Информационные технологии в образовании и правовом просвещении воспитанников.
статья (3 класс) по теме

Сарабьева Ольга Васильевна

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Этот процесс инициирует:

• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно - педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно - учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.


Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств  новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.
Сегодня компьютер является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и внеклассной деятельности. Проводя внеклассные занятия по правовому просвещению обучающихся младших средних и старших классов, я использую информационные компьютерные технологии, позволяющие развивать наглядно-образное мышление у детей, преподносить  правовой материал в более доступной форме, симулировать интерес к изучению своих прав и обязанностей, формировать и развивать правовые знания, умения и навыки, расширять кругозор обучающихся.
Для правового просвещения учащихся мною разработаны следующие информационные занятия: «Права литературных героев» для младших классов, «Мои права» для  среднего звена и «Кто хочет стать правоведом» для старшеклассников.
Информационное занятие «Права литературных героев»  построено таким образом, что узнавая о правах   любимых   сказочных  персонажей   дети осознают их значимость и в своей повседневной жизни, проецируя их на себя. Данное занятие состоит из двух частей. Первая часть – «Сказки» предполагает три варианта ответа на представленные вопросы по заранее приготовленным листочкам-подсказкам. Все ответы проиллюстрированы красочными сказочными персонажами. Вторая часть – «Музыкальный конкурс» - предполагает заслушивание мелодий и отгадывания того права, о  котором в ней поется.Занятие «Мои права», разработанное, как и предыдущее, с использованием современных компьютерных технологий и мультимедиа,   состоит из трех туров. В первом туре «Вопрос-ответ» «игроками» является весь участвующий коллектив детей или класс. По итогам первого тура выбираются трое «учащихся-игроков», набравших наибольшее количество баллов, для участия во втором туре «Логическая цепочка». Остальные учащиеся делятся на три команды - поддержки «игрокам». Третий тур «Мое право» является заключительным, по его результатам определяется победитель - игрок и команда, набравшие наибольшее количество баллов.
В первом туре предлагается десять  вопросов, на которые игроки должны дать правильный ответ. Во втором туре представлены логические цепочки, где дети учатся сопостав­лять, соотносить данную информацию и делать правильный выбор. В третьем туре требуется из набора букв составить наибольшее количество основных прав человека, таким образом, у детей "включается" механизм непроизвольного запоминания и усвоения своих  прав. 
Информационное занятие "Кто хочет стать правоведом" подготовлено на примере телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером» и позволяет  закрепить правовые знания детей, расширить их кругозор, познакомиться с основными правами человека и документами, регламентирующими их.

В данном занятии задействованы все учащиеся. В начале занятия дети делятся на три команды, в которых выбирают капитанов. Занятие «Кто хочет стать правоведом» включает в себя два отборочных этапа и три основных последовательных тура. В первом отборочном этапе капитанам трех команд необходимо правильно выполнить задание. И тогда в первом основном туре, отвечать на десять вопросов, будет тот капитан, кто первым выполнил задание первого отборочного этапа. Если капитан ошибается, то заканчивает  первый тур все три команды. Во втором отборочном этапе предстоит уже капитанам двух команд правильно выполнить задание. Капитан первым выполнивший задание второго отборочного этапа вступает во второй основной тур, где также отвечает на десять вопросов. После ошибки второго капитана, игру также продолжают все команды. В третьем основном туре участвует последний оставшийся капитан, которому снова надо будет ответить на десять вопросов. Все команды продолжают третий тур при очередной ошибке капитана.  При выполнении трех основных туров  у каждого из капитанов есть три подсказки: 1 – помощь компьютера, 2 - помощь команды и 3 – помощь соперника, т.е. помощь одного из капитанов других команд. 

Литература:

1.  Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий /ГНУ "Республиканский мультимедиа центр" - М., 2001.

2. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии.  - М.: Наука, 1999.

3.     Новое педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред Е.С. Полат.-М.: "Академия", 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии в образовании и правовом просвещении воспитанников.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Этот процесс инициирует:

• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно - педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно - учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств  новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.
Сегодня компьютер является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и внеклассной деятельности. Проводя внеклассные занятия по правовому просвещению обучающихся младших средних и старших классов, я использую информационные компьютерные технологии, позволяющие развивать наглядно-образное мышление у детей, преподносить  правовой материал в более доступной форме, симулировать интерес к изучению своих прав и обязанностей, формировать и развивать правовые знания, умения и навыки, расширять кругозор обучающихся.
Для правового просвещения учащихся мною разработаны следующие информационные занятия: «Права литературных героев» для младших классов, «Мои права» для  среднего звена и «Кто хочет стать правоведом» для старшеклассников.
Информационное занятие «Права литературных героев»  построено таким образом, что узнавая о правах   любимых   сказочных  персонажей   дети осознают их значимость и в своей повседневной жизни, проецируя их на себя. Данное занятие состоит из двух частей. Первая часть – «Сказки» предполагает три варианта ответа на представленные вопросы по заранее приготовленным листочкам-подсказкам. Все ответы проиллюстрированы красочными сказочными персонажами. Вторая часть – «Музыкальный конкурс» - предполагает заслушивание мелодий и отгадывания того права, о  котором в ней поется.Занятие «Мои права», разработанное, как и предыдущее, с использованием современных компьютерных технологий и мультимедиа,   состоит из трех туров. В первом туре «Вопрос-ответ» «игроками» является весь участвующий коллектив детей или класс. По итогам первого тура выбираются трое «учащихся-игроков», набравших наибольшее количество баллов, для участия во втором туре «Логическая цепочка». Остальные учащиеся делятся на три
 команды - поддержки «игрокам». Третий тур «Мое право» является заключительным, по его результатам определяется победитель - игрок и команда, набравшие наибольшее количество баллов.
В первом туре предлагается десять  вопросов, на которые игроки должны дать правильный ответ. Во втором туре представлены логические цепочки, где дети учатся сопоставлять, соотносить данную информацию и делать правильный выбор. В третьем туре требуется из набора букв составить наибольшее количество основных прав человека, таким образом, у детей "включается" механизм непроизвольного запоминания и усвоения своих  прав. 
Информационное занятие "Кто хочет стать правоведом" подготовлено на примере телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером» и позволяет  закрепить правовые знания детей, расширить их кругозор, познакомиться с основными правами человека и документами, регламентирующими их.

В данном занятии задействованы все учащиеся. В начале занятия дети делятся на три команды, в которых выбирают капитанов. Занятие «Кто хочет стать правоведом» включает в себя два отборочных этапа и три основных последовательных тура. В первом отборочном этапе капитанам трех команд необходимо правильно выполнить задание. И тогда в первом основном туре, отвечать на десять вопросов, будет тот капитан, кто первым выполнил задание первого отборочного этапа. Если капитан ошибается, то заканчивает  первый тур все три команды. Во втором отборочном этапе предстоит уже капитанам двух команд правильно выполнить задание. Капитан первым выполнивший задание второго отборочного этапа вступает во второй основной тур, где также отвечает на десять вопросов. После ошибки второго капитана, игру также продолжают все команды. В третьем основном туре участвует последний оставшийся капитан, которому снова надо будет ответить на десять вопросов. Все команды продолжают третий тур при очередной ошибке капитана.  При выполнении трех основных туров  у каждого из капитанов есть три подсказки: 1 – помощь компьютера, 2 - помощь команды и 3 – помощь соперника, т.е. помощь одного из капитанов других команд. 

Литература:

1.  Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий /ГНУ "Республиканский мультимедиа центр" - М., 2001.

2. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии.  - М.: Наука, 1999.

3.     Новое педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред Е.С. Полат.-М.: "Академия", 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правовое просвещение младших школьников

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ УЧАЩИХСЯ  и материаля для занятий с младшими школьниками...

Тематическое планирование работы с родителями в вопросах правового просвещения

Необходима дополнительная работа по формированию правового созна­ния родителей - разработка его содержания, форм и методов.Родители готовы уважать право ребенка на проявление собственной во­ли, но в р...

Конспект занятия по правовому просвещению

Знакомство детей  с их правами  считаю необходимо  начинать именно с темы «Семья»  так как с семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина...

Информационные технологии в образовании

Статья о плюсах и минусах использования информационных технологий на учебных занятиях....

Использование современных информационных технологий в образовании.

В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффе...

"Информационные технологии в образовании"

В статье раскрываются основные теоретические положения информационных технологий в образовательной сфере. Рассматривается влияние информационных технологий на качество образования. Выявлены основные в...