внеклассное мероприятие
материал (4 класс) по теме
внеклассное мероприятие посвященное 70-летию снятия блокады Ленинграда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
70_letie_snyatiya_blokady_leningrada.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие "Живым и мертвым, тебе, Ленинград,
посвящается"
Цель: - расширять и углублять знания учащихся по истории России;
- способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжёлые годы войны;
- развивать у учащихся чувство патриотизма.
Ход мероприятия:
Слайд 1
Звучит мелодия «С чего начинается Родина». Мальчики играют, читают книги, играют с игрушками, шепчутся (4-6 человек)
Ученик (в центре зала).
Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встаёт
Старый дуб, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
Ну а нам, наверно, вспомнится
Липецкий наш школьный двор.
В лужах первые кораблики,
Со скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Звучит запись "Священная война".
Слайд 2
Мальчики повернулись спиной к зрителям, сняли с себя пиджаки, остались в гимнастерках. Повернулись лицом к выходу.
Чтец 1.
В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Ученик.
Ах, война, что же ты сделала подлая.
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики постарайтесь вернуть назад.
Мальчики ушли со сцены.
Чтец 2.
Война была. Эти пожелтевшие треугольники - доказательство. Это фронтовые письма. Их писал мой прадедушка … моей прабабушке …Когда он ушёл на фронт, его дочь только родилась. Он спрашивал в письме: "Агукает ли моя доченька?" Увидеть дочь ему так и не удалось. Моя прабабушка получила лишь похоронку.
Слайд 3
Ведущий. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой.
На сцене декорации землянки. На столе горит свеча. За столом три солдата. Они зачитывают строки из семейных фронтовых писем.
Слайд 4
Солдат 1 (пишет письмо) на фоне романса «Письмо к матери» (А.Малинин.)
Знаю, в сердце у тебя тревога-
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу.
По которой я ушёл когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди!
Слайд 5
Солдат 2 (разворачивает письмо и читает под музыку «Романс Есенин»)
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром - снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья.
Твой отец.
Слайд 6
Солдат 3 (со свечой под песню «Темная ночь» М.Бернеса.)
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что лесами сокрыта от глаз,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю о вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
Слайд 7
Чтец 1.
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Слайд 8
Чтец 2.
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Раздаются звуки «Воздушная тревога»
Чтец:
Опять война,
Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда Не права!
Чтоб снова
на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Слайд 9
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна.
Ведущий . Ребята, сегодня мы будем говорить о блокадном Ленинграде. Ведь 27 января 2014 года мы отмечаем 70 годовщину снятия блокады Ленинграда.
Начинает звучать музыка «Реквием».
Ведущий на фоне этой музыки.
История знает немало примеров героической обороны городов, но легенды седой старины бледнеют перед несравненной эпопеей стойкости и патриотизма, какой была 900-дневная оборона осаждённого Ленинграда.
Слайд 10
8 сентября 1941 года немцы захватили Петропавловскую крепость, и тем самым перерезали все сухопутные магистрали, связывавшие Ленинград со страной. Оставался только один путь – через Ладожское озеро.
Слайд 11
У стен города шло кровопролитное сражение. 25 сентября продвижение врага было остановлено. Не сумев взять Северную столицу с ходу, немцы решили применить другой план. Гитлер сказал: "Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет».
Началась блокада Ленинграда . Слайд 12
Трудности жители почувствовали уже в октябре . Доставка продовольствия резко сократилась, продукты выдавались по карточкам. В ноябре погас свет, электростанции были в руках врага, отопление не работало , морозы стояли лютые. Постепенно перестала поступать вода.
Гитлер благодарил своих солдат за создание невиданной в истории мира блокады и уверял, что «скоро Ленинград, как спелое яблоко, упадёт к их ногам»
Слайд 13
Музыка остановилась.
Чтец:
Блокадный хлеб. Блокадная вода.
Блокадный путь над вьюгой ледяною.
Какой бессмертье куплено ценою –
Мой город не забудет никогда
Ведущий : Жители Ленинграда умирали так просто: сначала переставали интересоваться чем бы то ни было, потом ложились в постель и больше не вставали.
Звучит трагическая музыка «Арнольд»
Ведущий на фоне этой музыки.
Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда:
Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания.
Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать.
Музыка остановилась.
Чтец.
Ленинград в тисках блокады,
У ворот ликует враг,
Рвутся бомбы и снаряды,
Дует ветер, давит мрак.
От коптилки не согреться.
И ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце
На страницах дневника.
Слайд 14
Ведущий
Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.
Чтец.
«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.
Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Ведущий.
Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года в Шатковском районе Горьковской области от прогрессирующей дистрофии. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.
Слайд 15
Чтец:
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлёбку
Достоинство своё не продадим.
Есть передышка – мы передохнём,
Нет передышки снова будем драться
За город, пожираемый огнём,
За милый мир, за всё, что было в нём,
За милый мир, за всё, что будет в нём,
За город наш испытанный огнём,
За право называться ленинградцем!
Ведущий . Символом стойкости родного города восприняли ленинградцы Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, исполненную 9 августа 1942 года.
Звучит симфония Шостаковича.
Слайд 16
На ее фоне ведущий:
Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры. Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
Немцы позднее вспоминали: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть. Мы то считали, что город мертвый».
Симфония погромче, она звучит еще несколько секунд.
Слайд 17
Чтец.
За залпом залп
Гремит салют
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут..
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы плачут.
Ведущий. 27 января 1944 года советские войска окончательно
разгромили фашистов под Ленинградом и полностью
сняли блокаду, которая длилась 900 дней.
За годы блокады свыше 650 тысяч ленинградцев умерли от голода. . После блокады в Ленинграде осталось около 560 тысяч жителей.
Слайд 18
Указом Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 г. за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися в тяжёлых условиях длительной вражеской блокады, городу-герою Ленинграду, ранее награждённому за эти заслуги орденом Ленина, вручена медаль «Золотая Звезда». Защитникам города была утверждена новая медаль «За оборону Ленинграда»
Звучит мелодия Шумана «Грезы»
Слайд 19
На ее фоне чтец.
Под шелестом
опущенных знамён
лежат бок о бок
дети и солдаты.
На пискарёвских плитах
нет имён,
на пискарёвских плитах
только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит
в земле сырой.
Ведущий: Склоним головы перед величием подвига советского народа. Почтим память всех погибших минутой молчания.
Слайд 20
Минута молчания. Звучит метроном.
На сцену выходят ветеран ВОВ, мужчина военнослужащий, мальчик.
Слайд 21
Звучит минусовка из фильма «Офицеры» «От героев былых времен…»
Мальчик:
Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину, –
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
Ветеран:
Помните, какой ценой завоёвано счастье.
Помните! (все вместе)
Мужчина:
Через века, через года,
Помните! (все вместе)
Ветеран:
О тех, кто уже не придёт никогда –
Помните! (все вместе)
Мужчина:
О тех, кто уже не споёт никогда
Помните! (все вместе)
Мальчик:
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны! (все вместе)
Под минусовку М.Бернеса «Журавли» выходят на сцену три ученика.
Слайд 22
Ведущий с голубем в руках.
Издавна символом мира является голубь. У каждого из нас есть заветное желание. И каждый хочет чтоб оно исполнилось. Вот я хочу, чтоб никогда не было войны. Алина, а что хочешь ты (передаю голубя Алине.)
Алина.
Я хочу, чтобы никогда не умирали дети. (передает голубя Вике)
Вика.
Чтобы все люди были счастливы. (передает голубя Мише.)
Миша
Я хочу чтоб никто и никогда не знал горя.
Ведущий берет голубя и говорит слова.
А теперь я обращаюсь ко всем сидящим в этом зале: загадайте, пожалуйста, ваше заветное желание. Загадали?
Лети наш милый голубь и исполни, пожалуйста, все наши желания. А мы тебе обещаем, что мы будем любить и беречь нашу родину и делать все, чтоб она процветала. (Отпускаю голубя, который появляется на экране с георгиевской ленточкой в клюве)
Слайд 23
На сцене построился хор детей.
Звучит музыкальный фрагмент «Бессмертный Ленинград». Фонограмма песни о Ленинграде из кинофильма "Два бойца". Дети исполняют песню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.
Цели занятия:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.2. Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.
Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...