Использование современных информационных технологий в образовании.
статья
В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Особую роль в этом процессе играют ИТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_informatsionnyh_tehnologiy_v_obrazovanii.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных информационных технологий в образовании.
Одним из современных путей совершенствования учебного процесса в школе является информатизация образования, и в частности, использование информационных технологий. Информатизация образования включает в себя не только информатизацию обучения. Это информатизация учебной деятельности, контроля и измерения результатов обучения, процессов воспитания, внеучебной, научно-исследовательской и научно-методической деятельности, а также организационно-управленческой деятельности. Информационные технологии в учебном процессе помогают наиболее глубже усваивать информацию при изучении предметов и облегчают работу педагогов в ходе проведения занятий
Компьютерные технологии проникли и продолжают проникать во все сферы человеческой деятельности. Сфера образования не стала исключением и также подверглась компьютеризации. Компьютеры рассматриваются не как дополнительное средство обучения, а как неотъемлемая часть целостного образовательного процесса, призванная существенно повысить его эффективность.
Внедрение в практику ИТ – это одно из важнейших направлений модернизации. Оно позволяет не только повысить уровень обучения, но и развивать информационные компетентности, раскрывать интеллектуальный потенциал личности. Все преимущества, которые дают нам информационные технологии неоспоримо облегчают учебный процесс.
Основные педагогические цели информационных технологий на уроках развивают личность обучающегося, включающее в себя: развитие коммуникативных способностей, развитие творческого мышления, умения принимать необычные решения в сложных ролевых ситуациях; улучшению знаний в экспериментальной деятельности.
Примеры применения ИТ в процессе обучения. ИТ прежде всего используются для:
• Организации учебного процесса,
• подготовки учебных пособий,
• изучения нового материала (можно выделить два направления – самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ).
• компьютерного контроля знаний учащихся,
• получения и работы с информацией из сети Интернет,
• создания и работы со школьным сайтом, позволяющим связать между собой учеников, родителей и учителей.
Самое поверхностное использование компьютера – иллюстративный материал. Монитор компьютера (или экран проектора) освобождает не только от необходимости тащить кучу книг, делать в них закладки, но и экономит время, давая учителю возможность заранее отсортировать изобразительный материал, а также добавить аудиоматериалы в тех объемах, которые ему удобны. При изучении нового материала можно выделить два направления – самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ.
Компьютер помогает сделать урок более продуктивным и научить школьников навыкам конспектирования. Ведь обычно все записи на доске учитель вынужден выполнять быстро, не затрачивая на это большое количество времени (и, что немаловажно, пока он пишет на доске, он не видит класс), а, кроме того, увы, не все обладают каллиграфическим почерком. Особое значение приобретает компьютер при составлении схем и таблиц. Заранее подготовленный пошаговый материал дает возможность задать темп урока и в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению.
Здесь могут помочь уже готовые компьютерные программы. Методика проведения уроков с помощью готовых компьютерных программ: во-первых, восприятие готового курса отличается в восприятии школьников от учительской презентации - они зачастую воспринимают сюжет на экране как кино. Поэтому задача учителя побудить учеников к конспектированию, сформулировать проблемные вопросы, чтобы знакомство с материалом шло интенсивно. Как это иногда не обидно, строить подачу нового материала только на просмотре программы (даже, если компьютерный урок хорошо разработан), как правило, нецелесообразно, потому что притупляется внимание. Можно применить методы активизации, которые позволят это внимание удержать. Применение готовых компьютерных программ требует от учителя большого количества времени на разработку уроков.
Широко применимы в процессе обучения контролирующие программы. Программы данного типа состоят из набора заданий, которые постепенно подводят учащихся к решению учебной задачи урока и помогают повторить и обобщить материал изученной темы. Оценка проделанной учащимся работы делается учителем, либо при помощи автоматической проверки результатов, либо на основе собственных представлений учителя о полноте, точности и грамотности ответов.
Вариативность их использования ИТ более обширна в виду стремительного развития самих технологий. Поэтому отличительной чертой современного этапа развития образовательной системы является качественная модернизация всех основных ее компонентов. Интенсивное инновационное обновление образования невозможно без широкого применения новейших информационных технологий.
Наиболее распространённым сейчас является дистанционное обучение. Представление и мнение о рациональности такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно диаметральные. Еще недавно дистанционной считалась практически любая методика обучения, при которой хотя бы малая доля материалов выдавалась на руки для самостоятельного изучения. Основным средством общения для предоставления информации является всемирная сеть Internet
Дистанционное обучение рассматривает взаимодействие учителя и обучающихся на расстоянии между собой, которое отражает все компоненты, присущие стандартному процессу обучения. Замысел применения компьютеров в школах, где в некоторой степени необходима подмена учителя при смешанном обучении в начальной школе, либо в качестве компенсации профессиональной неподготовленности учителя-совместителя является не совсем новой, но не менее перспективной.
Дистанционное образование предоставляет равные возможности получения образования для всех желающих. Положительной стороной дистанционного обучения является выбор места и времени образовательного процесса. Преградой к развитию дистанционного образования является малая информированность людей о данной системе. Но, несмотря на это, дистанционное образование обретает распространённость.
Помимо основной образовательной функции, информационные технологии развивают творческие навыки обучающегося и расширят его кругозор. Помимо основных предметов, обучаемый может получать и дополнительное образование, например, начать изучать какой-либо язык программирования, использовать онлайн-курсы, тренажеры, а общение в какой-либо социальной сети. Получать знания можно независимо от места проживания и возраста. В настоящее время всемирная сеть и различные программные продукты разнообразны своим ассортиментом. Именно по причине развития информационных технологий в полной мере реализуется замысел непрерывного дополнительного образования. Также информационные технологии в большей степени аргументируют людей к обучению, проведению различных научно-исследовательских работ, созданию инновационных проектов и статей.
Таким образом, использование информационных технологий в образовательном процессе необходимо для подготовки обучающихся к жизни и работе в современном информационном обществе.
Список литературы
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. — 4-е изд., стер. — М.: 2008. - 192 с.
- Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России. - 2004.
- Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения - Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития / Международная научно-практическая Интернет-конференция – М. - 2005. - С.50-55.
- В.П. Демкин, Г.В. Можаева. Информационные технологии дистанционного обучения - www.ict.edu.ru/ft/003625/1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационных технологий на первой ступени обучения
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не ...
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.
В статье рассматривается опыт работы учителя начальных классов по использованию ИКТ...
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.
Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов....
Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов
Плюсы и минусы использования ИКТ в начальной школе....
Использование современных информационных технологий в начальной школе
Информационные технологии помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный матери...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...
Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы.
Выступление на методическом объединении на тему "Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы" плюс презентация к док...