занятие по теме русский народный костюм
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Занятие предназначенно для изучения русского народного мужского и женского костюма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_olesya.doc | 52 КБ |
prezentatsiya_olesi.ppt | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Организация начала занятия:
- Добрый день, дорогие друзья!
Вас снова рада видеть я.
Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать
И полученные знания в своей работе применять.
А сейчас подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время занятия у вас было хорошее настроение.
- Ребята, сегодня на занятии мы совершим путешествие по истории нашей Родины - России. Многие поэты посвящали свои произведения России. Они воспевали красоту русской природы, необъятные просторы. Послушайте стихотворение Анатолия Левушкина.
За ясные зори, умытые росами
За русое поле, с колосьями рослыми
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россиею.
Россия, Россия,
Раздолье. Равнины.
Березы босые, седые осины.
Все дорого с детства,
Все памятно с детства
И все же не можешь ни как наглядеться. (Слайд 2)
Сообщение цели и темы занятия:
Сегодня мы побываем в музее русской национальной одежды.
Учитель: Люди носили одежду с глубокой древности. В течение многих столетий костюм человека постоянно менялся.
-Как вы думаете, в чем главное назначение одежды? (защищать человека от холода, жары, насекомых, дождя; украшать человека)
В древней Руси одежда представляла собой большую ценность, ее очень берегли, передавали по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости.
Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Одежда не только грела и украшала людей во все времена, но и показывала их место в обществе. Кроме этого, по костюму можно было определить профессию человека.
III. Объяснение нового материала.
Путешествие по музею (Слайд 3)
Сейчас мы совершим с вами путешествие по музею.
- А что такое музей?
- Кто проводит в музеи экскурсии? (Экскурсоводы) Сегодня я у вас буду экскурсоводом и проведу вас по музею.
Зал мужского костюма
- РУБАХА (Слайд 4)
Учитель: Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой.
В народе обычно носили одну холщевую рубаху, которая являлась одновременно и нижней, и верхней одеждой.
Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты.
- ПОРТЫ (Слайд 5)
Учитель: Порты - неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.
(Слайд 6)
ОНУЧИ – узкие куски ткани длиной до 2 метров.
ЛАПТИ – плетенная обувь из лыка.
Богатые люди носили суконные и даже шелковые порты, а в народе - холщевые.
- ЗИПУН (Слайд 7)
Учитель: Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.
- КАФТАН (Слайд 8)
Учитель: Поверх зипуна обычно надевали кафтан - распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.
Учитель: Теперь давайте отгадаем загадки. Внимательно слушайте и скажите, какие отрибуты мужского костюма присутствуют в этих загадках.
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус как сахар сладок.
А сам похож на мяч. (арбуз)
В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня.
В зеленом кафтане богач невелик.
А орешками наградит. (орешник)
Теперь мы посетим зал женской одежды.
Зал женского костюма
- СОРОЧКА (слайд 9)
Учитель: Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.
- САРАФАН (Слайд 10)
Учитель: Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу доверху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
- ДУШЕГРЕЯ (Слайд 11)
Учитель: Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
Учитель: Как вы думаете как образовалось слово «ДУШЕГРЕЯ»?
(из двух корней от слов «душа» и «греть»)
- ПОНЕВА (Слайд 12)
Учитель: Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по залам музея русской народной одежды. Мы с вами познакомились лишь с несколькими видами русской одежды. Подробно о моде и одежде можно прочитать в книге из серии «Я познаю мир» - «История моды».
Учитель: Теперь давайте отгадаем загадки. Внимательно слушайте и скажите, какие отрибуты женского костюма присутствуют в этих загадках.
Нарядилась Алена
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо
Узнаешь ее? …..(капуста)
На лесной полянке
Красуется Татьянка.
Алый сарафан,
Белые крапинки. (земляника)
Творческая работа
(класс делится на группы)
Учитель: А теперь мы с вами выполним творческие задания.
ОДЕНЬ КУКЛУ(бумажная)
Учитель: Найдите в своих волшебных конвертах куклу (юноша и девушка). На столе разложена одежда для кукол. Один человек от группы должен подойти, выбрать костюм, а группа одеть куклу. После поставить куклу на полянку.(на магнитную доску) и рассказать во что одета кукла.
Физкультминутка (Слайд 13)
Учитель: А сейчас давайте чуть – чуть отдохнем, будем делать движения под музыку.
Закрепление новых знаний
- НАЙДИ ЧЕЛОВЕКА В РУССКОМ КОСТЮМЕ
Учитель: Найдите в своих конвертах Листы с изображением людей в национальных костюмах. Найдите пару в русских костюмах и раскрасьте.
- ПОСЛОВИЦЫ (Слайд 14)
Учитель: Перед вами мозаика из слов. Вам нужно составить пословицы и объяснить их значение. (Приложение 3)
На воре шапка горит.
Работать спустя рукава.
По одежке встречают, по уму провожают.
- РЕБУСЫ (Слайды 15-17)
Учитель: А теперь вам нужно каждой группе отгадать ребус.
Подведение итогов и анализ занятия
-Понравилось ли вам занятие? Что запомнилось?
Ой, ребята, мы забыли вспомнить еще одну русскую красавицу. А поможет нам вспомнить кто она - эта загадка:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка. (матрешка) (Слайд 20)
Чем знаменита Матрешка? Но пришла наша гостья не с пустыми руками, а принесла вам в подарок за отличное занятие своих маленьких подружек, которых вы должны дома раскрасить.
Ребята, у вас на столах у каждого лежит маленький конвертик с матрешками. Маленькая означает, что вы плохо сегодня работала. Средняя означает, что вы сегодня хорошо потрудились на не на отлично. А большая означает, что вы сегодня поработали на отлично были активны и многое узнали на занятие. Давайте каждый сам себя оценит и покажет свою матрешку.
Наша страна Россия большая и история у нашей страны большая и богатая событиями. Нам предстоит еще многое узнать. Но все это впереди. Давайте закончим наше занятие такими словами
Берегите Россию.
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Берегите ее
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию
Нет России другой. Е.Синицына
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект воспитательного занятия на тему «Русские народные сказки»
После чтения сказки «Пшеничный колосок». проводится беседа и викторина....
Конспект творческого занятия в 4 классе. Тема «Мордовский народный костюм».
p { margin-bottom: 0cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); text-align: justify; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 14pt; }p.cjk { font-family: "...
Технология 2 класс УМК "Школа России" Тема:«Русские народные костюмы».
Изделие: кукла (аппликация)Цели деятельности учителя: Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского кос...
Технологическая карта внеурочного занятия «Волшебный карандаш» "Краски природы в русском народном костюме".
Занятие представлено в виде технологической карты, с опорой на системно-деятельностный подход.На занятии применяется гендерный подход: девочки изображают сарафан для девочки, а мальчики- рубашку для м...
Внеурочное занятие на тему«Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных центров народных промыслов (Филимоново, Дымково, Каргополь)».
Внеурочное занятие по технологии на тему Внеурочное занятие по технологии «Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных центров...
Конспект занятия «Декоративное рисование. Русский-народный костюм»
Конспект занятия3 класс «Декоративное рисование. Русский-народный костюм»Педагог ДО ИЗО Александрова Лариса Ивановна,ГБОУ школа №667 Невского района Санкт-Петербург Тема: Декорат...