Л.Г. Петерсон). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx657.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000...»

При разработке ФГОС начального общего образования второго поколения приоритетом начального общего образования является формирование  общеучебных  умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность всего последующего обучения.

                                       Ключевые изменения в ФГОС−2:

1) «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования»

2) Объектами итогового контроля и аттестации являются:

  • личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, личностных качеств, системы ценностей);
  • метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);
  • предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам)

Виды универсальных учебных действий (УУД):

ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем

КОММУНИКАТИВНЫЕ− обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Как формировать универсальные учебные действия?

Вариативность начального общего образования и новые (компетентностные) образовательные результаты будут достигнуты тогда, когда произойдут системные изменения во всем укладе начальной школы. Наличие большого количества учебников не меняет кардинально качества образования. Механизмом, запускающим такие изменения, может стать деятельностная педагогика, которая ориентирована на «задачный» принцип построения содержания образования и работу с детским учебным действием в разных, специально создаваемых взрослыми, образовательных пространствах.

Теория учебной деятельности требует, чтобы учитель обучал детей через решение системы учебных задач

Решать учебную задачу - это преобразовывать, действовать с учебным материалом в неопределенной ситуации.

Методологической основой федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 года является системно-деятельностный подход.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты

 В. В. Давыдов предлагает следующую классификацию и характеристики принципов преподавания:

1. Преемственность как сохранение в преподавании качественно различных стадий обучения, различных по содержанию и способам его подачи учащимся.

2. Доступность как принцип развивающего обучения, т.е. построение обучения таким образом, чтобы можно было закономерно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающих действий.

3. Принципу сознательности целесообразно противопоставить принцип деятельности, понимаемой как основа и средство построения, сохранения и применения системы предметных действий при решении учебной задачи.

4. Принципу наглядности следует противопоставить принцип предметности, т.е. точного указания тех специфических действий, которые необходимо произвести с предметами, чтобы с одной стороны, выявить содержание будущего понятия, а с другой изобразить это первичное содержание в виде знаковых моделей.

Таким образом, В. В. Давыдов создал фундамент для построения деятельностной педагогики, где ведущими становятся принципы деятельности и предметности.

Для деятельностной педагогики характерны особые принципы обучения: принцип предметности здесь противопоставлен традиционному принципу наглядности; принцип деятельности – принципу сознательности.

Необходимы специфические принципы конструирования деятельностного содержания:

  • система общих способов действий через систему учебных задач;
  • моделирование как основное средство конструирования общего способа (понятия);
  • поиск и проба как способы развертывания системы понятий
  • перенос общих способов действий и способов учебного сотрудничества в квазиреальные, модельные ситуации через систему проектных задач.

 

Именно учебная деятельность как универсальный способ учения (обучения) определяет особую деятельностную образовательную технологию:

  • переход от ситуации «успеха» к ситуации «разрыва» через рефлексивную оценку постановки учебной задачи;
  • моделирование и конструирование (этап решения учебной задачи);
  • продвижение от диагностической работы на «входе» через коррекцию к диагностической работе на «выходе» (этап решения частных задач);
  • проверочная работа как переход от одной учебной задачи к другой

(констатирующая оценка);

  • перенос способов действий и средств в квазиреальные ситуации (этап решения проектных задач

Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе можно использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода. 

Структура учебной деятельности, исходя из методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон) имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

сканирование0007

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

сканирование0009

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Peterson13

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

C:\Users\user\Desktop\МиД_презентации_2 класс\Шаги урока ОНЗ\Лесенка.gif

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей, выделенных на основе анализа «Онто-схемы мира деятельности». 

Предложенная технология носит интегративный характер: 

в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой. Действительно, при реализации шагов 1, 2, 5-9 выполняются требования со стороны технологии демонстрационно-наглядного обучения к организации передачи учащимся знаний, умений и навыков; шаги 2-8 обеспечивают системное прохождение ими всех этапов, выделенных П.Я. Гальпериным как необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний; завершение 2-го шага связано с созданием затруднения в деятельности («коллизии»), являющегося, по мнению Л.В. Занкова, необходимым условием реализации задач развивающего обучения. На этапах 2-5, 7, 9 обеспечиваются требования к организации учебной деятельности учащихся, разработанные В.В. Давыдовым. Таким образом, методологическая версия теории деятельности позволила построить последовательность деятельностных шагов, которая может использоваться в современной сфере образования в качестве синтезирующего предиката.

В рамках деятельностной технологии особое внимание предлагается уделить контрольно-оценочной деятельности. Целесообразно развести контроль и оценку как учебное действие младших школьников и контроль т оценку как педагогическое действие.

Контроль и оценка с позиций ученика есть действие, позволяющее ему установить правильность и полноту выполняемых операций , посредством которых реализуется изученный способ (контроль), а также определять степень освоенности способа (оценка).

Основной акцент в контрольно- оценочной деятельности педагог делает на собственную контрольно-оценочную деятельность младших школьников. Контроль и оценка учителя осуществляется только после этих действий учащимися.

При использовании деятельностной технологии педагогом создаются разные образовательные пространства:

  • урок (коллективное действие) – место решения системы учебных задач;
  • учебное занятие - место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения;
  • урок – мастерская – место индивидуальной коррекции действий учащихся;
  • урок – консультация – место «умных» вопросов (определение границы знания и незнания ребенка по его запросу);
  • урок – презентация – место предъявления достижений учащихся

( результатов их самостоятельной домашней работы).

Особо выделяется в учебном процессе время решения разных видов проектных задач. Как мы знаем проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникать только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

 Основная задача учителя начальных классов, которую ставит перед ним ФГОС – 2: перевод содержания образования в деятельностную парадигму. 

Обеспечивая изменение требований к результатам образования,

 учителю необходимо:

  • Изменить содержание и методы контроля планируемых результатов.
  • Ввести новые формы и методы оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки.

Обеспечивая изменения требований к содержанию образования,

учителю необходимо:

  • Разработать и реализовать программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
  • Разработать и реализовать программы укрепления физического и духовного здоровья обучающихся.
  • Разработать и реализовать программы формирования УУД обучающихся.
  • Ввести новые образовательные технологии: обучение на основе учебных ситуаций; проектных задач; проектные методы обучения и др.

Обеспечивая изменения требований к условиям реализации

образовательного процессаучителю необходимо

  • Внести изменения в оборудовать и переоборудовать учебно-воспитательного процесса с учётом требования ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Конспект урока в технологии деятельностного метода

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекр...

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода...

Конспект урока в технологии деятельностного метода

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Самоанализ освоения и внедрения в практику работы современных образовательных технологий (технологии деятельностного метода, ИКТ уровневой дифференциации) учителя начальных классов Нестеровой Т.В.

Новая система образования предполагает постоянное его обновление, индивидуализацию спроса на обучение и возможности его удовлетворения. Качественная характеристика такого образования заключается в том...


 

Комментарии

Большое спасибо за материал!

Титова Ирина Владимировна

Хорошая статья, очень помогла в работе.Спасибо автору!

Большое спасибо, Елена Анатольевна! Ваш материал я использовала в своей презентации в ходе выступления на заседании методического объединения учителей начальных классов КОГОАУ "Гимназия г. Уржума". Искренне желаем Вам творческих успехов!