Рабочая программа по внеурочной деятельности «Жить - добро творить»
рабочая программа (1 класс) по теме

Югова Светлана Васильевна

Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования в их сознании высоких моральных принципов, социализация нынешней молодёжи актуальны для нынешней системы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p.zhit_-_dobro_tvorit.docx70.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Жить - добро творить».

Юговой Светланы  Васильевны-

учитель начальных классов

д.Уйско-Чебаркульская

2013

ПРОГРАММА

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

 

Информационная карта

Школа:

МОУ Уйско-Чебаркульская сош

Объединение:

 «Жить - добро творить».

Направление деятельности:

Духовно-нравственное

Способ освоения содержания образования:

Внеурочная деятельность 1 раз в неделю

Уровень реализации программы:

1-4 классы

Форма реализации программы:

Групповая

Продолжительность реализации программы:

Четыре года

Пояснительная записка.

 Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи происходит крушение нравственных идеалов, снижается социально-политическая активность, появляется националистическая заблужденность, формируются потребительское настроение и уродливые формы материальных интересов, распространяются такие явления, как наркомания, алкоголизм, высокой остается преступность.

Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задуматься о том, как наполнить внутренний мир юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре и зле. Становится очевидным необходимость духовного возрождения общества. Очень важным сегодня является гуманизация жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия.

Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, добропорядочности, благородства в отношении человека к окружающим людям, самому себе, к своей Родине во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.

Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернёт, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребёнку, ещё не изгнанному вашей душой, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, весёлыми,  не умер ли в нас великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.  

Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.

Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования в их сознании высоких моральных принципов, социализация нынешней молодёжи актуальны для нынешней системы образования. 

Мы создаём правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обуславливает необходимость духовно-нравственного воспитания каждого его члена.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача Учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Реализация процесса духовно-нравственного воспитания обеспечивается системой воспитания и образования: семейного, общественного дошкольного, общего, дополнительного, среднего специального, высшего, профессионального, а также многообразным социокультурным влиянием среды.

Данная программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, создать условия для успешной социальной адаптации к явлениям окружающего мира.

Цель программы:

 формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.

Задачи программы:

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • Формирование творческой личности, человека-гражданина и патриота своей Родины, знающего её историю и культуру.

        Программа «Жить – добро творить» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет.        

        В четвёртый год обучения происходит знакомство с Семейным Кодексом и Конвенцией о правах ребёнка. Я считаю, что десятилетний ребёнок в состоянии познакомиться с данными документами в более полном объёме, чем с предыдущими документами, изучаемыми в первые три года обучения. На данном этапе формируется уважение к членам своей семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Воспитывается семьянин, любящий своих родителей.

        Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

  • беседа;
  • чтение сказок и рассказов;
  • спортивное соревнование, экскурсии;
  • конференция пап и мам;
  • выставка творческих работ;
  • практическое занятие;
  • игра. 

Тематическое планирование

1 класс

№п/п

Тема

Планируемые результаты

Предлагаемые формы проведения

1

Первый звонок.

- создать праздничное настроение 1 сентября.

Игра – путешествие.

2

Россия – родина моя.

- развивать познавательный интерес к своей Родине;

- воспитывать у учащихся уважение к символам нашего государства;

- формировать чувство гордости за свою страну

Беседа + презентация

3

Правила поведения  в школе.

- объяснить детям правила поведения в  раздевалке, столовой, библиотеке.

Практическая работа.

4

Ты – ученик.

-  ознакомить первоклассника с правилами поведения в школе;

- учить определять что «можно» и что «нельзя» в школе;

- воспитывать доброжелательность;

- учить взаимодействовать в группах под руководством взрослых.

Игра, обсуждение ситуаций.

5

Перемена с увлечением.

- учить детей правильно проводить перемены;

- развивать умение думать, рассуждать, о последствиях своих действий;

- способствовать организованному проведению перемены.

Настольные игры, беседа

6

В гости к нам пришёл портфель.

- научить собирать портфель, брать в школу только самые необходимые вещи;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к книгам и другим школьным принадлежностям.

Театральное представление шефов, игра.

7

Школа вежливости.

- ознакомить с этическими нормами поведения;

- дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

Практическая работа, игры, конкурсы

8

«Просто я работаю волшебником».

- воспитывать уважение к старшим;

- прививать культуру поведения в семье.

Обсуждение ситуаций, конкурсы, игра

9

Порадовать близких – как это просто.

- учить чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту;

- учить анализировать соё поведение, свои поступки.

Обсуждение ситуаций, конкурсы, игра

10

Режим дня – основа жизни человека.

- убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня;

- учить составлять режим дня;

- прививать умение правильно распределять время на работу и отдых;

- учить ценить время.

Беседа, работа в группах.

11

Путешествие в страну здоровья.

- ознакомить детей с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами;

- научить приёмам снятия напряжения глаз;

- пропагандировать здоровый образ жизни.

 

Беседа, практикум, игра.

12

Глаза - главные помощники человека.

- учить беречь свои глаза;

- ознакомить с элементарным строением глаз.

Беседа, практическая работа, гимнастика для глаз.

13

В гостях у светофора.

- закреплять знания о безопасности на дорогах;

- воспитывать сознательность в исполнении ПДД.

Игра, викторина.

14

«Лента времени» моей жизни.

- научить детей бережному отношению к вещам;

- соблюдению порядка при их использованию.

Чтение сказки, творческая работа.

15

Доброе слово – что ясный день.

- показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть;

- учить задумываться над сказанным словом.

Практическая работа, игра

16

Человек среди людей.

- ознакомить учащихся с понятием «культура мира» и раскрыть его составляющие;

- показать значимость образования в формировании учеников позитивного отношения к окружающему миру;

- продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся.

Беседа, тренинг, творческая работа

17

Когда лень – всё идёт через пень.

- показать на примерах литературных героев, как лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными;

- развивать у детей память, словарный запас, речь, чувство юмора, используя художественные произведения.

Чтение сказок, инсценировка их, обсуждение, конкурсы.

18

День защитников Отечества.

- рассказать о празднике День защитников Отечества;

- воспитывать уважение к армии, развивать смекалку.

Беседа, конкурсы, игры

19

Потолкуем о маме.

- способствовать заботливому отношению к маме, сестре, бабушке.

Беседа, конкурсы, игры

20

Все профессии важны, все профессии нужны.

- ознакомить детей с несколькими видами профессий;

- показать значение трудовой деятельности в жизни человека;

- воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Беседа, конкурсы, игры, ребусы

21

Люби книгу.

- объяснить школьникам, почему надо любить книги;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- ознакомить с правилами обращения с библиотечными книгами.

Экскурсия в библиотеку, беседа, творческая работа.

22

Мы – юные читатели.

- прививать интерес к  чтению книг, самостоятельному общению с ними.

Беседа, викторина.

23

Игра «Мои любимые сказки»

- в игровой форме вспомнить любимые сказки.

Викторина, кроссворды.

24

Знакомство с оценками.

- ознакомить детей с оценками.

Театральное представление шефов,

25

День космонавтики.

- ознакомить с первым космонавтом, дать представление об освоении космического пространства;

- воспитывать желание быть сильным и здоровым.

Беседа, конкурсы, игры.

26

В мире животных.

- формировать представление о том, что в живом мире на планете Земля всё тесно взаимосвязано, поэтому нужно бережно относиться ко всему живому на земле;

- способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о животных.

Беседа, игра, загадки.

27

Правила безопасности при общении с животными.

- ознакомить детей с правилами безопасного общения с животными;

- воспитывать доброжелательное отношение к ним.

Беседа, практическая работа

28

Чудо земли – хлеб.

- формировать представление о том, как делают хлеб;

- воспитывать бережное отношение к хлебу;

- закрепить представление о значимости хлеба в рационе питания.

Беседа

29

Да здравствует вежливость!

- повторить правила поведения на улице и в общественных местах, в школе;

- формировать у детей понятие «Вежливые слова» и пополнить их словарный запас;

- подвести детей к мысли о том, что недостаточно внешней культуры, нужна ещё  и внутренняя, которая не позволяет человеку быть грубым и чёрствым.

Обсуждение ситуаций, беседа.

30

Можно и не ссориться.

- дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях;

- воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях.

Чтение рассказа, разыгрывание ситуаций.

31

Без друга в жизни туго.

- ознакомить с понятием друг;

- формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу;

- развивать умение рассуждать.

Работа в группах, обсуждение ситуаций.

32-33

Твой труд дома.

- учить выполнять свои обязанности по дому;

- воспитывать уважение к старшим и заботу о них.

Чтение и обсуждение историй.

2 класс  

№ п/п

Тема занятий

Планируемые результаты

Предлагаемые формы проведения

1.

«Школьные годы чудесные».

- создать праздничное настроение 1 сентября;

- формировать у детей культуру поведения в школе.

 Беседа, школьная линейка.

2.

Конкурс рисунков на тему «Осень в родном краю».

- воспитывать чувство гордости за свой край;

- развивать творческие способности.

Практическая работа, организация выставки

3.

Школа вежливости.

- ознакомить с правилами поведения со старшими;

- вырабатывать навыки и привычки поведения.

Беседа, презентация

4.

Режим дня и здоровье.

- познакомить учащихся с режимом дня;

- помочь осознать необходимость его соблюдения.

Устный журнал

5.

«Старость надо уважать»

- воспитывать чувство уважения к старшему поколению.

Подготовка концерта.

6.

Благоустроим школьный класс.

- воспитывать трудолюбие;

- прививать любовь к растениям.

Озеленение класса

 7.

«Семь бед – один ответ…»

- закрепить понимание того, какой поступок является хорошим;

- дать возможность мысленно представить себя на месте человека, попавшую в трудное положение;

- воспитывать гуманизм.

Игровые ситуации,

обсуждение.

 8.

 «Доброе семя – добрый и всход».

- представить свою семью;

- учить уважать семейные традиции;

- составить классный «семейный» альбом

Праздник

9.

«Я люблю тебя, Россия…»

- ознакомление с историей России, ее символикой, законами, традициями

Презентация

 

10.

Мои права и обязанности.

- ознакомить с Конституцией  России;

- воспитывать гражданственность

Презентация

11.

«Чего в других не любишь, того и сам не делай».

 - ознакомить с правилами дружбы;

- показать важность истинных друзей в жизни человека;

-учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга.

 Игровые ситуации

12.

Мастерская Деда Мороза

- развивать творческие способности;

- воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма

Практическая работа

13.

Игра – викторина

« Приходи, Коляда…»

- познакомить с разновидностями календарных зимних обрядовых песен;

- формировать творческие умения.

Праздник, игры.

14.

«В труде человек хорошеет».

- воспитывать трудолюбие;

- работать над сплочением коллектива;

- воспитывать чувство ответственности и заботы об окружающей нас природе

Коллективная работа: изготовление кормушек для птиц

15.

 «Мягкие лапки, а в лапках царапки».

 

- формировать знания об окружающем мире;

- воспитывать внимательное отношение к  животным

Презентация на тему «Домашние животные и растения»

Беседа о домашних питомцах

16.

«Приходите в гости к нам».

- познакомить детей с правилами приема гостей и правилами поведения в гостях

- формировать чувство такта, сдержанности

Игровые ситуации

17.

«Скажи себе сам…»

- разъяснить понятия «честь», «долг»;

- формировать морально-этическое сознание  

Беседа. Разыгрывание и обсуждение ситуаций.

18.

«Все на белом свете солнышкины дети».

- работать над сплочением коллектива;

-воспитывать чувство взаимопомощи

Игры, конкурсы.

19.

«В поисках радости».

-  выявить у учащихся представления о счастье;

- формировать любознательность

Путешествие за птицей счастья.

20.

Родные руки

- развивать творческие способности;

- воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.

Концерт для мам и бабушек.

21.

Поговорил бы кто со мной.

- учить детей высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения

- объяснить, какую роль играет друг в жизни человека.

Беседа

22.

Путешествие в кладовую народной мудрости.

- расширить знания  о жанрах устного народного творчества (Масленичные песни);

- познакомить с традициями русского народа;

-  учить видеть в фольклорных текстах картины реальной жизни людей.

Игра

23.

Волшебные слова.

- повторить свод правил поведения людей в их отношении к окружающим;

- показать, что словом можно поддержать, развеселить, обидеть;

- учить задумываться над сказанным словом.

Игровые ситуации.

24.

Мы – дети галактики.

- познакомить с историей освоения космоса;

- воспитывать желание быть сильными и здоровыми.

Устный журнал

25.

Праздник праздников.

(Светлое Христово воскресенье - Пасха)

- продолжать знакомить детей с историей, обычаями своего народа;

- показать, как на Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость;

- побуждать детей к творчеству;

- воспитывать интерес к духовной жизни русской нации;

- организовать участие самих детей в народных обрядах, играх.

Тематический обрядовый праздник

26.

Я люблю трудиться дома…

- воспитывать уважение к старшим и заботу о них;

- учить выполнять свои обязанности по дому;

- прививать любовь к труду.

Игровые ситуации.

27.

Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.

- ознакомить с понятием «культура мира»;

- формировать позитивное отношение к окружающему миру;

- развивать коммуникативные качества.

Устный журнал

28.

Папа, мама, я – лучшая семья.

- показать значимость семьи в жизни человека;

- воспитывать уважение к семейным традициям.

Конкурсная программа.

29.

Поговорим о доброте.

- развивать представление о доброте и зле,

- воспитывать стремление совершать добрые дела;

- развивать самооценку.

Путешествие на планету добра. Проект.

30.

«Давайте поговорим о войне…»

- продолжать знакомить детей с историческими событиями;

- развивать творческие способности;

- воспитывать патриотизм.

Экскурсия в историю, презентация.

31.

«Ветеран живет рядом»

- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа;

- воспитывать гордость за героев страны, патриотизм.

Встреча с ветераном В.О.войны.

32-33

Подарок школьному коллективу.

- воспитывать трудолюбие;

- формировать чувство прекрасного;

- прививать любовь к растениям.

Разбивка клумбы, обще-

коллективная деятельность.

34.

«Вот и стали мы на год взрослее и умней…»

- воспитывать чувство коллективизма;

- учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали.

Заключительный праздник с играми, конкурсами,

песнями.

3 класс

 

№ п/п

Тема занятий

Предполагаемые результаты

Предлагаемые формы проведения

1.

Здравствуйте все!

- создать праздничное настроение 1 сентября;

- раскрыть тайну слова «здравствуйте»;

- Формировать осознанное употребление данного слова в речи.

Беседа, игра – путешествие.

2.

Что значит быть культурным человеком?

- разъяснить, что определяет культурного человека;

- повторить правила поведения человека в обществе.

Беседа

3.

Общее и особенное для мальчиков и девочек

- составить перечень важных человеческих качеств;

- готовить детей оценивать самих себя и своего товарища.

Круглый стол

4.

Мой дом – моя семья.

- способствовать заботливому отношению к близким, маме;

- развивать творческие способности.  

Написание сочинения о мамах  или «Моя семья»

5.

Со взрослыми и сверстниками.

- воспитывать чувство уважения к старшему поколению;

- прививать любовь к труду.

Изготовление памятных подарков своими руками.

6.

«А что о дружбе пишут люди?»

- познакомить с произведениями детских писателей о дружбе;

- учить дружить.

Посещение библиотеки, беседа

7.

Мисс Кис-кис и мистер Мяу.

- формировать знания об окружающем мире;

- воспитывать любовь и внимательное отношение к  животным.

Рассказ-представление, конкурсы, сценка.

8.

Дом, в котором я учусь.

- воспитывать бережное отношение к школьному имуществу;

- закрепит правила поведения в школе.

Беседа

9.

День народного единства.

- познакомить с историей возникновения праздника;

- воспитывать уважение к своему народу.

Презентация.

10.

Подари учителю дело и слово доброе.

- показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть;

- учить задумываться над сказанным словом.

Практическая работа, игра

11.

Тепло родного дома.

- показать значимость семьи в жизни человека;

- воспитывать уважение к семейным традициям.

Составление родословной

12.

День Конституции.

- продолжать знакомить с Конституцией  России;

- воспитывать гражданственность.

Беседа

13.

Вглядись в себя – сравни с другими.

- познакомить с элементарными правилами товарищества;

- упражнять в применении правил поведения с товарищами;

- воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Конкурс стихов о товариществе, их разбор

14.

Одной рукой узла не завяжешь.

- формировать умение работать командой, чувствовать ответственность за свой класс;

- пропагандировать здоровый образ жизни.

Спортивные соревнования

15.

В гостях у Деда Мороза.

- познакомить с историей возникновения праздника, с новогодними традициями;

- рассказать о праздновании  Нового года в других странах;

- воспитывать уважение к традициям других народов.

Устный журнал

16.

Рождественские посиделки

- продолжать знакомить с историей  христианских праздников;

- формировать творческие умения.

Праздник

17.

Чего в других не любишь, того и сам не делай.

- разграничить понятия «невежа» и «невежда»;

- учить быть вежливыми.

Беседа

18.

«Учись дорожить школьной дружбой».

- привлечь внимание учащихся к проблеме школьной дружбы;

- познакомить с законами, которые надо соблюдать для того, чтобы приобрести друзей.

 Игровые ситуации

19.

Коллектив начинается с меня.

- воспитание коллективизма;

- воспитание взаимопомощи;

- развитие творческих способностей.

КВН

20.

Делу -  время, потехе – час.

- воспитывать патриотизм;

- формировать чувство долга перед своим Отечеством;

- воспитывать чувство гордости за наших воинов.

Игра-соревнование

21.

Отворите волшебные двери добра и доверия.

- выяснить в каком свете дети выглядят в глазах других;

- разъяснить детям, что от  одного слова человек может вспылить, рассердиться;

- формировать сдержанность, чувство такта.

Беседа, обсуждение ситуаций

22.

Подарок маме.

- воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам;

- развивать творческие способности;

- прививать любовь к труду.

Практическая работа

23.

Любим добрые поступки.

- воспитывать гуманность в человеке,  чувство сострадания к чужому горю,   готовность помочь в беде.

 Разбор жизненных ситуаций

24.

В труде человек хорошеет.

- уяснить смысл слова «трудолюбивый»;

- формировать желание быть трудолюбивым.

Беседа

25.

Они трудятся для нас.

- расширить представления о профессиях;

- прививать любовь и уважение к людям труда.

Презентация

26.

Светлое Христово воскресенье.

- продолжать знакомить детей с историей, обычаями своего народа;

- побуждать детей к творчеству;

- воспитывать интерес к духовной жизни русской нации.

Практическая работа.

Организация выставки

27.

Секретные советы мальчикам и девочкам.

- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

- создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

Устный журнал

28.

Культура поведения на дороге и в транспорте.

- вспомнить правила поведения на дороге и в транспорте;

- составить схему передвижения из дома в школу и обратно, предупреждая опасные места.

Встреча с работниками ГИБДД

29.

Береги свое время и время других.

- формировать и развивать понимание того, что надо ценить свое и чужое время;

- воспитывать ответственность, аккуратность в обещаниях.

Беседа с использованием игровых ситуаций

30.

«Мой цветок в букет Победы».

- формировать у детей чувство сопричастности к истории своего народа.

 

Сбор – анализ достижений и успехов за год обучения в школе

31.

«Мы помним и чтим».

 

- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа;

- воспитывать гордость за героев страны, патриотизм.

Встреча с ветераном В.О.войны.

 

32.

Цветы, цветы – в нём Родины душа.

- рассказать о значении растений и их пользе в экологии;

- учить защищать зеленые насаждения;

- воспитывать трудолюбие

Посадка цветов на школьной клумбе.

33.

Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.

- разъяснить какими чертами должен обладать друг

- воспитывать чувство взаимопомощи, гуманизм.

Круглый стол

34.

Игра – путешествие «ТЫ+МЫ»

- способствовать формированию у детей навыков общения и сотрудничества;

- Организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого  самовыражения;

- наметить пути и способы дальнейшего развития классного коллектива, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в нём полезным, значимым и необходимым.

Игра, практическая работа в группах.

4 класс

№п/п

Тема

Цель

Предлагаемые

формы проведения

1

Введение.

-познакомить с курсом духовно-   нравственного воспитания на  новый учебный год.

Беседа

2

Доброта.

- обсуждение проблемы: « Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как доброта?»

Практическая работа, организация выставки

3

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих.

Беседа, презентация

4

Добро и зло вокруг нас.

- формирование представлений у младших школьников о многогранности и сложности  бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.

-развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Устный журнал

5

Жизнь дана на добрые дела.

- облагораживание души и сердца подростка;

 - обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей.

Беседа, презентация

6

Практикум доброты и вежливости

- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать и понимать себя и другого человека,  работать над выработкой положительных черт характера.

игра

7

Жизнь прожить не поле перейти.

- определить какими качествами обладает мудрый человек.

- сравнить мудрость и  ум.

-установить, кто является мудрым человеком.

Игровые ситуации, упражнения

8

Сила добра.

- установить: может ли доброта исцелить человека.

Работа в группах

9

Благородство.

-познакомить с понятием «благородство».

-определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей.

беседа

 

10

Гордость.

выяснить:                                  

- нужна ли человеку гордость;

-кто может быть гордым;                          

- как гордыня влияет на душу и характер человека.

-уметь различать гордость и хвастовство.

- умение гордиться не только своими поступками, но и достижениями своих близких.

Презентация + беседа

11

Эгоизм в моей жизни.

- уточнить понятие «эгоизм»

- развивать умение анализировать свои поступки и мысли.

 Игровые ситуации

12

Дружба начинается с улыбки.

- определить, какой бывает дружба.

- изобразить «Сияющую дружбу».

- выбрать «тайного друга».

Практическая работа

13

Не имей сто рублей. А имей сто друзей.

- составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти.

- найти различие между дружбой и любовью.

- обсуждение самого необходимого качества для дружбы.

Практическая работа, работа в парах

14

Мир красоты человека.

установить:

- как влияет поиск прекрасного на внутренний и внешний облик человека;

 -если бы каждый искал прекрасное        вокруг себя, какою бы стала жизнь;

- в каждом ли человеке, можно найти что-то прекрасное.

Коллективная работа: изготовление кормушек для птиц

15

Красив человек делами и хорошими поступками

- перечислить качества и навыки, необходимые в жизни и учёбе.

- рассказать о мастерски сделанной вещи.

Презентация на тему «Домашние животные и растения»

Беседа о домашних питомцах

16

Зажги звезду любви и добра

- составить проект «Школы любви» и защитить его.

проект

17

Уважение к людям.

Без чего не может жить человек.

- воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости.

- добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки.

занятие

18

Золотое правило нравственности.

- составить список самых основных правил уважения

- довести до сознания учащихся:  относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе

- нарисовать дерево уважения.

Практическая работа

19

Будем милосердны к старости.

- воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым;

- добиваться, чтобы эти чувства     прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и     превратились в добрые, красивые поступки.

Посещение больных, учителей ветеранов

20

Тепло родного очага.

- систематизация понятий и представлений, учащихся о составляющих красоту души ценностях/качествах

- стимулирование потребности учащихся искать и находить друзей, а также дружить с другими ребятами.

- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к  дому, к своей семье, классу.

Концерт для мам и бабушек.

21

Роль отца в воспитании.

- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к  своему отцу.

Беседа

22

Чудо материнской любви.

- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к  своей  матери.

Чтение рассказов о маме

23

Счастливые дети – счастливые родители.

- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к  дому, к своей семье.

Конкурс рисунков «Моя семья».

24

Спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья».

- прививать детям основы здорового образа жизни, развивать навыки двигательной активности, координации движений, способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья.

- воспитывать чувство коллективизма, сопереживание за других.

Спортивные соревнования

25

Мы граждане своей страны

- помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом

- дать представление о Конституции РФ.

- воспитывать определённые отношения каждого ученика к позиции «быть гражданином».

Тематический праздник

26

Деревня, в которой ты живёшь.

- воспитывать любовь к своему краю;

- уважение к людям села;

бережное отношение ко всему тому, что окружает.

Экскурсия по селу

27

Все люди братья.

- довести до сознания детей, что инвалиды имеют право на полноценную жизнь, а государство проявляет о них заботу; приучать детей к здоровому и полноценному образу жизни

  - уважение к окружающим людям, в каком бы статусе человек не был

Устный журнал, презентация

28

Человек – это звучит гордо.

- обсуждение вопроса: «что надо человеку, чтобы его уважали».

- нарисовать дерево уважения.

Практическая работа

29

Человек защищён законом

- воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине;

- мотивация на свое культурное поведение

- дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя гражданами своей страны.

Проект

30

Что такое преступление?

- разбор жизненных ситуаций;

- научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;

- формирование навыков анализировать правовые документы.

Презентация

31

Мой дом – моя крепость.

- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к  дому, к своей семье.

Беседа

32

Я – сын твой Россия.

-  воспитывать любовь к Родине;

- чувство гордости за Отчизну;

- написать сочинение на тему: «Я люблю тебя, Россия»

Сочинение

33

Конкурс рисунков на тему «Мир глазами детей».

- нарисовать цветок щедрости из своих добрых дел.

Конкурс рисунков

34

Итоговое занятие «Жить добро творить».

- подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию.

Праздник

Литература

  1. Алоева М.А. .Классные часы в 5-х классах / Под ред. Г.Н. Сибирцовой. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
  2. Аплетаев  М.Н.  Система  воспитания  личности   в   процессе   обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
  3. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003, №
  4. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М.: Мнемозина, 1997.
  5. Воспитание  личности  школьника  в  нравственной  деятельности:  Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 1998.
  7. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
  8. Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
  9. Дик Н.Ф. Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
  10. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: «Линка-Пресс», 1998.
  11. Игра как педагогическое средство. / И.В. Батракова. Вологда, ВГПУ,  «Русь», 1998.
  12. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
  13. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2001..
  14. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 3 – 6.
  15. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
  16. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. –  Т.5.  – М.: Просвещение, 1976.
  17. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  18. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
  19. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2006, № 11
  20. Ушинский К.Д. Избр. пед. произв. М., Просвещение. 1968.
  21. Филимонова А.А., Коротюк Л.В., Грезина З.С.  К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании // Начальная школа. 2002, № 6
  22. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986.

Список произведений, рекомендуемых для детского чтения:

  • А.  де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
  • Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
  • Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»
  • Артюхова Н. «Трусиха»
  • Атнабаев А. «Край мой»
  • Бабич Ш. «Присяга народу», «Кураю»
  • Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине»
  • Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка –

    добрая душа»

  • Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин…»
  • Биишева З.А. «Колесница-летунья»
  • Богданов Н.А «След человека»
  • Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица»
  • Бунин И.А. Матери
  • Винокуров Е.М. «Мальчики»
  • Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
  • Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише…», «Совесть», «Чук и Гек»
  • Гарипов Р. «Жаворонок»
  • Даян К. «Батыр полей», «Шаймуратов генерал»
  • Дик И. «Красные яблоки»
  • Добронравов Н. «Если отец герой!»
  • Драгунский В.Ю. «Друг детства»,  «Тайное становится явным»
  • Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова»
  • Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет…», «Люди сильны друг другом»
  • Емельянов Б. «Мамины руки», «Зеленая букашина»
  • Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова»
  • Игебаев А. «Вы не верьте»
  • Карим М. «О березовом листе»
  • Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
  • Клюев Е. «Сказки простого карандаша»
  • Крылов И.А. «Демьянова уха», «Стрекоза и муравей»
  • Маршак С.Я. «Кот и лодыри», «Ежели вы вежливы», «Друзья-товарищи», «Урок вежливости», «Рассказ о неизвестном герое», «Не так»
  • Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Милн А. «Вини-Пух и все-все-все» («День рождения Иа»)
  • Михалков С.В. «Родина-мать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма», «Прогулка», «Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша», «Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Просчитался»
  • Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше ссориться!»
  • Носов Н.Н. Рассказы
  • Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»
  • Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему», «Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три товарища», «Просто старушка»
  • Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки», «Трус»
  • Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы»
  • Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама»
  • Пляцковский М. «Мама»
  • Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»
  • Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина»
  • Пушкин А.С. Сказки
  • Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла»
  • Симонов К.М. «Родина»
  • Сутеев В. «Палочка выручалочка», «Разные колеса», «Под грибом»
  • Тимьяни Ш. Ай, мой Урал!»
  • Толстой Л.Н. «Косточка», «Птичка», «Белка и волк», «Филипок», «Бабка и внучка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котенок», «Кто прав?», «Два товарища», «Правда всего дороже»
  • Чуковский К.И. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон»
  • Юлтый Д. «Хлеб»
  • Яковлев Ю. «Мама».

СЛОВАРЬ

нравственных понятий и терминов

Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.

Верность  - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека.

Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит.

Герой  – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.

Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.

Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.

Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.

Корысть – выгода, материальная польза.

Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.

Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.

Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)

Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми.

Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.

Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.

Обман – ложное представление или заблуждение человека в чем-то.

Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.

Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять.

Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими.

Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.

Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел.

Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.

Режим – распорядок дел, действий.

Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.

Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.

Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.

Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.

Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.

Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека.

Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.

Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.

Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.

Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.

Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях, закономерностях и развитии.

Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе.

Добро и зло. С детства человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. «Добро» и «зло» как центральные понятия представляют наиболее общую форму выражения моральной оценки, разграничивающую нравственное и безнравственное. Через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, его деятельности. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал; добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; добро может выступать как добродетель, как моральное качество личности. Добро противостоит злу. К сожалению, подчас в этой борьбе сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.

Действовать в морали – значит выбирать между добром и злом.

Этикет – правила учтивости и обхождения принятые в обществе, воплощающие внешнюю культуру поведения.

В.Г.Белинский: «Будьте вы человеком какого угодно вам происхождения, держитесь каких вам угодно убеждений – светскость вас не испортит, а только улучшит». Т.о., этикет – это не лишние церемонии, не усложнение простых отношений, это один из важных элементов личностной культуры. Правила этикета призваны подчеркнуть доброжелательное, уважительное, корректное отношение человека к окружающим, они утверждают человечность, гуманность. Правила этикета направлены на то, чтобы общение доставляло людям радость.

Единство правил этикета и ценностей морали составляет основу подлинной культуры человеческих отношений.

Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы. «Друзей много, да друг один», «Будешь друг, да не вдруг». В дружбе главное духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность, доверие, верность, взаимная требовательность.

Законы дружбы:

  • Не обзывай и не унижай своего друга.
  • Помогай другу в беде.
  • Умей с другом разделить радость.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
  • Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.
  • Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
  • Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
  • Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
  • Не предавай друга.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ,

отражающие нравственные ценности:

  • Герой – за Родину горой.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
  • Где родился, там и сгодился.
  • Всякому мила своя сторона.
  • За край свой насмерть стой.
  • Где смелость – там победа.
  • Русский боец – всем молодец.
  • Смелого враг не берет.
  • Чем крепче дружба, тем легче служба.
  • Если с другом вышел в путь, веселей дорога.
  • Будь другом сам – и тебе помогут в беде.
  • Друг денег дороже.
  • Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
  • Друг познается в беде.
  • Всякая дорога вдвоем веселей.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Недруг поддакивает, а друг спорит.
  • Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
  • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
  • Тайное всегда становится явным
  • Шила в мешке не утаишь.
  • Кто правдой живет, добро наживет.
  • Правда светлее солнца, дороже золота.
  • Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет.
  • Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
  • Маленькая ложь за собой большую ведет.
  • Скромность каждому к лицу.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • Совесть без зубов, а гложет.
  • Не дал слово – крепись, а давши – держись.
  • Нет большего позора, как не выполнить уговора.
  • «Помогу, помогу», - а пришло: «Не могу».
  • Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
  • Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается.
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
  • Кто ленив, тот и сонлив.
  • Лень до добра не доводит.
  • Ленивому всегда праздник.
  • Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.
  • Кто любит труд того люди чтут.
  • Без дела жить – только небо коптить.
  • Всякий человек у дела познается.
  • Делано наспех – сделано на смех.
  • Играть играй, да дело знай.
  • Делать добро спеши.
  • Свет не без добрых людей.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Зла за зло не воздавай.
  • Добро помни, а зло забывай.
  • За добро плати добром.
  • Доброму слову и добрая слава.
  • Доброму слову – добрый ответ.
  • Других не суди – на себя погляди.
  • На что клад, когда в семье лад.
  • Почитай старых, сам будешь стар.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Мир да лад – большой клад.
  • На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
  • При солнце тепло, а при матери – добро.
  • Своя семья – самые верные друзья.
  • Нет такого дружка, как родная матушка.
  • Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс  "Школа добрых дел". 1 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс...

Авторская программа по внеурочной деятельности "Жить - добро творить"

Настоящая программа внеурочной деятельности «Жить – добро творить»  разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образоват...

Авторская программа по внеурочной деятельности "Жить - добро творить"

Настоящая программа внеурочной деятельности «Жить – добро творить»  разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образоват...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир Добрых Дел" 1-4 класс

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной  деятельности по направлению профориентиции и этикета общения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеучебных занятий с учащимися (1час в неделю), так и возможно...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...