«Русский народный костюм»
классный час (4 класс) по теме
С возвращением к нам национальной культуры все больше хочется знать о русской культуре, в том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Елбанская СОШ»
Классный час
на тему:
«Русский народный костюм»
Возраст детей:10-11 лет.
Автор: Захарова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
Дата проведения: 17 марта 2014 года
Актуальность: С возвращением к нам национальной культуры все больше хочется знать о русской культуре, в том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции.
Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре.
Задачи: Побуждать интерес детей к русскому национальному творчеству, помнить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин, воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.
Возраст детей: 4 класс.
Предварительная подготовка:
1Подбор элементов старинного быта.
2.Изучение материалов о русском костюме.
3.Рисунки, поделки учащихся по теме.
4.Разучивание народных игр: «Горелки», «Гори, гори ясно» и другие
5.Посещение музея старины в сельской библиотеке.
Оборудование:
1.Компьютер.
2.Презентация №1 «Русский народный костюм».
3. .Презентация №2
4.Элементы русской старины ( скатерти, рушники, самовары, матрёшки)
5.Выставка детских рисунков и поделок «Как одевались на Руси».
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
I. Организация класса. Эмоциональный настрой
- Что необычного в классе?
- Нравится ли вам в классе? Почему?
II. Сообщение темы и цели занятия.
- Чтобы точнее определить тему классного часа разгадайте загадку
Есть у бабушки-старушки,
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький… (Сундук)
Презентация №1
Слайд 2
-Вот видите, в горнице сундук стоит. Сундук этот дарила матушка своей дочери. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук, мне его моя матушка, бабушка твоя оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!».
-Как вы думаете, что в нем (Предположения детей).
- А хотите заглянуть
-Откроем сундук и посмотрим, что в нём лежит.
Слайд3 (В сундуке лежит одежда.)
- О чём будем говорить на классном часе? Почему вы так решили?
- Мы с вами поговорим о старинном русском костюме.
-А как вы думаете для чего нам нужно изучать старинную одежду?
Предполагаемые ответы:
• для того, чтобы знать историю своего народа,
• для того, чтобы понять, сколько трудолюбия, терпения, выдумки, фантазии и любви русский человек вкладывал в изготовление одежды
-Как готовились к классному часу, что смогли найти из элементов старинного быта.
III. Беседа о русском народном костюме.
Слайд4
- Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
- А для чего нужна одежда человеку (ответы детей).
- Оказывается не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить его, согреть, но и уберечь от болезней, неприятностей, бед.
- Основой любого комплекта одежды является рубаха?
-Что вы можете о ней рассказать?
- Что вы знаете о вышивке на рубахе?
- Какое она имела значение?
-Рубаха - самая древняя и необходимая часть русского костюма. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Ее носили мужчины, женщины, дети.
- Вышивка была не только украшением одежды, но и как оберег, от предков шла вера в магическую силу рубахи. Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, то на ней оформлялись детали, призванные защищать определенные части тела человека: ворот, на шее крепится голова и шею нужно оберегать. Далее плечи, так как отсюда начинается главный рабочий орган - руки. Орнаменты располагались на груди: у женщин, чтобы выкормить детей; у мужчин, чтобы защищать свой род. Рубаха – основа народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица и владелец.
- Как называлось платье без рукавов? (сарафан)
Слайд6
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,
серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Слайд7
-Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.
- А что вы можете рассказать о переднике?
Слайд8
-Он одевался поверх поневы, был расшит вышивкой, по вышивке на переднике можно было узнать, сколько лет женщине, сколько у нее детей, из какой она деревни
- Для чего нужен был пояс?
Слайд9
-Обязательной деталью сарафанного костюма являлся узорчатый нарядный пояс с разноцветными кистями и подвесками, он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка.
Слайд10
-Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.
- Расскажите об обуви?
Слайд11
-Крестьяне носили лапти, чеботы, сапоги, зимой валенки.
- Лапти плели из липового лыка (отсюда и пошло выражение «ободрать как липку»), а также из коры ивы, дуба, бересты, из верёвок. Чтобы сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 3-4 деревьев. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. Обувь шили также из кожи, но только богатые люди, сапоги считались признаком достатка.
- Что вы можете рассказать о женском головном уборе?
По старинным поверьям волосы обладали магической силой, через них можно было воздействовать на человека, поэтому и считалось, что их должны оберегать, прятать от чужого глаза.
Слайд12
- Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины– кокошник, кичку, чепцы, капоры.
Слайд13
-Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали узким поясом. Порты шились неширокие, суженные к низу, завязывались на талии шнурком – гашником.
- Свое понятие о мире человек обозначал условными знаками.
Слайд14
-Подол женской рубахи или юбки-поневы часто украшались вышитыми квадратами, ромбами с точками. Эти элементы символизировали землю, поле, засеянное семенами.
Слайд15
-На рубахах выше пояса можно увидеть веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражали идею земли.
Слайд16
-Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. На головных уборах часто изображали солнце и звезды.
-Таким образом, женщина, одетая в такой костюм представляла как бы модель мира.
IV. Работа в группах.
Каждая группа получает конверт с буквами, из которых дети должны составить слова «рубаха», «сарафан», «кокошник», «понёва».
- Какие слова у вас получились?
(Слова вывешиваются на доску)
- Что обозначают эти слова?
V. Работа с пословицами.
-Любовь человека к родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках.
-Угадайте пословицу по её началу
Слайд17
По одёжке встречают, по уму провожают.
С миру по нитке - голому рубаха.
Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду.
VI.Загадки
Все в шерсти, а кожи нет.
(валенки)
Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой.
(Рубашка)
5. Тепла не даёт,
А без него холодно
(Пояс)
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.
(лапти)
VII. Рассказ учителя о русском народном костюме в наше время.
- Русский народный костюм просуществовал до начала 20 века. Создателем, хранителем и носителем народного костюма было крестьянство. В конце 19 века крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выражающееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, обуви, головных уборов. Затем произошло изменение и самих форм одежды. Молодёжь хотела быть более современной. В результате русский народный костюм как массовый вид одежды перестал существовать.
-Но неужели навсегда исчез даже образ народного костюма?
- Конечно же нет. Разумеется, сейчас никто не ходит в домотканой понёве или косоклинном сарафане и душегрее, но эти яркие образы остались и воплотились в сценическом костюме.
Слайд18
- Обратите внимание, в какие нарядные сарафаны одеты девочки нашей школы во время выступления в доме культуры.
-Народное искусство по-прежнему питает сегодняшнюю художественную культуру, всегда оставаясь чистым, живительным родником. Народное творчество вдохновляет современных художников. Мотивы народного костюма отразились в коллекции известного модельера Вячеслава Зайцева.
Слайды 19,20,21,22
VIII. Подведение итогов занятия.
- О чем может рассказать нам русский народный костюм?
- Из каких элементов состоит русский народный костюм?
– - Что можно было узнать в то далекое время о человеке, едва взглянув на его одежду?
-Сегодня мы окунулись в прекрасный мир русской старины, многое узнали о процессе создания национального костюма, о символике русской вышивки. О России написано много красивых слов. Вот такой красивой песней о России я бы хотела закончить наш классный час. Давайте послушаем и полюбуемся красотой русской народной одежды..
Презентация №2
-Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Я надеюсь, что для вас сегодня открылась какая-то своя новая особенная Россия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки " Русский народный костюм"
По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративн...
Презентация "Русские народные костюмы"
Видеоматериал к уроку о русских народных костюмах....
Урок изобразительного исскусства "Красота русского народного костюма"
Ознакомление с народными костюмами Древней Руси в разных социальных сословиях общества. Выполнение эскиза одного русского народного костюма....
Русский народный костюм
Презентация "Русский костюм" к уроку изо...
Презентация Русские народные костюмы ИЗО 4 класс
Фото костюмов и название губернии, из которой данный костюм....
Проект "Русский народный костюм"
На уроках технологии и изобразительного искусства мы с детьми делали проект на тему "Русский народный костюм". Описание нашей работы представлено в презентации на указанную тему....
занятие по теме русский народный костюм
Занятие предназначенно для изучения русского народного мужского и женского костюма...