Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "...ЭТО ВСЁ МОЁ, РОДНОЕ..."
методическая разработка (1 класс) по теме
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
| |
Полное наименование программы: | Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников “…ЭТО ВСЁ МОЁ, РОДНОЕ…” |
Нормативная база программы: | Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Концепция УМК «Школа России»; Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”. |
Разработчик программы: | Классный руководитель – Быстрых Н.А, учитель начальных классов МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского” |
Срок реализации программы: | 4 года (1-4 классы начальной школы) |
Цель: | Организация образовательной среды, направленной на воспитание у младших школьников принципиальной жизненной позиции – ГРАЖДАНИН РОССИИ. |
Задачи: | Создать условия обучающимся: В области формирования личностной культуры: для укрепления нравственности, основанной на духовных отечественных традициях и основ нравственного самосознания личности (совести). В области формирования социальной культуры: для осознанного принятия базовых национальных ценностей; формирования основ российской гражданской идентичности; формирования осознанного и уважительного отношения к традиционной для русского народа религии – православию, к вере и религиозным убеждениям. В области формирования семейной культуры: для формирования отношения к семье как основе российского общества, представлений о семейных национальных ценностях и традициях. |
Проектные блоки: | “Первое дело в жизни – служить Отчизне” “Святая Русь” “Дерево держится корнями, а человек - семьёй” “Велика русская земля, а везде солнышко” |
Исполнители: | классный руководитель |
Ожидаемые конечные результаты: | Продуктивная система воспитания младших школьников, направленная на создание социально открытого, нравственного уклада школьной жизни. Успешная реализация модели “Портрет ученика школы I ступени МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”. |
Контроль за реализацией программы: | Директор гимназии, заместитель директора по воспитательной работе, МО учителей начальных классов. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_novyy_tekst.doc | 503 КБ |
Предварительный просмотр:
“…ЭТО ВСЁ МОЁ, РОДНОЕ…”
Автор программы:
Быстрых Наталья Андреевна
Гатчина
2013
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | |
Полное наименование программы: | Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников “…ЭТО ВСЁ МОЁ, РОДНОЕ…” |
Нормативная база программы: | Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Концепция УМК «Школа России»; Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”. |
Разработчик программы: | Классный руководитель – Быстрых Н.А, учитель начальных классов МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского” |
Срок реализации программы: | 4 года (1-4 классы начальной школы) |
Цель: | Организация образовательной среды, направленной на воспитание у младших школьников принципиальной жизненной позиции – ГРАЖДАНИН РОССИИ. |
Задачи: | Создать условия обучающимся: В области формирования личностной культуры: для укрепления нравственности, основанной на духовных отечественных традициях и основ нравственного самосознания личности (совести). В области формирования социальной культуры: для осознанного принятия базовых национальных ценностей; формирования основ российской гражданской идентичности; формирования осознанного и уважительного отношения к традиционной для русского народа религии – православию, к вере и религиозным убеждениям. В области формирования семейной культуры: для формирования отношения к семье как основе российского общества, представлений о семейных национальных ценностях и традициях. |
Проектные блоки: | “Первое дело в жизни – служить Отчизне” “Святая Русь” “Дерево держится корнями, а человек - семьёй” “Велика русская земля, а везде солнышко” |
Исполнители: | классный руководитель |
Ожидаемые конечные результаты: | Продуктивная система воспитания младших школьников, направленная на создание социально открытого, нравственного уклада школьной жизни. Успешная реализация модели “Портрет ученика школы I ступени МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”. |
Контроль за реализацией программы: | Директор гимназии, заместитель директора по воспитательной работе, МО учителей начальных классов. |
В современной ситуации развития нашего общества, когда всё чаще и чаще отмечаются у молодого поколения антинациональные настроения, откровенная агрессивность по отношению к собственному отечественному наследию и людям, которые являются носителями этого наследия, давно наступило время действовать и действовать активно. Система образования нашей страны получила важный социальный заказ, инициированный Правительством России – духовно-нравственное развитие гражданина России.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В русской педагогике эта цель в той или иной интерпретации являлась величиной постоянной. Правда, и смысл её в разные исторические периоды жизни нашей страны был всё-таки разный.
Сейчас тоже возникает справедливое опасение неоднозначной трактовки этой цели. Цель воспитания гражданина России может превратиться ещё в один модный тренд, при лучшем раскладе, не несущий особой смысловой нагрузки, а при худшем, преследующий откровенно противоположные задачи. Мы должны серьёзно подумать, какие нравственные позиции мы хотим вложить в наших детей, какие дать компетенции и установки на их дальнейшую жизнь, и, самое главное, как укоренить в них чувство подлинного патриотизма и гражданственности, чувства, без которого невозможна личная национальная идентификация?
Убеждена, что решение этих вопросов должно лежать в плоскости русских духовных образовательных традиций.
По мнению русского философа И.А. Ильина, воспитание детей есть не что иное, как пробуждение их ”бессознательного чувствилища к национально-духовному опыту...”. В своей работе “Национальное воспитание - путь духовного обновления” он писал: “Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь “знать” и “понимать”, как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки — скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного”.
В этих словах и должна заключаться концепция всей воспитательной работы в школе: создание определенной образовательной среды, которая позволит дать детям лично ими принятое ощущение гражданственности, патриотического настроя и соборности, причастности к судьбе великого народа, главными нравственными ценностями которого являются: вера, семья, труд, знания, культура, Отечество, земля (как общий дом человечества), мир (как покой и согласие между народами).
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников “…ЭТО ВСЁ МОЁ, РОДНОЕ…” основывается на указанных позициях и является моим личным педагогическим и гражданским вкладом в процесс воспитания подрастающего поколения, частью большой воспитательной работы, которую активно ведёт на протяжении многих лет МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”, реализующая метапрограмму “Формирование духовности школьников на основе целостного подхода к отечественному историко-культурному наследию”.
Цель программы воспитания:
Организация образовательной среды, направленной на воспитание у младших школьников принципиальной жизненной позиции – ГРАЖДАНИН РОССИИ.
Задачи:
Создать условия обучающимся:
В области формирования личностной культуры:
для укрепления нравственности, основанной на духовных отечественных традициях и основ нравственного самосознания личности (совести).
В области формирования социальной культуры:
для осознанного принятия базовых национальных ценностей; формирования основ российской гражданской идентичности; формирования осознанного и уважительного отношения к традиционной для русского народа религии – православию, к вере и религиозным убеждениям.
В области формирования семейной культуры:
для формирования отношения к семье как основе российского общества, представлений о семейных национальных ценностях и традициях.
Главным результатом реализации программы духовно-нравственного воспитания младших школьников “…ЭТО ВСЁ МОЁ, РОДНОЕ…” должна стать продуктивная система воспитания младших школьников, направленная на создание социально открытого, нравственного уклада школьной жизни, способствующая успешной реализации модели “Портрет ученика школы I ступени МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”, отраженной в Основной образовательной программе начального общего образования гимназии:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину; уважающий духовные традиции своего народа, бережно относящийся к отечественному историко-культурному наследию;
- уважающий и принимающий духовные ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
Способы диагностики конечных ожидаемых результатов:
Педагогическое наблюдение;
Психологическое тестирование;
Анкетирование родителей и детей.
Принцип ориентации на идеал
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. В содержании воспитательной работы с обучающимися начальной школы должны быть актуализированы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе и религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип
(Аксиология – это философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам)
Ценности определяют основное содержание системы воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к конкретной ценности.
Принцип следования нравственному примеру
Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нравственную рефлексию. Обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип индентификации (персонификации)
Индентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип полисубъектности воспитания
Младший школьник в силу разных причин включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Педагог призван максимально согласовать деятельность различных субъектов воспитательного процесса на основе целей, задач и ценностей программы воспитания.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы воспитания: учебной, внеучебной, общественно значимой осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 классы начальной школы)
Национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.
Формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.
Патриотизм – чувство и сформированная позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.
Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие успешное развитие личности в современных условиях.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество.
Технология КТД И.П.Иванова (коллективное творческое дело)
Методика коллективной творческой деятельности, основой которой является создание внешних условий, заменяющих методы воздействия, предусматривает новый, ненасильственный способ организации воспитания.
Понятие “Коллективное Творческое Дело” И.П. Ивановым определялось как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые. Не всякое коллективное дело является КТД. Оно является таковым если:
- оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе;
- оно - творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведётся поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач.
Именно эти особенности коллективных творческих дел определяют отличительные черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы "по ходу", в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.
Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от остальных воспитательных мероприятий, где перед воспитанниками цели ставятся открыто. Несмотря на все разнообразие КТД (коллективно-творческих дел), у них есть один общий алгоритм проведения.
Этапы организации коллективно-творческого дела: | Содержание работы |
| Именно на этом этапе проявляются личные потребности и наклонности детей. Совместное обсуждение актуальности предстоящего мероприятие способствует развитию и воспитанию социально-значимой позиции учеников, а также умению договариваться друг с другом, нахождению компромиссов. |
| Работа в творческих группах предполагает четкое разделение обязанностей (желательно равнозначных). Этап планирования даёт возможность реализовать личные интересы и предпочтения. |
работа к совместному мероприятию. | Самая эффективная по своему воспитательному содержанию часть совместной работы. Именно при проведении этого этапа формируется и создаётся атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, творческой инициативы. |
| Своеобразный творческий отчет групп, участвующих в подготовке коллективно-творческого дела. Возможность оценить и сравнить полученные результаты, свои собственные и своих товарищей. |
| Формирует качества объективной самооценки, анализа удачных находок и незапланированных недочётов, умение делать перспективные выводы. |
Схема деятельности:
действий |
|
Замысел дела | Познавательная активность |
Инициативная группа | Опыт оценки и самооценки, ответственность, самостоятельность. |
Разработка сценария. | Планирование, активизация интеллектуальной деятельности, эстетический вкус, эрудиция. |
Распределение полномочий. | Организаторские, предпринимательские качества, способность к взаимодействию, решительность. |
Документальное и материальное обеспечение дела. | Практичность, деловитость, эстетический вкус, бытовые умения и навыки. |
Репетиции. | Коммуникативные, организаторские склонности, трудолюбие, ответственность, старательность. |
Проведение. | Инициативность, ответственность, способность к взаимодействию. |
Анализ. | Готовность и способность к аналитической деятельности |
Технология проектной деятельности
Слово « project » (лат.) буквально переводится как “брошенный вперед”; то есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Возможна классификация проектов по:
- тематическим областям;
- масштабам деятельности;
- срокам реализации;
- количеству исполнителей;
- важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
- в определенной степени неповторимы и уникальны;
- направлены на достижение конкретных целей;
- ограничены во времени;
- предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Педагогические цели и задачи в рамках проектов:
- Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.
- Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.
- Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать и т. д.
- Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение обучающихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.
Содержание работы на этапе | Деятельность обучающихся | Деятельность педагога |
Подготовка к работе над проектом | ||
а) постановка проблемы (беседа, анкетирование и т.д.); б) определение количества участников, работающих над проектом; в) формулировка темы проекта; г) выдвижение цели, задач, гипотезы; д) определение основного замысла, формы продукта (ов) проекта. | Обсуждают проблему, получают от педагога информацию, устанавливают тему, цель, задачи, выдвигают гипотезу. | Знакомит с методом проектной деятельности, мотивирует обучающихся, помогает в постановке темы, цели, задач, выдвижении гипотез . |
Определение плана работы над проектом | ||
а) установление этапов работы и сроков исполнения; б) распределение обязанностей среди участников проекта; в) определение источников знания об объекте проектирования, его назначении и функционировании. | Разрабатывают план действий для решения поставленных задач. Работают с источниками информации. Планируют свою деятельность, деятельность каждого участника. | Корректирует работу каждого участника проекта. |
Проектировочная деятельность | ||
а) сбор и анализ информации по объекту проектирования; б) определение формы представления проекта. | Изучают и анализируют информацию, проектируют, конструируют, моделируют, описывают | Наблюдает, советует, организует |
Результаты, выводы и рекомендации | ||
а) планирование отчета по результатам деятельности выступление, выставка, представление макета; б) оформление отчета о проделанной работе; в) формулирование выводов и рекомендаций. | Готовят презентационное оформление результатов делают выводы, обобщения, дают рекомендации. | Предлагает структуру и форму отчета. Наблюдает, предлагает, советует. |
Презентация результатов (представление проекта) | ||
Представление разнообразных форм отчета о проделанной работе. | Отчитываются, отвечают на вопросы, дискутируют, делают выводы | Слушает, задает вопросы. |
Обсуждение результатов в группе (классе) | ||
а) оценка процесса работы (контроль, самоконтроль); б) оценка результатов работы других участников проектов. | Коллективное обсуждение проделанной работы. Делают самооценку. Оценивают других. | Оценивает усилия вложенные обучающимися в проделанную работу, качество использования источников, постановки эксперимента, качество отчета. |
“…Нельзя любить Родину и не верить в неё.
Но верить в неё может лишь тот,
кто живёт ею, вместе с нею и ради неё…”
И.А.Ильин
Цель: создание условий для формирования у обучающихся особого чувства сопричастности к судьбе своего народа, своей страны (малой и большой Родины), гражданственности и патриотизма.
Задачи:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, конституции и законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, о национальных традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Базовые национальные ценности:
Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.
Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.
Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Актуальность реализации проектного блока:
Наличие гражданской позиции у подрастающего поколения – необходимое и, пожалуй, единственное условие сохранения государственности и целостности нашей страны. Кроме того, наличие гражданской позиции – это важнейшая ступень для восхождения к гражданской зрелости, которая подразумевает чувство долга и ответственности перед своей страной и обществом, чувство долга и ответственности перед самим собой за свою судьбу, понимание своего места в жизни, заботу о благополучии семьи и близких, самоутверждение, чувство общности с другими людьми, развитие понимания своих поступков и чувств, умение отвечать за свои поступки, развитие чувства собственного достоинства, справедливость, милосердие, честь, свобода совести и вероисповедания, чёткое понимание того, как поступить в конкретном случае.
Основные виды деятельности и формы занятий:
В процессе внешкольной деятельности: | Участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященным государственным праздникам. Посильное участие в социальнозначимых проектах и мероприятиях. Экскурсии и путешествия. Благотворительные акции и мероприятия. |
В процессе общественно полезной деятельности: | Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и военнослужащими. Участие во встречах и беседах с выдающимися соотечественниками, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. Участие в исследовательских и творческих проектах. |
В процессе взаимодействия с семьёй: | Открытые уроки и тематические мероприятия для родителей. Участие в семейных проектах. Организация и проведение совместных праздников. Совместные экскурсии и путешествия. |
Содержание проектного блока “Первое дело в жизни – служить ОТЧИЗНЕ”
Виды деятельности | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Проект “Государство Российское” | ||||
Тематические беседы, классные часы | Классный час “Я живу в России” (государственные символы РФ). | Классный час “Государственный флаг Российской Федерации”. | Классный час “Государственный герб Российской Федерации”. Классный час “Государственный гимн Российской Федерации”. | Классный час “Моя Родина – Россия”. Классный час “Урок гражданина”. |
Мини-проекты | | Исследовательский проект: “Родной Отчизны реет стяг”. | Исследовательский проект: “История двуглавого орла”. Творческий проект-конкурс: “Герб нашего класса (нашей семьи)”. | Исследовательский проект: “Откуда пошла земля русская”. Исследовательский проект: “400 лет династии Романовых” (2013 г.). |
Краеведческий туризм | Заочная игра - путешествие “Бабочка над заливом” (история, природа и культура Ленинградской области). | Заочное путешествие “Москва – глава городов русских”. | Обзорная экскурсия “Петербург, Петроград, Ленинград”. | Заочное путешествие “От Москвы до самых до окраин”. |
Образовательная экскурсия “Гранд макет России”. Библиотечный абонемент Гатчинской детской библиотеки. | ||||
Творческая деятельность | Конкурсы рисунков, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д. | |||
Проблемно-ценностное общение | Встречи с интересными людьми. | |||
Итоговый продукт (презентация проекта) | Альманах “Государство Российское”. Радиопередача “400 лет династии Романовых” (2013 г.). | |||
Проект “От героев былых времен” | ||||
Тематические беседы, классные часы | Классный час “Во славу Отечества”. | Классный час “А завтра была война”. | Классный час “Была война. Была блокада”. | Классный час “Города-герои России”. |
Серия тематических бесед “Великие русские воины”, “900 дней, 900 ночей”, “Уроки мужества”. | ||||
Мини-проекты | Исследовательский проект: “Улица моего героя”. | Исследовательский проект: “Пётр Первый – первый русский император”. | Исследовательский проект: “Александр Невский – солнце земли русской”. | Творческий проект-конкурс: “Посвящается…”. |
Краеведческий туризм | Музей - диорама “Невская битва. 1240” (Усть-Ижора), Господин Великий Новгород, Петропавловская крепость, Кронштадт. Библиотечный абонемент Гатчинской детской библиотеки. | |||
Творческая деятельность | Акция “Подарок ветерану” (открытка, листовка). | Книга памяти “Мой героический дед”. | Акция “Ветеран живёт рядом”. КТД “В моей семье живёт герой”. | |
Конкурсы рисунков, чтецов, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д. Участие в концертах ко Дню Победы, ко Дню снятия блокады Ленинграда. Участие в зимних забавах “День Ильи Муромца”. Акция “Поклонимся великим тем годам”. | ||||
Проблемно-ценностное общение | Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда, бывшими детьми-узниками фашистских концлагерей. | |||
Итоговый продукт (презентация проекта) | Выпуски боевых листков к торжественным датам. Книга памяти. Радиопередача “Александр Невский – солнце земли русской”. | |||
Проект “Я славу Гатчине пою” | ||||
Тематические беседы, классные часы | Серия тематических бесед “Гатчина – резиденция русских царей”, “Героические страницы истории моего города”. | |||
Мини-проекты | | Творческий проект: “Карта родного города”. | Исследовательский проект: “История Гатчинского дворца”. | Исследовательский проект: “Павел Первый – царь-рыцарь”. Исследовательский проект: “Знаменитые жители Гатчины”. |
Краеведческий туризм | Пушкинские места Гатчинского района. | Музейный абонемент “Гатчинский дворец-музей”. | ||
Библиотечный абонемент Гатчинской детской библиотеки. | ||||
Творческая деятельность | Акции “Чистый город”, “Чистый двор”, “Друзья Гатчинского парка”. Конкурсы рисунков, чтецов, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д. Участие в проведении Дня города. Участие в кинофестивале “Литература и кино”. | |||
Проблемно-ценностное общение | Встречи с интересными людьми. | |||
Итоговый продукт (презентация проекта) | Сборник творческих работ (сочинений, стихотворений, рисунков, очерков) “Я славу Гатчине пою”. Радиопередача “Гатчина – золотая страница истории России”. |
“…Это всё моё родное,
Это где-то в глубине.
Это самое святое,
Что осталось во мне.
Это нас хранит и лечит,
Как Господня Благодать.
Это то, что не купить
И не отнять…”.
Сергей Трофимов
Цель: духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры; выработку этических принципов, определяющих качество межличностных отношений; историко-культурологическое образование в области религиозной культуры; знакомство с основами православия.
Задачи:
- изучение православной религиозной традиции;
- изучение истории христианства;
- изучение православной этики;
- ознакомление с православным календарём;
- воспитание патриотизма;
- формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения.
Базовые национальные ценности:
Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Нравственный выбор – жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь и достоинство.
Духовный мир человека – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода, красота, гармония.
Актуальность реализации проектного блока:
Огромный интерес нашего общества к религиозно-познавательному содержанию воспитания детей обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта.
Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.
Основные виды деятельности и формы занятий:
В процессе внешкольной деятельности: | Участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященным православным праздникам (Рождество Христово, Пасха, Покров Пресвятой Богородицы, Крещение и т.д.) Посильное участие в православных проектах и мероприятиях. Экскурсии и путешествия. Благотворительные православные акции и мероприятия. |
В процессе общественно полезной деятельности: | Организация и проведение встреч с представителями православных религиозных организаций, представителями русской Православной Церкви. Участие во встречах и беседах с выдающимися соотечественниками, явивших собой достойные примеры глубокой искренней веры. Участие в исследовательских и творческих проектах. Творческое объединение “Основы духовной культуры “Святая Русь”. Творческое объединение “Свечечка” (сопровождение богослужений в домовом храме Александра Невского в гимназии) |
В процессе взаимодействия с семьёй: | Открытые уроки и тематические мероприятия для родителей. Участие в семейных проектах. Организация и проведение совместных православных праздников. Совместные паломнические экскурсии и путешествия. |
Содержание проектного блока “Святая Русь”
Виды деятельности | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Проект “Русь православная” | ||||
Тематические беседы, классные часы | Классный час “Твои именины” . | Классный час “Город Святого Петра”. | Классный час “Главные храмы родного города”. | Классный час “Святая земля”. |
Учебный предмет ОРКСЭ (модуль: основы православной культуры). | ||||
Работа творческого объединения ОДК “Святая Русь” (на базе класса). Серия тематических бесед “Православный календарь”. Кинолекторий “Православный мир” (документальные, художественные и мультипликационные фильмы). | ||||
Мини-проекты | Исследовательский проект: “Мой Ангел-Хранитель” (рассказ о святом, в честь которого меня назвали). | Исследовательский проект: “Города России – святыни православия”. | Творческий проект-конкурс: “Православная Гатчина”. | Творческий проект-конкурс: “Святые покровители нашего края”. Творческий проект: “Свет Рождества”. |
Краеведческий туризм | Пешеходная экскурсия “Храмы Гатчины” (Собор Святого Павла, Покровский собор). | Заочное путешествие “Звон колоколов на Руси”. | Обзорная экскурсия “Святыни Гатчинского района” (Вырица, Мариенбург). | Заочное путешествие “Чудотворная икона Богородицы в Тихвине”. |
Музейный абонемент “Гатчинский дворец-музей”. | ||||
Творческая деятельность | Сопровождение и участие в богослужениях в домовом храме Александра Невского в гимназии (творческое объединение “Свечечка”). Конкурсы рисунков, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д. Рождественский концерт, Пасхальная выставка творческих работ. | |||
Проблемно-ценностное общение | Встречи с интересными людьми. | |||
Итоговый продукт (презентация проекта) | Альманах “Русь православная”. | |||
Проект “Дивен Бог во Святых Своих” | ||||
Тематические беседы, классные часы | Работа творческого объединения ОДК “Святая Русь” (на базе класса). Серия тематических бесед “Святые имена земли русской”. Библиотечный абонемент Гатчинской детской библиотеки. Кинолекторий “Православный мир” (документальные, художественные и мультипликационные фильмы). | |||
Мини-проекты | Творческий проект-конкурс: “Подарок на Рождество”. | Исследовательский проект: “Пересвет и Ослябя – Христовы воины ”. | Исследовательский проект: “Икона моего Святого покровителя”. | Исследовательский проект: “Кирилл и Мефодий – Святые учитили словенские”. |
Краеведческий туризм | Александро-Невская лавра, Вырица (Часовня Серафима Вырицкого), Варлаамо-Хутонский монастырь, Кронштадт (квартира Иоанна Кронштадтского), Часовня Ксении Блаженной (Санкт-Петербург). Посещение православного театра “Странник” (спектакли “Аленький цветочек”, “Рождественская сказка”) (Санкт-Петербург). | |||
Творческая деятельность | Сопровождение и участие в богослужениях в домовом храме Александра Невского в гимназии (творческое объединение “Свечечка”). Конкурсы рисунков, чтецов, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д. Участие в зимних забавах “День Ильи Муромца”. | |||
Проблемно-ценностное общение | Встречи со священнослужителями Гатчинских храмов. | |||
Итоговый продукт (презентация проекта) | Именины. Книга памяти святых земли русской. Радиопередача “Память о Серафиме Вырицком”. | |||
Проект “Православная география” | ||||
Тематические беседы, классные часы | Работа творческого объединения ОДК “Святая Русь” (на базе класса). Серия тематических бесед “Православная география”. Библиотечный абонемент Гатчинской детской библиотеки. Музейный абонемент “Гатчинский дворец-музей”. Кинолекторий “Православный мир” (документальные, художественные и мультипликационные фильмы). | |||
Мини-проекты | | Творческий проект: “Карта святых мест Гатчины и Гатчинского района”. | Исследовательский проект: “Иерусалим - сердце христианства”. | Исследовательский проект: “След Богородицы”. Исследовательский проект: “Необычные православные храмы мира”. |
Краеведческий туризм | Петергоф (Собор Петра и Павла), Санкт-Петербург (Леушинское подворье, Свято - Иоанновский монастырь), Печоры (Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь). Великий Новгород (Варлаамо-Хутынский монастырь). | |||
Творческая деятельность | Сопровождение и участие в богослужениях в домовом храме Александра Невского в гимназии (творческое объединение “Свечечка”). Конкурсы рисунков, чтецов, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д.
| |||
Проблемно-ценностное общение | Встречи с интересными людьми. | |||
Итоговый продукт (презентация проекта) | Православный атлас мира. |
“Для воспитания детей – самое важное,
чтобы они видели своих родителей,
живущими большой внутренней жизнью”
Александр Ельчанинов
Цель: создание условий для формирования у обучающихся уважительного отношения к институту семьи; приятия традиционных национальных семейных ценностей.
Задачи:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Базовые национальные ценности:
Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.
Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Актуальность реализации проектного блока:
“Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сёстры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу” (В.А.Сухомлинский).
В современных условиях взаимодействие семьи и школы необходимо рассматривать как партнерство в интересах ребенка. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, “что такое хорошо и что такое плохо”. Русский философ И.А. Ильин называет семью “первичным лоном человеческой культуры”. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.
В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Только семья может воспитать семьянина.
Организация совместной работы с родителями должна выстраиваться именно на ступени начального общего образования, так как активные формы работы с родителями позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.
Основные виды деятельности и формы занятий в процессе взаимодействия семьи и школы:
В процессе внешкольной деятельности: | Открытые тематические мероприятия для родителей. Выполнение тематических презентаций и творческих проектов совместно с родителями. Совместные экскурсии и путешествия. Проведение открытых семейных праздников. Встречи с авторитетными членами семей, пользующихся особым уважением в обществе. |
В процессе общественно полезной деятельности: | Создание семейных альбомов, знакомство с фотоархивом семьи. Проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями. Выполнение трудовых поручений. Организация и проведение семейных национально-культурных праздников. |
В процессе взаимодействия с семьёй: | Тематические родительские классные и общешкольные собрания. Родительский лекторий. Участие в беседах о семье, о родителях и прародителях. |
Содержание проектного блока “Дерево держится корнями, а человек - семьёй”
Виды деятельности | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Проект “Родом из детства” | ||||
Тематические беседы, классные часы | Классный час “Любимые праздники детства ” . | Классный час “Игры русские народные и современные ”. | Классный час “Бабушкины сказки”. | Классный час “Кем работать мне тогда”. |
Серия тематических бесед “Что в имени тебе моем” (история имени, фамилии, традиции имен в русских семьях). Родительские собрания (классные и общешкольные). | ||||
Мини-проекты | | Исследовательский проект: “Моя родословная”. Творческий проект-конкурс: “Герб нашей семьи”. | Исследовательский проект: “История моей семьи в годы Великой Отечественной войны”. | Исследовательский проект: “Семейная династия”. |
Краеведческий туризм | Экскурсия в музей кукол (Санкт-Петербург). | Посещение детских театров “Театр кукол на Неве”, “ТЮЗ”, “Сказка” (Санкт-Петербург), “Встречи” (Гатчина). | ||
Творческая деятельность | Конкурсы рисунков, творческих работ (семейных), плакатов и т.д. | |||
Проблемно-ценностное общение | Совместные посиделки с бабушками и дедушками. | |||
Итоговый продукт (презентация проекта) | Семейный альбом. Праздник “Родом из детства”. | |||
Проект “При солнышке - тепло, а при матери - добро” | ||||
Тематические беседы, классные часы | Классный час “Мамы разные важны”. | Классный час “Образ матери в стихотворениях русских поэтов”. | Серия тематических бесед “Русская женщина-мать”. | |
Родительские собрания (классные и общешкольные). | ||||
Мини-проекты | Творческий проект-конкурс: “Милой мамочки портрет”. | Творческий проект-конкурс: “Мамина мастерская”. | Исследовательский проект: “Матери великих людей”. | Исследовательский проект: “Земная жизнь Богородицы”. |
Краеведческий туризм | Заочное путешествие “Музей материнства” (Греция). | Музейный абонемент “Гатчинский дворец-музей” (рассказ о русских императрицах). | Часовня Ксении Блаженной Петербургской. | |
Библиотечный абонемент Гатчинской детской библиотеки. | ||||
Творческая деятельность | Конкурсы рисунков, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д. Просмотр кинофильмов, телеспектаклей. | |||
Проблемно-ценностное общение | Встречи с интересными людьми. | |||
Итоговый продукт (презентация проекта) | Ежегодный праздник “При солнышке – тепло, а при матери - добро”. | |||
Проект “С чего начинается семья” | ||||
Тематические беседы, классные часы | Классный час “Моя семья”. | Классный час “Права и обязанности членов семьи”. | Классный час “Семейные традиции”. | Классный час “Семь Я”. |
Родительские собрания (классные и общешкольные). | ||||
Мини-проекты | Творческий проект-конкурс: “Семейная фотография”. | Исследовательский проект: “Как появилась моя семья”. | Исследовательский проект: “Русские православные традиции семьи”. Творческий проект-конкурс: “Лучший день в моей жизни ”. | Исследовательский проект: “Главный закон семьи”. |
Краеведческий туризм | Экскурсия в музей хлеба. | Музейный абонемент “Гатчинский дворец-музей”. | Музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда" | |
Библиотечный абонемент Гатчинской детской библиотеки. | ||||
Творческая деятельность | Конкурсы рисунков, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д. Ежегодная акция добра (помощь нуждающимся и многодетным семьям). | |||
Проблемно-ценностное общение | Встречи с интересными людьми. | |||
Итоговый продукт (презентация проекта) | Конкурс-концерт “Моей семье посвящается”. |
“Даже цветы на родине пахнут по-иному”
Александр Куприн
Цель: создание условий для формирования у обучающихся элементарных представлений об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
Задачи:
- ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;
- освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края;
- освоение навыков видеть прекрасное в поведении и труде людей.
- участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного творчества, в экскурсионно-краеведческой деятельности.
Базовые национальные ценности:
Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Актуальность реализации проектного блока:
Личное эмоциональное переживание и личное эмоциональное восхищение удивительной красотой родной земли, культуры своего народа является крепчайшим фундаментом для формирования у обучающихся важных воспитательных эффектов:
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формировании потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Основные виды деятельности и формы занятий в процессе взаимодействия семьи и школы:
В процессе внешкольной деятельности: | Краеведческая деятельность. Посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки и песни, тематических выставок и т.д. Участие в различных видах творческой деятельности. Знакомство с репертуаром детских театров. Посещение музеев, выставок. Экскурсии и путешествия. |
В процессе общественно полезной деятельности: | Шефство над памятниками культуры вблизи школы. Организация и проведение национально-культурных праздников (проект – фольклорный коллектив “Коляды”). Проект – хор “Хрустальные нотки” Творческие конкурсы. |
В процессе взаимодействия с семьёй: | Участие в создании выставок семейного художественного творчества. Тематические вечера и посиделки. Посещение объектов художественной культуры с последующим представлением своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ. Организация и проведение национально-культурных праздников в семье. |
Содержание проектного блока “Велика русская земля, а везде солнышко”
Виды деятельности | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Проект “Учись у них: у дуба, у берёзы” | ||||
Тематические беседы, классные часы | Классный час “На бескрайних просторах родной земли” . | Классный час “Кто такой человек: хозяин природы или её часть? ”. | Классный час “Охрана природы в России”. | Классный час “Красота родной природы в пейзажах русских художников”. |
Серия тематических бесед “Шестая часть земли с названьем гордым Русь”, “Уроки добра и красоты”. Библиотечный абонемент Гатчинской детской библиотеки (произведения о русской природе). | ||||
Мини-проекты | Творческий проект-конкурс: “Люблю природу русскую”. | Исследовательский проект: “Семь чудес света России”. | Исследовательский проект: “Красная книга Ленинградской области”. | Исследовательский проект: “Картина живой природы”. |
Краеведческий туризм | Экскурсия в Лисино-корпус (музей леса). | Походы и пешие экскурсии по Гатчине, Гатчинскому району (совместно с родителями). | Экскурсия в парк семейного отдыха и экотуризма “Зубровник” (Токсово). | |
Экскурсии в Русский музей. Экскурсии в Эрмитаж. Экскурсии в зоологический музей. Экскурсия на Крестовский остров. Экскурсия в Екатерининский парк (Пушкин) | ||||
Творческая деятельность | Конкурсы рисунков, творческих работ (семейных), плакатов и т.д. Акция “Друзья птиц”, “Друзья Гатчинского парка” | |||
Проблемно-ценностное общение | Встречи с интересными людьми. | |||
Итоговый продукт (презентация проекта) | Альбом “Учись у них: у дуба, у берёзы”. | |||
Проект “Фольклорный коллектив “Коляды”” | ||||
Тематические беседы, классные часы | Серия тематических бесед “Народный календарь”, “Православные праздники русского народа”. | |||
Мини-проекты | Творческий проект: “Традиции моего народа в моей семье”. | Творческий проект - конкурс народных кукол: “Берегиня”. Исследовательский проект: “Народный костюм”. | Исследовательский проект: “Гусли звончатые”. | Творческий проект: “Свет Рождества”. |
Краеведческий туризм | Заочное путешествие по разным регионам России. Музей “Домик Арины Родионовны”. Музей станционного смотрителя. Русский музей. | |||
Творческая деятельность | Проведение праздников “Осенины”, “Бабушкин сундук”, “Рождественский концерт”, “Масленица широкая”, “Сороки”. Участие в городских праздниках народного календаря. Участие в концертной деятельности в составе фольклорного коллектива “Коляды” и “Перезвон”. Конкурсы рисунков, чтецов, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д. | |||
Проблемно-ценностное общение | Встречи с интересными людьми. Посещение концертов фольклорных коллективов гусляров, струнных инструментов. | |||
Итоговый продукт (презентация проекта) | Ежегодная выставка изделий народного творчества. | |||
Проект “Как прекрасен этот мир” | ||||
Тематические беседы, классные часы | Серия тематических бесед “Чудная картина, как ты мне родна!” (поэтические произведения о родном крае), “Ты в ответе за тех, кого приручил”. Библиотечный абонемент Гатчинской детской библиотеки. | |||
Мини-проекты | Творческий проект: “Фестиваль сказок”. | Творческий проект - конкурс: “Мы – художники-мастера”. | Исследовательский проект: “Чудесная кладовая”. | Творческий проект: “Письмо в будущее”. |
Проект – хор “Хрустальные нотки” (совместно с Гатчинским Домом детского творчества). | ||||
Краеведческий туризм | Музейный абонемент “Гатчинский дворец-музей”. Русский музей. Эрмитаж. Екатерининский дворец. Петергоф. Ориенбаум. | |||
Творческая деятельность | Участие в концертной деятельности в составе хорового коллектива “Хрустальные нотки”. Конкурсы рисунков, чтецов, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д. Участие в проекте “Литературный календарь”. | |||
Проблемно-ценностное общение | Встречи с интересными людьми (художниками, композиторами, писателями). | |||
Итоговый продукт (презентация проекта) | Ежегодная выставка поделок и рисунков “Как прекрасен этот мир” |
- А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития. – М.: Просвещение, 2009.
- Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я.Данилюк, А.А.Логинова. – М.: Просвещение, 2012.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [Т.Л.Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В.Казачёнок и др.]; под ред.А.Я.Данилюка. –М.:Просвещение,2012.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
- В помощь начинающему педагогу ОРКСЭ. Методические раздаточные материалы к Рабочей тетради учителя. – Санкт-Петербург, “Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь”, 2011.
- Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Планирование воспитательной работы с учащимися класса....
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...