РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭКОЛОГИИ»
рабочая программа (1 класс) на тему
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭКОЛОГИИ»
Учитель начальных классов: Горчакова Галина Михайловна
МАОУ СОШ «Земля родная», г. Новый Уренгой, ЯНАО
Рабочая программа составлена на основании авторской программы В. А. Самковой, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 октября 2009 года) и Федеральному базисному учебному плану 2004 г. с изменениями 2010 г. (приказом Минобрнауки РФ № 889 от 30августа 2010 года), 2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель и задачи курса «Путешествие в мир экологии»
Цель:формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующиезадачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Особенности программы.
Программа «Путешествие в мир экологии», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):
2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)
4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
Место факультативного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Содержание курса . 1-й год обучения
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)
Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер.из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 4.Серый хищник – волк (1час)
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 9.Сердитый недотрога - ёж (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Тема 10. Подземный житель – крот (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час)
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 12. Бобр-строитель (1час)
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (1час)
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.
Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Мышка-норушка (1час)
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.
Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ» (13 часов)
Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)
Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»
Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час)
Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 27. Галка - городская птица (1час)
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час)
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.
Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (1час)
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 33. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час)
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок».
Тематический план
1-й год обучения
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 часа
№ зан. | Тема занятия | Колич. часов | УУД |
1. Введение (1 час) | 1 | ||
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 1 | Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. Регулятивные: коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитываяегопозицию, взаимодействовать под руководством учителя. Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. Познавательные (общеучебные): осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков. |
2. Дикие животные (19 часов) | |||
2 | Заяц - «Длинное ухо» | 1 | |
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 1 | |
4 | Серый хищник - волк | 1 | |
5 | Хозяин леса - медведь | 1 | |
6 | Любознательный зверёк -белка | 1 | |
7 | Куница - охотник на белок | 1 | |
8 | Лесной красавец - лось | 1 | |
9 | Сердитый недотрога- ёж | 1 | |
10 | Подземный житель - крот | 1 | |
11 | Всеядное животное — барсук | 1 | |
12 | Бобр-строитель | 1 | |
13 | Запасливый бурундук | 1 | |
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | 1 | |
15 | Мышка-норушка | 1 | |
16 | Рысь - родственник кошки | 1 | |
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | 1 | |
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | 1 | Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя. Личностные:принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности. Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление причинно-следственныхсвязей. Ориентация на моральные нормы и их выполнение. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Поиск и выделение необходимой информации. |
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | 1 | |
20 | Обобщающие занятие о диких животных «Знай животных своего края» | 1 | |
3. Пернатые жители (13 часов) | 1 | ||
21 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | 1 | |
22 | Ворона - «интеллектуальная» птица | 1 | |
23 | Ворон - красивая, умная птица | 1 | |
24 | Сорока - белобока - «лесная сплетница» | 1 | |
25 | «Лесной доктор» - дятел | 1 | |
26 | Соловей - «великий маэстро» | 1 | |
27 | Галка - городская птица | 1 | |
28 | Загадочная птица - кукушка | 1 | |
29 | «Пернатая кошка» - сова | 1 | |
30 | Любимая птица - снегирь | 1 | |
31 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | 1 | |
32 | Наш добрый сосед - скворец | 1 | |
33 | Обобщающее занятие о птицах | 1 | |
Итого: | 33 |
Ожидаемый результат.
Показателив личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, ЯНАО;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природногообъекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
Список литературы
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.
Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.
Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).
Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии) об окружающем мире.
100 великих загадок живой природы/Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2007.
Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002..
Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.
Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.
Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Экология России. Хрестоматия. – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» (В.А. Самкова)
Программа курса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании программы внеурочной деяте...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие в прошлое Москвы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие в прошлое Москвы" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "путешествие в прошлое Москвы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "путешествие в прошлое Москвы" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие в прошлое Москвы" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие в прошлое Москвы" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие в мир экологии"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Цель программы для 1 класса...
Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Азбука пешехода", "Юный эколог"
Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Юный эколог»Рабочая программа курса внеурочной деятельности “Юный эколог” в 1-4 классах составлена в соответстви...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета".
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, само...