Патриотическое воспитание подростков
статья на тему
В.А.Сухомлинский6 "Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том бегранином переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений,которое называется патриотическим воспитанием"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_podrostkov.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание подростков.
Т.И. Устюжанина
Б.У. колледж-интернат "Центр искусств для одарённых детей Севера",
г. Ханты-Мансийск, Россия.
Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма для России и ее граждан. Развивая идеи патриотического воспитания, заложенные в трудах педагогов прошлого, современная педагогическая наука рассматривает патриотическое воспитание как необходимую составную часть воспитания подрастающего поколения. В. А. Сухомлинский писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием».
Вот уже несколько лет я работаю над темой самообразования: «Патриотическое воспитание подростков в условиях колледжа-интерната искусств». По результатам работы составлено методическое пособие. Пособие включает в себя две основные главы и заключение, прилагается список литературы, имеется приложение.
В начале методического пособия есть введение, где обосновывается актуальность выбранной темы. Идея патриотизма всегда рассматривалась в широчайшем диапазоне, включая историческую проблематику, вопросы национального самосознания и менталитета, «национальной идеи». В России – государстве с многовековой историей и традициями патриотизм имеет глубокие корни. Патриотизм всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Во все времена «быть русским» означало быть слугой Отечества. Свидетельства о патриотизме встречались в военно-исторических документах и летописях ещё в IX веке.
Первая глава: «Теоретическое обоснование проблемы воспитания патриотизма у школьников в процессе обучения и воспитания». В ней раскрывается содержание понятий «патриот» и «патриотизм», сущность и содержание патриотического воспитания, педагогические условия воспитания патриотизма у школьников в процессе обучения в школе.
Вторая глава - это анализ современного педагогического опыта по решению проблемы воспитания патриотизма школьников и молодёжи. В ней раскрывается система патриотического воспитания школьников и молодёжи. Также, во второй главе я проанализировала состояние работы по патриотическому воспитанию в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре, колледже-интернате искусств и обобщила личный опыт работы по данному направлению.
Проблема воспитания патриотизма у подрастающего поколения актуальна и для нашего округа. Говоря о возрождении духовности, нужно говорить и о возрождении патриотизма, так как патриотизм – категория нравственная. На сегодняшний день в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре широко представлен позитивный опыт постоянного сотрудничества различных детских и молодёжных объединений с органами власти по проблеме патриотического воспитания учащихся и молодёжи. Существует несколько основных направлений, в которых совместно с органами власти по молодежной политике, успешно развиваются общественные объединения: спортивно-туристическое, творческое, военно-патриотическое, социальное. В образовательных учреждениях автономного округа реализуются вариативные программы патриотического и духовно-нравственного воспитания. В округе открыты кадетские классы: г. Мегион, г. Нижневартовск, г. Лангепас, г. Пыть-Ях, г. Ханты-Мансийск. Действует автономное учреждение Ханты-Мансийского округа –Югры "Центр "Альтернатива"". Его цель – проведение и организация окружных мероприятий по программам гражданского и военно-патриотического воспитания, организация свободного времени детей, подростков и молодёжи; социально-клубная работа, организация летнего отдыха. В городах и посёлках округа работают различные центры, клубы по патриотическому воспитанию школьников и молодёжи. Например. Муниципальное образовательное учреждение "Центр дополнительного образования "Патриот"" - г.Ханты- Мансийск, военно-патриотический клуб - г. Радужный, военно-патриотический клуб «Возрождение» и другие.
Педагогический коллектив колледжа-интерната «Центр искусств для одарённых детей Севера» и в учебной, и во внеклассной работе использует различные формы и методы патриотического воспитания школьников и студентов с учётом специфики учебного учреждения. В своей работе я также особое внимание уделяю формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, национального самосознания через систематическую и целенаправленную воспитательную деятельность, используя различные формы работы. О некоторых из них сейчас пойдёт речь.
Привить любовь к своей малой Родине можно через осознание собственных корней, историю своего рода. Для каждого человека понятие «отчий дом» связано со своей семьей, своим домом, с детством. «Иваны, не помнящие родства...» - так говорили о людях, которые не знали о своих предках. Не к лицу нам не знать имя прабабушки, гадать, от кого унаследовали способности и увлечения. К тому же стоит помнить непреложный закон: забудешь ты - забудут и тебя. Большое значение в воспитании патриотизма играет работа по изучению родословной. Здесь использовала пособие для начальной школы «Моя родословная», рекомендованное Департаментом общего среднего образования Министерства образования России. В процессе работы по данному пособию учащиеся узнали, что такое генеалогия, ещё раз убедились в том, что каждому человеку следует знать историю своей семьи. Задания были разного характера. После того как был заполнен весь альбом, учащиеся должны были нарисовать герб и придумать девиз семьи, которые бы отражали то, что больше всего подходит для его семьи. Фамильная честь, интерес к своему роду – это ветви большёго дерева, имя которому патриотизм.
Чувство любви к своей малой Родине становится ближе каждому ребёнку, когда он знакомиться с историческим прошлым своего посёлка, города, с названием улиц, легендами и т.д. Ко Дню округа было организовано и проведено КТД «Родник». Оно проходило в два этапа. На первом этапе учащиеся должны были выполнить творческое задание–подготовить информацию о своём городе, посёлке. Учащимися были оформлены газеты, написан реферат, представлены фильм о Белоярске и прекрасная легенда о возникновении п. Агириш, Советского района. Закончился первый этап защитой творческих работ учащихся на уровне класса и отбором лучших работ на второй этап.
Второй этап был представлен литературно-музыкальной композицией «Родник» для учащихся 4-9 классов колледжа-интерната искусств. В сценарии был использован материал из истории освоения округа, национальная музыка, стихи, песни местных поэтов, композиторов, включены рассказы учащихся о своих городах и посёлках, оформлена выставка: «Северные мотивы».
Яковлев сказал: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. И всё лучшее, что есть в человеке, даётся ему от матери». Одним из таких праздников стал праздник: «Нежная, добрая моя мама» с использованием произведений художников, поэтов. Основная цель – показать детям, что образ матери-женщины на протяжении всей человеческой жизни воспевался художниками, поэтами. Есть среди них и наши земляки. Образ матери был представлен на примере русской иконы, лучших произведений живописи зарубежных и отечественных мастеров. Использованы репродукции картин В.А. Игошева. При раскрытии литературного образа женщины-матери были включены стихи М.К. Вагатовой, А.Тарханова, Ю Шесталова.
Сколько бы времени не отделяло нас от тех героических дней, мы никогда не перестанем восхищаться беспримерным подвигом на поле брани простых и скромных участников Великой Отечественной войны. В память об этой трагедии для нашего народа стало традиционным проведение праздника «Свет великой победы». Его цель: воспитание сопричастности к великой и славной истории Отечества, проявление внимания к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. На праздник приглашаются ветераны. В содержание праздника включается местный материал, который подчёркивает вклад жителей нашего округа в победу, показывает, что наши земляки достойно выполнили свой долг по защите Отечества и прославили себя героическими подвигами. При подготовке праздников самое активное участие принимают учащиеся колледжа-интерната искусств. Они подбирают материал, разучивают стихи, песни, оформляют зал, готовят поздравления гостям.
Ещё не зажили раны Великой Отечественной войны, а наши солдаты снова идут в бой, снова встают на защиту народа. Ко дню вывода войск из Афганистана мы организовали встречу с участниками боевых действий в различных «горячих» точках и назвали её «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне и других «горячих» точках. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом говорим и поем. В содержание была включена информация об участии наших земляков в военных действиях, об их подвигах и наградах.
Естественной потребностью гражданина и проявлением его патриотизма является чувство гордости, глубокое уважение и почитание символов Российской Федерации — герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества. Символы родины всегда твои, а не чужие. С целью знакомства учащихся с государственными символами России нами проводятся классные часы, круги общения, практические задания, анкетирование.
В настоящее время нет более важной идеи, чем патриотизм. Патриотизм определяет нравственный климат общества. Развитие духовности личности, её готовности служению России и её народу, выполнению патриотического долга по защите интересов Отечества должно рассматриваться как основное и необходимое условие прогресса общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Патриотическое воспитание подростков
Воспитание патриотизма у детей процесс сложный, который требует постоянного развития у подростков...
Патриотическое воспитание младших подростков в рамках учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"
В статье рассказывается о патриотическом воспитании младших подростков в рамках учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"...
"Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию детей и подростков"
Будущее России,её конкурентноспособность на мировом рынке,инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех,кто сегодня сидит за школьной партой.Одной из важнейших задач современной шко...
«Новые формы работы патриотического воспитания детей и подростков»
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние духовного, нравственного и патриотического воспитания детей: формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравстве...
Духовно – нравственное воспитание подростков в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть:- наличие у молодого человека научного мировоззрения;- наличие чувства внутренней свободы у учащихся и студентов, ко...