Портфолио классного руководителя
консультация (1 класс) по теме
Иэ опыта работы классного руководителя, работающего с детьми с особыми образовательными потребностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образец портфолио классного руководителя | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Мончегорска
Мурманской области
средняя образовательная школа № 14
Портфолио
Учителя начальных классов
Самохваловой Ларисы Витальевны
Мончегорск 2013
Содержание портфолио
1.Общие сведения об учителе………………………………………..стр.3-4
2.Результаты педагогической деятельности………………………стр.5-29
- Методическая тема учителя
- Задача учителя специального коррекционного класса
- Цель работы педагога
- Педагогическая поддержка семьи
3.Внеурочная деятельность учителя……………………………..стр.30-36
4. Деятельность учителя как классного руководителя………..стр.36-42
5.Научно-методическая деятельность педагога………………..стр.42-46
1.Общие сведения об учителе
Самохвалова Лариса Витальевна, место рождения: город Мончегорск Мурманской области, дата рождения 20.08 67.
Образование высшее профессиональное. Окончила в 1988г. Мурманский государственный педагогический институт по специальности «педагогика и методика начального обучения».
Присвоена квалификация «учитель начальных классов».
Диплом РВ № 211945 выдан 23.06.1988 г.
Сведения о повышении квалификации.
Место прохождение курсов | Название программы курсов | Объём программы | № свидетельства | Дата выдачи |
г. Мурманск 02.02.09-18.03.09 | Проектная методика с использованием ИКТ | 72 часа | 2880 | 18.03.09 |
г. Мурманск 29.09.10-04.12.10 | «Развитие качества начального образования» с модулями «ФГОС НШ» и « Методическая готовность педагога к деятельности в условиях введения стандартов 2 поколения» | 192 часа | 9147 | 04.12.10 |
Общий стаж работы -23 года.
Педагогический стаж-23 года.
Педагогический стаж в МОУ СОШ №14 -14 лет.
Аттестационная категория: высшая, срок действия до 01.11.2011 года, приказ комитета по образованию Мурманской области от 07 ноября 2006 года, №1139.
Имею следующие награды:
грамота Управления образования города Мончегорска (2006 г.),
Почётная грамота Управления образования города Мончегорска (2007 г.).
Диплом лауреата городского конкурса «Учитель года» 2009 г.
2.Результаты педагогической деятельности (из опыта работы)
Моя методическая тема «Педагогическая поддержка обучающихся специальных коррекционных классов как средство успешного обучения детей с особыми образовательными потребностями».
О степени цивилизованности общества можно судить по тому, какую оно берёт на себя ответственность за уровень и обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости - важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств её предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание». Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки обучающихся требованиям содержания образования. Отставание - это невыполнение требований, которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания. Она - итог процесса отставания. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетение отдельных отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Немаловажное значение имеет и влияние семьи. Отмечаются разлад в семье или её распад, грубость отношений, равнодушие родителей к детям и их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.
Понятия «задержка психического развития» (ЗПР) и «школьная неуспеваемость» неоднозначны, однако эти проблемы связаны между собой и, как правило, рассматриваются в ряду актуальных вопросов общей и специальной педагогики, психологии, психиатрии и невропатологии детей школьного возраста. Многолетние комплексные клинико-физиологические и психолого-педагогические исследования позволили создать классификацию нарушений по типу задержки психического развития и открыть для детей с ЗПР новый вид образовательных учреждений. По заключению психолого-медико-педагогической комиссии, дети с таким нарушением направляются в специальные коррекционные классы общеобразовательных школ, где обучение ведется в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
На современном этапе развития процесс обучения в общеобразовательной школе стал приобретать все более дифференцированный и гибкий характер.
Учитель, работающий в специальных коррекционных классах, на первое место выдвигает не традиционную задачу - дать знания, а создать условия для расширения возможностей в приобретении знаний.
Коррекционная педагогика изучает процесс взаимодействия учителей, родителей, педагогов дополнительного образования, обеспечивающих оказание помощи обучающимся (в корректной и тактичной форме) по исправлению, изменения поведения, их эмоционально-волевой сферы, а также психического развития в заданном общественном направлении.
Предметом коррекционной педагогики является созидательная деятельность педагогов и родителей, помогающих устранить негативные черты характера и опыта поведения обучающихся. Всех знаний, которые понадобятся в жизни человеку, никакая школа никогда не в состоянии будет дать.
При переходе к школьному возрасту наступает кризис семи лет (кружные периоды развития по Л.С. Выготскому). Основной причиной такого роста нарушений в развитии детей является нестабильность жизни в стране и в семье.
Увеличивается число детей, перенёсших тяжёлые инфекционные заболевания и заболевания центральной нервной системы. Ухудшается и экономическое положение семьи (мировой кризис), духовные и культурные ценности не принимаются как ориентиры. Идёт резкий спад заботы о здоровье и развитии детей в семьях. Всё это ведёт к росту числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данные обследования здоровья первоклассников показали, что ни у одного обучающегося нет диагноза «здоров». Все 100% обучающихся наблюдаются у логопеда, 30% - у невропатолога, 20% - у хирурга, 40% - у окулиста. 100% детей пришли в 1 класс с нарушением осанки.
Цель моей работы как учителя СКК – научить детей учиться, создать здоровьесберегающую среду в обучении, сохранить здоровье каждого ученика на том уровне, с которым он пришёл в школу, при возможности реабилитировать.
Ребёнок в возрасте от 6,5 до 10 лет находится на 1 ступени школьного обучения, где и формируется мировоззрение, готовность к трудовой и творческой деятельности, идёт интенсивный рост и формирование молодого организма. В младшем школьном возрасте идёт формирование опорно-двигательного аппарата и развитие функциональных систем.
Все эти факторы ставят задачи здоровьесбережения и формирования у обучающихся правильного отношения к своему здоровью. Все эти личностные ценности и закладываются на 1 ступени обучения.
Учитель видит ребёнка каждый день, поэтому наряду с программными знаниями обязан научить детей здоровому образу жизни. Воспитывать, стимулировать у обучающихся желание жить, быть здоровыми, учить ощущать радость от каждого прожитого дня, вырабатывать позитивную самооценку. При этих условиях и процесс обучения будет носить качественный характер.
Согласно теории Смирнова Н.К., здоровьесберегающие технологии - это совокупность форм и методов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, направленная на сохранение здоровья участников этого процесса и подтверждённая мониторингом.
Принципы здоровьесберегающей деятельности: рациональная организация УВП, принцип системности и непрерывности, учёт возрастных особенностей детей, учёт динамики работоспособности, учёт индивидуальных особенностей, учёт видов ведущей деятельности, учёт влияний климатических условий, принцип двигательной активности, принцип формирования правильной осанки и рационального дыхания.
Известный отечественный хирург Н.М.Амосов трактует здоровье как динамичное, постоянно изменяющееся образование и предлагает измерять его, используя в качестве показателя «сумму резервных мощностей клеток, органов и систем организма». Исследования проблемы здоровья показывают, что его уровень можно измерять через объём или запас жизненных сил человека, показателем которых является объём адаптивных возможностей организма, которые проявляются в способности человека адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаются к возникающим жизненным ситуациям, сохраняя высокую степень устойчивости жизненных сил в изменяющихся условиях. Пути здоровья (становления, укрепления и улучшения) и должен формировать на 1 ступени обучения педагог через образовательный процесс.
Образовательные программы можно считать здоровьесберегающими при условии, что они предполагают достижение целей и решение образовательных задач в сфере здоровьесбережения, познавательной, социальной и эмоциональной. Они направлены на физическое, социальное, эмоциональное развитие ребёнка. Идёт работа на протяжении всего обучения в школе. Обязательным элементом является компетентность педагога в сфере здоровьесбережения. На классных часах провожу цикл бесед и практических работ, направленных на соблюдение личной гигиены школьника и правильное питание. Особое внимание отвожу таким темам «Руки – лицо человека», «Что любят наши зубы?», «Внешний вид (советы портного)», «Как собрать правильно портфель» и т. д..Все обучающиеся получают в школе полноценное питание (завтрак и обед). В наличии у каждого имеется индивидуальный носовой платок и полотенце для рук. В классе имеется уголок психологической разгрузки. В течение года учебный процесс начинаю с музыкальной зарядки. Больщое внимание уделяю двигательной активности ученика. На уроке систематически провожу физкультурные минутки на снятие мышечного напряжения и гимнастику для глаз. Проветривание осуществляю на переменах. Контролирую ежедневную температуру воздуха в классе. Осенью и весной ароматизирую классное помещение с целью профилактики заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём. На уроках ритмики координирую движения обучающихся, разработала курс упражнений на укрепление мышц спины и профилактику скалиоза. Практикую смену видов деятельности на уроке, слежу за осанкой во время выполнения заданий. Класс во время эпидемии гриппа ни разу не закрывался на карантин. Все эти мероприятия, направленные на укрепление здоровья и благоприятная эмоциональная школьная атмосфера обучающихся, дали следующие результаты по заболеваемости в течение года (посещение занятий):
2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | |
1 четверть | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
2 четверть | 85% | 86% | 100% | 80% | 93% |
3 четверть | 63% | 86% | 93% | 100% | 93% |
4 четверть | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Показателем хорошего состояния обучающегося являются: высокий уровень работоспособности, а также умение быстро восстанавливать этот уровень за счёт внутренних резервов организма; уровень « душевного комфорта» (отечественный хирург Н.М. Амосов), сохранение эмоциональной устойчивости. 20% от урока дети должны находиться в состоянии двигательной активности. Приведу пример: физкультминутки, которая основана на самомассаже и приёме рационального дыхания:
Чтобы не зевать от скуки - встали и потёрли руки.
А потом ладошкой в лоб - хлоп, хлоп, хлоп……
Щёки заскучали тоже, мы и их похлопать можем
Ну-ка, дружно, не зевать, раз, два, три, четыре, пять….
Вот и шея, ну-ка живо переходим на загривок…
Постучим и тут, и там….
И немножко по бока, по рукам и по ногам….
А теперь уже гляди, добрались и до груди…
Постучим по ней на славу: сверху, снизу, слева, справа…
Не скучать и не лениться перешли на поясницу,
Чуть нагнулись, ровно дышим.
Хлопаем, как можно выше….
Ученики редко болеют, а следовательно получают школьные знания в системе. При обследовании врачами зрения и осанки обучающихся стабильность диагозов без видимых ухудшений.
Педагогическая поддержка семьи.
Дети и родители успели испытать трудности в обучении. Встаёт синдром высокой тревожности к школе, который учитель специального коррекционного класса должен снять и адаптировать всю семью к процессу образования. От учителя в большей степени зависит психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения. Владение теоретическими представлениями об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу более корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребёнку в проблемной ситуации. Педагог должен быть всегда подготовлен к принятию проблемы воспитанника и поиску путей и способов её решения. Сложные вопросы и ситуации возникают в жизни каждого ребёнка. Детей в специальном коррекционном классе без проблем не бывает. Ученика невозможно избавить от проблем, но ему нужно уметь помочь адекватно и эффективно действовать в ситуации, и чаще педагогов и родителей беспокоят не сами проблемы, а неадекватные способы её решения. Не всякую трудность стоит считать проблемой, а лишь ту, которую ученик не может преодолеть без педагогической помощи учителя. Л.С. Выготский писал о зонах актуального и ближайшего развития. Под актуальным уровнем развития он понимал то, что ребёнок может выполнить сам, без помощи извне. А зоной ближайшего развития считал то, с чем ученик может справиться - но не самостоятельно, а опираясь на поддержку педагога или родителей. Именно в этой зоне и происходит взаимодействие двух процессов - учебного и личностного развития.
Любые педагогические приемы и методы будут работать при условии, если учитель установит между собой и воспитанником «помогающие отношения». Помогающие отношения - это такие отношения, когда педагог стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов.
Первое условие - восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой. Очень важно, чтоб ребенок осознавал и воспринимал любую трудность как собственную проблему. В противном случае он не станет мобилизовывать и направлять свои усилия на её преодоление. В школьной практике часто бывают неудачи в учёбе, недисциплинированное поведение, конфликты становятся проблемами не самого ребенка, а его родителей или педагогов. Понятно, что субъективную роль в их решении играют взрослые, а не ребёнок.
Второе условие - конгруэнтность педагога. Ребенок очень чуток к фальши в поведении взрослого и довольно быстро её распознаёт. В ответ он становится неискренним, не стремится к контактам с такими взрослыми и устанавливает многочисленные барьеры психологической защиты во взаимодействии с ними. Даже в самых трудных ситуациях взаимодействия и взаимоотношений с ребёнком педагог должен оставаться самим собой. Пока не будет должной степени конгруэнтности, возникновение значимого обучения будет маловероятным.
Третье условие - безусловно положительное отношение педагога к ребёнку. На это обстоятельство обращается внимание во всех концепциях гуманистического образования. Положительное отношение возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его потенциал. Педагогическим оптимизмом необходимо обладать при общении с самым трудным учеником. Оптимизма будет больше, если взрослый ( по совету американского психолога К.Роджера) будет рассматривать ученика как развивающееся явление.
Четвертое условие - эмпатийное понимание ребенка. Помогающие отношения между педагогом и воспитанником складываются тогда, когда они пронизаны чувствами сопереживания, сочувствия, сопричастности. Нельзя оценивать поступки без понимания.
Пятое условие - ощущение ребёнком конгруэнтности, принятия эмпатии педагога. Если учитель будет соблюдать второе, третье и четвёртое условия, формирование пятого произойдёт произвольно.
Обеспечение педагогической поддержки обучающихся, как полагает старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия учитель предлагает ребёнку помощь и поддержку, опирается на личные силы и потенциальные возможности личности обучающегося. Учитель сам верит в возможности обучающегося и ориентирует ребёнка самостоятельно преодолевать препятствия. Сотрудничество с каждым учеником, содействие во всём.
Конфиденциальность работы учителя. Для детей важно чувствовать доброжелательность педагога и заинтересованность в их действиях, не оценивать каждый шаг ученика - это и есть учение без принуждения. Важным звеном действий является психологическая готовность классного руководителя к восприятию проблемы воспитанника и поиску путей её решения. Использую такие элементы педагогики сотрудничества Амонашвили Ш.А., как обучение в зоне ближайшего развития, учение без принуждения, опорные схемы, идею опережения, идею свободного выбора и идею совместной деятельности учителя и ученика. Все обучающиеся испытали чувство тревожности, т. к. добровольного желания идти в специальный коррекционный класс не было. После некоторых учебных проблем родители были вынуждены пройти комиссию и привести своего ребёнка в данный класс.
Чтобы достичь большего прогресса в развитии детей, в усвоении ими знаний, надо помнить, что самочувствие детей в процессе обучения должно быть спокойным и естественным.
Важным дидактическим приёмом является право свободы выбора, «поле свободы».
Я организую процесс обучения так, чтобы каждый ребёнок мог трудиться и имел успех в своей деятельности. Среди видов помощи условно выделяю три основных: стимулирующая, направляющая, обучающая.
Стимулирующая помощь: необходимость в стимулирующей помощи возникает тогда, когда ребёнок не включается в работу после получения задания, или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае помогаю обучающемуся организовать себя, мобилизовать внимание, нацелить на решение задачи (ободряю его, успокаиваю, вселяю уверенность в способности справиться). Спрашиваю у ребёнка, понял ли он задание и, если выясняется, что нет, разъясняю его. Во втором указываю на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения. Учитывая особенности обучающегося, можно сделать область поиска допущенной ошибки более широкой или, наоборот, более узкой.
Направляющая помощь. Данный вид помощи предусматриваю для случаев, когда у ребёнка возникают трудности в определении средств, способов деятельности, в планировании в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены в самом процессе работы ребёнка, или они выявляются уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В обоих случаях прямо или косвенно направляю обучающегося на верный путь: или обращаю внимание ребёнка на таблицу, наглядную опору, в которой отражён способ решения аналогичной задачи, или помогаю ему сделать первый шаг на пути её решения, наметить план действий. При планировании задания, предусматриваю возможность оказания нуждающимся детям направляющей помощи уже во фронтальной её форме.
Обучающая помощь. Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие виды её оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.
Коррекционное развивающее обучение направлено на развитие высших психологических функций ребёнка, при помощи которых они осуществляют усвоение программного материала.
Принципы коррекционной направленности обучения
а) принцип динамичности восприятия (усложняющие задания, обучение на достаточном высоком уровне трудности, смена видов деятельности, разнообразие типов и структуры урока по каждому предмету);
В своей работе использую различные типы уроков:
- урок – сказка;
- урок – игра;
- урок – экскурсия;
- урок – зачет;
- урок – викторина;
- урок – объяснение нового материала;
- урок - КВН;
- урок – соревнование;
- урок - конкурс;
- интегрированный урок;
б) принцип продуктивной обработки учебной информации (самостоятельный поиск, выбор учебной информации и самостоятельность в выборе решения);
в) развитие и коррекция высших психических функций (включение в урок упражнений, которые направлены на развитие памяти, внимания, мышления);
г) принцип формирования положительной мотивации образования (обучение должно быть интересно ученику плюс добровольное включение его в работу, включение ребёнка в успешную деятельность).
На уроках в моём классе существует дисциплина труда, увлечённость работой. Обучающиеся научились правильно организовывать свой труд, не допускать пассивного отбывания учебного времени. Я добилась этого с помощью комментированного управления. Деятельностью класса на уроке руковожу не только я - учитель, но и сами ученики. Дети по очереди пробуют комментировать, проговаривать вслух свою деятельность. Это хорошо развивает речь обучающихся, снимает напряжение, страх перед проблемой ответа. При этом ученик знает, что от него зависит работа всего класса, возрастает ответственность за принятое решение. Надо говорить чётко, громко и понятно. Класс подчиняется и слушает своего одноклассника. Повышается авторитет ответа, внимание ответа. Учитель, слушая ведущего, может корректно поправить. Но если возникают ошибки в ответе, то ребята сами замечают их. Весь класс всегда в курсе урока. Комментированное управление решает не только развивающие задачи. У детей вырабатывается гармоничный комплексный учебный навык («говорю-мыслю», «говорю-записываю»). В результате такой работы создаётся общий деловой настрой, единый темп работы, задаваемый самими учениками. Комментирование с рассуждениями и доказательствами вырабатывает устойчивый учебный навык.
В специальном коррекционном классе использую те же методы и приёмы обучения, что и в обычных классах:
1. Метод организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические); рассказ, беседы, лекции, демонстрация, организация, практических упражнений, выполнение практических заданий и т. д..
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: учебные дискуссии, деловые игры, поощрение, создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний.
3. Метод контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существуют и специальные методы обучения:
- -метод эмоционального воздействия, эмоции влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;
- - метод сопряженно-отражённой деятельности (учитель проговаривает с ребёнком до тех пор, пока у него не получится), это метод совместной деятельности;
- -метод социально-бытовой ориентированности (материал приближен к жизни);
- -метод ритмопедии (включение сенсорных систем: слух, зрение, тактильные вибрационные ощущения, обоняние, осязание в процессе игровых и учебных ситуаций);
- -метод суггестопадии (система ускоренного обучения, связанная с гипнотическим внушением), основан на увеличении эффективности запоминания (чтение стихов под медленную музыку, которые дети должны выучить наизусть, чтение медленное с расстановкой), дети должны положить голову на парту, закрыть глаза и повторять несколько раз. но сначала надо научить обучающихся слушать музыку на протяжении 10-15 минут;
- -метод обучения на пределе трудности в зоне ближайшего развития, т. е. предварительное включение нового сложного материала в ткань урока с постепенной переработкой, с использованием моделей и опорных схем.
Обучающийся всегда может воспользоваться схемой, главное - сориентироваться в папке, где она находится. Это снимает неуверенность и страх перед ответом. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства. Внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на проблему, на размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Ученики не чувствуют себя беспомощными. И если в первые часы изучения темы на вопрос следовало молчание класса, то активность ответов постепенно возрастает, растёт устойчивый интерес к предмету. Опорные схемы - помощники учеников, их точка опоры. Опора - первая движущая сила в моём классе. Огромную роль играет коррекционная направленность методов обучения - задания с опорой на несколько анализаторов.
Большое внимание уделяю работе над словом.
На первом этапе работы над словом для каждого ученика были приготовлены карточки со значением слова и его изображением. Ученик должен научиться точно соотносить слово и изображение. 100 слов были разделены на 25 карточек по 4 слова на каждой. Когда ребёнок точно определял условное обозначение слова, ему предлагались следующие карточки.
На втором этапе использовались карточки на умение применить слово. На них были изображены условные схемы предложений и картинка, иллюстрирующая подходящее слово, которое и предлагалось найти ученику. Когда ребёнок овладевал этой конструкцией, начинался третий этап работы со словом.
Третий этап – развитие словарного запаса. На карточке записывается несколько значений одного слова, и ученик должен точно подобрать значение применительно к ситуации. На других карточках детям также предлагаются небольшие кроссворды. Когда обучающиеся работают с кроссвордом, осуществляется анализ и синтез слова.
На четвёртом этапе ученик самостоятельно составляет предложение с подходящим и точным по смыслу.
Также в работе над пониманием значения слова использую игровые физкультминутки, во время которых ребёнок, выполняя упражнения, одновременно усваивает значение слов.
Использую технологию зрительных диктантов Федоренко И.Т.. Обучающиеся легче запоминают то, что ежедневно мелькает у них перед глазами.
На всех этапах работы дети учились видеть и находить орфограмму и проверять её другим словом (за исключением словарных слов).
Такая комплексная работа со словом дала свой результат при написании диктантов; уровень словарного запаса обучающихся существенно расширился.
Являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средством обучения и воспитания в специальных коррекционных классах выступает чтение. Развитие темпа и осознанности чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Это означает, что, дочитав предложение до конца, обучающиеся забывают начало предложения, теряют смысл прочитанного. Много внимания уделяю отработке навыков чтения, работе со словом, как единицей речи. Знакомлю учеников со словарями, где они могут взять информацию о «непонятном» слове, расширить лексическое значение слова, справиться о правописании. Научить детей активно и самостоятельно мыслить можно лишь в условиях активной самостоятельной работы. Использую игру по осознанию прочитанного, которая состоит из билетиков с фразами, заключающих в себе выполнение тех или иных действий. Ученики читают по билетикам действия и бегут их выполнять. Такая работа по чтению и осознанию их смысла предшествует логическому чтению.
Выделяю такие этапы работы над текстом:
1.Самостоятельное чтение.
2.Чтение вместе с учителем.
3.Чтение по цепочке или громким шёпотом.
4.Чтение под метроном в заданном ритме.
5.Чтение стихов под музыку.
6.Жужжащее чтение.
Именно жужжащее чтение развивает артикуляционный аппарат ребёнка. Особое внимание уделяю чёткости прочтения окончания слова.
В коррекционной работе с обучающимися руководствуюсь следующими принципами:
-принцип контактности (установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе «учитель – ученик - класс»);
-принцип принятия (уважение самооценки личности ученика);
-принцип деятельности (вовлечение обучающихся во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера);
-принцип последовательности (усложнение и повышение требований к обучающимся по мере продвижения).
У детей специального коррекционного класса существуют проблемы функционального развития: недостаточный уровень мыслительных операций, слабая память, несформированность мотивационной сферы, низкий тонус познавательной активности, отсутствие эмоционально-волевого напряжения.
Апробированная методика Монтессори направлена на преодоление данных нарушений. Для обеспечения успешности в обучении детей необходимо опираться на посильную, знакомую ребёнку деятельность. При переходе в школу резко обрывается такой вид знакомой деятельности, как игра, начинает страдать сенсорное развитие. Чтобы ребёнку было комфортно, снималась некая тревожность, я ввела тактильное рисование двумя руками. В результате выполнения предлагаемых заданий у детей развиваются и совершенствуются: пространственное представление, зрительное восприятие, зрительный анализ и координация в системе «глаз - рука», «глаз - ухо - руки», фонематический слух и координированные движения кистей и пальцев рук. Совершенно необычно можно проводить гимнастику рук. Ребёнку необходимы те действия и движения, которые способствуют мускульному развитию. Рисунок пальчиками снижает тревожность обучающегося, вносит элемент игры, снижает значимость учителя. Например: во 2 классе по предмету «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» есть тема «Весенние изменения в природе», я дала детям в руки сосульку и попросила, передавая друг другу ответить на вопрос: Какая она? Дети с большим интересом брали её в руки и давали характеристику сосульки: мокрая, холодная, скользкая, сырая и т.д. Опираясь на тактильные ощущения, параллельно шло развитие речи, пополнение опыта обучающегося. А в конце урока дети пальчиками рук рисовали её в тетради. Это и есть метод ритмопедии (включение сенсорных систем).
Арттерапевтический метод психо-коррекционного воздействия - это метод, построенный на использовании искусства как символической деятельности и основанный на стимулировании креативных творческих процессов. Арттерапия представляет собой совокупность психо-коррекционных методик, влияющих на развитие головного мозга и ЦНС.
Тактильное рисование - это дидактическая, предметная игра, обеспечивающая переход к самостоятельной учебной деятельности.
Если сравнить два способа познания мира - с помощью осязания и зрения, то, оказывается, при восприятии сложных малознакомых предметов и целостных ситуаций, процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте всё более приближается к последовательному, поэлементному опознанию, который характерен для осязания. Коррекционная работа с использованием элементов методики Монтессори направлена на развитие органов восприятия, даёт хороший толчок для обучения чтению, письму и математике. Например: при изучении по математике темы «Единицы массы», ученикам в руки даю две одинаковые дощечки, но сделанные из разных сортов дерева. Ученик берёт сначала одну, потом другую дощечку, затем сразу две. Размышляет, почему же по весу они разные? Что может быть причиной разного веса при одинаковом размере.
Математика - сложный предмет для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учу детей твёрдо и правильно оперировать знаками плюс, минус, умножить, разделить, больше, меньше. Практикую задачу с опережающими вопросами, за которыми следует решение. В задачах чётко разделяем условие, вопрос. Главное - правильно и осознанно прочитать условие задачи, научиться думать. С этой целью выделяем в задаче опорные слова, чаще всего это глаголы: было, взяли, продали, купили и т.д. или такие слова - помощники: всего, в каждом, на «?» больше, на «?» меньше, во сколько. Использую приём работы в парах и группах.
Для развития слуховой памяти служит игра в «Молчанку». Она приучает детей сосредотачиваться, быть внимательнее. Дети сидят с закрытыми глазами, а учитель шёпотом произносит имена детей. Кто услышит своё имя встаёт и идёт к учителю. Можно в тишине распознавать, что это за звук (тиканье часов, стук мяча о пол, капание воды и т.д.)
На уроках обучения письму практикую в 1 классе вспомогательные наклонные длинные и короткие линии. Каждому в тетради наношу карандашом линии, в зависимости от буквы, которую мы будем писать. Обучающиеся с удовольствием вписывают буквы в эти линии, придерживаются определённого размера и направления.
Сократить время на усвоения программного материала можно за счёт «матричного» выстраивания урока. Например, новое знание предложить усваивать в процессе выполнения соответствующих физических упражнений, повторение ранее изученного совмещать с проверкой домашнего задания и закреплением материала анализ процесса и результатов деятельности осуществлять во время рефлексии, проводить обобщение урока через осмысление его темы, объявление которой в данном случае становится итогом урока. Здесь и действует метод обучения на пределе трудности в зоне ближайшего развития, т. е. предварительное включение нового сложного материала в ткань урока с постепенной переработкой, с использованием опорных схем. Приведу небольшой пример: после поездки в Лапландский заповедник я оформила стенд с фотографиями и рисунками детей в строгой последовательности событий. На уроке русского языка (развития речи) обучающимся было дано задание - написать сочинение по впечатлениям об экскурсии. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - это одно из трудных заданий, т.к. надо было записать события в хронологической последовательности. При составлении плана дети с опорой на фотографии восстанавливали детали мероприятия. На доске были записаны такие слова, как заповедник, чум, саамы, Лапландия. Дети сами провели словарную работу, объяснив лексическое значение незнакомых слов. Сочинение заканчивалось самооценкой события (рефлексией). При составлении сочинения по впечатлениям все обучающиеся чувствовали себя комфортно, несмотря на трудность поставленной задачи учителем.
Активные ответы на поставленные вопросы достигаются с помощью опорных схем, которые лежат у каждого на парте. Не надо вызубривать правило наизусть, надо уметь его найти и использовать, когда оно потребуется на уроке.
Использование в практике элементов работы «Технологии полного усвоения базовых знаний» американского психолога Б. Блума, помогает мне обеспечивать полное усвоение необходимого учебного материала при рациональной организации учебного процесса.
Технология критериально – ориентированного обучения Б. Блума заключается в том, что, варьируя виды заданий, формы их предъявления, виды помощи учащимся, можно добиваться достижения всеми обучающимися положительных результатов. Индивидуальный подход, применение различных методов и образовательных технологий позволяют каждому ученику осваивать базовый уровень знаний. Просто каждому ребенку требуется свой промежуток времени для усвоения темы, понятия, алгоритма.
Выделяются три уровня усвоения (по Б. Блуму):
1 уровень – знакомство, различие, это деятельность по узнаванию, обучающиеся могут выполнять ее только при повторном восприятии ранее усвоенной информации об объектах, процессах, условиях;
2 уровень – алгоритмический, репродуктивная деятельность, обучающиеся осуществляют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной основе выполнения данного действия;
3 уровень – творческий, применение ранее усвоенных знаний, умений для решения нетипичных задач;
Опираясь на психологические особенности обучающихся класса и результаты проведенных диагностик, в практике работы использую два уровня:
1-й – репродуктивный (точное воспроизведение уже известного);
2-й – продуктивный (переработка известного и создание нового).
Связанные между собой репродуктивная и продуктивная деятельности представляют ступени одного и того же процесса усвоения. По Б.Блуму, ребёнок сначала получает некоторые знания, старается их понять, применить к чему – либо, позже анализировать и синтезировать и оценить полученные знания.
Цель перспективы - увеличить время на усвоение трудных вопросов, тем, разделов программы. Благодаря перспективе каждый ученик использует столько времени, сколько ему необходимо. Перспективная подготовка - попутное включение в урок трудных и наиболее важных вопросов программы. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не бывает лёгких тем. У ученика перед глазами постоянно лежат опорные схемы, комплекты карточек. Они дают возможность после первого введения в тему оперативно проводить на уроке многократное повторение и подводить к обобщению. Когда время подходит для введения новой темы, на её изучение уходит меньше времени, что даёт резерв для обобщения и закрепления знаний. Появляется больше времени для следующей перспективной подготовки.
Практикую работу в парах и в группах. Применяю элементы групповых технологий Дьяченко В.К.и Первина Ю.Н. на уроках и практических работах. Во время групповой работы обучающиеся учатся слушать друг друга, менять свою точку зрения, находить выход из трудной ситуации, организовывать совместную деятельность и работать сообща.
Используемые методы и приемы помогают добиваться на протяжении последних пяти лет обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (2006-2011) положительных устойчивых результатов, о чем свидетельствуют данные ежегодного мониторинга.
Результаты ежегодного мониторинга по предметам обучающихся 2 – 4 класса (2006-2009).
Русский язык
Умения | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||
2006 г. | 2009 г. | 2006 г. | 2009 г. | 2006 г. | 2009 г. | |
Правильно выполнять фонетический разбор | 90% | 15% | 10% | 55% | 0% | 30% |
Правильно каллиграфически списывать текст | 50% | 0% | 50% | 64% | 0% | 36% |
Грамотно писать под диктовку | 60% | 0% | 40% | 64% | 0% | 36% |
Тестовые задания | 100% | 0% | 0% | 36% | 0% | 64% |
Литературное чтение
Учебный год | слог | слог+слово | слово | низкийтемп | Сред темп. | Выс. темп | Понимание прочитанного |
2006-2007 (2 класс) | 50% (10% не читали) | 20% | 20% | 60% | 40% | 0% | 40% |
2007-2008 (3 класс) | 13% | 36% | 51% | 13% | 74% | 13% | 78% |
2008-2009 (4 класс) | 0% | 0% | 100% | 0% | 30% | 70% | 100% |
Математика
Умения | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||
2006 г. | 2009 г. | 2006 г. | 2009 г. | 2006 г. | 2009 г. | |
Решать задачи | 76% | 0% | 24% | 74% | 0% | 26% |
Вычислительные навыки | 60% | 0% | 40% | 63% | 0% | 37% |
Правило порядка действий | 84% | 0% | 16% | 50% | 0% | 50% |
Решать уравнение | 60% | 0% | 40% | 50% | 0% | 50% |
Вычислять периметр(площадь) | 65% | 0% | 35% | 50% | 0% | 50% |
Знать единицы длины, площади, объёма. | 65% | 0% | 35% | 63% | 0% | 37% |
Тестовые задания | 100% | 0% | 0% | 50% | 0% | 50% |
Результаты учебной деятельности за 2006/2009 учебные года
Учебный год | класс | успеваемость | Качество |
2006-2007 | 2 (СКК) | 100% | Безотметочное обучение |
2007-2008 | 3 (СКК) | 100% | 40% |
2008-2009 | 4 (СКК) | 100% | 50% |
Два обучающихся по окончанию школы 1 ступени по результатам обучения из коррекционного класса переведены в общеобразовательный 5 класс.
Уровни усвоения учебной информации по методике Беспалых В.П..(2006/2009)
(% от общего количества обучающихся)
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Творчество | 0% | 10% | 20% | 40% |
применение | 0% | 20% | 40% | 50% |
воспроизведение | 10% | 30% | 50% | 70% |
Узнавание | 40% | 30% | 90% | 100% |
Понимание | 70% | 90% | 100% | 100% |
Проведённая входящая диагностика с целью изучения уровня усвоения знаний системы языка и сформированности умений, связанных с овладением нормами литературного языка (октябрь 2009г.) показала, что в 1 классе на 01.09.09. только 20% обучающихся могли напечатать некоторые буквы алфавита без помощи взрослых. В процессе обучения были достигнуты следующие результаты:
Русский язык
Умения | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||
2009 г. | 2011 г. | 2009 г. | 2011 г. | 2009 г. | 2011 г. | |
Правильно выполнять фонетический разбор | 90% | 15% | 10% | 55% | 0% | 30% |
Правильно каллиграфически списывать текст | 70% | 10% | 30% | 60% | 0% | 30% |
Грамотно писать под диктовку | 100% | 23% | 0% | 54% | 0% | 23% |
Тестовые задания | 100% | 30% | 0% | 55% | 0% | 15% |
В 1 классе на 01.09.09г. - 10% обучающихся знали буквы русского алфавита, 20% могли без ошибок прочитать слова по слогам.
Литературное чтение
Учебный год | Слог | слог+слово | слово | Низкий темп | Сред. Темп | Понимание прочитанного |
2009/2010 | 80% | 20% | 0% | 60% | 40% | 50% |
2010/2011 | 26% | 37% | 37% | 26% | 74% | 78% |
Математика
Умения | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||
2009 г. | 2011 г. | 2009 г. | 2011 г. | 2009 г. | 2011 г. | |
Решать задачи | 75% | 61% | 25% | 39% | 0% | 0% |
Вычислительные навыки | 65% | 12% | 35% | 49% | 0% | 39% |
Правило порядка действий | 80% | 12% | 20% | 49% | 0% | 39% |
Решать уравнение | 65% | 50% | 35% | 50% | 0% | 0% |
Вычислять периметр | 65% | 26% | 35% | 48% | 0% | 26% |
Знать единицы длины | 55% | 13% | 45% | 61% | 0% | 26% |
Тестовые задания | 100% | 22% | 0% | 52% | 0% | 26% |
Уровни усвоения учебной информации по методике Беспалых В.П..(2009-2011)
(% от общего количества обучающихся)
2009 (1кл.) | 2010 (2кл.) 1 полугод. | 2011 (2 кл.) 2 полугод. | |
Творчество | 0% | 10% | 30% |
применение | 0% | 10% | 30% |
воспроизведение | 10% | 30% | 40% |
Узнавание | 40% | 50% | 70% |
Понимание | 30% | 70% | 90% |
Проведённая мониторинговая работа подтверждает целесообразность использования методик, положительно влияющих на обучение младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты учебной деятельности за 2009-2011уч. г.
Учебный год | класс | успеваемость | Качество |
2009-2010 | 1 (СКК)10чел. | 90% (1-выведен в СКШ 8 вида) | безотметочное обучение |
2010-2011 | 2 (СКК)13чел. | 100% | безотметочное обучение |
Результативность профессиональной деятельности за последние 5 лет.
Итоги года | 2006/2007 2 класс | 2007/2008 3 класс | 2008/2009 4 класс | 2009/2010 1 класс | 2010/2011 2 класс |
Русский Язык | 28% | 33% | 37% | 22% | 30% |
Математика | 28% | 40% | 43% | 30% | 30% |
Литературное чтение | 40% | 65% | 71% | 38% | 38% |
ООМ (природоведение) | 40% | 65% | 70% | 38% | 38% |
По результатам диагностики и мониторинга | По результатам диагностики и мониторинга |
3.Внеурочная деятельность учителя.
Сплочением коллектива детей и развитию положительных отношений между обучающимися класса способствует внеурочная деятельность.
Активно сотрудничаем в Детской городской библиотекой, детским экологическим центром, центром детского творчества «Полярис». Ежемесячно посещаем Детскую городскую библиотеку по тематическим занятиям. Все обучающиеся записаны в библиотеку и активно читают книги. Контактируем с Лапландским заповедником, посещаем выставки Краеведческого музея и музея Цветного камня. Систематически проводится работа по презентации кружков и секций по интересам. Занятость обучающихся в кружках и секциях 100%. Ежегодно посещаем расположенную около школы Пожарную часть, где с детьми проводят беседы и инструктажи.
Особенно важна в классе коррекционно-развивающего обучения проектная деятельность. В проектной деятельности реализуются специальные методы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья: метод эмоционального воздействия, т. к. эмоции влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления. Главное отличие этого метода от другой практической работы является самостоятельность учащихся на всех этапах. Именно в проектной деятельности и реализуются такие умения как: исследовательские, социального взаимодействия, информационные, рефлексивные. Проект должен исходить из уровня знаний учеников, от их желания, актуальности результата проекта. Перед собой я ставила такие задачи, как сплочение и объединение детей, расширение кругозора и личного опыта обучающихся. При изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные» нам часто встречалась пара слов: луг – лук. Северные дети могут несколько раз прочитать эти слова и написать их одинаково. Пришла идея создания «Витаминного уголка» в классе. Ученики принесли луковицы, и мы стали выращивать зелёный лук. Было интересно наблюдать, как дети самостоятельно без напоминания меняли воду в банке. Измеряли линейкой рост перьев лука. Наблюдали за ростом корневой системы и мечтали попробовать быстрее лук на вкус. Подбирали загадки про лук, просмотрели мультфильм «Чипполино».
Другой наш проект традиционно проводится после Нового года. С обучающимися класса организую практико-ориентированный проект «Прекрасное рядом», куда вовлекаются и семьи учеников. Работа над выращиванием живого объекта природы в условиях севера никого не оставляет равнодушным. Родители закупают детям всё необходимое для осуществления проекта: землю, дренаж, луковицы цветов или семена (в зависимости от выбора объекта природы). Расскажу о самом необычном проекте. После посещения магазина цветов «Зимний сад» больше всего нам понравились тюльпаны. На экскурсии в теплице нам рассказывали и показывали очень много цветов, но тюльпанов там не был. Ребятами было принято решение самостоятельно вырастить у нас на севере тюльпаны, но для этого надо было узнать о происхождении и выращивании цветка. Все вместе мы добывали информацию об истории происхождения цветка, о его родине, о правилах выгонки тюльпана, о разновидностях и сортах растения. Были посещены теплицы города и магазин «Зимний сад» с целью ознакомления с выращиванием цветов и конечным результатом проекта. На уроке труда каждый сделал своё кашпо для своего цветка. Родители купили детям луковицы тюльпанов, дренаж, землю. С разрешения директора школы в класс провели дневной свет.
Класс был разделён на группы аналитиков, историков, журналистов, садоводов. В ходе работы дети делились своей информацией в виде отчётов, буклетов, презентации, реферата, газеты, тестов. Это был долгосрочный межпредметный проект, который действовал в рамках учебной и внеклассной работы. По окончанию выращивания тюльпанов была проведена итоговая презентация вместе с родителями и обучающимися, где семьи делились своими знаниями и умениями, полученными в ходе проекта. Семьи сочинили небольшие четверостишья про тюльпан.
«Я - тюльпан, я - тюльпан.
Я расту для милых мам
Дети вырастят меня, а потом подарят Вам!»
«Вот цветок на тонкой ножке,
И стоит он на окошке
В классе каждый скажет вам,
Что зовётся он – тюльпан!»
Перед проектом я ставила такие задачи:
1.Сплочение и объединение детей, чтобы каждый мог работать в контакте с другими на интеллектуальном и духовном уровне.
2.Расширить кругозор обучающихся.
3.Задача экологического характера - бережное отношение к природе.
Все эти задачи были решены в ходе проекта.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения детей с ограниченными возможностями здоровья в самостоятельную работу, домашнего быта в области познавательных интересов и находится в зоне ближайшего развития.
Участие детей в мероприятиях
Дата | Мероприятие | форма | Уровень, результативность |
Ноябрь 2006 г. | Неделя Словесности | Конкурс Знатоков | Школьный 3 место грамота Потанина В. Турнов Я. |
Декабрь 2006г | Всемирная неделя в защиту животных «На одной волне с тюленями» | Реферат, рисунки. | Муниципальный Почётная грамота классу |
Март 2007 г. | Неделя Естествознания | Мультимедийная презентация | Школьный Почётная грамота классу |
Май 2007 г. | Конкурс сочинений о Великой Отечественной войне | Сочинения | Школьный Грамоты Марченко О., Потанина В.,Турнов Ян |
Сентябрь 2007г | Конкурс стихов и рисунков о Мончегорске, посвященный 70-летию города. | Стихи и рисунки | Школьный 3 место грамоты Марченко О., Потанина В.,Турнов Ян, Гутник Т., Марашев М.. |
Декабрь 2007 г. | Городская экологическая акция «Поможем птицам» | Конкурс кормушек | Муниципальный Грамоты Исраилов Р. Турнов Ян |
Декабрь 2007 г. | Конкурс на самую оригинальную снежинку | Поделка «Снежинка» | Школьный Грамота Рожкова Ан. Грамота классу |
Январь 2008 г. | Городская экологическая акция «Сохраним леса России» | Поделка – макет | Муниципальный Грамота 2 место |
Февраль 2008 г. | Состязание «Морской бой» | Соревнование | Школьный Диплом классу |
Декабрь 2008 г. | Городская экологическая акция «Поможем птицам» | Кормушки | Муниципальный Грамота классу и учителю грамоты Турнов Ян 3 место Исраилов Р. |
Декабрь 2008 | Смотр отрядных уголков | Оформление отрядного уголка | Школьный 1 место грамота классу |
Декабрь 2008 г. | Городская экологическая акция «Поможем птицам» | Фестиваль плакатов «Берегите ёлочку» | Муниципальный Грамота Петуховой Н. и Петуховой А. |
Март 2008 | Акция «Подари библиотеке книгу» | Благотворительная акция | Школьный Грамота |
Апрель 2008 | Фотоконкурс детского экологического центра «Птицы Севера» | Фото-картина «Снегири» | Муниципальный Участие Исраилов Р.. |
Январь 2009 | Неделя, посвященная Пушкинским чтениям | Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина | Школьный Лауреат Исраилов Р. |
Январь 2009 | Неделя, посвященная Пушкинским чтениям | Конкурс стихов А.С.Пушкина | Школьный Грамота 2 место Марашев М. |
Январь 2009 | Конкурс сочинений «Когда я стану взрослым» | Сочинение в номинации «Мужские профессии» | Школьный Грамота Гутник Т.1 место |
Март 2009 | Конкурс «А ну-ка девочки» | Выступление команды девочек | Школьный 1 место класс |
Апрель 2009 | Декада наук | Устный журнал о русском языке | Школьный Грамота всему классу |
Апрель 2009 | Конкурс почтовой марки | рисунки | Региональный Участие |
Май 2009 | Школьная конференция «Школа - мой дом» | Мультимедийная презентация | Школьный Грамота всему классу |
Ноябрь 2009 | Городская экологическая акция «Сохраним леса России» | изготовление ёлок из подручного материала | Муниципальный грамоты Чугуновой В., Постникова Д.. |
Ноябрь2009 | Конкурс ГКМК «Дорога в завтра» | рисунки | Муниципальный Участие класс |
Декабрь 2009 | Городской конкурс «Мой дом – уютно в нём!» | Рисунки | Муниципальный Участие |
Декабрь 2009 г. | Конкурс рисунков «Арктика глазами детей» | Рисунки | Региональный Участие |
Ноябрь 2010 | Городской конкурс «Мой дом – уютно в нём!» | Рисунки | Муниципальный Участие |
Октябрь 2010 | Неделя естествознания | Поделки на выставку в городскую школу искусств. | Муниципальный Грамота Серов С., Чугунова В.. |
Декабрь 2010г. | Конкурс ГКМК «Дорога в завтра» | Поделка из коробков и рисунки | Муниципальный Участие |
Март 2011г. | Акция «Чистая капелька» | Рисунки на выставку | Муниципальный Участие |
4. Деятельность учителя как классного руководителя.
Цель моей воспитательной деятельности – создание условий адаптации и реализации личности в современной социокультурной среде, воспитание гражданственности и любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей и правосознания, коррекция недостатков семейного воспитания.
Отряд класса «Дружба», классным руководителем которого я являюсь, входит в состав детского объединения «Семь Я», созданного по инициативе учителей начальных классов. Работа отряда соответственно ведется по 7 направлениям:
- Я и семья
- Я и школа
- Я и люди
- Я и Я
- Я и здоровье
- Я и мир
- Я и Отечество
Работа по этим направлениям позволяет решать задачи учебно-познавательного, нравственно-правового, культурно-просветительного, общественно-патриотического и здоровьесберегающего характера.
Мною создана индивидуальная воспитательная программа, рассчитанная на 4 года, основные идеи которой соответствуют интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития каждого ребенка, формированию классного коллектива.
Основные разделы программы входят в состав развернутого плана воспитательной работы, соответствуют его целям и задачам на каждый год начального обучения.
Программа обеспечивает целостность содержания, форм и методов деятельности детей и классного руководителя, поэтапное формирование сплоченного детского коллектива.
На разных этапах реализации программы выбираю соответствующие формы, методы.
Формы
Групповые | Коллективные | Индивидуальные |
Группы творческие, группы по интересам, самоуправление. | Конкурсы, концерты, викторины, КВН, игры, поездки, устные журналы, соревнования, экскурсии. | Беседы, консультации, оказание помощи. |
Методы
Формируют личность | Организуют деятельность | Стимулируют |
Беседы, рассказы, внушения , разъяснения, примеры. | Совет, поручение, приучение. | Одобрение, поощрение, наказание, соревнование. |
Работаю по программе третий год. За это время в классе сложились определенные традиции. Это и КТД, совместные классные праздники с родителями и спортивные походы, дни Именинников по сезонам, концерт ко дню 8 марта.
Оценка результативности программы происходит ежегодно в конце учебного года родителями путем анкетирования, мною в самоанализе воспитательной работы. Психологический микроклимат в классе положительный, уровня тревожности не наблюдается ни у одного ученика (тестирование психолога, наблюдения учителей.
Одной из воспитательных задач классного руководителя является формирование и развитие классного коллектива, коммуникативной культуры младших школьников.
Развитию этих качеств, способствует классное самоуправление. В начале каждого учебного года провожу классное собрание, на котором обсуждается деятельность класса на учебный год, обеспечивается возможность каждому ученику высказывать свое мнение по этому поводу. Принимаются решения голосованием. Выбирается исполнительный орган – совет класса, состоящий из командира и 3 руководителей групп.
Самоуправление формируется путем работы этих групп, состоящих из 4 учеников.
Группы являются движущей силой коллектива, в них проводится работа с каждым учеником с учетом его интересов и наклонностей.
Группы формируются самими учащимися. Если возникает проблема, тактично корректирую состав групп. Как правило, в каждой группе оказывается и хорошист учебы, и организатор труда и порядка, и спортсмен, и эрудит, и организатор досуга.
Состав группы не меняется в течение четверти, потом дети могут переходить из группы в группу по договоренности.
Таким образом, при подготовке к мероприятиям каждая группа берет на себя конкретную обязанность. Командир класса координирует работу, я наблюдаю, даю советы, помогаю.
Командир избирается на весь учебный год, он входит в совет начальной школы.
Ребята в течение учебного года могут побывать в роли руководителя группы, помощником в учебе, организатором спортивных мероприятий, организатором досуга, организатором конкурсов, организатором трудовых дел.
Классное самоуправление | ||||
Собрание класса | Совет класса | |||
Группа «Смелые» | Группа «Ловкие» | Группа «Умелые» |
Совместная деятельность, переживания делают группу настолько сплоченной, что переходы из группы в группу редки.
Традиционно организую в каждом классе родительские собрания «Мир увлечений моей семьи», где присутствуют дети с родителями. Проводятся они с целью ознакомления и сплочения коллектива детей и родителей. Подвожу собрание к какому-нибудь празднику, например « Новый год». Прошу родителей заранее подготовить газету в свободной форме на тему: «Моя семья» или «Когда все дома». Учитель тоже готовит или газету, или презентацию о себе. Накануне анкетирую взрослых и обучающихся по теме: «Чем и с кем я занимаюсь в свободное время» (вопросы на усмотрение учителя).
Ход собрания (в сокращении)
Председатель родительского комитета объявляет тему и повестку собрания.
Повестка дня.
1.Знакомство с миром увлечений семей обучающихся (гиды-сами дети).
2.Семейная копилка интересных дел.
3.Незабываемый Новый год.
На доске представлены две диаграммы по итогам анкетирования: первая - с ответами детей, вторая – с ответами взрослых. Председатель родительского комитета анализирует и сравнивает их между собой. В ходе анализа получается, что большую часть времени дети и взрослые проводят отдельно друг от друга, следовательно, просмотр интересных программ, игра в компьютер и т.д., не заменят нам радости совместного общения.
Цель нашего собрания - лучше познакомиться друг с другом и наполнить семейную копилку интересными совместными делами.
По очереди дети-гиды выходят к своим газетам и в свободной форме рассказывают о мире увлечений своей семьи.
Наступил второй этап нашего собрания. Сегодня узнаем: насколько сплочённы наши семейные команды. Каждой семье раздаётся по три вопроса:
1.Какая фирма является крупным производителем автобусов?
2.Родительская любовь бегранична, и владелец одной из крупнейших фирм назвал именем своей дочери автомобиль?
3.Какая страна выпускает чисто экологические автомобили?
( Можно взять вопросы о сказках-перевёртышах и т.д.).
Вот такие викторины вы можете проводить дома вечерами на семейных праздниках и в часы общения друг с другом.
Физкультминутка - танец вместе со взрослыми.
Третий вопрос: Незабываемый Новый год. Уважаемые родители, дети на уроках трудовой подготовки приготовили вам подарки. Не так хорош Новый год, как его ожидание! Мы ждём, ждут дети. У нас в классе ёлка пожеланий (ёлочка с блестящими открытками-пожеланиями). Каждый ребёнок выходит, снимает свою открытку, читает её и дарит подарок родителям. Вот такую ёлку пожеланий вы можете сделать и дома, можно выполнить ёлку поручений. Последнее задание для самых крепких и дружных семей: сочинить стихотворение по рифме-буриме.
Год - поворот,
сказать - желать,
недуга - друга,
счастья - власти,
любима - неповторима,
дверь - поверь.
Чтение коллективных стихов; приведу один из образцов, сочинённых родителями:
Наступает Новый год - жизни новый поворот.
Не было б недуга - да найти бы друга.
Всем желаем счастья да мудрейшей власти.
Ведь страна наша любима и потому неповторима.
Открывай скорее дверь - Новый год идёт! Поверь!
После такого собрания сердца ваших родителей и учеников будут для вас открыты для сотрудничества и взаимодействия. Рядом с учителем воспитанник должен ощущать себя в безопасности, ничто не должно угрожать здоровью детей. Защита прав человеческого достоинства реализуется через принцип « не навреди», рефлексивно-аналитический подход учителя к процессу и результату.
Для родителей провожу индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания детей. Практикую проводить родительские собрания в виде «Круглого стола», чтобы каждый мог поделиться своими проблемами и опытом. Результативность работы в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнута только при совместных усилиях педагога и родителей.
5.Научно-методическая деятельность учителя
В 2008 – 2009 учебном году, в составе временной творческой группы при подготовке к педсовету «Интеграция образовательного и оздоровительного процессов в школе» выступила по теме «Пути реализации здоровьесберегающих технологий в специальных коррекционных классах». С 2007 по 2009 год в рамках городской инновационной площадки «Здоровьесберегающая деятельность школы» работала над проблемой «Педагогическая поддержка обучающихся специальных коррекционных классов как способ сохранения здоровья»
В 2007 – 2008 учебном году разработала методическое пособие для педагогов школы «Формирование общеучебных умений и навыков в процессе обучения младших школьников с проблемами в развитии»
Являюсь участником педагогического сообщества в сети интернет www.wiki.iteach.ru
Дата | Мероприятие | Форма Публикация | Уровень-результат |
Февраль 2006г. | Журнал «Начальная школа + до и после» № 2, 2006 г. | Урок русского языка во 2 специальном коррекционном классе «Правописание предлогов» | Федеральный |
Февраль 2006г. | Журнал «Начальная школа + до и после» № 2, 2006 г. | Урок русского языка в 4 специальном коррекционном классе «Множественное число имен существительных. Окончание имен существительных во множественном числе» | Федеральный |
Апрель 2006г. | Областная научно-практическая конференция «Содержание и современные формы воспитательной работы в начальной школе» | Выступление «Внеурочная проектная деятельность в специальном коррекционном классе» | Региональный |
Февраль2007г. | Областная научно-практическая конференция «Компетентностный подход в обучении и воспитании как условие преемственности дошкольного и начального образования» | Выступление «Сенсорное развитие ребенка в классе специального коррекционного обучения» | Региональный |
Апрель 2007г. | Семинар «Инновационные формы работы в системе коррекционно-развивающего обучения» | Выступление: «Сенсорное развитие как залог успешного обучения детей с проблемами в развитии» Коррекционное занятие по теме «Весенняя капель» | Муниципальный |
Февраль 2008г. | Городская инновационная площадка «Здоровьесбере-гающая деятельность школы» | Выступление «Педагогическая поддержка слабоуспевающих учеников» | Муниципальный |
Март 2009г. | Городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года - 2009» | Педагогическая концепция «Методы обучения в специальном коррекционном классе» Урок внеклассного чтения «Учитесь делать добро» Мастер-класс « Мир профессий» | Муниципальный, финал, лауреат |
Март 2009г. | Семинар «Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников» | Выступление «Методы обучения младших школьников с особыми общеобразовательными потребностями» | Региональный
|
Сентябрь2009г. | Городской семинар «Приемственность в работе детского сада и начальной школы» | Урок «Буквы Б, б; звуки (б, б) | Муниципальный |
Октябрь 2009 г. | Всероссийская заочная конференция «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья; опыт. проблемы, перспективы» | Статья: «Практико-ориентированный подход к обучению младших школьников в специальном коррекционном классе» Материалы размещены на сайте www/osobyirebenck..ru | Всероссийский |
Ноябрь 2009 г. | Городская инновационная площадка «Здоровьесбеоегающая деятельность школы» | Внеклассное мероприятие « В здоровом теле - здоровый дух» | Муниципальный |
Ноябрь 2010 г. | Региональная научно-практическая конференция «Ребёнок в образовательном пространстве: проблемы, инновации, перспективы» | Выступление «Педагогическая поддержка в рамках взаимодействия учителя с родителями и учащимися с ограниченными возможностями здоровья» Материалы опубликованы в сборнике научно-практической конференции | Региональный ( МГПУ, г. Мурманск) |
В феврале 2009 года входила в состав жюри городского конкурса «Умники и умницы».
06 октября 2010 года была слушателем на областном семинаре – практикуме для учителей начальных классов «Развитие познавательной активности и творческих способностей младших школьников через организацию учебного исследования на уроках» МОУ города Мурманска, гимназия № 6.
07 октября 2010 года была слушателем на областном семинаре для учителей начальных классов «Методико-технологические аспекты преподавания в рамках конкретных учебных дисциплин» МОУ г. Мурманска №10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио классного руководителя
Материал необходимый в портфолио классного руководителя ....
Материал к портфолио классного руководителя.
Материал к разделу портфолио классного руководителя диагностика и мониторинг учащихся класса....
Материал к портфолио классного руководителя.
Материал к разделу портфолио классного руководителя диагностика и мониторинг учащихся класса....
портфолио классного руководителя
Материал может быть использован классными руководителями....
Портфолио классного руководителя
Материал может быть использован для участия в конкурсе "Самый классный классный"...
Портфолио классного руководителя
Этот материал готовился на конкурс "Классный руководитель2012". в материале портфолио:т немного о себе, реализация программы "Планета детства" с 1 по 3 класс. для конкурса ещеиспользовала буклет...
Портфолио классного руководителя.
Ведомость достижений учащихсяВедомость участия в ВРИндивидуальные беседыРасписание уроковСостав родительского комитетаСоциальный паспорт учащихся и родителейСписок классаТабель посещаемости и те...