Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы познаём мир»
рабочая программа (1 класс) на тему
«Мы познаем мир» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету истории, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, социологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.my_poznayom_mir.docx | 63.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мы познаём мир»
Юговой Светланы Васильевны-
учитель начальных классов
д.Уйско-Чебаркульская
2013
ПРОГРАММА
ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Информационная карта
Школа: | МОУ Уйско-Чебаркульская сош |
Объединение: | |
Направление деятельности: | Общекультурная |
Способ освоения содержания образования: | Внеурочная деятельность 1 раз в неделю |
Уровень реализации программы: | 1-4 классы |
Форма реализации программы: | Групповая |
Продолжительность реализации программы: | Четыре года |
Пояснительная записка.
В Концепции модернизации российского образования четко выделены социальные требования к школе, которая «должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Готовность учителя оказать помощь в становлении социальной позиции - важный показатель выражения гуманизма педагога по отношению к школьнику.
Актуальность создания авторской учебной программы «Мы познаем мир» продиктована необходимостью обращения прежде всего к личности учащегося и максимального использования образовательных, развивающих и воспитательных возможностей гуманитарных предметов. В связи с этим хотелось бы отметить особые возможности такого нужного предмета, как история. У римлян была поговорка: «История – наставница жизни». Это очень верное высказывание. Обращаясь к истории, можно найти ответы на многие вопросы, в том числе, связанные с воспитанием и обучением детей. История – это действительность в ее развитии, движении; совокупность наук, изучающих прошлое, и вместе с тем, настоящее человеческого общества. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащемуся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин. В курсе начального обучения истории необходимо сформировать первоначальные представления о связи личного, национального и общечеловеческого. Формируемые начальные знания служат в дальнейшем основой для приобретения более обобщенных и отвлеченных знаний, так и последующего расширения самих знаний.
В ходе разработки программы «Мы познаем мир» были изучены несколько вариантов курса изучения истории для 3-го и 4-го классов, обеспеченных программами, учебниками, пособиями, методическими рекомендациями для учителя. В частности, курс «Введение в историю. 3-4 классы» (авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин; М.: Дрофа); курс «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее. 3-4 классы» (авторы: Н. И. Ворожейкина, Н.Ф.Виноградова; Смоленск: «Ассоциация XXI век»); интегративный курс по истории курса «Окружающий мир» (авторы: Л.В. Занков); курс (авторы Д.Д.Данилов, С.В.Тырин; Образовательная программа: Школа 2100; М.: Баласс) состоит из двух частей – «Мое Отечество» (3 кл.) и «Человек и человечество» (4 кл.). Главная цель всех курсов – пробуждение интереса к предмету истории.
Новизна программы
«Мы познаем мир» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету истории, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, социологии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка. Программа рассчитана на 4 года (1-4 классы).
Цель программы
достижение оптимального общего развития каждого школьника через развитие способности устанавливать межпредметные связи, связи между близкими науками и областями жизни и умение видеть взаимосвязь между далекими, а также через социализацию. Формировать позитивные черты личности младшего школьника, которые соответствуют требованиям современной экономической, политической, религиозной, социальной, нравственной, культурной обстановке в стране.
Задачи программы:
- дать представление о истории возникновения имен и фамилий; помочь изучить свою родословную; показать, что история страны пишется через историю семьи, а семья – частичка общества;
- дать представление об истории, историческом времени и пространстве, исторических источниках; погрузить детей в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные исторические эпохи, описание памятников архитектуры, рассказы о конкретных событиях и их участниках;
- формировать системные знания о природе страны, родного края; о экологических проблемах страны и мира; о версиях становления человека; формировать ценностное отношение к природе, как основы существования человека и развития общества в целом;
- познакомить с правилами безопасного поведения дома, в школе, на улице;
- способствовать общему культурному росту личности;
- создать условия для адаптации ребенка к определенным образцам поведения; изменения поведения детей в соответствии со школьными и общественными нормами;
- научить адекватной оценке результатов своей деятельности; снять психологическое и социальное напряжение;
- формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
- развивать кругозор, эрудицию, логическое мышление, последовательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать; гибкость ума, его практичность и активность;
- воспитание позитивных черт характера: стремление к прогрессу, личностному росту, самостоятельность, уважение к многовековому созидательному труду людей;
- воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.
Обучение курса «Мои первые уроки истории» следует начинать с 1 класса. Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующего подхода в обучении, через междисциплинарный подход, который является основой интеграции. Именно интеграция способствует глубокому усвоению знаний, широкому взгляду на предмет, позволяет мыслить целостно.
В 1 классе учащиеся учатся видеть историю вокруг себя, изучают историю своей семьи и школы, учатся осознавать свою статусную роль – «я – сын (дочь)», «я- ученик», «я – девочка (мальчик)», «я – русский (татарин и т.д.)».
Во 2 классе учащиеся вводятся в мир истории через вещественно – материальную среду (жилище, деньги, одежда, книги и т.д.) Учатся осознавать свою социальную роль «я – друг»,; понимать, что каждый из них является членом общества; знакомятся с памятниками культуры и традициями, с элементарными социальными нормами общества.
В 3 классе знакомятся с эволюцией всего живого на земле, в том числе и человека. Дети учатся понимать, что человек – часть природы, природа- наш общий «дом»; учатся ценить себя, других людей, природу и окружающий мир в целом. Осмысливают значимость природы для собственной жизни и счастья, радости общения с ней и открытия нового, ощущения ее красоты и сохранения своего здоровья, проблему ответственности за жизнь в гармонии с природой.
В 4 классе учащиеся знакомятся с важнейшими событиями и личностями истории Отечества, формируются представления о современной России и ее соседях, раскрываются проблемы человека и общества в целом. Формируется гражданская позиция личности, статусная роль «я – гражданин».
1 класс – 20 часов
2класс – 25 часов
3 класс – 25 часов
4 класс – 25 часов
Предполагается творческое использование программы учителем: он сам, с учетом времени, уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Также программа может быть представлена интегрированными курсами уроков и дополнительного материала на внеклассных занятиях. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всем блокам. Поэтому программа «Мы познаем мир» предполагает реализацию во время систематических кружковых занятий.
Основными организационными формами являются: урок – викторина, урок – путешествие, урок – исследование, урок – дискуссия, урок – сказка, компьютерные презентации и т. д.
Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д. Учитель проводит тестирования и анкетирования с целью закрепления изученного материала и подготовки к изучению нового.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- свою родословную, все о своей семье;
- правила безопасного поведения дома и в общественных местах;
- нормы этики и морали;
- научную, религиозную и эволюционную версии возникновения и развития жизни на Земле;
- современные экологические проблемы;
- важнейшие исторические события, культурные и исторические памятники, выдающихся деятелей страны.
Должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- ориентироваться в важнейших исторических событиях, потребностях современного мира;
- работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
- пользоваться коммуникативными умениями;
- осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;
- различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;
- адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.
В результате реализации программы «Мы познаем мир» планируются следующие результаты:
- создать основу дальнейшего изучения курса истории;
- помощь в осознании себя, своих возможностей;
- развитие интереса к человеку, к общению, к миру;
- развитие познавательных интересов, творческих способностей; позитивных черт личности, соответствующих требованиям современной жизни.
Тематическое планирование.
1 класс.
№ | Тема | Содержание занятий | Методы обучения. Практические задания. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1-2 | Что такое школа. | Почему учатся в школе. Почему каждый человек должен учиться. Чему учат в школе. | Викторина «Умники и умницы». Ролевая игра «Школа». |
3 | Как, когда и почему возникли школы. | Первые школы. Чем они отличались от современных. | Проигрывание сценки «Школа прошлого». |
4-5 | Учебные принадлежности. От пера и до компьютера. | Чем и как писали в прошлом. | Рисование на тему «Школа будущего». |
6-8 | История нашей школы. | История школы, в которой учатся дети. Гордость школы. | Экскурсия в прежнее здание школы. Рассматривание фотографий открытия новой школы. Встреча с бывшими выпускниками. |
9-10 | Школа, в которой я учусь. | Знакомство со школой: кабинеты, библиотека, спортивный зал и др. Правила поведения в школе. Права и обязанности школьника. | Экскурсия по школе. Конкурс рисунков по теме. |
11-12 | Я и мир знаний. | В результате занятия дети должны сделать вывод, что человек должен стать грамотным, получить профессию, продолжать учиться всю жизнь. | Игра «Всезнайка» (решение занимательных задач, кроссвордов и т.д.) |
13-15 | Моя родословная. | Понятие «родословная», «генеалогия», «история». Необходимость изучения истории своей семьи, предков. | Рассматривание семейных фотографий. Составление «генеалогического древа» своей семьи. |
16-17 | «Лента времени» моей жизни. | Понятия «лента времени», «поколение». Простейшие единицы измерения времени. | Построить « ленту времени» моей жизни (с родителями). |
18 | Что в имени тебе моем? История происхождения имен. | Знакомство с многообразием имен. Что влияет на выбор имени. Национальные имена. Значения имен. | Игра «Семь моих имен». Поисковое задание: найти историю своего имени. |
19-22 | Фамилия моей семьи. Мой папа. Мое отчество. | Представления детей о своей фамилии, отчестве, своем папе. Подвести детей к необходимости знать все о своих родителях, предках. | Составление рассказа о папе (маме) по плану. Написать письмо папе (маме). |
23-24 | Профессии моих родителей. Моя мечта. | Что такое профессия? Рассказывание о профессиях родителей и родственников. Знакомство с разнообразием профессий. Представление о будущей профессии. | Практическое задание: составить альбом «Профессии моей семьи» (с родителями). Конкурс рисунков «Кем я буду?» |
25 | Традиции моей семьи. | Понятие «традиция». Виды традиций: семейные, школьные, классные, праздничные, оздоровительные, государственные. Выяснить традиции семей школьников. | Ежедневное выполнение оздоровительных мероприятий (режим дня, умывание и т.д.) |
26 | Семейные хобби. | Понятие «хобби». Разнообразие семейных увлечений. Воспитание любви к членам семьи. | Сочинение стихов «Папа, мама, я – дружная семья» (с родителями). |
27 | Семейная гордость. | Каждая семья уникальна. Каждой семье есть чем гордиться. Как представляют дети понятие «гордость семьи». Многозначность этого понятия. Воспитание гордости за своих близких и страну. | Конкурс проектов «Семейная гордость» (с родителями). Встреча с ветераном войны ( одним из родственников учеников). |
28 | Самый счастливый день в моей семье. | Что такое «счастье». Многозначность понятия. Дети должны сделать вывод: быть рядом с близкими людьми - это и есть счастье. | Конкурс рисунков по теме. |
29 | Фамильный герб. Фамильный девиз. | Понятия «герб», «девиз». Знакомство с историей возникновения герба. Нацеливание на создание герба и девиза своей семьи. | Составление герба и девиза своей семьи ( с родителями). |
30 | Мой характер, мои привычки. | Понятие «характер». Разнообразие характеров. Правила общения. Что такое привычки. Полезные и вредные привычки. | Анкеты «Мои привычки», «Легко ли со мной общаться?». Составление списка «Привычки, от которых я избавлюсь» |
31 | Правила поведения в семье. Моя семья – прошлое, настоящее, будущее. | Помощь родителям, обязанности по дому. Чем я огорчаю своих родителей. Правила поведения в семье: приветливость, сочувствие, доброжелательность, гостеприимность и т.д. | Ролевая игра «Семья». Составление проекта в виде рассказа «Моя семья в будущем». |
32 | Семья и школа. | Дети должны понять, что семья и школа теперь для него одинаково важны. Семья переживает за него, и он не должен огорчать близких. | Составление плана мероприятий, в которых хотели бы принять участие родители. |
33 | Обобщение. Мои впечатления. | Обобщающий урок. Что узнали нового. Что понравилось. Что не понравилось. | Итоговое тестирование. |
2 класс.
№ | Тема | Содержание занятий | Методы обучения. Практические задания. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1-2 | Мои друзья. | С кем ты дружишь. Почему? Понятия «друг», «враг», «товарищ», «знак». | Конкурс рисунков «Мои друзья». |
3-4 | Человек без друзей, что дерево без корней. | Почему ты можешь поссориться с другом. Работа с пословицами о дружбе. Нацеливание детей на мысль – для чего нужны друзья? | Проигрывание, анализ коммуникативных ситуаций. |
5 | Друзья познаются в беде. История моей дружбы…(анализ ситуаций). | В чем ценность дружбы. С кем бы вы хотели дружить, а с кем нет. Почему? Кого можно назвать настоящим другом. Совместный вывод. | Обсуждение отрывков из художественных произведений, мультфильмов, из жизни детей. |
6. | Основные правила дружбы. Мои друзья – прошлое, настоящее, будущее. | Помочь увидеть свои недостатки и положительные моменты при общении с ровесниками. Мнения детей о том, существуют ли правила дружбы, нужны ли они (примеры). | Групповой проект «10 заповедей дружбы». |
7 | Книга – источник знаний. История появления книги. | Знакомство с историей появления книги. Различные жанры произведений. Кто принимает участие в создание книги. Знакомство с классной библиотекой. Домашняя библиотека. | Работа в группах: изготовление «Книжки – малышки» для самых маленьких. Экскурсия в школьную библиотеку. |
8-9 | Мой любимый вид спорта и его история. | Значения спорта для жизни и здоровья. Виды спорта. Любимый вид спорта , почему. | По готовым мини-рефератам подготовить пересказ об истории понравившегося вида спорта. Придумать подвижную игру для прогулки на спортивной площадке. |
10-11 | Как появились театр, кино, музыка. | Первые музыкальные инструменты. Знакомство с созданием театра, появлением первого кино. Известные современные музыкальные инструменты, композиторы. Знакомство с современным театром на примере Московского детского музыкального театра и художниками на примере И. Левитана. | Подготовить сообщение о каком- либо художнике, актере, музыканте (энциклопедия «Все обо всех»). |
12-13 | Мы – туристы. Страна (город), которые меня покорили, их история. | Любите ли вы путешествовать? Как? Понятие «турист». Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? Почему? Что вы уже знаете о интересующей вас стране? Поиск ее на карте мира. | Из любого источника найти историю страны, которая интересна и подготовить краткое сообщение о ней (в группах). |
14 | Компьютер – мир увлечений и его предки. | Какими были первые печатные машинки. Что такое компьютер. Интернет. Составные части компьютера, их предназначение. Компьютер – не только средство увлечений, но и работы. Дети должны понять, что развлечения могут быть самыми разнообразными, лишь бы они не приносили вреда самому и другим людям. | Найти в Интернете (можно с родителями) значение понятия «хобби» и его некоторые виды. |
15 | Основные правила увлечением хобби. | Мнения друг друга об этом вопросе. Составление правил увлечением хобби (общие и индивидуальные). | Конкурс рисунков «Мое хобби». |
16-17 | Виды профессий. Как они появлялись и развивались. | Виды профессий. На примере 3-5 поразмышлять о том, почему эта профессия появилась и как. В разные времена распространены разные профессии в зависимости от требований жизни, но есть профессии, которые нужны всегда: учитель, врач и т. д. | Игра «Профессии» по типу «Города». Ролевые игры «В магазин», «В школу», «В больницу». |
18-19 | Кем быть? | Кем бы ты хотел стать. Почему? Как ты представляешь свою будущую профессию. | Чтение стихотворения «Кем быть?» Конкурс рисунков по теме. |
20 | Первое жилище человека. | Представления о первом жилище человека. Изба. Отличие домов богатых и бедных, разных народов. Провести сравнение с современными домами. | Видеофильм по теме. |
21 | История стола и стула. | Знакомство с первыми предметами быта. | Анкетирование по изученным темам. |
22-23 | История одежды. | Первая одежда (от шкуры животных до современной одежды) .Национальные костюмы. | Конкурс рисунков «Национальные костюмы родного края». |
24 | История денег. | Деньги и их предназначение. Сколько их должно быть. (размышления детей) История денег. Современные деньги. | Создание альбома «Деньги в разные времена» (работа с классом). |
25 | Современный мир вещей. Правила поведения дома. | Название и назначение, польза и вред различных современных бытовых приборов современного дома. Правила обращения с ними. | Составить «Кодекс правил поведения дома». |
26 | Дом, в котором я живу- прошлое, настоящее, будущее. | Провести аналогию между жилищем в древние времена и до наших дней (положительные и отрицательные стороны, устранение недостатков). | Игра «Я буду архитектором, пусть меня научат». |
27. | Что такое общество. Кто и когда придумал правила общения? | Все ли живые существа общаются. Понятие «общение». С какими людьми вы бы хотели общаться? Почему? Что нравиться и не нравиться в своем общении? Что такое общество? Почему придумали правила общения? | Составить «Кодекс правил общения». |
28-29 | Виды общения: правила общения в транспорте, в театре, в гостях и т.д. | Разграничение правил общения в зависимости от общественного места. Выделить общие правила для всех и всегда. Разделить категории: добро – зло, милосердие – равнодушие и т.д. (на примере рассказов В. Осеевой). | Ролевые игры «Правила вежливости» (в библиотеке, в театре и т.д.) |
30 | Незнакомец во дворе и на улице. | Какие бывают незнакомцы. Правила поведения с ними. | Конкурс рисунков «Осторожно, незнакомец!» |
31 | Бугульма – город счастливой судьбы. | Представления о своем городе: название, местонахождение, достопримечательности, природа, люди. Краткая история города. | Конкурс рисунков по теме. |
32 | По улицам любимого города… | История названий улиц города. | Экскурсия по городу. |
33 | Мой город – прошлое, настоящее, будущее. | Аналогия между прошлым, настоящим и будущим города. Обозначить проблемы города, пути их разрешения. | Составить рассказ «Челябинск – город будущего». |
34 | Обобщение. Мои впечатления. | Впечатления о том, что узнали нового и что хотели бы узнать. | Тест по изученным темам. |
3 класс.
№ | Тема | Содержание занятий | Методы обучения. Практические задания. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1-3 | Земля и космос. | Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года. Понятие «астрономия». Существует ли жизнь в космосе. Легенды о созвездиях. | Сочинение сказки «Фантастические приключения инопланетян на Земле». |
4-5 | Наша Земля на глобусе и карте полушарий. | Знакомство с глобусом. Земля – шар. Сравнение глобуса и карты полушарий. Что можно найти на глобусе и карте полушарий. Великие кругосветные путешествия. | Практическая работа с глобусом и картой полушарий. Сравнение их с географической картой. |
6-7 | Когда не было жизни на Земле. | Что представляла собой Земля до появления на ней жизни. | Найти сведения о различных версиях появления жизни на Земле. |
8-9 | Как и когда появилась жизнь на Земле (религиозная версия). | Религиозные версии (библейские сказания), мифы о сотворении жизни. | Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы. |
10-11 | Как и когда появилась жизнь на Земле (научная версия). | Научные представления о возникновении жизни на Земле. | Дискуссия по вопросу. Устное сочинение – размышление «Нужна ли жизнь на Земле». |
12-13 | Предки «человека разумного». | Наши предки – шимпанзе и горилла. Родословная человека исчисляется 44 млн. лет. Место обитания человекообразных обезьян. Прямохождение. Внешний вид, облик, занятия первых людей. | Конкурс рисунков «Первые люди и природа». |
14 | Отличие человека от животных. | Главные отличия человека от животных ( прямохождение, сознание, рука, орудийная деятельность). | Тест по изученным темам. |
15-16 | Человек – часть природы. | Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня. Первая рыбная ловля. Первое жилище. Приручение животных. Первые законы. На примере жизни древних людей подвести к выводу, что человек неразрывно связан с природой. Значение природы в жизни современного человека. Взаимосвязь компонентов природы. Повторение правил здорового образа жизни. | Устное сочинение – рассуждение «Назначение человека на Земле». |
17 | Вода. | Вода в природе. Свойства, состояния воды. Круговорот воды в природе. Вода в жизни животных, растений, человека. Экономия воды. Загрязнение водоемов. Вода и наше здоровье. | Практическая работа: изучение свойств воды. Сочинение сказки «Путешествие капельки». |
18 | Первые черви. Первые рыбы. | Урок построен из сообщений детей по теме. | Работа в группах. |
19-20 | Оставшиеся в море. | Знакомство с известными видами рыб и других подводных обитателей, в том числе тех, кто занесен в Красную Книгу. Отличительные черты рыб и морских обитателей. Способы передвижения. Питание. | Составление кроссворда по теме. |
21 | Воздух. | Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. Распространение семян ветром. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье. | Составление рассказа «Что бы ты сделал для поддержания чистоты воздуха в твоем городе». |
22. | Первые птицы. | Знакомство с первыми птицами. Сходство и различие с современными. | Конкурс рисунков по теме. |
23-24 | Современные летающие животные (птицы, насекомые). | Представители птиц, насекомых. Их питание, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения. Исчезающие виды птиц. Значение птиц, насекомых в природе, для жизни человека. | Экологическая викторина по теме. Экскурсия на природу: наблюдение за птицами, их подкормка. |
25 | Солнце. Почва. Камни, песок, глина. | Солнце – источник света и тепла. Роль света в жизни животных, растений, человека. Легенды о солнце. Солнце и наше здоровье. Свойства песка, глины. Разнообразие камней. Почва – верхний слой земли. Значение почвы для всего живого. Необходимость охраны почвы. | Подготовить сообщение «Сравнительный анализ использования неживой природы древним человеком и современными людьми». |
26 | Динозавры и другие предки современных зверей. | В ходе занятия дети должны получить представление о первых животных, определить их сходство и различие с современными животными. | Работа в группах: составление альбома «Виды динозавров». |
27 | Оставшиеся на суше. | Разнообразие животного мира. Представители зверей. Питание животных, места обитания, сезонные изменения. Размножение на примере 1-2 видов обитателей края. Разнообразие растений в природе. Деревья, кустарники, травы – их признаки. Понятие о декоративных, культурных, лекарственных, комнатных, ядовитых растениях. Исчезающие виды. Связь растений, животных и человека. | Составление проекта «Животный мир родного края», «Растительность родного края». |
28 | Причины вымирания живого на Земле – вчера и сегодня. | Определение причин исчезновения многих растений и животных прошлого. Суть понятия «борьба за выживание». Определение причин исчезновения современных живых организмов. Выводы (сходство и различие этих причин). | Составление проекта «Книга жалоб». Конкурс рисунков «Береги лес!» |
29-30 | Экология. Проблемы Земли – наши проблемы. | Понятие «экология». Экологические проблемы планеты, страны, города. Участие человека в охране природы. Здоровый образ жизни. | Групповая работа: составить «Кодекс сохранения здоровья нашей планеты Земля» и «Кодекс сохранения моего здоровья». |
31-32 | Что такое краеведческий музей? | Понятие «краеведение». Изучение экспонатов исчезнувших живых организмов. | Экскурсия в краеведческий музей. Конкурс рисунков по теме. |
33-34 | Обобщающий урок. Мои впечатления. | Ученики делают главные выводы для себя о значении природы в жизни планеты и в жизни каждого человека, делятся впечатлениями. | Составление тестов для проверки знаний друг друга. Викторина «Знатоки природы». |
4 класс.
№ | Тема | Содержание занятий | Методы обучения. Практические задания. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1-2 | Историческое время. Историческая карта. Кто нам помогает изучать историю. | Понятия: календарь, час, день, неделя, месяц, год, настоящее и будущее время. Историческое время. «Лента времени». Римские и арабские цифры при счете времени. Наша эра, до нашей эры. Что такое археология. Как работают археологи. Исторические источники (письменные, вещественные, устное народное творчество). | Практическая работа: 1) соотнести год с веком; 2) сравнить свою «ленту времени» с «лентой времени» истории. |
3-4 | Люди, жившие по берегам рек. Языческие верования славян. Древний Киев. | Жизнь, быт, занятия восточных славян. Славянские праздники. Языческие боги восточных славян. Описание древнерусского города. Занятия жителей древнерусских городов. | Практическая работа с исторической картой: найти границы Киевской Руси, ее соседей. Аппликация «Древнерусский город». |
4-5 | Крещение Руси. Христианство. Древняя Москва. | Иисус Христос. Причины и последствия крещения Руси. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Краткие сведения о Древней Москве: облик города, занятия жителей. | Практическая работа с исторической картой: найти границы Древней Москвы, ее соседей. Составить кроссворд по теме. |
6 | Монголо – татарское иго. | Понятие «монголо – татарское иго». Земли, находящиеся под игом. Слабость Руси в XIII веке. Мужество русских воинов. | Практическая работа с исторической картой: найти границы русских земель под игом. |
7 | Александр Невский. | Кто такие крестоносцы. Почему Александра прозвали Невский. Ход Невской битвы и Ледового побоища. Их значение в истории. | Составить сравнительную таблицу «Построение войск на Чудском озере» Найти сведения о Дмитрии Донском. |
8 | Дмитрий Донской. На поле Куликовом. | Урок построен по сообщениям детей ( рассказывание о Дмитрии Донском, работа с картой: место сражения, ход, итоги). | Компьютерная презентация по теме. |
9-10 | Иван III и Иван IV. | Роль князя Ивана III в освобождении княжеств от монголо – татарского ига. Иван Грозный . Укрепление и расширение русского государства. Москва – столица России. | Тест по изученным темам. |
11 | Минин и Пожарский. | Великая смута. Формирование ополчения. Борьба у стен Кремля. Народная память. | Коллективное рисование фильма по теме. |
12 | Царь, бояре, помещики. | Дать представление о царе, боярах, помещиках, крестьянах по плану ( жизнь, быт, деятельность). | Составление кроссворда по теме. |
13 | Необычный царь и его реформы. | Петр I и значение его деятельности в истории России. Раскрытие понятия «окно в Европу». Основание Санкт – Петербурга. | Видеофильм по теме. |
14 | Война 1812 года. Бородинское сражение. Кутузов и Наполеон. | Краткое описание причин и хода войны. Главные личности этой войны. Сожжение Москвы. Героизм русских воинов. | Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино». |
15-16 | Отмена крепостного права. | Понятие «крепостное право». Причины отмены крепостного права. Положение крестьян после реформы. Значение реформы для будущего России. | Исторический диктант. |
17-18 | Последний царь. | Что представляла собой Россия в период правления Николая II (экономика, наука, техника и т. д.) Судьба Николая II и его семьи. | Составление кроссворда по теме. |
19-21 | Россия в 1917 – 1940 гг. | Понятия «революция», «переворот». Октябрьский переворот. Отречение Николая II от престола. В.И.Ленин, образование СССР. И. Сталин. Развитие СССР в довоенные годы. | Составление кроссворда по теме. |
22-23 | Начало ВОВ 1941 – 1945 гг. Битва за Москву. | 22 июня 1941 г. Причины войны. Гитлер и его план «Барбаросса». Вся жизнь страны переведена на военный лад. Первое поражение немцев. | Видеофильм по теме. |
24 | Блокада Ленинграда. Великие битвы. | Что такое блокада? Жизнь людей в период блокады. Сталинградская битва. Сражение под Прохоровкой. Битва за Берлин. Героизм советских людей (на фронте и в тылу). | Составление фотоальбома «Сталинградская битва». |
25 | Маршал Жуков. Победа 1945 г. Итоги войны. | Личность маршала Жукова и его роль в победе над фашистами. Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Встреча победы. Итоги войны. | Составление фотоальбома «Города – герои». |
26 | СССР во второй половине XX века. Распад СССР. Россия в 90-е годы. | Мирный труд людей. Строительство городов. Развитие страны: полет в космос, строительство АЭС, ГЭС и другие достижения). Причины распада СССР. Курс на развитие демократии. «Сложные 90-е». | Составление проекта «Космонавтика – сказка, реальность, мечта». |
27-28 | Символика РФ. Законы России. | Что такое Конституция. Значение символики РФ. (герб, флаг, гимн). | Конкурс рисунков по теме. |
29 | Человек, семья, общество. Проблемы нашего общества. | Количество стран в мире, народностей. Мир, покой и согласие между людьми и государствами. Родина человека – одна. Проследить цепочку: человек – семья – общество. Характерные проблемы современного общества, пути их искоренения. Понятие –«гражданин». Права и обязанности граждан России. | Видеофильм по теме. |
30 | Современная карта Родины и мира. Россия и ее соседи. | Местонахождение современной территории России и ее соседей. Условные обозначения на карте. | Практическая работа с картой: РФ, ее соседи; РТ, соседи. Условные обозначения. |
31 | Родной край – Родина моя. | Значение символики РФ. (герб, флаг, гимн). Народы РТ. Традиции. Обобщение полученных знаний. | Составление проекта по теме. |
32 | Выдающиеся личности РТ. | Жизнь, быт, героизм Я. Гашека и других известных личностей РТ. | Экскурсия в музей Я.Гашека. (интернет) |
33 | Россия – Родина моя. | Обобщение полученных знаний, умений, социального опыта. | Составление проекта по теме. |
34 | Обобщение. Мои впечатления. Что изучает история? | Итоги. Впечатления. Выводы: дети – полноправные граждане страны. Дети – будущее страны. Права и обязанности детей. Главные ценности человека. | Написать сочинение – рассуждение «Что изучает история? Место человека в истории». |
К концу 1- го года обучения учащиеся должны знать:
- свою родословную;
- историю своей жизни;
- профессии своих родителей;
- историю возникновения своего имени и своей фамилии;
- увлечения и традиции своей семьи;
- правила поведения в семье;
- правила поведения в школе;
- историю возникновения школ;
- историю своей школы;
- для чего необходимо учиться;
- права и обязанности школьника;
иметь представление о понятиях:
- история;
- абак, перо, пергамент;
- родословная, род, родственник ;
- поколение, предки, семья, потомок;
- генеалогия;
- традиция;
- характер;
- привычка;
- лента времени;
- фамилия, отчество;
- герб, геральдика, девиз;
- счастье;
- гостеприимство;
- хобби;
- обязанность, право;
- профессия;
- тезки;
а также уметь:
- составлять «генеалогическое древо» своей семьи;
- различать виды профессий, ориентироваться в них;
- подчинять свое поведение семейным и школьным нормам;
- умело пользоваться своими семейными и школьными правами и обязанностями;
- взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса (учителями, работниками школы, одноклассниками).
К концу 2- го года обучения учащиеся должны знать:
- правила общения с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми;
- правила поведения дома, в общественных местах и на улице;
- историю возникновения книги;
- жанры художественных произведений;
- работу по созданию книги;
- историю возникновения некоторых видов спорта;
- стратегию ведения здорового образа жизни;
- историю появления театра, кино, музыки;
- краткую историю некоторых стран (2-3);
- предназначение компьютера, название его составных частей;
- виды профессий, их значение и предысторию;
- историю некоторых вещей (стол, стул и т.д.);
- историю родного города, его достопримечательности;
- некоторых известных художников (3-4), композиторов (3-4), и других известных личностей;
- элементарные эстетические и этические понятия;
иметь представление о понятиях:
- друг – враг, добро – зло, любовь – ненависть и др.;
- летопись, летописец, Красная буква;
- типография, издатель, издательство;
- писатель, поэт;
- художник, холст, кисть, «писать картину»;
- композитор;
- гример, костюмер, режиссер, актер, сценарист;
- театр;
- турист;
- физическая, географическая карта мира;
- общество;
- село, поселок, город, мегаполис;
- область, республика, область;
- изба, юрта, крепость;
а также уметь:
- пользоваться правилами общения;
- пользоваться правилами поведения дома и в общественных местах;
- ориентироваться в различных жанрах книг, работать с книгой;
- ориентироваться в различных видах спорта;
- пользоваться стратегией здорового образа жизни;
- ориентироваться в различных культурных памятниках;
- работать с географической картой;
- ориентироваться в мире профессий;
- работать с энциклопедией, компьютером;
- работать в группе и самостоятельно;
- составлять простейшие проекты;
- поставить себя на место другого;
- соблюдать культуру общения в диалоге.
К концу 3- го года обучения учащиеся должны знать:
- научную и религиозную версии возникновения жизни на Земле;
- предков «человека разумного»;
- отличия человека от животного; эволюцию человека (кратко);
- название некоторых предков человека;
- представления о космическом пространстве, его влиянии на планету Земля;
- особенности живой и неживой природы, их роль в жизни человека;
- экологические проблемы планеты, страны, города; их влияние на жизнь человека;
- правила здорового образа жизни;
иметь представление о понятиях:
- «человек разумный»;
- эволюция;
- наука, религия, миф;
- молекула, атом;
- глобус, физическая карта полушарий;
- экватор, полюс, меридиан, ось Земли;
- климат;
- экология, эколог;
- Красная Книга;
- астрономия, планеты;
- материк, суша, океан;
- вулкан, землетрясение, цунами, ураган, смерч и др.;
- земноводные, моллюски, рептилии;
- крипточерви, крипторептилии, криптоптицы, криптозвери;
- креведение;
а также уметь:
- работать с глобусом и физической картой полушарий;
- работать со словарем;
- самостоятельно готовить сообщение по теме;
- уважать и ценить прошлое человечества;
- ориентироваться в современном животном и растительном мире;
- ориентироваться в доступных научных и обществоведческих понятиях;
- оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями;
- экологически грамотно вести себя на природе;
- экономно относиться к природным ресурсам;
- принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;
- видеть красоту природы при разных условиях;
- пользоваться стратегией здорового образа жизни;
- высказывать свою точку зрения;
- выделять главное, обобщать;
- фиксировать наблюдения, осознавать события;
- осознавать себя частью природы;
- осознавать ежедневную ответственность за будущее планеты, родной природы, а значит за свое будущее и будущее своих близких людей.
К концу 4- го года обучения учащиеся должны знать:
- наиболее важные и значимые исторические события страны;
- выдающихся исторических личностей;
- основной закон страны;
- народы, населяющие Россию (3-4),республику (3-4);
- государственную символику России и РТ;
- государственные праздники РФ и РТ;
- права ребенка;
- эстетические и этические понятия;
- нормы морали общества;
- особенности и проблемы современного мира, страны, края, города;
- основные исторические источники;
- исторические и культурные памятники РФ и РТ (3-4);
- гражданские права и обязанности;
- природные богатства страны;
иметь представление о понятиях:
- историческая карта, масштаб;
- археология;
- единицы времени ( год, век, тысячелетие, эра);
- «лента времени»;
- язычество;
- славяне;
- крещение, христианство, Библия;
- мусульманство, Каран;
- мозаика, фрески;
- ремесленники, купцы, князь;
- дружина;
- дань;
- собор;
- иго, Золотая Орда, кочевники, юрта, хан;
- крестоносец, рыцарь, побоище, кольчуга;
- ополчение;
- крепостное право, крепостные, помещики;
- дворяне, бояре, крестьяне;
- революция;
- мораль;
- народ, национальность, раса;
- независимость;
- конституция;
- гражданин;
- федерация;
- модернизация;
- экономика;
- реформа;
- коммунизм, капитализм, демократия;
а также уметь:
- ориентироваться в единицах измерения времени;
- определять последовательность исторических событий;
- различать историческую и современную карту России;
- работать с географической и физической картой (находить территорию страны, края, свой город; находить страны – соседи, пользоваться условными обозначениями, правильно стоять у карты);
- работать с исторической картой ( находить места исторических событий, прослеживать ход сражений);
- рассказывать о родной стране, столице РФ и РТ, родном крае, городе;
- рассказывать о наиболее важных исторических событиях;
- прослеживать связь прошлого с современной жизнью;
- анализировать, сравнивать, обобщать, логически мыслить, свободно обмениваться мнениями, иметь свою точку зрения, творчески мыслить;
- работать самостоятельно и в группах;
- участвовать в проектной деятельности;
- уважать людей других национальностей;
- ориентироваться в гражданских правах и обязанностях;
- жить и общаться в соответствии с нормами морали общества;
- ориентироваться в проблемах современного человека и современного общества в целом;
- осознавать себя частью своей семьи, природы, своей страны, общества;
- адекватно выражать свое «Я»;
- ориентироваться на главные ценности жизни;
- уважая других людей, стремиться к самосовершенствованию; к обретению качеств, соответствующих требованиям современной жизни ( активность, самостоятельность, инициатива, умение отстаивать свою точку зрения);
- совершенствуя себя, совершенствовать окружающий мир.
Использованная литература.
1. Богданов А. П. История с древнейших времен до наших дней. История России с древнейших времен до 1917 года. - Москва, Просвещение, 1997.
2. Ворожейкина Н. И. Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее // « Начальная школа "+", "-"», 1999, № 9.
3. Вяземский Как сегодня преподают историю в школе. Методика, - Просвещение.
4. Данилов Д. Д., Тырин С. В., Вахрушев А. А. Вводный курс истории и обществознания в рамках единой образовательной области «Окружающий мир» в начальной школе // « Начальная школа "+", "-"», 1999, № 12.
5. Дмитриев Н. Я., Казаков А. Н. Интегрированный курс «Мы и окружающий мир» по Л. В. Занкову //« Начальная школа "+", "-"», 1999, № 9.
6. Игнатьева Т. В. Пропедевтический курс истории в начальной школе // «Начальная школа "+", "-"», 1999, № 12.
7. Корнева Т. А., Шмидт Е. А. Уроки истории в 3 классе. Поурочные разработки. Методика., Волгоград, Братья Гринины, 2000.
8. Саплина Е. В., Саплин А. И. О курсе «Введение в историю. 3-4 кл.» // «Начальная школа "+", "-"», 1999, № 9.
10. Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. 3-4 кл. – Москва, Дрофа, 1997.
11. Саплина Е. В., Саплин А. И. Тетрадь творческих заданий. 3-4 кл. - Москва, Дрофа, 1997.
Электронные ресурсы.
1. Сеть творческих учителей – http://www.it – n.ru/board. aspx? cat _no
2. Фестиваль педагогических идей http://festival.l september.ru/articles/509616/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...