Воспитательная работа с младшими школьниками
материал по теме
В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени от школы, а то вовсе только от неё зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок. За годы работы в начальных классах, в моей практике накопился опыт для создания программы формирования воспитанности младших школьников. Программа рассчитана на четыре года обучения детей в начальной школе. Предназначена для практической работы учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предназначена для практической работы учителям начальных классов | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная работа с младшими школьниками
Воспитанность – одно из важнейших качеств личности. Нелегко дать определение этой категории. Ещё труднее её измерить. При этом наличие или отсутствие этого качества, то есть уровень воспитанности человека, мы определяем сразу и почти безошибочно. На что же мы ориентируемся? Что такое воспитанный человек? Какие качества ему присущи?
В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени от школы, а то вовсе только от неё зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, тружеником или тунеядцем, честным или преступником.
Начав работать в МБОУ «Новонадеждинская СОШ» с детьми младшего школьного возраста и их родителями, передо мной встал вопрос планирования работы классного руководителя. За годы работы в моей практике накопился материал для создания программы формирования воспитанности младших школьников, которую я представляю. Надеюсь, что мой опыт поможет учителям начальных классов разработать свою методику воспитания учащихся.
- Идеология и основные принципы организации воспитательного процесса
Любая воспитательная система должна отвечать целям воспитания, которые ставит перед педагогом современное общество. Прежде всего - это формирование у учащихся качеств, которые помогут ему состояться во взрослой жизни. К таким качествам относятся:
- интерес к самому себе. «Кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что я для этого умею?» - эти вопросы ученик должен научиться самостоятельно ставить перед собой и отвечать на них без боязни.
- признание себя как личности. Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость и необходимость; ему нужно помочь сформировать адекватную самооценку, уверенность в своих силах, чувство собственной успешности.
- умение управлять самим собой. Каждая воспитательная система должна предоставлять школьнику право выбора того или иного решения и формировать ответственность за принятое решение перед самим собой, собственной совестью, перед своим внутренним «Я».
- уважение чужого мнения. Ученик должен научиться формулировать и высказывать своё мнение, не боясь оказаться при этом в меньшинстве и даже в одиночестве; уметь отстаивать его и признавать свою неправоту. Каждый имеет право на ошибку. Поэтому задача взрослого – научить ребёнка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в них других людей, не формируя в себе комплекса вины; воспитать терпимое отношение к разным людям. Вещам и взглядам.
- любознательность и вовлечение в деятельность. В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется участвовать во всех делах, которые предлагает взрослый, проявить себя, продемонстрировать свои умения. Такая жажда деятельности формирует важное качество личности – трудоспособность.
- эмоциональная устойчивость. В развитии эмоциональной сферы взрослый должен научить учащихся умениям вызывать у себя одни эмоции (прощать, не таить обиду, управлять своим страхом) и избавляться от других.
- наличие позитивной мотивации действий и поступков. Стимулом проявления положительной мотивации в деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность, вера в собственные силы, положительные эмоции, перспективы.
Принципы построения воспитательной работы
Принцип открытости. Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем, вносят свои предложения. К мнению детей необходимо прислушиваться.
Принцип добровольности. Процесс воспитания строится на добровольном участии ребёнка в том или ином деле, мероприятии. Необходимо опираться на интерес, творчество детей.
Принцип привлекательности будущего дела. Учеников увлечь, заинтересовать результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности. Ребёнком движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей, других детей. Младшим школьникам интересны конкурсы, праздники, соревнования. Детям хочется активно участвовать во всех классных делах.
Принцип свободы участия. Ребёнку нужно предоставить возможность выбрать посильное и интересное для него занятие.
Принцип обратной связи. Каждое дело, каждое мероприятие, проведённое в классе, должно заканчиваться рефлексией. Взрослому нужно обязательно обсудить с детьми, что получилось и что не получилось.
Принцип сотрудничества. Учащиеся должны иметь право выбора партнёров при выборе дела
Принцип успешности. Участие каждого ребёнка во внеклассной работе, его реальный успех и достижения необходимо по достоинству оценивать.
- Цели и задачи воспитания
Цели воспитательной системы класса: формирование интеллектуальной, нравственной, созидающей личности, самостоятельно мыслящей и имеющей собственную жизненную позицию.
Задачи, решаемые в классном коллективе:
- помощь детям в адаптации к обучению в школе, к принятию роли ученика;
- привитие желания выполнять учебную деятельность, осваивать простейшие общетрудовые и специальные умения, активно участвовать в самообслуживании и общественно полезном труде;
- создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных особенностей в учебное время и внеурочной деятельности;
- определение реальных учебных возможностей ученика, создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формирование у них интеллектуальной культуры, широкого кругозора и любознательности;
- формирование у школьников понимания необходимости знаний и трудовых умений, развитие ответственного отношения к своей деятельности;
- проведение работы по формированию детского коллектива, раскрытие содержания коллективных и индивидуальных поручений в целях развития товарищеских взаимоотношений; развитие инициативы и самостоятельности детей при организации разносторонней жизни детского коллектива, формирование адекватной самооценки и объективности в оценивании поступков окружающих;
- привитие навыков культурного поведения, знакомство с традициями и обычаями общения поколений и народов (в классе имеются дети разных национальностей); формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок», обучение приёмам преодоления коммуникативных проблем;
- формирование целостного представления об окружающем мире, раскрытие роли человека в преобразовании и охране природы;
- развитие у школьников чувства прекрасного;
- воспитание у школьников сознательного отношения к своему здоровью и физическому развитию, развитие самостоятельности в выполнении санитарно-гигиенических норм и правил дорожного движения;
- воспитание чувства патриотизма. Формирование осознанного отношения к значимости нравственного опыта прошлого и будущего;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Организация работы с родителями;
- проведение работы по подготовке учащихся к переходу на вторую ступень обучения в школе (совместно с учителями-предметниками второй ступени).
- Содержание воспитательной работы с классным коллективом
В качестве системообразующих в программе определены следующие виды деятельности младших школьников:
- познавательная деятельность;
- художественно-эстетическая деятельность;
- спортивная деятельность;
- трудовая деятельность;
- ценностно-ориентированная деятельность;
- общественная деятельность;
- свободное общение.
Основными направлениями воспитательной работы являются:
- развитие классного коллектива как воспитательной среды,
- правовое воспитание,
- 3. формирование адекватных представлений об окружающем мире,
4. формирование сознательного отношения к учебному труду,
5. воспитание нравственности и культуры общения,
6. патриотическое воспитание,
7. формирование знаний по охране здоровья и правилам дорожного движения,
гигиеническое воспитание,
8. эстетическое воспитание,
- организация сотрудничества с родителями.
1) Развитие классного коллектива как воспитательной среды
Задачи:
- познакомить детей с традициями и нормами общения,
- формировать культуру общения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»,
- создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса,
- развивать и совершенствовать умения детей разбираться в различных ситуациях жизни коллектива,
- учить приёмам преодоления проблем в общении, выражать собственное мнение
Мероприятия:
линейка «День знаний», классные часы «Мой друг», «Мои новые друзья», «Что значит быть хорошим другом?», «Без друзей меня чуть-чуть..», «Моя школьная жизнь (распределение поручений)», День именинника, коллективное посещение театров, музеев, выставок, участие в спортивных соревнованиях, участие в школьных праздниках, проведение классных праздников, выпуск газет, диагностика развития детского коллектива.
2) Правовое воспитание
Задачи:
- познакомить с основными законами и правовыми нормами государства, формировать ответственное отношение к их соблюдению, формировать ответственное отношение к их соблюдению,
- формировать умение руководствоваться мотивами долга, совести и справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора,
- формировать гуманистическое мировоззрение, способность к осознанию своих прав и прав других людей, способность к саморазвитию.
Мероприятия:
классные часы «Мы теперь - не просто дети, мы теперь – ученики», «Правила поведения в школе», «О честности и справедливости», «Мои права и обязанности», «Как мы дежурим в классе и школе?», «Кем быть?», «Наш дружный класс», беседы «Мой край родной», «Кто прав, кто виноват?», участие в Дне поселка.
3) Формирование адекватных представлений об окружающем мире
Задачи:
- формировать ответственность за окружающий мир, учить бережному отношению к окружающей среде,
- воспитывать любовь к природе.
Мероприятия:
озеленение кабинета, уход за комнатными растениями, изготовление поделок, участие в выставках поделок, участие в акциях «Собери макулатуру – покажи свою культуру», «Волгоградская область – чистая область», «Первоцветы», «Покормите птиц зимой», «Чистый берег», «Родник», «Неделя в защиту животных», участие в субботниках по благоустройству территории школьного двора, посёлка, своей улицы, экскурсии в природу, походы по родному краю, беседы на тему «Труд наших родителей», «Кем я хочу быть», экскурсии в этнографический музей «Казачий курень», Пещеры в Меловых горах, областной краеведческий музей.
4) Формирование сознательного отношения к учебному труду
Задачи:
- развивать у учащихся способность рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения, целесообразно действовать,
- определить круг реальных возможностей ученика и зону ближайшего развития,
- развивать кругозор, любознательность,
- формировать потребность в труде,
- учить рационально использовать время, организовывать рабочее пространство.
Мероприятия:
классные часы «Мой портфель», «Школьный дневник. Как с ним работать?» «Мир моих увлечений», «Клуб любознательных», проведение предметных недель, недели детской книги, формирование и пополнение классной библиотеки, видеотеки, проведение классных предметных олимпиад, участие в конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», Зимних интеллектуальных играх, КИТ, муниципальных и региональных конкурсах.
5) Воспитание нравственности и культуры общения
Задачи:
- формировать нравственную культуру миропонимания,
- формировать умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора,
- повседневно укреплять дружеские взаимоотношения, внимательно и доброжелательно относиться к своим товарищам, личным примером демонстрировать проявление этого поведения,
- обучать проявлениям эмпатии, толерантности.
Мероприятия:
классные часы «Наш класс на перемене», «Что такое хорошо? И что такое плохо?», «О жадности и жадинах», «Опасная дружба», «Что такое характер?», тренинги общения, беседы о речевом этикете, турнир вежливости, рыцарский турнир, беседы об истории жизни людей «Нравственное наследие».
6) Патриотическое воспитание
Задачи:
- воспитание любви к Родине, ее культуре и традициям,
- формирование у детей гражданско-патриотического сознания,
- развитие чувства сопричастности судьбе Отечества.
Мероприятия:
тематические классные часы «Этих дней не смолкнет слава», «Спасибо деду за Победу», участие в Вахте памяти, посвященной дню Сталинградской битвы, участие в общешкольной линейке «День памяти», посвящённой танкистам, погибшим под х. Новая Надежда, участие в митинге «День Победы», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне, экскурсии по местам боевой славы «Мамаев Курган», «Солдатское поле», «Остров Лютикова», посещение школьного музея, панорамы «Сталинградская битва», районного историко-краеведческого музея.
7) Формирование знаний по охране здоровья и правилам дорожного движения,
гигиеническое воспитание
Задачи:
- содействовать формированию у школьников культуры сохранения и укрепления собственного здоровья, ответственности за здоровье окружающих людей,
- прививать учащимся потребность в поддержании порядка на своих рабочих местах, в обеспечении чистоты в классе,
- формировать правильное отношение к занятиям физической культурой и спортом, создавать условия для физического развития учащихся,
- воспитывать у детей младшего школьного возраста негативное отношение к вредным привычкам.
Мероприятия:
ежедневное проведение утренней зарядки до уроков, физкультминуток на уроках, классные часы «Режиму дня мы друзья», «Витамины – наши друзья», беседы «Профилактика простудных заболеваний», «О закаливании организма», «О правильном питании», проведение Дней здоровья, встречи с медицинскими работниками, тренинги «Береги зрение», «Правильная осанка», встречи с инспекторами ГИБДД, мероприятия по правилам дорожного движения «На улицах города», «Сигналы светофора», «Правила дорожного движения», участие в конкурсе «Светофор», экскурсия «Мы по городу идем», беседа «Безопасный путь в школу», участие в классных и спортивных соревнованиях, беседы на тему «Спорт в моей жизни», участие в празднике «Папа, мама, я – спортивная семья», «Спорт в жизни моей семьи», оформление стенда «Наши юные спортсмены», мероприятия по профилактике вредных привычек «Курить – здоровью вредить», «Скажем вредным привычкам «Нет!»», участие в месячнике по профилактике вредных привычек.
8) Эстетическое воспитание
Задачи:
- развивать у младших школьников потребность в прекрасном,
- прививать любовь к искусству, литературе, музыке,
- создавать условия для реализации индивидуальных творческих задатков и способностей.
Мероприятия:
конкурсы рисунков, плакатов, поделок, фотографий, работа над выразительностью, правильности речи, конкурсы чтецов, поощрение индивидуальных и кружковых занятий детей, развитие интереса к музыке и изобразительному искусству, участие во всех школьных мероприятиях эстетической направленности, в ежегодном смотре-конкурсе «Детские и педагогические фантазии», посещение театра кукол, ТЮЗа, Тили-Бом, выставок.
9) Организация сотрудничества с родителями.
Задачи:
- максимально сблизить интересы родителей, детей и учителей, направленные на личностное развитие школьников,
- организация и проведение родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед,
- создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Мероприятия:
Тематика родительских собраний «Организация учебного процесса», «Трудности в поведении младших школьников», «Поощрение и наказание», «Режим дня детей», «Нравственные отношения в семье», «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания», «Здоровье младшего школьника», «Информационная безопасность школьника», «Интернет, телевизор...», Готовимся перейти в среднюю школу», привлечение родителей к ремонту и пополнению оборудования кабинета, к проведению классных и школьных мероприятий, дни открытых дверей.
IV. Ожидаемые результаты реализации программы
Программа рассчитана на четыре года обучения детей в начальной школе. Намеченные мероприятия должны обеспечить:
- сплочение классного коллектива;
- формирование у учащихся активной жизненной позиции;
- достижение высокого уровня воспитанности, познавательной активности, адекватной самооценки;
- получение школьниками социального опыта жизни в коллективе, развитие умения подчиняться общим правилам, сохраняя при этом свою индивидуальность;
- формирование у школьников качеств личности, дающих возможность в дальнейшем успешно обучаться на второй и третьей ступенях школы.
Показатели воспитанности ученика
1. Поведение в семье
Активное участие в делах и проблемах семьи, старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому, самообслуживание, забота о младших и старших членах семьи, проявление инициативы в подготовке и проведении семейных праздников.
2. Поведение в школе
Дисциплинированность и активность на уроках, повседневное выполнение правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий, бережное отношение к школьному и классному имуществу, активное участие в общественных делах класса и школы.
3. Отношение к старшим
Вежливость, соблюдение этикета в общении со старшими, оказание
помощи, разумное выполнение их поручений.
4. Отношение со сверстниками
Отношение к друзьям, инициатива оказания помощи товарищам,
искреннее сопереживание их радостей и горестей, умение держать слово и выполнять
обещанное, отсутствие стремления непременно чем-то выделиться, сдержанность в
спорах.
5. Поведение на улицах и в общественных местах
Соблюдение правил уличного движения, бережное отношение к природе, животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, привычка уступать старшим место в транспорте.
6. Отношение к себе
Постоянная занятость полезным делом, умение заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, привычка доводить начатое дело до конца, стремление быть честным и искренним. Привычка не брать чужих вещей без разрешения, доброта, способность не завидовать чужим успехам, честность в признании своих проступков и ошибок, стремление их исправить, умение воспринять критику, нетерпимость к обману, воровству, отсутствие вредных привычек (курение, сквернословие), готовность прийти на помощь, умение отстаивать своё мнение с помощью логической аргументации, а не силой. Настойчивость в преодолении трудностей, систематическое и упорное самовоспитание, физическое самовоспитание, опрятный внешний вид.
Литература, использованная при подготовке программы
- Классные часы. 1-4 классы / Сост. Я.Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Классные часы. 1-4 классы / Сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Тематические классные часы в начальной школе: как вести себя в школе и дома / Сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Журналы «Начальная школа», «Педсовет», 2005-2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками
Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...
Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками
Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...
Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях новых образовательных стандартов
В статье особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию младших школьников....
КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"
СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...
Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности. Из опыта работы.
Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но ...
Воспитательная работа с младшими школьниками в режиме продлённого дня. Педагогическая технология развития системы коллективных отношений в режиме продлённого дня.
Предлагаемый материал содержит подробное описание работы в ГПД по формированию коллективных отношений. В разработке содержится не только теоретический материал, но и описание проекта программы по разв...
Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками
Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого р...