Методические разработки " Русский народный костюм"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративное рисование. Это авторские работы, творческие... (традиции и современность).Это  изображение головных уборов.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc3_.doc24 КБ
Microsoft Office document icon 2.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon 11.doc24 КБ
Microsoft Office document icon 12.doc23 КБ
Microsoft Office document icon untitled.fr10.doc16.26 КБ
Microsoft Office document icon untitled.fr10.doc_2.doc15.27 КБ
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc29 КБ
Microsoft Office document icon po_programme_shpikalovoy.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon prodolzhenie.doc48.16 КБ

Предварительный просмотр:

1.

Чёрный цвет - цвет кровной мести, символическое употребление цветов является языком,
традиционным средством передачи идеи и душевных состояний. Зло, темнота, страдания,
несчастье, болезнь, смерть.

Зловещий цвет ворона - воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём
(или дым).

Чёрный - чисто животное начало. Смерть, обмороки, сон, тьма. Это эмблема всего
скрытого,

тайного, тёмного, неизвестного, это зло и дурные вещи, отсутствие удачи, чистоты, белизны,
и несчастье, болезнь и смерть, вдовство.

Чёрный цвет и подземный мир в Индии. Вода и дождь. Он надевает чёрную одежду ибо
такова природа дождя.

Чёрный цвет - это цвет самого тёмного времени года.

Белый цвет - цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет преумножения,
очищения, приобщения к миру добрых духов и культу предков, которым они приписывали
большое влияние на все свои дела.

Быть белым - значит быть чистым, безбедность и отсутствие неудач, воспитание, власть и
сила, отсутствие смерти и слёз, встреча с духами предков и поминание их дарами.
Жизнь и здоровье, зачатие или рождение ребёнка, смех, как знак дружелюбной
общественности (у стариков волосы белеют, созревание).

Быть белым - значит быть в правильных отношениях с
животными и мёртвыми, а значит быть здоровым и невредимым.

Белизна это цвет всеобщей осведомленности.
Белый как дневной свет и от солнца и от луны.
Красный и белый выражают сопоставление.

Белый феет, когда в (холодных) красках тёплых, и в холодных - согревает.

Белый - предки - традиции - прошлое - память.

Русские синонимы притвориться, перекраситься.

Белый соотноситься с женщинами, как хранительницами мифов. Именно женщины
красятся в белый цвет и носят белые одеяния.

Белый цвет - это когда покойник уходит в прошлое, ему подобает быть одетым в белые
одежды.

Смерть - как возрождение в новом качестве.
В красные и чёрные цвета раскрашиваются только живые.
Белым цветом могли краситься только мёртвые, духи предков.
Вода считается белой, так как очищает человека от грязи.



Предварительный просмотр:

2.

Красный цвет - ассоциируется с огнём - важнейшим для первобытного человека явления. Огонь может быть созидательным (в очаге) и разрушительным на пожаре. Вероятно именно 1 свойство должно было почитаться людьми. Хранительница домашнего очага была женщина.

Многие народы представляли духа огня в виде старой женщины, а у нанайцев в виде дряхлой, сгорбленной старухи в красном халате.

В традициях Вьетнама самым верным способом сохранения себя от злых духов, считалось ношение амулетов, обычно красного цвета, которого бояться духи. К аналогичному амулету можно отнести детскую шапочку, сшитую из красных и серых лоскутков материи.

Во многих обществах красный цвет как обрядовый, обозначает переход от детства к юности. Этот цвет возбуждал и устрашал врагов одновременно.

В Австралии красный цвет по преимуществу цвет силы, энергии, видимой (огонь) и не видимой (духовной) - цвет радости. В Индии красный - свадьба и покойник раскрашен в красное.

Красный - обозначал восток, поскольку на востоке, каждый день рождается солнце. Красный цвет воскрешения.

Для возвращения солнца нередко использовались среди прочего предметы красного цвета. Жители Китая в канун Нового года наносят визит и оставляют карточки красного цвета. Красный - цвет счастья. Чтоб счастье не покинуло этот дом, зажигают красные свечи. Отметки 5 ставят красным цветом. Символ жары, лета, огня. Красный - смерть и счастье, погребения и воскрешения.

Красный одновременно может приносить добро и зло, поскольку красный цвет это кровь, а

кровь бывает чистой и не чистой.

Белый свет утра - красный свет вечера.

Контраст день и ночь, муж. и жен., красный и белый.

В мифах существует культ трёх рек.

Главной рекой является белая, средней - красная и младшей - чёрная.

Сохранение себя от злых духов считалось ношение амулетов обычно красного цвета.



Предварительный просмотр:

11,

Методические рекомендации.

Практические рекомендации

Использование наглядных пособий на уроках История С. Петербурга

Межпредметные связи

Уроки природоведения

Связь с уроками трудового обучения

Связь с уроками
математики.Счет
 ДО 10

Связь с уроком математики

Связь с трудовым обучением. «Художеств. труд».История С. Петербурга.

Подготовка к 4 кл.Связь с
природоведением.

Тема урока.Класс

I. 1.Знакомство с народным
костюмом «Подол рубахи» 1кл.

  1. Термины (словарь)
  2. Иллюстрации животных, сливающихся с природой
  3. Вышивка        шов «роспись».Знак земли

П.Тема.Конь-огонь 1кл. Вышивка шов

«крест».Производиться отсчет по клеточкам в пределах до 10.

  1. Тема.Декоративное рисование.Птицы.2 кл.

Внимательность, наблюдательность.Отсчет клеточек в пределах 20 (задача усложняется)

  1. Тема        «Декоративное рисование.Народный костюм «Южный» 3 кл.

Работа с ножницами Работа с разными бумажными плотностями(картон, аньбомный лист и лист в клетку)

  1. Тема        «Костюм доброго молодца и красной девицы» 2 кл. Строение человека



Предварительный просмотр:

12.

Методическая работа.
Практические рекомендации другим учителям.

1 .Работая над программой Шпикаловой, рекомендую в 1 классе использовать
на уроке «Плетение разноцветных ковриков». Знаки земли.Земля,вода,горы.
Или распаханное поле.

Потому как самый первый опыт запоминается детьми лучше, чем
последующие, как и первый учитель.

  1. Когда        плетешь коврик, а потом пытаешься дать рисунок, то детям это уже
    не очень интересно.А когда сразу плетешь, используя основу и создаешь
    узор, детям очень нравиться.Но при этом не надо всех заставлять делать узор
    плетение «распаханное поле».У некоторых детей в 1 классе еще (в ноябре
    месяце) плохо развита мелкая моторика,внимательность, счет до 10 не
    усвоен. Поэтому используется плетение какое предложила Шпикалова (как
    знак земли). Для более способных детей, я предлагаю более сильную работу,
    из 24 человек половина класса справилась с рисунком, а половина класса
    выбрала более легкий вариант. Поэтому учитывается индивидуальность
    детей, к чему сейчас призывают учителя.
  2. При        знакомстве с крестьянской вышивкой лучше начинать работу с шва
    «роспись», так как это самая древняя вышивка, т.е. шов.Начинать знакомство
    с рубахи, так как первая одежда до 13 лет у мальчиков и девочек была только
    рубаха. Повседневная одежда.
  3. На        уроках математики очень хорошо использовать рисунок конь-огонь или
    другие рисунки, считая клеточки.Получаются рисунки. При этом дети очень
    аккуратны и внимательны. И с удовольствием рисуют и даже не хотят
    отдавать свои работы. Детям не интересно просто считать в воздухе, а
    интереснее когда цифры оживают (как живая математика) и (связь с
    кончиками пальцев) и превращаются в изображение.



Предварительный просмотр:

I класс.Шпикалова.

Урок - импровизация.

Краски природы в праздничном наряде русской красавицы.
Импровизация по мотивам народного орнамента.Подол рубахи.

Цель: Познакомить детей с народным костюмом и крестьянской вышивкой в северном
народном костюме.

Задачи.

Образовательная: 1 .Дать представление о том, что русский народный костюм - это
слияние человека со Вселенной.

2. Познакомить детей с азбукой чтения знаков-символов.
3.Определить и доказать на основе примеров,что краски природы
являются неотъемлимой частью русского народного костюма.
Развивающие: 4.Формировать связь с другими предметами, а именно с
Природоведением.Интеграция.

  1. Познакомить        детей с нар. костюмом через художественный труд.
  2. Научить        вышивать(писать) орнаменты и вкладывать в них смысл
    Воспитательные: Т.Формировать у детей только положительные мысли и чувства

В.Закрепить связь поколений.

Оборудование для учащихся:
1 .Бумага в клетку с аппликацией

  1. Фломастер
  2. Простой        карандаш
  3. Резинка

Оборудование для учителя:
1 .Картины с животными

  1. Русский        народный костюм
  2. Магнитофон        и кассета
  3. Словарь:        кокошник, рубаха, сарафан, красный, белый, свет, чистый, оберег, земля, вода,
    росток, горы.
  4. Свеча,        спички
  5. Стих        о колокольчике(добро и зло)
  6. Икона
    Литература:
  1. Н.В.Серов. Хроматизм мифа
  2. Журнал "Свет", статья "Одежда от предков"
  3. Энциклопедический словарь "Русский народный костюм"
  4. Лекции на занятиях УПМ



Предварительный просмотр:

ВОСКРЕШЕНИЕ

КРОВЬ

ЖИЗНЬ



Предварительный просмотр:

План урока.

I. Орг. Момент

П. Костюм - вселенная мира

а)        Беседа по картинам (фото)        5 м.

б)        Символика цвета        3 м.

в)        Сливание с природой        3 м.

Ш. Краски природы в наряде русской красавицы

а)        рубаха

б)        кокошник

в)        сарафан

  1. Физминутка.Кадриль.
  2. Практическая работа.Знакомство со знаками-символами.

а)        аппликация

б)        узор,орнамент

в)        знаки-символы

  1. земля
  2. вода
  3. росток
  4. горы
  1. Вкладывание смысла в орнамент добрых мыслей

а)        стих «Колокольчик»

б)        музыка «Ивана Купала «Несет Галя воду»

  1. Выставка работ
  2. Орг. момент


Ход урока.

Г.Орг. момент

П.Костюм - вселенная мира

Рассмотреть изображение людей, одетых в русский народный костюм.

а)        беседа по картинам-фотографиям

  1. Ребята, перед вами висят 3 картины, рассмотрите их
  2. Кто скажет, о каких людях мы сегодня будем говорить?
  3. О тех, которые жили давным-давно?
  4. А в какой картине или картинах изображен современный человек,
    который просто оделся в костюм и сфотографировался?
  5. А почему ты так решил?
  6. Цветное изображение.
  7. А если бы все картины были черно-белыми, то тогда как бы ты ответил на
    мой вопрос
  8. Так как лицом, взором своим обращен человек к природе, но не только
    поведением он сливается с природой, но и сам костюм представлен
    вселенною

б)        символика цвета

1 .Рассмотрите цветные иллюстрации и скажите, какие цвета присутствуют в
народном костюме?

  1. белый, красный, черный
  2. А какого цвета больше на костюмах?
  3. Красного
  4. Потому что люди красный цвет считали оберегом, который их защищает и
    оберегает.Поэтому сегодня мы будем рисовать красным фломастером.

в)        Сливание с природой.

Смотрите, как животные сливаются с природой, еж и его иголки на спинке
сливаются с иголками хвоинок, белая шубка зверей сливается со снегом, и
человек тоже старался слиться с природой-матушкой.



Предварительный просмотр:

По программе Шпикаловой.

  1. КЛАСС
  1. Декоративное рисование. Народный костюм. Подол.
  2. Декоративное рисование. Конь - огонь.
  1. КЛАСС
  1. Декоративное рисование. Кокошник.
  2. Декоративное рисование. Птица.
  3. Декоративное рисование. Костюм красной девицы.
  1. КЛАСС
  1. Урок импровизации. Образ матушки - зимы...Народ, орнам.
  2. Декоративное рисование Южных стран. Народный костюм.
  1. КЛАСС

1. Декоративное рисование. Полотенце.



Предварительный просмотр:

План урока.

I. Орг. Момент

П. Костюм - вселенная мира

а)        Беседа по картинам (фото)        5 м.

б)        Символика цвета        3 м.

в)        Сливание с природой        3 м.

Ш. Краски природы в наряде русской красавицы

а)        рубаха

б)        кокошник

в)        сарафан

  1. Физминутка.Кадриль.
  2. Практическая работа.Знакомство со знаками-символами.

а)        аппликация

б)        узор,орнамент

в)        знаки-символы

  1. земля
  2. вода
  3. росток
  4. горы
  1. Вкладывание смысла в орнамент добрых мыслей

а)        стих «Колокольчик»

б)        музыка «Ивана Купала «Несет Галя воду»

  1. Выставка работ
  2. Орг. момент


Ход урока.

Г.Орг. момент

П.Костюм - вселенная мира

Рассмотреть изображение людей, одетых в русский народный костюм.

а)        беседа по картинам-фотографиям

  1. Ребята, перед вами висят 3 картины, рассмотрите их
  2. Кто скажет, о каких людях мы сегодня будем говорить?
  3. О тех, которые жили давным-давно?
  4. А в какой картине или картинах изображен современный человек,
    который просто оделся в костюм и сфотографировался?
  5. А почему ты так решил?
  6. Цветное изображение.
  7. А если бы все картины были черно-белыми, то тогда как бы ты ответил на
    мой вопрос
  8. Так как лицом, взором своим обращен человек к природе, но не только
    поведением он сливается с природой, но и сам костюм представлен
    вселенною

б)        символика цвета

1 .Рассмотрите цветные иллюстрации и скажите, какие цвета присутствуют в
народном костюме?

  1. белый, красный, черный
  2. А какого цвета больше на костюмах?
  3. Красного
  4. Потому что люди красный цвет считали оберегом, который их защищает и
    оберегает.Поэтому сегодня мы будем рисовать красным фломастером.

в)        Сливание с природой.

Смотрите, как животные сливаются с природой, еж и его иголки на спинке
сливаются с иголками хвоинок, белая шубка зверей сливается со снегом, и
человек тоже старался слиться с природой-матушкой.


8.

Ш.Краски природы в наряде русской красавицы (кукольная игрушка).

  1. Здраствуйте, ребята!Я бабушка Маланья.А как вы думаете, что на мне
    одето?
  2. Рубаха
  3. Она у меня до самой земли.Женщины так и ходили.Вот внизу и
    изображали, что на земле растет.
  4. А на голове носили(достает кастрюлю)
  5. Ой, не то, совсем запамятовала(достает кокошник).В небе птицы летают, а
    голова ближе всех к небу        кокошник-курица.
  6. А что это у меня висит?
  7. (Дождик)
  8. А что еще можно увидеть на небе?
  9. (Солнце,звезды)
  10. Это все на кокошнике у меня.Вот солнце встает, а это зенит, а это
    закатное солнце.
  11. Ну а это сарафан.Ох,одену и пойду танцевать.
    ХУ.Физминутка.Танец «Кадриль».

У.Практическая работа.Знакомство со знаковой системой,
а) Аппликация

  1. Посмотрите, на костюме мы видим какие-то узоры, нам кажется, что это
    для красоты, а на самом деле это язык.Но не английский или немецкий,а
    декоративный прикладной. Мы научимся не только его читать, но и
    писать и оформим подол рубахи.

А начнем с упражнения. Возьмите в руки нашу аппликацию. Вспомните, что
обозначал этот узор.

  1. Земля.Распаханное поле.
  2. Где он вышивался чаще всего?
  3. На подоле.
  4. Значит сегодня мы будем расписывать подол рубахи,
    (тема урока на доске).Писать будем не сверху вниз, а наоборот.
  5. Как одним словом мы назовем эти знаки?
  6. Узор
  7. А как называется слово, когда мы говорим, что этот узор нужно повторить
    или продолжить?
  8. Орнамент

Давайте вместе превратим узор земли в орнамент. Возьмите в руки пока
простой карандаш.Вопрос на внимание!Мы будем писать сверху или снизу?


9.

Скажите, а о чем вы думали, когда рисовали землю?

Ты один гулял по этой земле? Ведь главное, какие мысли и чувства вы испытываете

когда вышиваете...

Но прежде чем мы будем мыслями писать, хочу стихотворение я прочитать.И задать
вопрос.Одна дверь, один и тот же колокольчик.Но почему к первому мальчику вышла
добрая старушка, а ко второму Баба-яга?

Стоит небольшой старинный дом
Над зеленым бугром
У входа висит колокольчик.
Украшенный серебром
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь.
То поверь.

Что в доме проснется старушка.
Седая, седая старушка,
И сразу откроет дверь
Старушка приветливо скажет:
Входи, не стесняйся, дружок-
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она
Но если,
Но если,но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться.
Поднимешь тезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-яга,
И не слыхать тебе сказки
И не видать пирога.

Итак, я повторяю вопрос...

Вывод: только с добром и добрыми мыслями нужно садиться за работу и представлять то
место на земле, где ты был, а может быть еще будешь. Поможет нам музыка и свеча.
Возьмите красный фломастер и обведите карандашом линии.(музыка Ивана Купала).
А сейчас
выставка работ(Возможно на замазку)
УШ.После музыки может кто-то захочет рассказать, о чем он думал

Изменился ли наш класс?

Какие чувства?

  1. Добрые
  2. А к какой части рубахи ты бы прикрепил свою вышивку?
  3. Почему?

Из какой одежды состоит народный костюм?

С какими знаками растительн. орнамента ты познакомился?
Орг.момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка русского народного праздника "В бабушкином сундучке"

Цель праздника: 1. Познакомить учащихся со старинной русской одеждой. Донести до сознания детей то, что они являются носителями русской народной культуры. 2. Формировать душевные качества ребёнка, р...

Презентация "Русские народные костюмы"

Видеоматериал к уроку  о русских народных костюмах....

Урок изобразительного исскусства "Красота русского народного костюма"

Ознакомление с народными костюмами Древней Руси в разных социальных сословиях общества. Выполнение эскиза одного русского народного костюма....

Русский народный костюм

Презентация "Русский костюм" к уроку изо...

Методическая разработка "Русский костюм"

Разработка творческого проекта "Русский костюм"...

Презентация Русские народные костюмы ИЗО 4 класс

Фото костюмов и название губернии, из которой данный костюм....

Проект "Русский народный костюм"

На уроках технологии и изобразительного искусства мы с детьми делали проект на тему "Русский народный костюм". Описание нашей работы представлено в презентации на указанную тему....