Рабочая программа по внеурочной деятельности «Жить - добро творить»
рабочая программа (1 класс) по теме
Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования в их сознании высоких моральных принципов, социализация нынешней молодёжи актуальны для нынешней системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.zhit_-_dobro_tvorit.docx | 70.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Жить - добро творить».
Юговой Светланы Васильевны-
учитель начальных классов
д.Уйско-Чебаркульская
2013
ПРОГРАММА
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Информационная карта
Школа: | МОУ Уйско-Чебаркульская сош |
Объединение: | «Жить - добро творить». |
Направление деятельности: | Духовно-нравственное |
Способ освоения содержания образования: | Внеурочная деятельность 1 раз в неделю |
Уровень реализации программы: | 1-4 классы |
Форма реализации программы: | Групповая |
Продолжительность реализации программы: | Четыре года |
Пояснительная записка.
Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи происходит крушение нравственных идеалов, снижается социально-политическая активность, появляется националистическая заблужденность, формируются потребительское настроение и уродливые формы материальных интересов, распространяются такие явления, как наркомания, алкоголизм, высокой остается преступность.
Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задуматься о том, как наполнить внутренний мир юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре и зле. Становится очевидным необходимость духовного возрождения общества. Очень важным сегодня является гуманизация жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия.
Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, добропорядочности, благородства в отношении человека к окружающим людям, самому себе, к своей Родине во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.
Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернёт, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребёнку, ещё не изгнанному вашей душой, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, весёлыми, не умер ли в нас великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования в их сознании высоких моральных принципов, социализация нынешней молодёжи актуальны для нынешней системы образования.
Мы создаём правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обуславливает необходимость духовно-нравственного воспитания каждого его члена.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача Учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Реализация процесса духовно-нравственного воспитания обеспечивается системой воспитания и образования: семейного, общественного дошкольного, общего, дополнительного, среднего специального, высшего, профессионального, а также многообразным социокультурным влиянием среды.
Данная программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, создать условия для успешной социальной адаптации к явлениям окружающего мира.
Цель программы:
формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.
Задачи программы:
- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- Формирование творческой личности, человека-гражданина и патриота своей Родины, знающего её историю и культуру.
Программа «Жить – добро творить» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет.
В четвёртый год обучения происходит знакомство с Семейным Кодексом и Конвенцией о правах ребёнка. Я считаю, что десятилетний ребёнок в состоянии познакомиться с данными документами в более полном объёме, чем с предыдущими документами, изучаемыми в первые три года обучения. На данном этапе формируется уважение к членам своей семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Воспитывается семьянин, любящий своих родителей.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
- беседа;
- чтение сказок и рассказов;
- спортивное соревнование, экскурсии;
- конференция пап и мам;
- выставка творческих работ;
- практическое занятие;
- игра.
Тематическое планирование
1 класс
№п/п | Тема | Планируемые результаты | Предлагаемые формы проведения |
1 | Первый звонок. | - создать праздничное настроение 1 сентября. | Игра – путешествие. |
2 | Россия – родина моя. | - развивать познавательный интерес к своей Родине; - воспитывать у учащихся уважение к символам нашего государства; - формировать чувство гордости за свою страну | Беседа + презентация |
3 | Правила поведения в школе. | - объяснить детям правила поведения в раздевалке, столовой, библиотеке. | Практическая работа. |
4 | Ты – ученик. | - ознакомить первоклассника с правилами поведения в школе; - учить определять что «можно» и что «нельзя» в школе; - воспитывать доброжелательность; - учить взаимодействовать в группах под руководством взрослых. | Игра, обсуждение ситуаций. |
5 | Перемена с увлечением. | - учить детей правильно проводить перемены; - развивать умение думать, рассуждать, о последствиях своих действий; - способствовать организованному проведению перемены. | Настольные игры, беседа |
6 | В гости к нам пришёл портфель. | - научить собирать портфель, брать в школу только самые необходимые вещи; - воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к книгам и другим школьным принадлежностям. | Театральное представление шефов, игра. |
7 | Школа вежливости. | - ознакомить с этическими нормами поведения; - дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости. | Практическая работа, игры, конкурсы |
8 | «Просто я работаю волшебником». | - воспитывать уважение к старшим; - прививать культуру поведения в семье. | Обсуждение ситуаций, конкурсы, игра |
9 | Порадовать близких – как это просто. | - учить чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; - учить анализировать соё поведение, свои поступки. | Обсуждение ситуаций, конкурсы, игра |
10 | Режим дня – основа жизни человека. | - убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; - учить составлять режим дня; - прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; - учить ценить время. | Беседа, работа в группах. |
11 | Путешествие в страну здоровья. | - ознакомить детей с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами; - научить приёмам снятия напряжения глаз; - пропагандировать здоровый образ жизни.
| Беседа, практикум, игра. |
12 | Глаза - главные помощники человека. | - учить беречь свои глаза; - ознакомить с элементарным строением глаз. | Беседа, практическая работа, гимнастика для глаз. |
13 | В гостях у светофора. | - закреплять знания о безопасности на дорогах; - воспитывать сознательность в исполнении ПДД. | Игра, викторина. |
14 | «Лента времени» моей жизни. | - научить детей бережному отношению к вещам; - соблюдению порядка при их использованию. | Чтение сказки, творческая работа. |
15 | Доброе слово – что ясный день. | - показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; - учить задумываться над сказанным словом. | Практическая работа, игра |
16 | Человек среди людей. | - ознакомить учащихся с понятием «культура мира» и раскрыть его составляющие; - показать значимость образования в формировании учеников позитивного отношения к окружающему миру; - продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся. | Беседа, тренинг, творческая работа |
17 | Когда лень – всё идёт через пень. | - показать на примерах литературных героев, как лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными; - развивать у детей память, словарный запас, речь, чувство юмора, используя художественные произведения. | Чтение сказок, инсценировка их, обсуждение, конкурсы. |
18 | День защитников Отечества. | - рассказать о празднике День защитников Отечества; - воспитывать уважение к армии, развивать смекалку. | Беседа, конкурсы, игры |
19 | Потолкуем о маме. | - способствовать заботливому отношению к маме, сестре, бабушке. | Беседа, конкурсы, игры |
20 | Все профессии важны, все профессии нужны. | - ознакомить детей с несколькими видами профессий; - показать значение трудовой деятельности в жизни человека; - воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. | Беседа, конкурсы, игры, ребусы |
21 | Люби книгу. | - объяснить школьникам, почему надо любить книги; - воспитывать бережное отношение к книге; - ознакомить с правилами обращения с библиотечными книгами. | Экскурсия в библиотеку, беседа, творческая работа. |
22 | Мы – юные читатели. | - прививать интерес к чтению книг, самостоятельному общению с ними. | Беседа, викторина. |
23 | Игра «Мои любимые сказки» | - в игровой форме вспомнить любимые сказки. | Викторина, кроссворды. |
24 | Знакомство с оценками. | - ознакомить детей с оценками. | Театральное представление шефов, |
25 | День космонавтики. | - ознакомить с первым космонавтом, дать представление об освоении космического пространства; - воспитывать желание быть сильным и здоровым. | Беседа, конкурсы, игры. |
26 | В мире животных. | - формировать представление о том, что в живом мире на планете Земля всё тесно взаимосвязано, поэтому нужно бережно относиться ко всему живому на земле; - способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о животных. | Беседа, игра, загадки. |
27 | Правила безопасности при общении с животными. | - ознакомить детей с правилами безопасного общения с животными; - воспитывать доброжелательное отношение к ним. | Беседа, практическая работа |
28 | Чудо земли – хлеб. | - формировать представление о том, как делают хлеб; - воспитывать бережное отношение к хлебу; - закрепить представление о значимости хлеба в рационе питания. | Беседа |
29 | Да здравствует вежливость! | - повторить правила поведения на улице и в общественных местах, в школе; - формировать у детей понятие «Вежливые слова» и пополнить их словарный запас; - подвести детей к мысли о том, что недостаточно внешней культуры, нужна ещё и внутренняя, которая не позволяет человеку быть грубым и чёрствым. | Обсуждение ситуаций, беседа. |
30 | Можно и не ссориться. | - дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях; - воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях. | Чтение рассказа, разыгрывание ситуаций. |
31 | Без друга в жизни туго. | - ознакомить с понятием друг; - формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу; - развивать умение рассуждать. | Работа в группах, обсуждение ситуаций. |
32-33 | Твой труд дома. | - учить выполнять свои обязанности по дому; - воспитывать уважение к старшим и заботу о них. | Чтение и обсуждение историй. |
2 класс
№ п/п | Тема занятий | Планируемые результаты | Предлагаемые формы проведения |
1. | «Школьные годы чудесные». | - создать праздничное настроение 1 сентября; - формировать у детей культуру поведения в школе. | Беседа, школьная линейка. |
2. | Конкурс рисунков на тему «Осень в родном краю». | - воспитывать чувство гордости за свой край; - развивать творческие способности. | Практическая работа, организация выставки |
3. | Школа вежливости. | - ознакомить с правилами поведения со старшими; - вырабатывать навыки и привычки поведения. | Беседа, презентация |
4. | Режим дня и здоровье. | - познакомить учащихся с режимом дня; - помочь осознать необходимость его соблюдения. | Устный журнал |
5. | «Старость надо уважать» | - воспитывать чувство уважения к старшему поколению. | Подготовка концерта. |
6. | Благоустроим школьный класс. | - воспитывать трудолюбие; - прививать любовь к растениям. | Озеленение класса |
7. | «Семь бед – один ответ…» | - закрепить понимание того, какой поступок является хорошим; - дать возможность мысленно представить себя на месте человека, попавшую в трудное положение; - воспитывать гуманизм. | Игровые ситуации, обсуждение. |
8. | «Доброе семя – добрый и всход». | - представить свою семью; - учить уважать семейные традиции; - составить классный «семейный» альбом | Праздник |
9. | «Я люблю тебя, Россия…» | - ознакомление с историей России, ее символикой, законами, традициями | Презентация
|
10. | Мои права и обязанности. | - ознакомить с Конституцией России; - воспитывать гражданственность | Презентация |
11. | «Чего в других не любишь, того и сам не делай». | - ознакомить с правилами дружбы; - показать важность истинных друзей в жизни человека; -учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга. | Игровые ситуации |
12. | Мастерская Деда Мороза | - развивать творческие способности; - воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма | Практическая работа |
13. | Игра – викторина « Приходи, Коляда…» | - познакомить с разновидностями календарных зимних обрядовых песен; - формировать творческие умения. | Праздник, игры. |
14. | «В труде человек хорошеет». | - воспитывать трудолюбие; - работать над сплочением коллектива; - воспитывать чувство ответственности и заботы об окружающей нас природе | Коллективная работа: изготовление кормушек для птиц |
15. | «Мягкие лапки, а в лапках царапки».
| - формировать знания об окружающем мире; - воспитывать внимательное отношение к животным | Презентация на тему «Домашние животные и растения» Беседа о домашних питомцах |
16. | «Приходите в гости к нам». | - познакомить детей с правилами приема гостей и правилами поведения в гостях - формировать чувство такта, сдержанности | Игровые ситуации |
17. | «Скажи себе сам…» | - разъяснить понятия «честь», «долг»; - формировать морально-этическое сознание | Беседа. Разыгрывание и обсуждение ситуаций. |
18. | «Все на белом свете солнышкины дети». | - работать над сплочением коллектива; -воспитывать чувство взаимопомощи | Игры, конкурсы. |
19. | «В поисках радости». | - выявить у учащихся представления о счастье; - формировать любознательность | Путешествие за птицей счастья. |
20. | Родные руки | - развивать творческие способности; - воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам. | Концерт для мам и бабушек. |
21. | Поговорил бы кто со мной. | - учить детей высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения - объяснить, какую роль играет друг в жизни человека. | Беседа |
22. | Путешествие в кладовую народной мудрости. | - расширить знания о жанрах устного народного творчества (Масленичные песни); - познакомить с традициями русского народа; - учить видеть в фольклорных текстах картины реальной жизни людей. | Игра |
23. | Волшебные слова. | - повторить свод правил поведения людей в их отношении к окружающим; - показать, что словом можно поддержать, развеселить, обидеть; - учить задумываться над сказанным словом. | Игровые ситуации. |
24. | Мы – дети галактики. | - познакомить с историей освоения космоса; - воспитывать желание быть сильными и здоровыми. | Устный журнал |
25. | Праздник праздников. (Светлое Христово воскресенье - Пасха) | - продолжать знакомить детей с историей, обычаями своего народа; - показать, как на Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость; - побуждать детей к творчеству; - воспитывать интерес к духовной жизни русской нации; - организовать участие самих детей в народных обрядах, играх. | Тематический обрядовый праздник |
26. | Я люблю трудиться дома… | - воспитывать уважение к старшим и заботу о них; - учить выполнять свои обязанности по дому; - прививать любовь к труду. | Игровые ситуации. |
27. | Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались. | - ознакомить с понятием «культура мира»; - формировать позитивное отношение к окружающему миру; - развивать коммуникативные качества. | Устный журнал |
28. | Папа, мама, я – лучшая семья. | - показать значимость семьи в жизни человека; - воспитывать уважение к семейным традициям. | Конкурсная программа. |
29. | Поговорим о доброте. | - развивать представление о доброте и зле, - воспитывать стремление совершать добрые дела; - развивать самооценку. | Путешествие на планету добра. Проект. |
30. | «Давайте поговорим о войне…» | - продолжать знакомить детей с историческими событиями; - развивать творческие способности; - воспитывать патриотизм. | Экскурсия в историю, презентация. |
31. | «Ветеран живет рядом» | - формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа; - воспитывать гордость за героев страны, патриотизм. | Встреча с ветераном В.О.войны. |
32-33 | Подарок школьному коллективу. | - воспитывать трудолюбие; - формировать чувство прекрасного; - прививать любовь к растениям. | Разбивка клумбы, обще- коллективная деятельность. |
34. | «Вот и стали мы на год взрослее и умней…» | - воспитывать чувство коллективизма; - учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали. | Заключительный праздник с играми, конкурсами, песнями. |
3 класс
№ п/п | Тема занятий | Предполагаемые результаты | Предлагаемые формы проведения |
1. | Здравствуйте все! | - создать праздничное настроение 1 сентября; - раскрыть тайну слова «здравствуйте»; - Формировать осознанное употребление данного слова в речи. | Беседа, игра – путешествие. |
2. | Что значит быть культурным человеком? | - разъяснить, что определяет культурного человека; - повторить правила поведения человека в обществе. | Беседа |
3. | Общее и особенное для мальчиков и девочек | - составить перечень важных человеческих качеств; - готовить детей оценивать самих себя и своего товарища. | Круглый стол |
4. | Мой дом – моя семья. | - способствовать заботливому отношению к близким, маме; - развивать творческие способности. | Написание сочинения о мамах или «Моя семья» |
5. | Со взрослыми и сверстниками. | - воспитывать чувство уважения к старшему поколению; - прививать любовь к труду. | Изготовление памятных подарков своими руками. |
6. | «А что о дружбе пишут люди?» | - познакомить с произведениями детских писателей о дружбе; - учить дружить. | Посещение библиотеки, беседа |
7. | Мисс Кис-кис и мистер Мяу. | - формировать знания об окружающем мире; - воспитывать любовь и внимательное отношение к животным. | Рассказ-представление, конкурсы, сценка. |
8. | Дом, в котором я учусь. | - воспитывать бережное отношение к школьному имуществу; - закрепит правила поведения в школе. | Беседа |
9. | День народного единства. | - познакомить с историей возникновения праздника; - воспитывать уважение к своему народу. | Презентация. |
10. | Подари учителю дело и слово доброе. | - показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; - учить задумываться над сказанным словом. | Практическая работа, игра |
11. | Тепло родного дома. | - показать значимость семьи в жизни человека; - воспитывать уважение к семейным традициям. | Составление родословной |
12. | День Конституции. | - продолжать знакомить с Конституцией России; - воспитывать гражданственность. | Беседа |
13. | Вглядись в себя – сравни с другими. | - познакомить с элементарными правилами товарищества; - упражнять в применении правил поведения с товарищами; - воспитывать чувство товарищества, коллективизма. | Конкурс стихов о товариществе, их разбор |
14. | Одной рукой узла не завяжешь. | - формировать умение работать командой, чувствовать ответственность за свой класс; - пропагандировать здоровый образ жизни. | Спортивные соревнования |
15. | В гостях у Деда Мороза. | - познакомить с историей возникновения праздника, с новогодними традициями; - рассказать о праздновании Нового года в других странах; - воспитывать уважение к традициям других народов. | Устный журнал |
16. | Рождественские посиделки | - продолжать знакомить с историей христианских праздников; - формировать творческие умения. | Праздник |
17. | Чего в других не любишь, того и сам не делай. | - разграничить понятия «невежа» и «невежда»; - учить быть вежливыми. | Беседа |
18. | «Учись дорожить школьной дружбой». | - привлечь внимание учащихся к проблеме школьной дружбы; - познакомить с законами, которые надо соблюдать для того, чтобы приобрести друзей. | Игровые ситуации |
19. | Коллектив начинается с меня. | - воспитание коллективизма; - воспитание взаимопомощи; - развитие творческих способностей. | КВН |
20. | Делу - время, потехе – час. | - воспитывать патриотизм; - формировать чувство долга перед своим Отечеством; - воспитывать чувство гордости за наших воинов. | Игра-соревнование |
21. | Отворите волшебные двери добра и доверия. | - выяснить в каком свете дети выглядят в глазах других; - разъяснить детям, что от одного слова человек может вспылить, рассердиться; - формировать сдержанность, чувство такта. | Беседа, обсуждение ситуаций |
22. | Подарок маме. | - воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам; - развивать творческие способности; - прививать любовь к труду. | Практическая работа |
23. | Любим добрые поступки. | - воспитывать гуманность в человеке, чувство сострадания к чужому горю, готовность помочь в беде. | Разбор жизненных ситуаций |
24. | В труде человек хорошеет. | - уяснить смысл слова «трудолюбивый»; - формировать желание быть трудолюбивым. | Беседа |
25. | Они трудятся для нас. | - расширить представления о профессиях; - прививать любовь и уважение к людям труда. | Презентация |
26. | Светлое Христово воскресенье. | - продолжать знакомить детей с историей, обычаями своего народа; - побуждать детей к творчеству; - воспитывать интерес к духовной жизни русской нации. | Практическая работа. Организация выставки |
27. | Секретные советы мальчикам и девочкам. | - воспитывать негативное отношение к вредным привычкам; - создать условия для формирования навыков здорового образа жизни. | Устный журнал |
28. | Культура поведения на дороге и в транспорте. | - вспомнить правила поведения на дороге и в транспорте; - составить схему передвижения из дома в школу и обратно, предупреждая опасные места. | Встреча с работниками ГИБДД |
29. | Береги свое время и время других. | - формировать и развивать понимание того, что надо ценить свое и чужое время; - воспитывать ответственность, аккуратность в обещаниях. | Беседа с использованием игровых ситуаций |
30. | «Мой цветок в букет Победы». | - формировать у детей чувство сопричастности к истории своего народа.
| Сбор – анализ достижений и успехов за год обучения в школе |
31. | «Мы помним и чтим».
| - формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа; - воспитывать гордость за героев страны, патриотизм. | Встреча с ветераном В.О.войны.
|
32. | Цветы, цветы – в нём Родины душа. | - рассказать о значении растений и их пользе в экологии; - учить защищать зеленые насаждения; - воспитывать трудолюбие | Посадка цветов на школьной клумбе. |
33. | Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались. | - разъяснить какими чертами должен обладать друг - воспитывать чувство взаимопомощи, гуманизм. | Круглый стол |
34. | Игра – путешествие «ТЫ+МЫ» | - способствовать формированию у детей навыков общения и сотрудничества; - Организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения; - наметить пути и способы дальнейшего развития классного коллектива, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в нём полезным, значимым и необходимым. | Игра, практическая работа в группах. |
4 класс
№п/п | Тема | Цель | Предлагаемые формы проведения |
1 | Введение. | -познакомить с курсом духовно- нравственного воспитания на новый учебный год. | Беседа |
2 | Доброта. | - обсуждение проблемы: « Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как доброта?» | Практическая работа, организация выставки |
3 | Доброе слово человеку – что дождь в засуху. | - развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих. | Беседа, презентация |
4 | Добро и зло вокруг нас. | - формирование представлений у младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное. -развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями. | Устный журнал |
5 | Жизнь дана на добрые дела. | - облагораживание души и сердца подростка; - обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей. | Беседа, презентация |
6 | Практикум доброты и вежливости | - воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать и понимать себя и другого человека, работать над выработкой положительных черт характера. | игра |
7 | Жизнь прожить не поле перейти. | - определить какими качествами обладает мудрый человек. - сравнить мудрость и ум. -установить, кто является мудрым человеком. | Игровые ситуации, упражнения |
8 | Сила добра. | - установить: может ли доброта исцелить человека. | Работа в группах |
9 | Благородство. | -познакомить с понятием «благородство». -определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей. | беседа
|
10 | Гордость. | выяснить: - нужна ли человеку гордость; -кто может быть гордым; - как гордыня влияет на душу и характер человека. -уметь различать гордость и хвастовство. - умение гордиться не только своими поступками, но и достижениями своих близких. | Презентация + беседа |
11 | Эгоизм в моей жизни. | - уточнить понятие «эгоизм» - развивать умение анализировать свои поступки и мысли. | Игровые ситуации |
12 | Дружба начинается с улыбки. | - определить, какой бывает дружба. - изобразить «Сияющую дружбу». - выбрать «тайного друга». | Практическая работа |
13 | Не имей сто рублей. А имей сто друзей. | - составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти. - найти различие между дружбой и любовью. - обсуждение самого необходимого качества для дружбы. | Практическая работа, работа в парах |
14 | Мир красоты человека. | установить: - как влияет поиск прекрасного на внутренний и внешний облик человека; -если бы каждый искал прекрасное вокруг себя, какою бы стала жизнь; - в каждом ли человеке, можно найти что-то прекрасное. | Коллективная работа: изготовление кормушек для птиц |
15 | Красив человек делами и хорошими поступками | - перечислить качества и навыки, необходимые в жизни и учёбе. - рассказать о мастерски сделанной вещи. | Презентация на тему «Домашние животные и растения» Беседа о домашних питомцах |
16 | Зажги звезду любви и добра | - составить проект «Школы любви» и защитить его. | проект |
17 | Уважение к людям. Без чего не может жить человек. | - воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости. - добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки. | занятие |
18 | Золотое правило нравственности. | - составить список самых основных правил уважения - довести до сознания учащихся: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе - нарисовать дерево уважения. | Практическая работа |
19 | Будем милосердны к старости. | - воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым; - добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки. | Посещение больных, учителей ветеранов |
20 | Тепло родного очага. | - систематизация понятий и представлений, учащихся о составляющих красоту души ценностях/качествах - стимулирование потребности учащихся искать и находить друзей, а также дружить с другими ребятами. - воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к дому, к своей семье, классу. | Концерт для мам и бабушек. |
21 | Роль отца в воспитании. | - воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к своему отцу. | Беседа |
22 | Чудо материнской любви. | - воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к своей матери. | Чтение рассказов о маме |
23 | Счастливые дети – счастливые родители. | - воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к дому, к своей семье. | Конкурс рисунков «Моя семья». |
24 | Спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья». | - прививать детям основы здорового образа жизни, развивать навыки двигательной активности, координации движений, способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья. - воспитывать чувство коллективизма, сопереживание за других. | Спортивные соревнования |
25 | Мы граждане своей страны | - помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом - дать представление о Конституции РФ. - воспитывать определённые отношения каждого ученика к позиции «быть гражданином». | Тематический праздник |
26 | Деревня, в которой ты живёшь. | - воспитывать любовь к своему краю; - уважение к людям села; бережное отношение ко всему тому, что окружает. | Экскурсия по селу |
27 | Все люди братья. | - довести до сознания детей, что инвалиды имеют право на полноценную жизнь, а государство проявляет о них заботу; приучать детей к здоровому и полноценному образу жизни - уважение к окружающим людям, в каком бы статусе человек не был | Устный журнал, презентация |
28 | Человек – это звучит гордо. | - обсуждение вопроса: «что надо человеку, чтобы его уважали». - нарисовать дерево уважения. | Практическая работа |
29 | Человек защищён законом | - воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; - мотивация на свое культурное поведение - дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя гражданами своей страны. | Проект |
30 | Что такое преступление? | - разбор жизненных ситуаций; - научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков; - формирование навыков анализировать правовые документы. | Презентация |
31 | Мой дом – моя крепость. | - воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к дому, к своей семье. | Беседа |
32 | Я – сын твой Россия. | - воспитывать любовь к Родине; - чувство гордости за Отчизну; - написать сочинение на тему: «Я люблю тебя, Россия» | Сочинение |
33 | Конкурс рисунков на тему «Мир глазами детей». | - нарисовать цветок щедрости из своих добрых дел. | Конкурс рисунков |
34 | Итоговое занятие «Жить добро творить». | - подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию. | Праздник |
Литература
- Алоева М.А. .Классные часы в 5-х классах / Под ред. Г.Н. Сибирцовой. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
- Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
- Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003, №
- Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М.: Мнемозина, 1997.
- Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 1998.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
- Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
- Дик Н.Ф. Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: «Линка-Пресс», 1998.
- Игра как педагогическое средство. / И.В. Батракова. Вологда, ВГПУ, «Русь», 1998.
- Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2001..
- Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 3 – 6.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
- Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2006, № 11
- Ушинский К.Д. Избр. пед. произв. М., Просвещение. 1968.
- Филимонова А.А., Коротюк Л.В., Грезина З.С. К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании // Начальная школа. 2002, № 6
- Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986.
Список произведений, рекомендуемых для детского чтения:
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
- Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
- Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»
- Артюхова Н. «Трусиха»
- Атнабаев А. «Край мой»
- Бабич Ш. «Присяга народу», «Кураю»
- Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине»
- Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка –
добрая душа»
- Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин…»
- Биишева З.А. «Колесница-летунья»
- Богданов Н.А «След человека»
- Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица»
- Бунин И.А. Матери
- Винокуров Е.М. «Мальчики»
- Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
- Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише…», «Совесть», «Чук и Гек»
- Гарипов Р. «Жаворонок»
- Даян К. «Батыр полей», «Шаймуратов генерал»
- Дик И. «Красные яблоки»
- Добронравов Н. «Если отец герой!»
- Драгунский В.Ю. «Друг детства», «Тайное становится явным»
- Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова»
- Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет…», «Люди сильны друг другом»
- Емельянов Б. «Мамины руки», «Зеленая букашина»
- Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова»
- Игебаев А. «Вы не верьте»
- Карим М. «О березовом листе»
- Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
- Клюев Е. «Сказки простого карандаша»
- Крылов И.А. «Демьянова уха», «Стрекоза и муравей»
- Маршак С.Я. «Кот и лодыри», «Ежели вы вежливы», «Друзья-товарищи», «Урок вежливости», «Рассказ о неизвестном герое», «Не так»
- Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- Милн А. «Вини-Пух и все-все-все» («День рождения Иа»)
- Михалков С.В. «Родина-мать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма», «Прогулка», «Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша», «Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Просчитался»
- Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше ссориться!»
- Носов Н.Н. Рассказы
- Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»
- Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему», «Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три товарища», «Просто старушка»
- Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки», «Трус»
- Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы»
- Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама»
- Пляцковский М. «Мама»
- Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»
- Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина»
- Пушкин А.С. Сказки
- Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла»
- Симонов К.М. «Родина»
- Сутеев В. «Палочка выручалочка», «Разные колеса», «Под грибом»
- Тимьяни Ш. Ай, мой Урал!»
- Толстой Л.Н. «Косточка», «Птичка», «Белка и волк», «Филипок», «Бабка и внучка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котенок», «Кто прав?», «Два товарища», «Правда всего дороже»
- Чуковский К.И. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон»
- Юлтый Д. «Хлеб»
- Яковлев Ю. «Мама».
СЛОВАРЬ
нравственных понятий и терминов
Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.
Верность - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека.
Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести.
Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.
Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.
Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.
Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
Корысть – выгода, материальная польза.
Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.
Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.
Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)
Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми.
Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.
Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.
Обман – ложное представление или заблуждение человека в чем-то.
Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.
Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять.
Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими.
Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.
Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.
Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел.
Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.
Режим – распорядок дел, действий.
Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.
Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.
Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.
Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.
Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.
Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека.
Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.
Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.
Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.
Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.
Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях, закономерностях и развитии.
Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе.
Добро и зло. С детства человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. «Добро» и «зло» как центральные понятия представляют наиболее общую форму выражения моральной оценки, разграничивающую нравственное и безнравственное. Через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, его деятельности. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал; добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; добро может выступать как добродетель, как моральное качество личности. Добро противостоит злу. К сожалению, подчас в этой борьбе сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.
Действовать в морали – значит выбирать между добром и злом.
Этикет – правила учтивости и обхождения принятые в обществе, воплощающие внешнюю культуру поведения.
В.Г.Белинский: «Будьте вы человеком какого угодно вам происхождения, держитесь каких вам угодно убеждений – светскость вас не испортит, а только улучшит». Т.о., этикет – это не лишние церемонии, не усложнение простых отношений, это один из важных элементов личностной культуры. Правила этикета призваны подчеркнуть доброжелательное, уважительное, корректное отношение человека к окружающим, они утверждают человечность, гуманность. Правила этикета направлены на то, чтобы общение доставляло людям радость.
Единство правил этикета и ценностей морали составляет основу подлинной культуры человеческих отношений.
Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы. «Друзей много, да друг один», «Будешь друг, да не вдруг». В дружбе главное духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность, доверие, верность, взаимная требовательность.
Законы дружбы:
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
- Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.
- Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
- Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
- Не предавай друга.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ,
отражающие нравственные ценности:
- Герой – за Родину горой.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Своя земля и в горсти мила.
- Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
- Где родился, там и сгодился.
- Всякому мила своя сторона.
- За край свой насмерть стой.
- Где смелость – там победа.
- Русский боец – всем молодец.
- Смелого враг не берет.
- Чем крепче дружба, тем легче служба.
- Если с другом вышел в путь, веселей дорога.
- Будь другом сам – и тебе помогут в беде.
- Друг денег дороже.
- Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
- Друг познается в беде.
- Всякая дорога вдвоем веселей.
- Доброе братство лучше богатства.
- Недруг поддакивает, а друг спорит.
- Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- Тайное всегда становится явным
- Шила в мешке не утаишь.
- Кто правдой живет, добро наживет.
- Правда светлее солнца, дороже золота.
- Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет.
- Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
- Маленькая ложь за собой большую ведет.
- Скромность каждому к лицу.
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- Совесть без зубов, а гложет.
- Не дал слово – крепись, а давши – держись.
- Нет большего позора, как не выполнить уговора.
- «Помогу, помогу», - а пришло: «Не могу».
- Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
- Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
- Кто ленив, тот и сонлив.
- Лень до добра не доводит.
- Ленивому всегда праздник.
- Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.
- Кто любит труд того люди чтут.
- Без дела жить – только небо коптить.
- Всякий человек у дела познается.
- Делано наспех – сделано на смех.
- Играть играй, да дело знай.
- Делать добро спеши.
- Свет не без добрых людей.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Зла за зло не воздавай.
- Добро помни, а зло забывай.
- За добро плати добром.
- Доброму слову и добрая слава.
- Доброму слову – добрый ответ.
- Других не суди – на себя погляди.
- На что клад, когда в семье лад.
- Почитай старых, сам будешь стар.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Мир да лад – большой клад.
- На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
- При солнце тепло, а при матери – добро.
- Своя семья – самые верные друзья.
- Нет такого дружка, как родная матушка.
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс "Школа добрых дел". 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс...
Авторская программа по внеурочной деятельности "Жить - добро творить"
Настоящая программа внеурочной деятельности «Жить – добро творить» разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образоват...
Авторская программа по внеурочной деятельности "Жить - добро творить"
Настоящая программа внеурочной деятельности «Жить – добро творить» разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образоват...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир Добрых Дел" 1-4 класс
Программа дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности по направлению профориентиции и этикета общения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеучебных занятий с учащимися (1час в неделю), так и возможно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...